Сегодня и завтра в театре им. Джалиля пройдет два вечера третьего сезона фестиваля «Yзгәреш җиле». Принципиальных отличий от предыдущих лет ждать не стоит, но интересна экономика шоу — местные артисты получат от 46,5 до 91,8 тыс. рублей, а, к примеру, певец из США TY Stephens — 250 тысяч. Хедлайнером же станет коллектив из Англии Accent. О том, почему за бортом остался выразитель моң Айдар Салахов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Генеральный продюсер фестиваля Рауфаль Мухаметзянов тонко чувствует зрительскую конъюнктуру
«НЕ ВИЖУ СМЫСЛА НАМ СЕЙЧАС ОБЩАТЬСЯ»
Уже сегодня в казанской опере пройдет первый концерт «Yзгәреш җиле – 3» — самого обсуждаемого татарского музыкального проекта последних лет. После многочисленных копий, которые были сломаны поклонниками и противниками шоу в 2016-м, когда «Ветер перемен» — детище директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и московского джазового трубача Вадима Эйленкрига — увидел свет, вот уже второй год подряд «Yзгәреш җиле» готовится в обстановке секретности. Никаких тебе пресс-конференций, интервью с организаторами. Вот и музыкальный руководитель фестиваля Эйленкриг в разговоре с «БИЗНЕС Online» был краток, отвечая на вопрос о том, чем третий сезон будет отличаться от предыдущих: «Я вам хочу сказать, что через пару дней сможете увидеть то, о чем меня спрашиваете, поэтому не вижу смысла нам сейчас общаться».
Информационный вакуум вокруг мероприятия, инициированного президентом РТ Рустамом Миннихановым в целях реформирования национальной эстрады, обычно объясняют желанием сохранить интригу, хотя, очевидно, в этом есть немалая доля лукавства. «Я уверен, что это движение „Yзгәреш җиле“ будет и дальше продолжаться», — говорил президент Татарстана в антракте первого концерта «Ветра перемен» в ноябре 2016-го. Кажется, в республике не было ни одного человека, кто бы не поддержал ставшие тогда знаменитыми слова Минниханова в адрес местных артистов: «Фонограммы, одеты они непонятно как, поют они не знаю что, двигаются как… Никто ими толком не занимается». В общем, желание реформировать национальную эстраду было принято на ура.
Недавно московский джазовый трубач Вадим Эйленкриг стал заслуженным артистом Татарстана
Но сейчас, кажется, многие уже забывают, что на выходе был нужен не просто блестящий концерт, на который большое удовольствие сходить, а толчок к развитию всей среды. К сожалению «движения „Yзгәреш җиле“» так и не появилось, фестиваль остается вещью в себе. Буквально месяц назад «БИЗНЕС OnlIne» представил рейтинг самых влиятельных деятелей татарской эстрады. И ни один из двух десятков наших экспертов не назвал в числе таковых Мухаметзянова и Эйленкрига. Редакция приняла волевое решение все равно включить обоих в первую десятку, учитывая тот громадный потенциал возможностей, который все еще сокрыт в проекте, патронируемом президентом Татарстана.
Если авторы феста всерьез хотят менять татарский шоу-биз, то об «Yзгәреш җиле» должны говорить — его надо превращать в крупнейшее культурное событие республики. Но этого не происходит. Республика ежегодно тратит десятки миллионов рублей на подготовку единственного концерта, который потом несколько раз покажут на ТНВ — и все. Опять же к большому сожалению, за два года проведения «Yзгәреш җиле» ни один из артистов, принимавших участие в этих шоу, не стал местной звездой. Разве что сам Эйленкриг получил звание заслуженного артиста РТ. Татарские певцы из Москвы и Уфы вернулись к себе домой, Ильнар Миранов — едва ли не главное открытие «Yзгәреш җиле» — продолжает выступать в сборных концертах собственного педагога Венеры Ганеевой и не помышляет всерьез о сольной карьере, а Алина Шарипжанова и Зарина Вильданова явно стали известны не благодаря фестивалю босса казанской оперы.
Не меняя в корне ничего в самом «Ветре перемен», организаторы задумались о международной экспансии. Как подтвердил нам источник в культурной среде, в силе планы провести концерт «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке, в «Карнеги-холл». Как мы уже писали, цена аренды зала зависит от целого ряда факторов: день недели, время года, пакет дополнительных опций, но начальная стоимость довольно скромная — всего $6 тысяч в день. Наш собеседник называет это элементом продвижения татарской культуры на внешнюю аудиторию. Хотя поездка доброй сотни с лишним певцов, музыкантов, администраторов и чиновников в Штаты с арендой за бюджетные деньги знаменитой концертной площадки по-прежнему кажется идеей довольно сомнительной. Не исключено, что для заполнения двухтысячной площадки придется мобилизовать через ВКТ татарскую диаспору… А если уж так важна западная аудитория, думается, что бюджета одного концерта в Нью-Йорке вполне хватило бы на целый европейский тур «Yзгәреш җиле»…
В Татарстане же Мухаметзянов, тонко чувствующий зрительскую конъюнктуру, наоборот, сократил число фестивальных концертов до двух. Напомним, что в 2016 году «Ветер перемен» дважды показали в оперном театре, а затем в московском Большом кремлевском дворце, где было очень далеко до аншлага. В 2017-м было решено от покорения столицы отказаться и провести три шоу в театре им. Джалиля. В итоге проходки раздавали бесплатно по школам, несмотря на вывеску «все билеты проданы» в кассе театра. Видимо, два концерта — оптимальный вариант в конфигурации «спрос – предложение» на «Yзгәреш җиле». В самом театре накануне днем оставались лишь билеты по 100 рублей с ограниченной видимостью. «Вам дадут стульчик, слышно будет все хорошо, а вот видно не очень», — пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» кассир. На вопрос, действительно ли нельзя купить билет получше, сотрудница ответила: «Приходите в день концерта, возможно, что-то и появится».
Ильнар Миранов продолжает выступать в сборных концертах и не помышляет всерьез о сольной карьере, а Алина Шарипжанова явно стала известна не благодаря фестивалю
«ЭТО АНГЛО-САКСОНСКИЙ БЕНД, КОТОРЫЙ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ В США»
Что же до творческой составляющей «Yзгәреш җиле – 3», то «БИЗНЕC Online» все же выяснил подробности предстоящего мероприятия, причем некоторые из них выглядят весьма любопытно.
Благодаря сайту госзакупок и тем покупкам, которые официально делает театр им. Джалиля, можно составить представление об экономике фестиваля. Кстати, миллион евро в качестве годового бюджета шоу — цифра, никем не опровергнутая. Правда, пока, если сложить суммы госзакупок для «Yзгәреш җиле – 3», до 70–80 млн рублей еще далеко, хотя артистам и музыкантам в Казани стали платить больше.
Если за первый сезон каждый из местных певцов получил официально порядка 20 тыс. рублей за репетиционный период и участие в концертах, то сейчас цифра поднялась минимум до пусть и не впечатляющих, но все же 46,5 тысячи. Интересно, что гонорары отличаются, причем не совсем понятно, отчего они зависят. Например, настоящие звезды татарской эстрады — Шарипжанова и Раяз Фасихов — получат те самые 46,5 тыс., Айдар Сулейман — 60 тыс., Марсель Вагизов — 66,2 тыс., а не столь известные в Татарстане Юлия Гарифуллина и Лилиана Ирназарова 76,5 и 91,8 тыс. соответственно.
Однако татарским артистам далеко до гонораров легионеров. К примеру, кубинский певец Уильям Борхес Идальго, засветившийся в пятом сезоне шоу «Голос», получит аж 217 тыс. рублей (за короткий репетиционный период с 25 по 29 ноября и участие в двух концертах). Чем этот посланец с Острова свободы так уж знаменит, помимо появления на Первом канале, не совсем понятно. Ну а джазовый певец из США TY Stephens, работавший в России с Игорем Бутманом и прочими, заработает 250 тыс., хотя приехал в Казань, судя по договору, только 26 ноября.
Кстати, неплохо заработают и известные джазовые профи из команды Эйленкрига, прежде всего сам уважаемый музыкальный продюсер «Yзгәреш җиле». Предприимчивый сын экс-директора Кобзона и Гурченко Симона Эйленкрига получит 6,3 млн за участие в фестивале своего симфоджазового оркестра, а также 1,8 млн рублей лично в качестве «музыкального руководителя и артиста оркестра (труба)». Также заслуженный артист РТ заработает и на аранжировках композиций к мероприятию — еще 1 млн с лишним. В качестве исполнителя многих договоров выступает ИП Гришачкин — это фамилия директора самого Эйленкрига. Но не обделены и солисты его оркестра — все сплошь имена в российском джазовом мире. Барабанщик Александр Машин, саксофонист Константин Сафьянов, бас-гитарист Армен Мкртчян, пианист Иван Фармаковский получат за репетиции и два концерта по 500–600 тыс. рублей каждый.
Но вернемся к вокалистам. Судя по всему, главной бомбой фестиваля должен стать коллектив из Англии Accent. Во всяком случае, за участие этих артистов казанская опера заплатила 2,35 млн рублей, в столице Татарстана они репетируют всего два дня, а в самом договоре группа названа «всемирно известным вокально-джазовым коллективом». Accent (это шесть молодых людей, а капелла исполняющих джазовые хиты) на «Ветер перемен» привозит продюсер Айдар Шайдуллин. Некогда артист балета и заслуженный артист РФ, он имеет прочные связи с театром им. Джалиля, в частности, привозя танцовщиков на Нуриевский фестиваль. «Accent — это джаз-бенд, достаточно известный в мировой джазовой индустрии. Это англосаксонский бенд, который большую часть времени проводит в США, там же пишется, выпускает альбомы. Музыкантам интересно поработать с татарами, это все равно какой-то новый музыкальный опыт, потому что татарская музыка своеобразная, со своей мелизматикой. Собственно говоря, музыкантов группы Accent это привлекло», — рассказал Шайдуллин «БИЗНЕС Online» и подчеркнул, что петь они будут по-татарски. Так что вокруг реализации недавней идеи генпродюсера «Yзгәреш җиле» Мухаметзянова — петь татарские песни по-английски — теперь возникла некоторая интрига.
На знаменитом стриминговом сервисе Spotify у Accent очень скромный результат — 1 тыс. прослушиваний в месяц. Так что о прорыве «Yзгәреш җиле» на Туманный Альбион говорить не приходится
В общем, сомневаться в профессиональном уровне Accent не приходится, все-таки британская музыкальная культура не чета российской. И все же так ли она известна и популярна? На их «Инстаграм» подписано всего 3,6 тыс. человек, на YouTube-канале только один ролик добрался до 100 тыс. просмотров (в основном это 10–15 тыс.), а на знаменитом стриминговом сервисе Spotify, позволяющем слушать музыку онлайн, где по состоянию на лето 2018-го было зарегистрировано 180 млн человек, у Accent очень скромный результат — одна тысяча прослушиваний в месяц. Так что о прорыве «Yзгәреш җиле» на Туманный Альбион говорить не приходится. Зато теперь в Казани заработают не только российские джазмены, но и английские.
Выбор ведущих шоу удивит многих — не будет Гульназ Сафаровой
«ВОТ, ЧЕСТНО, НЕ ЗНАЮ ПРИЧИНЫ, ПРОСТО МЕНЯ НЕ ПРИГЛАСИЛИ»
И еще об изменениях на «Yзгәреш җиле». В прошлом году многих удивил выбор ведущих шоу — спаянного многими годами совместного конферанса дуэта Гульназ Сафаровой и Айваза Садырова. Все-таки «Yзгәреш җиле» позиционирует себя как нечто новое на татарской эстраде, отличное от всего, что было раньше, и вдруг ведут шоу те же люди, что и «Татар җыры». В этом году Мухаметзянов удивил еще больше — оставил Садырова, но убрал Сафарову, вместо которой в этой роли себя попробует участница двух предыдущих сезонов «Ветра перемен» Румия Ниязова, впрочем, не оставившая слишком яркого впечатления своим вокалом. За прошедший год она обзавелась новой фамилией — Доценко, а теперь дебютирует в качестве ведущей, совместив конферанс с основным видом деятельности.
Ведущему Айвазу Садырову выбрали в пару Румию Ниязову — она совместит конферанс с основным видом деятельности
«Вот, честно, не знаю причины, просто меня не пригласили. Узнала, что мой коллега Айваз Садыров будет вести „Yзгәреш җиле“, а я — нет. Я спрашивала, кто будет вместо меня, потому что, признаться, мне хотелось работать на фестивале, выяснилось, что его станет вести девушка, которая там пела в прошлом году», — сказала «БИЗНЕС Online» Сафарова.
Вместо Салахова «Ветер перемен» вернул в свои ряды Айдара Гайнуллина, называвшего себя «единственным татарином-музыкантом на проекте»
Не будет и еще одного героя «Yзгәреш җиле – 2», баяниста Айдара Салахова, которого многие открыли для себя год назад. Тогда молодой, но уже титулованный музыкант не только отвечал на фестивале за татарский моң, но и стал настоящей «зажигалкой» проекта, раскачав публику своими соло и харизмой. Интересно, что вместо него «Ветер перемен» вернул в свои ряды другого именитого артиста, Айдара Гайнуллина, называвшего себя единственным татарином-музыкантом на проекте. Однако потом живущего в Германии баяниста не позвали даже записывать в студии сыгранные им на концертах партии, Эйленкриг пригласил это делать в 2017-м именно Салахова. Источники «БИЗНЕС Online» ответственно утверждают, что генпродюсер Мухаметзянов не смог простить тогда Гайнуллину слова на предваряющей пресс-конференции, что ему «тоже не все нравится» на «Yзгәреш җиле», и после этого даже высказал свои претензии солисту-баянисту лично. Но вот спустя два года обиды рассосались.
А что же Салахов? Ответ музыканта, летом приезжавшего на первый фестиваль пианиста Бориса Березовского в Елабуге, оказался неожиданным. «Я тоже думал, что приеду в этом году в Казань, но увы. Эйленкриг позвонил мне недавно и сказал, что я нехорошо себя вел на сцене, играл там, где не нужно, и признался в том, что во время моих импровизаций во многих местах они выключали микрофон. Вадим сказал, что больше не хочет общаться со мной, и бросил трубку. Я не знаю, что плохого им сделал, ведь максимально трудился в этом проекте», — рассказал Салахов удивленным корреспондентам «БИЗНЕС Online». «Получается, что он сам же пригласил меня в прошлом сезоне, а сейчас и знать не хочет. Я считаю, что если ты приглашаешь хороших музыкантов, то нельзя ими разбрасываться, — говорит наш собеседник, тем не менее полный оптимизма. — Я ничего не теряю, сейчас у меня много своих проектов и гастролей по всей Европе, а в Китае меня вообще приняли за своего».
Героя «Yзгәреш җиле – 2» — баяниста Айдара Салахова — многие открыли для себя год назад
Ответа по ситуации с Салаховым от самого Эйленкрига получить не удалось. «Вы понимаете, „Yзгәреш җиле“ — это проект. Кто-то может, кто-то не может в нем участвовать», — сказал «БИЗНЕС Online» музруководитель «Ветра перемен» и повесил трубку, сославшись на начало репетиции. Хотя отношение московского продюсера к артисту, претендующему на звание гордости татарской культуры и занятому в татарском национальном проекте, как минимум не может не удивлять. И вряд ли такие истории — это то, что ждет от своих «дорогостоящих легионеров» искренне в них поверивший президент Минниханов, чье «музыкальное послание» граду и миру все еще требует реализации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.