Взлет Ту-160 из советских заделов

Взлет Ту-160 из советских заделов

Кульминацией январского визита в Казань президента России Владимира Путина стал первый полет нового Ту-160. Самолет собрали из задела, хранившегося на заводе с начала 90-х, когда строительство Ту-160 в угоду западным «партнерам» прекратили. Начинка для этой машины собиралась с миру по нитке, ведь пока мы только учимся воссоздавать технологии 35-летней давности (впрочем, как нас уверяют, на новом уровне)… В этот же день в присутствии Путина на Казанском авиазаводе — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) военные и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт (стоимость 160 млрд рублей) на строительство до 2027 года 10 модернизированных ракетоносцев. Предположительно это и будет тот самый Ту-160М2, о котором сегодня так много говорят. Ориентировочно, опытно-конструкторские работы по теме завершат в 2021-м.

Фото: kremlin.ru

Создание судостроительной корпорации «Ак Барс»

Создание судостроительной корпорации «Ак Барс»

Судостроительная корпорация «Ак Барс», о необходимости создания которой говорили с 2015 года, наконец, обрела плоть и кровь. Она объединила АО «Зеленодольский завод им. Горького», ОАО «Казанский завод «Электроприбор», ООО «Ак Барс Металл», ООО «Адриа Винч Зеленодольск», ООО «ВолгаТатСудоремонт». Предполагается, к ним добавятся и другие предприятия, например АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). Именно для этого во исполнение указа президента России «О некоторых вопросах развития судостроительной отрасли» в конце ноября Татарстан принял в собственность 11,9% акций завода им. Горького и 75% минус 1 акцию ЗПКБ. Таким образом, завод стал полностью принадлежать республике и контролируемому ей холдингу «Ак Барс». В ЗПКБ 81,1% принадлежал Росимуществу, 18,9% — Объединенной судостроительной корпорации. Теперь же Татарстану передано 75% акций, а 6,0957% плюс 1 акция бюро, находящиеся в федеральной собственности, будут переданы ОСК, которая тем самым увеличит долю до блокирующей… Экспансионистские устремления новой компании изрядны: боевые корабли, танкеры, пассажирские каютные суда… А первым шагом стала закладка двух прогулочных судов для Татарстана — ну наконец-то!

Фото: president.tatar.ru

Перезагрузка руководства КОМЗа и «Элекона»

Перезагрузка руководства КОМЗа и «Элекона»

Николай Колесов сменил гендиректоров двух своих ключевых предприятий. «Элеконом» вместо Николая Ураева поставлен руководить сын магната, президент ГК «КАН Авто» Александр Колесов, а КОМЗ вместо Сергея Раковца возглавил сподвижник Николая Александровича, вице-президент по корпоративному управлению ГК «КАН Авто» Вадим Максимов. Оба новых гендиректора сохранили и свои прежние места работы.

Как видится, уход Раковца, который возглавлял КОМЗ 11 лет, был предрешен — он перерос данный пост. Сегодня он возглавляет Раменское приборостроительное конструкторское бюро, но, по данным наших источников, это только временное его «пристанище» — его двигают выше… Причина ухода Ураева, как утверждают, более прозаическая. Якобы Колесов-старший оказался неприятно удивлен депутатской декларацией Ураева за 2017 год, в которой он указал 519,4 млн рублей дохода. Выяснилось, что они связаны с «Элеконом», при том что собственник на вывод таких сумм согласия не давал. Куда ушел Ураев, пока не известно, но, предположительно, в КРЭТ.

Перед Колесовым-младшим поставлены задачи по техперевооружению «Элекона», разработке и серийному производству новых изделий, а также по доведению средней зарплаты на предприятии до 50 тыс. рублей. Максимов должен создать под эгидой КОМЗа группу компаний с участием АО «Рычаг» и АО «Стелла К» и увеличить военные заказы.

Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАИФ запустил КГПТО

ТАИФ запустил КГПТО

В январе наконец-то заработал комплекс глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО) — самый амбициозный из реализуемых ТАИФом проектов (его стоимость оценивается в $1,8 млрд). С помощью КГПТО ТАИФ-НК должен нарастить глубину переработки углеводородного сырья минимум до 95%, она позволит не только превращать в светлые нефтепродукты все тяжелые остатки производства, но и увеличить изготовление прямогонного бензина, а также дизельного топлива стандарта «Евро-5». Ожидаемая чистая прибыль — 13 млрд рублей в год. С вводом КГПТО в эксплуатацию прибыль ТАИФ-НК должна увеличиться в 1,7– 2 раза. Однако запуск несколько раз откладывался. Напомним, строительство началось в ноябре 2012-го и почти сразу встало почти на два года. Потом продвижению проекта мешали забастовка турецких строителей, взрыв с возгоранием… Но вот установка запущена, впрочем, не на заявленном ранее гудроне, а на газойле. И, отметим, что в правительстве РТ не считают, что полноценный пуск состоялся — Рустам Минниханов во время ежегодного послания Госсовету отметил, что пуск ожидают до конца года. Предположительно, именно оборудование для проекта привез недавно из Италии самый крупный в мире грузовой серийный самолет Ан-124 «Руслан».

Фото: president.tatar.ru

«Ансат» стал бестселлером

«Ансат» стал бестселлером

Казанский вертолетный завод (КВЗ) пожинает плоды своих 25-летних сверхусилий по созданию и продвижению «Ансата». Вслед за контрактом на 104 машины для Национальной службы санитарной авиации (НССА), который заключили в сентябре, 20 вертолетов на авиасалоне Airshow China 2018 заказал Китай. Параллельно на ближайшие два года запланировано производство «Ансатов» и по другим контрактам, например, с Государственной транспортной лизинговой компанией и спасательной службой Дагестана, есть и иные относительно штучные, заказы. Перестройка производства под массовый выпуск «Ансата» потребует от руководства КВЗ нетривиальных технологических, организационных и кадровых усилий.

Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЗиС запустил новое производство боеприпасов

ПОЗиС запустил новое производство боеприпасов

Новое производство боеприпасов открыли 21 сентября на АО «ПОЗИС». На этот центр специального машиностроения потратили 4 млрд рублей, из них 1 млрд — средства самого предприятия. Напомним, до сего дня «ПОЗиС» выпускал боеприпасы для малокалиберной артиллерии сухопутных войск, ВМФ и ВКС, выстрелы для подствольного гранатомета к автомату Калашникова и ручным гранатометам, а также пиропатроны для авиационных спасательных систем. Теперь ко всему этому добавляются 57-мм боеприпасы. Дело в том, что сегодня в России особое внимание уделяется развитию артиллерийских систем калибром 57 миллиметров. Изюминка этих снарядов — программируемый взрыватель. Перед выстрелом система управления огнем вводит в него данные о том, когда снаряд должен взорваться. Подрыв на траектории позволяет создать целое поле осколков, которое поражает цель (особенно малоразмерную) с большей вероятностью… Добавим, что зеленодольские боеприпасы поставляются в 30 стран мира. Утверждают, что позисовское боеприпасное производство стало одним из лучших в Европе.

Фото: tatarstan.ru

КМИЗ открыл комплекс стерилизации медизделий

КМИЗ открыл комплекс стерилизации медизделий

Казанский медико-инструментальный завод (КМИЗ) открыл в селе Кирби (Лаишевский район РТ) комплекс стерилизации медизделий. Старта производства ждали уже примерно три года. Он критически необходим КМИЗу: вся продукция завода нуждается в обязательной стерилизации, а в Татарстане не было оборудования для этого. Приходилось отправлять продукцию в Подмосковье и выстаивать там длинные очереди. Поэтому тормозилось расширение производства, ведь без стерилизации нет конечного продукта. Предполагается, что производительность завода увеличится с 600 млн до 800 млн рублей. На реализацию первой очереди было потрачено 150 млн из собственных средств, на реализацию второй очереди понадобится еще около 160 млн, ее запустят в 2019 году. Реализация проекта позволит снизить импортозависимость России по шприцам с 85% до 60%.

Фото: president.tatar.ru

На ТАНЕКО начали выпуск автобензинов АИ-92 и АИ-95

На ТАНЕКО начали выпуск автобензинов АИ-92 и АИ-95

Скоро в продаже появится новое татарстанское топливо. ТАНЕКО после нескольких лет задержки тестово запустило производство автобензинов Аи-92 и Аи-95, попозже  к ним добавится Аи-98. Всего ежегодно ТАНЕКО планирует выпускать 1,2 млн т товарного бензина… Кроме того, руководство ТАНЕКО анонсировало возвращение на рынок татарстанских моторных масел, причем на этот раз — премиального сегмента, качество которых уже подтверждено международными автомобильными марками — есть одобрение от Volvo, Renault. Так что с учетом выпуска новой продукции ТАНЕКО выполнит свои планы по увеличению объемов и в 2019-м переработает уже 14 млн т нефти вместо 8,7 млн т в 2018-м, то есть в 1,6 раза больше.

Фото: «БИЗНЕС Online»

ICL КПО ВС открыл технопарк

ICL КПО ВС открыл технопарк

ICL КПО ВС открыл в селе Усады (Лаишевский район) 8-этажный технопарк площадью почти 13 тыс. кв. метров. Он рассчитан на размещение 1260 человек. Строительство нового офиса группы компаний ICL обусловлено расширением масштабов бизнеса и запуском новых направлений — потребовались подходящие условия для развития крупномасштабных проектов, к примеру, в области машинного обучения, промышленного «интернета вещей», автоматизации в России и за рубежом. Первыми в новое здание переехала компания ICL Services, которая работает как на российском, так и на международном рынке, предоставляя услуги комплексного IТ-аутсорсинга таким крупным игрокам рынка, как «Леруа Мерлен», «Ашан», British Petroleum и др. Строительство технопарка обошлось в 700 млн рублей. Это третье здание ICL на площадке ОЭЗ «Иннополис Лаишево»: в 2012–2013 годах там построили завод промышленной электроники и инженерный центр.

Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ получил контроль над «Объединенными автомобильными технологиями»

КАМАЗ получил контроль над «Объединенными автомобильными технологиями»

КАМАЗ оказался в начале нового пути: в этом году челнинцы фактически получили контроль над всей отраслью автокомпонентов, переписав 100% капитала АО «Объединенные автомобильные технологии» на сам КАМАЗ и его «младшего брата» «Ремдизель». С одной стороны, группа «ОАТ» досталась команде Сергея Когогина в глубоко убыточном состоянии, с другой — если КАМАЗу удастся ее реанимировать, в его руках будут сосредоточены поставки как для грузового, так и для легкового автопрома России, и прежде всего для АвтоВАЗа… Как именно собственник переформатирует 16 предприятий, в числе которых 12 заводов, он пока не сообщал. На сегодня понятна судьба только крупнейшей площадки в Димитровграде: к июлю КАМАЗ объединил там четыре завода в один автоагрегатный, на базе которого будет создан промпарк по типу КИП «Мастер». Оперативным же управлением группы с ее 12 тыс. сотрудников займется выходец из АвтоВАЗа Сергей Урюпин.

Фото: «БИЗНЕС Online»