КОММУНАЛЬНОМУ БИЗНЕСУ РТ ПРЕДЛОЖИЛИ РЕАБИЛИТИРОВАТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНО-ДОБРОВОЛЬНОГО ОНЛАЙН-СЕРВИСА

В Татарстане вчера стартовало очередное ноу-хау в сфере госзаказа. Как сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" Яков Геллер, на его подведомственной площадке – ЭТИС – появился новый проект «Публичная каталогизация расходов управляющих компаний и ТСЖ». По замыслу, этот проект вынудит бизнес-структуры сферы ЖКХ обнажить всю свою экономику, которая вызывает массу вопросов как у властей республики, так и у потребителей их услуг.  

«ЭТО ВСЕ ПОКЛЕП И НАВЕТЫ!»

Вчера на площадке ЭТИС был запущен новый проект, сообщил «БИЗНЕС Online» директор агентства по государственному заказу Яков Геллер.

Теперь бизнес, занимающийся управлением жилого фонда, все свои расходы и доходы должен будет декларировать в системе госзакупок. Причем декларация эта, по словам Геллера, носит добровольный характер. Хотя то, что управляющие компании захотят обнародовать все свои финансовые дела, сомнительно, ведь именно ЖКХ в России считается едва ли не самым прибыльным бизнесом, причем практически никем неконтролируемым. Однако как выяснилось в беседе с главой агентства, «добровольность» все же довольно условная – новый раздел ЭТИС был создан с одобрения руководства республики, в частности президента РТ Рустама Минниханова. И вряд ли кто-то рискнет проигнорировать пожелание президента.

– Яков Вениаминович, объясните пошагово, как найти эту «Публичную каталогизацию…»?

– Как и обещал во время иитернет-конференции в редакции вашей газеты, мы «запустили» на ЭТИС этот проект. Найти раздел легко по ссылке: ЭТИС – Статистические данные – Каталог организаций в сфере управления ЖКХ Республики Татарстан. Входите в него и обнаруживаете таблицу. Рано или поздно вы научитесь определять номер своего дома в этой таблице. Вы смотрите раздел – «перечень закупленных товаров», кликаете на него, открывается табличка, там написано ваш дом такой-то. Потом смотрите раздел «наименование продукции»: условно, веники приобрели, количество сто, цена за единицу 5 рублей, единица измерения – штука… Да неважно, что – лампочки там, или краску. И тут будет записано: у кого купили, по какой цене, когда и на какую сумму и номер накладной, по которой купили. И каждый месяц можно наблюдать аналогичную картину. Теперь вернемся в первую таблицу, там написано: «структура кооперационных связей». Это значит, что если у вашей управляющей компании договор с исполнителем «альфа» о том, что он убирает подъезд вашего дома, то здесь должно быть указано, сколько этой «альфе» уплатили за уборку.

Следующая колонка – «сделки с субподрядными организациями», туда будут заноситься специализированные организации, поставляющие тепло, воду, электроэнергию – то есть поставщики коммунальных услуг. И там будет указано, сколько за ваш дом уплатили за вывоз мусора, сколько за тепло, за воду и т. д. А еще обратите внимание: есть раздел, где будет написано то, что управляющая компания купила для себя. Например, диван кожаный, красный.

– А вы уверены, что компании станут закупать кожаные диваны через ЭТИС, да еще и вносить в свой реестр?

– В этом весь и фокус! Они будут добровольно вносить. Почему? Потому что они все честные и хотят показать жильцам, что все эти поклепы и наветы о том, что они не тратят деньги на жилье и расходуют на себя, это не больше чем сплетни и дезинформация. А в конце каждого месяца они должны будут подписать такой акт с ЭТИС, что все расходы с управляющей компании, скажем, составили 100 тыс. рублей по всем домам. А мы распишемся, что в реестр внесено, скажем 95 тыс. рублей. Этот акт они должны будут предоставить руководителю своего исполкома и объяснить ему - почему  5 тысяч рублей они не опубликовали.

Система добровольной публикации расходов, по сути, это обеспечение добровольной прозрачности. А мы исходим из того, что все управляющие компании исключительно добросовестны и они хотят по-честному показать, куда они девают деньги. Но если они не хотят показать, то их должны руководители исполкомов, депутаты от имени жильцов и СМИ прессовать, чтобы земля горела у них под ногами.

Да, тут еще есть колонка «написать жалобу», где открывается простая электронная почта.

И КТО СЪЕЛ МЯСО?

– Как восприняли «жилищники» столь коренной перелом в их годами сложившейся работе? Вероятно, не все с оптимизмом восприняли рекомендации по добровольному входу на ЭТИС?

– Конечно, это не вызвало ажиотажной поддержки жилищников. Наоборот, пришли ожидаемые отторжение и симуляция непонимания. «Мин белмим» - и на этом разговор завершается. Но вот в Челнах хорошо восприняли, неплохо в Альметьевске и никак – в Бугульме. Сейчас идет процесс обучающих семинаров в муниципальных образованиях, получение этими компаниями персональных web-кабинетов. Они к нам обращаются, мы их регистрируем и высылаем регламент на подомовые web-кабинеты. Пока даже те, кто уже их получили, еще не поняли что к чему.

– Когда заработает эта система?

– Она работает уже реально, и компании могут заносить данные. Мы подготовили всю информацию на все дома и управляющие компании, нам минстрой подготовил список, и компании уже могут с удовольствием получать свои web-кабинеты. Я вот что скажу: мы первыми создали инструмент в стране, по которому видно, какие деньги расходуются на каждый дом. Помните в эпоху перестройки, в 90-м году в Киеве на майдане стоял дядька с плакатом – «Кто съел мое мясо?» И здесь мы сможем задаваться вопросом – кто съел мясо? 

Елена Фадеева