В РОССИИ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ 39 ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ - И УЖАСНУЛИСЬ

Регистрация юридического лица в Казани без помощи прикормленных властью посредников заставляет представителей бизнеса в среднем 16 раз обратиться в органы власти. На это уйдет почти 24 часа рабочего времени. Хотя сама регистрация обойдется в среднем в 6 940 рублей, суммарные потери граждан от очередей в органах исполнительной власти - примерно в 2 млрд. рублей в год. Таковы результаты исследования, проведенного в 10 российских регионах, в том числе в Татарстане, Институтом государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (Москва). Результаты исследования имеются в распоряжении «БИЗНЕС Online».

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГИ – 921 ДЕНЬ!

Мониторинг издержек бизнеса и граждан на получение государственных услуг был проведен по заказу правительства РФ в рамках подготовки Стратегии-2020. Цель исследования - оценка реальных временных и материальных издержек бизнеса и граждан на получение госуслуг.

Всего были проанализированы 39 государственных и муниципальных услуг (открытие бизнеса, выдача лицензий и т. п.) по восьми отраслям – от розничной торговли до строительства жилья. Мониторинг прошел в 10 регионах, в том числе в Казани, Красноярске, Саратове, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге…

Оценив практику предоставления госуслуг, эксперты выяснили, что в среднем количество обращений бизнеса за получением одной госуслуги составляет 8 раз, а средняя стоимость предоставления госуслуги – 373 тыс. рублей. Время предоставления госуслуг (с учетом параллельности – две-три услуги за один день) – 395 дней. Максимальное время предоставления госуслуги – 921 день.

Эксперты проанализировали, сколько обращений в органы власти необходимо совершить в зависимости от типа регистрации бизнеса. Для того, чтобы начать строительство автодороги, необходимо получить 21 разрешение, для регистрации лекарственных средств вдвое меньше – 10 обращений, а для получения лицензии на телерадиовещание надо пройти всего четыре госуслуги.

65% - АФФИЛИРОВАННЫЕ С ВЛАСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Комплексные государственные услуги по созданию бизнеса в разбивке по отраслям выглядят так. В фармакологическом бизнесе необходимо получить больше всего разрешений – 20, в пищепроме - 19. В сфере общепита – 16, для создания розничного бизнеса - 16. Причем 23% всех обращений – это обращения в федеральные органы исполнительной власти, 10% - региональный уровень, муниципальный уровень - 2%, остальные 65% - аффилированные с властью организации. Самая большая стоимость обращений – в лесной промышленности, 1,3 млн. рублей, в пищепроме – 224 тыс. В среднем по исследованным отраслям – 352 тыс. руб.

Расходы бизнеса по ведомствам. Например, в пищепроме общий расход на получение госуслуг составляет 224 тысячи рублей, из них 93 тыс.- доля санэпиднадзора, 43 тысячи – на противопожарную безопасность, на обеспечение безопасности условий труда потребуется потратить в госорганах 86 тысяч. А экологическая безопасность обойдется всего в 2 тысячи в среднем.

Регистрация юридического лица потребует в среднем 12 - 13 обращений в органы исполнительной власти. Стоимость обращений в среднем 8 тысяч рублей, из них 52% - доля «федералов». Те же 8 тысяч стоит во всех исследованных регионах нанять посредников, которые соберут и проведут через кабинеты власти все необходимые документы.

Мониторинг выявил отсутствие единого порядка регистрации юрлица, требование дополнительных документов, непредусмотренный анализ документов на предмет их соответствия, несоблюдение принципа «одного окна», длительные сроки ожидания в очереди.

ДЕШЕВЛЕ ГОСУСЛУГИ ТАМ, ГДЕ БИЗНЕС ХОРОШО СТРУКТУРИРОВАН

Эксперты выявили следующую закономерность: дешевле госуслуги обходятся там, где бизнес хорошо структурирован. Тогда при получении госуслуг получается «экономия на масштабе». Пример такого рода бизнеса - организованное производство через технопарк Камский индустриальный парк «Мастер» (КИП-Мастер), созданный при ОАО «КАМАЗ». С КИП-Мастером эксперты сравнили неорганизованное производство автокомпонентов в Самаре.

Стоимость госуслуг через КИП-Мастер обходится в 305 тыс. рублей, неорганизованному производству в Самаре - в 428 тыс. руб. Стоимость подключения к сетям инфраструктуры для КИП-Мастер – 1,6 млн. рублей, для самарских бизнесменов – 2,5 млн. рублей. Время получения госуслуг – 37 часов и 171 час соответственно.

РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: РЕЙТИНГ СТОИМОСТИ. В КАЗАНИ – ДЕШЕВЛЕ ВСЕГО

Стоимость регистрации юрлица в Казани – 6940 рублей, в Краснодаре – 7240 рублей, в Барнауле и Красноярске – по 7800 рублей, в Перми и Екатеринбурге стоимость уходит за 8 тысяч, а в Саратове, Санкт-Петербурге и Москве – вырастает до 9420 рублей. Рекордная стоимость регистрации – в Хабаровске (9775 рублей).

Но при дешевизне регистрации в Казани другая проблема – срок регистрации юрлица. Он достигает 24 дней, в Москве и Саратове – 20 дней. Быстрее всех регистрируют в Красноярске и Краснодаре – по 16 дней.

Кстати, эти данные заметно отличаются от тех, которые обнародовал в прошлом году Всемирный банк. По его данным, стоимость госуслуг в Москве – 6200 рублей, в Санкт-Петербурге – 4900, в Перми – 5100, в Казани – 3 тыс. рублей.

Срок регистрации в Казани – 35 дней, в Перми – 36, в Санкт-Петербурге – 31, в Москве – 30, подсчитал ВБ.

ПРИМЕР ВОПИЮЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС

Эксперты привели пример вопиющего административного давления на бизнес. Фермер Калужской области Бабынинского района несколько лет назад решил построить свинокомплекс, рассчитанный на содержание 150 свиноматок и откорма 3,5 тысячи свиней. Для регистрации КФХ (колхозно-фермерского хозяйства) было получено 28 согласований, пройдено 63 инстанции, затрачено более 1,5 лет.

Кроме того официально было потрачено 682 000 рублей, хотя в действительности хозяйство произвело неофициальные расходы, в разы превышающие официальные значения. В том числе были получены на согласование подключения электроэнергии - 8 актов, о возможности подачи и использования газа, как вида топлива - 4 акта, о возможности подключения водоснабжения - 7 актов. А также согласования с ближайшим аэропортом о расстоянии от фермы «до контрольной точки аэродрома вне полос воздушных потоков».

А также согласование с департаментом по охране и использованию культурного наследия (памятников истории и культуры) министерства культуры области об отсутствии культурных наследий на территории свинокомплекса. А также заключение отдела геологии и лицензирования Калужской области об отсутствии полезных ископаемых на участке. Кроме того, согласие хозяйства на принятие и использование отходов в виде удобрений. И еще заключение о публичных слушаниях о намерениях строительства комплекса.

Но и это не все преграды. Будущий фермер-свиновод был вынужден получить согласование центра по гидрометеорологии, техническое заключение о результатах изыскательских работ. И само собой - согласования с СЭС, с пожарными, экологами, Росреестром.

МАСШТАБЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО БРЕМЕНИ

Экспертный мониторинг, проведенный НИУ ВШЭ, впервые позволил получить количественные оценки масштабов административного бремени, которое ложится на граждан и бизнес. Итоги исследования пояснил для «БИЗНЕС Online» эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Плаксин.

«Во-первых, мониторинг предоставления госуслуг показал, что наибольшие проблемы для бизнеса связаны не столько с затратами и количеством необходимых обращений в органы власти, хотя и это существенно, сколько с продолжительностью сроков предоставления госуслуг», - говорит Плаксин.

Второй результат мониторинга – получая госуслуги, бизнес не в состоянии прогнозировать, сколько времени займет рассмотрение документов, сколько будет случаев возврата документов по формальным, иногда надуманным основаниям, например, по причине неправильно расставленных запятых.

Причем, проблема планирования времени на реализацию бизнес-плана обостряется, если в процессе предоставления государственной услуги участвуют аффилированные с органом власти организации. Нередко они занимают монопольное положение на рынке. Участие аффилированных организаций приводит к тому, что непредсказуемыми становятся не только сроки, но и конечная стоимость государственной услуги.

Как поясняет Плаксин, одной из целей мониторинга была оценка неформальных, то есть не имеющих документального подтверждения, платежей, подношений «в конвертах». Здесь и была выявлена третья проблема. Максимальный объем неформальных платежей, как правило, связан с отраслями, в которых бизнес пытается использовать ограниченные ресурсы – землю, лес, коммунальную инфраструктуру.

Четвертый итог мониторинга. Массовые государственные услуги, оказываемые гражданам, как правило, относительно дешевы, их реальная стоимость равна госпошлине. В большинстве случаев такие услуги предоставляются в установленный в законодательстве срок. Главная проблема массовых услуг – это несоблюдение стандартов обслуживания и прежде всего это проблема очередей. Только по пяти наиболее массовым государственным услугам (регистрация по месту жительства, регистрация авто и т. п.) суммарные потери граждан от очередей можно оценить примерно в 2 млрд. рублей в год, уточняет эксперт.

Наконец, пятое наблюдение. Сама процедура получения госуслуг настолько непрозрачна и запутана, что бизнес вынужден обращаться к организациям–посредникам. Срок получения госуслуги в этом случае ускоряется, официальная часть оплаты услуг посредников при органах власти остается небольшой, но ее неформальная составляющая утраивается.

ЭКСПЕРТЫ РЕКОМЕНДУЮТ ВНЕДРИТЬ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Эксперты поделились рекомендациями, которые они внесут на рассмотрение правительства для совершенствования качества государственных услуг.

Плаксин считает, что необходимо установить нормативы предельных сроков и стоимости государственных услуг, особенно если получение услуги предполагает обращение в подведомственные или экспертные организации.

Также необходимо обязать ведомства опубликовать в свободном доступе исчерпывающий перечень требований к получателям государственных услуг. Не менее важно ввести запрет требовать у заявителя документы, имеющиеся у других ведомств.

И последняя рекомендация – внедрение электронного правительства, электронного документооборота, что позволяет сократить поток заявителей и время обслуживания одного заявителя.

Тимур Алтынов,
специально для «БИЗНЕС Online»
(Москва)

Справка

Методы исследования:

Анкетирование, интервью, глубинные иноверью с получателями и посредниками, «контрольные закупки» и наблюдения в точках предоставления государственных услуг, а также анализ нормативно-правовой базы и реконструкция наборов услуг.

11 госуслуг, в частности:

1. Регистрация юридического лица;
2. Строительство многоквартирного жилого дома;
3. Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;
4. Регистрация лекарственных средств: старый порядок;
5. Лицензирование производства лекарственных средств;
6. Выдача лицензии на право сбора, использования, обезвреживания, размещения, транспортировки опасных отходов;
7. Лицензирование деятельности в области связи;
8. Лицензирование телерадиовещания;
9. Организация проведения экспертизы, принятие решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот и регистрации присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов;
10. Аккредитация образовательных учреждений по подготовке судоводителей маломерных судов и по аттестации граждан на право управления маломерными судами;
11. Выдача картографических и геодезических материалов из федерального картографо-геодезического фонда.

По отраслям:

1. Предприятие пищевой промышленности;
2. Создание крестьянско-фермерского хозяйства;
3. Предприятие общественного питания;
4. Предприятие по розничной продаже лекарственных средств;
5. Предприятие розничной торговли;
6. Предприятие лесной промышленности (лесозаготовка и лесопереработка);
7. Предприятие легкого машиностроения;
8. Предприятие легкой промышленности.