Сегодня одна из сессий РЭН была посвящена развитию инфраструктуры, за которой, как ожидается, подтянется экономика, а вместе с ней и уровень жизни населения

«50 ПРОЦЕНТОВ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Сегодня одна из открывающих сессий Российской энергетической недели (РЭН), собравшая наибольшее число топовых спикеров, была посвящена развитию инфраструктуры, за которой, как ожидается, подтянется экономика, а вместе с ней и уровень жизни населения. Как отметил вице-премьер Дмитрий Козак, инфраструктура – это «национальная цель руководства РФ», поскольку именно инфраструктурные ограничения являются ключевыми для развития экономики России. «50 процентов ограничений для развития экономики – это отсутствие необходимой инфраструктуры, необходимой мощности автомобильных, железных дорог, генерирующих мощностей, электросетевого хозяйства. Страна у нас тратит огромные ресурсы на развитие инфраструктуры. Это не наше конкурентное преимущество. У нас огромная страна, огромная территория, у нас много неосвоенных регионов», – отметил вице-премьер.

Так что в ближайшую шестилетку правительство намерено активно вкладывать в развитие инфраструктуры. Об этом же говорится в «майских указах» президента Владимира Путина, для достижения целей которых решено разработать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Как подсчитали эксперты, ежегодно потребуется вкладывать около 2 трлн рублей. «На развитие электросетевого хозяйства в 2017 году было потрачено 261,9 миллиарда рублей, на 2019–2024 годы предусмотрено 1,4 триллиона рублей, предполагается построить десятки тысяч ЛЭП, десятки тысяч мегаватт трансформаторной мощности. «Транснефть» на нефтепроводы предполагает в 2018–2022 годах потратить 1,1 триллиона рублей, «Газпром» – 5,7 триллиона  рублей, РЖД – 3,8 триллиона рублей. 2,3 триллиона рублей в этот период до 2024 года будут израсходованы из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог», – обозначил ключевые направления Козак.


Впрочем, по его словам, основная проблема в России – это даже не отсутствие денег, а вопрос эффективности расходов. «Важно, чтобы все те органы, которые ведут свою отраслевую политику по развитию электросетевого хозяйства, железнодорожного транспорта, газопроводов, нефтепроводов (говорю об инфраструктуре федерального значения), действовали скоординированно, чтобы их действия были синхронизированны, развивали страну в пространственном разрезе в одном направлении. Тогда будет синергия и будет эффект», – считает вице-премьер. Козак добавил, что есть масса примеров, когда разрозненные и нескоординированные действия приводили к невостребованности транспортной инфраструктуры, энергетических мощностей. «Это означает, что те средства, которые потрачены из бюджета или за счет потребителей услуг, потрачены зря, деньги на ветер», – переживал он.

Допускать подобное в ближайшие 6 лет Козаку очень не хотелось. Поэтому, по его словам, прежде чем утверждать стратегию пространственного развития, стоит дать оценку перспективам развития территорий с учетом инфраструктурных ограничений и уже потом только можно составлять план развития магистральной инфраструктуры. Всем этим, судя по словам Козака, правительство занималось последние месяцы. Так что стратегия пространственного развития будет утверждена в ближайшие недели, а до конца года вице-премьер пообещал установить все правила и определить механизмы.


«НА КАЖДЫЙ РУБЛЬ ВЛОЖЕНИЯ В ИНФРАСТРУКТУРУ МЫ ПОЛУЧАЕМ 3 РУБЛЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»

Мэр Москвы Сергей Собянин в этот день явился на РЭН как будто только чтобы вновь стать иллюстрацией того, как надо делать. Даже создавалось ощущение, будто Сергей Семенович до сих пор пребывает в предвыборном азарте – так красиво он расписывал, как системно столица за время его правления вкладывает в инфраструктуру. «Всегда мечтаем, что ничего делать не будем, а придут какие-то инвесторы, все расцветет, придут большие инвестиции, будут реализованы большие проекты, – как будто с грустью вздохнул Собянин, давая понять, что сам-то он все эти годы лишь грезил об отдыхе. – Отчасти это обоснованно, перед глазами у нас освоение газовых месторождений, высокорентабельных нефтяных месторождений. Государству ничего не надо – отдал лицензию и требуй исполнения обязательств. Но таких проектов единицы, даже в нефтегазовой отрасли большинство проектов без инфраструктурной поддержки государства нереализуемо. То же самое в городах. Есть точечные проекты, которые могут быть реализованы без серьезных инфраструктурных вложений, это высокомаржинальные девелоперские проекты». А поскольку нефтяных месторождений на вверенных Сергею Семеновичу территориях пока не нашли, то ему приходилось, закатав рукава, самому строить дороги, тянуть линии электропередач, прокладывать метро и прочую инфраструктуру. «В целом комплексное развитие города без серьезного инфраструктурного совершенствования невозможно, – настойчиво говорил Собянин. – Надо сказать, что на каждый рубль вложения в инфраструктуру мы получаем 3 рубля частных инвестиций. Благодаря не просто какому-то разовому, спонтанному, а системному, ежегодному развитию коммунальной и транспортной инфраструктуры мы увеличили рост инвестиций в основной капитал за последние годы на 70 процентов, а в стране рост составил только 10 процентов. Это цена вопроса развития инфраструктуры».

Столичный градоначальник убеждал, что иначе он все эти годы просто не мог. «Для нас инфраструктура – кровеносные артерии города. Если их не развивать, не чистить, они приведут к коллапсу», – Собянин покачал головой. Отметим, что совсем недавно, тут же, в «Манеже», но на финансовом форуме Сергей Семенович обронил фразу, что в то время, когда его назначили руководить Москвой, надо было сделать выбор – развиваться или обречь город на 10-балльные пробки. Сегодня он, даже как будто случайно и неосознанно, бросил камешек в огород своего предшественника Юрия Лужкова, который стал первым, кто ушел из-за «утраты доверия». «В Москве в 2008 году бюджет города в сопоставимых цифрах был больше, чем в 2018 году. При этом доля бюджета, направленная на инвестиции, была в три раза меньше. Вопрос приоритета и оптимизации текущих расходов», – отметил Собянин, намекая, что и раньше столица вполне могла позволить себе траты на инфраструктуру.

Герман Греф: «К сожалению, при сегодняшней стоимости нашего долга и темпах нашего роста ВВП инвестиции за счет привлечения имеют отрицательную величину»

«СОЗДАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ДВИГАЕТ ЭКОНОМИКУ ВПЕРЕД»

Традиционно звание главного мыслителя и философа пленарной сессии можно отдать главе Сбербанка Герману Грефу. Для него за словом «инфраструктура» скрывались не пресловутые дороги или электросети. «Инфраструктура – это то, что соединяет людей, компании и вещи между собой», – глубокомысленно изрек он. На посту главы Сбербанка Греф мог позволить себе не печалиться о традиционной хард-инфраструктуре, для него гораздо важнее софт-инфраструктура – это интернет, работа с данными. «Есть классический инжиниринг, государственная инфраструктура – это дороги, порты, аэропорты, сети – это классически удел государства, государственные инвестиции, это очень длинные и слабоокупаемые проекты», – отмахнулся Герман Оскарович. В новой экономике, по его словам, важнее интеграция харда и софта, онлайна и офлайна – того, что дает наибольшую отдачу. «Мы видим, что сегодня огромное количество компаний начинают использовать софт-инфраструктуру при реализации своих ключевых производственных функций», – отметил Греф. Сам он этим тоже активно занимался.

Проблема лишь в том, что все эти вложения в нематериальные активы в России до сих пор толком не научились считать. «Но это сегодня главный тренд – создание нематериальных активов, это двигает экономику вперед, – указал глава Сбербанка. – Страны, инвестирующие в нематериальные активы, как правило, успешнее, чем страны, занимающиеся развитием только хард-инфраструктуры. Примерно 1 процент роста инвестиций в нематериальные активы коррелирует с 3 процентами по производительности. Такой рост производительности не дает никакого другого роста инвестиций ни в какие другие инфраструктурные материальные активы».


В России тем временем не просто не научились считать подобные вложения, но и, напротив, судя по списку приоритетных инвестпроектов, гуляющего по Telegram-каналам, в основном делают ставку на дороги, порты, аэропорты и трубопроводы. Так что Греф как будто с тоской кивал в сторону зарубежных стран. Вот, например, Германия, по его словам, «объявила энергетический поворот»: к 2050 году она будет использовать 60% от возобновляемых источников энергии. Сейчас этот показатель равен 36%, а еще в 2010-м равнялся 10%. «Это гигантский скачок, и планы 2050 года уже не кажутся настолько амбициозными», – завидовал Греф. Или вот Япония, которая за 15 лет собралась потратить $400 млрд на строительство водородного общества.

России такие суммы могут только сниться, а уж куда там водородное общество, когда даже газ есть далеко не во всех хозяйствах. «К сожалению, при сегодняшней стоимости нашего долга и темпах нашего роста ВВП инвестиции за счет привлечения имеют отрицательную величину», – вздохнул глава Сбербанка. По его мнению, нашей стране сначала надо озаботиться стабилизацией макроэкономических показателей, снижением инфляции, стоимости привлечения на рынке, а уже потом думать о масштабной программе привлечения инвестиций. Более того, Греф подчеркнул, что долгосрочный рост ВВП, о чем так грезит правительство, могут обеспечить только инвестиции в образование, здравоохранение и спорт – как раз тот самый человеческий капитал, о котором так любит повторять глава Счетной палаты Алексей Кудрин. К слову, таблицу именно из его диссертации сегодня показывал Греф.

Наконец, глава Сбербанка посоветовал задуматься о кибербезопасности и создать для этого отдельное министерство. «Пора создавать очень серьезную инфраструктуру. МЧС у нас существует. У нас должно быть точно министерство, которое бы контролировало чрезвычайные ситуации в диджитальной сфере, которая коснется всей инфраструктуры без исключения. Это вызов будущего», – предупредил он.

По словам Олега Белозерова (слева), РЖД до 2024 года намерена вложить в развитие 7 трлн рублей, а еще 3 трлн привлечь от частных инвесторов

Любопытно, что следом глава РЖД Олег Белозеров нашел еще одно направление для вложения денег – это настроение. «Вкладываться в хорошее настроение нужно. Это как спецодежда. Если одежда удобная и красивая, знаете, насколько вырастает производительность труда? На 20 процентов. Поэтому такие вложения в настроение, улыбки, удовольствие не просто окупаются, а быстро окупаются», – на полном серьезе говорил он. При этом его компания до 2024 года намерена вложить в развитие 7 трлн рублей, а еще 3 трлн привлечь от частных инвесторов. Сколько из этой колоссальной суммы предназначено для хорошего настроения, Белозеров отчего-то не сказал.

«Очень важно точно определить потребность в инфраструктуре, очень важно не промахнуться. Цена ошибки очень высокая – мы можем вложить триллионы народных денег, средств налогоплательщиков. Надо под этим углом посмотреть на дальнейшее инфраструктурное развитие нашей страны, чтобы точно все спланировать, не ошибиться с пространством, которое мы развиваем», – заключил Козак. Отчего-то создавалось ощущение, что в правительстве сами не до конца поняли, куда вкладывать триллионы и что развивать в ближайшие 6 лет.