Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького» Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького» Фото: prav.tatarstan.ru

МЕСТЬ ЗА КРЫМ

Минфин США внес в санкционный список еще 8 российских организаций, в их числе — АО «Зеленодольский завод им. Горького». Среди «провинившихся» компаний — концерн «Океанприбор», завод «Фиолент», «Судокомпозит», «Новые проекты», «Консоль-Строй», «Звезда», Ярославский судостроительный завод. Причиной введения новых ограничительных мер назван инцидент с задержанием 25 ноября 2018 года в Керченском проливе украинских кораблей. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что зеленодольское предприятие наказывают по двум реальным причинам.

Первая — активное участие в строительстве кораблей для ВМФ России и ФСБ. «Можно сказать, что завод попал в список „до кучи“, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Андрей Фролов. — Мы видим, что американцы постепенно все наши оборонно-промышленные компании под благовидными предлогами включают в список, а зеленодольское предприятие к тому же серьезный игрок в строительстве заказов для флота».

Напомним, что по количеству заказов и тиражам Зеленодольск остается верфью №1 России: там построили и строят противодиверсионные катера проекта «Грачонок», малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М», сторожевые корабли проекта 22100 «Океан», патрульные корабли проекта 22160, МРК проекта «Каракурт», плавучий док проекта 22570 «Квартира», кабельные суда проекта 15310. Напомним, что зеленодольские «Буяны-М» били по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), несут службу у берегов Сирии и на Балтике.

Вторая причина — в наличии крымских активов: зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь к санкциям прицепили, конечно, за Керчь, — указывает Фролов. — Наши оборонные промышленники в этом вопросе несколько удивляют — они все думают, что, если будут „шифроваться“, их минет чаша санкций. Нет. И как Зеленодольск ни шифровался (утверждал, что „Залив“ — это не мы, не надо об этом говорить), все равно попал в список».

Напомним, в августе 2014 года украинские власти обвинили завод им. Горького в силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод „Залив“», принадлежащего украинскому олигарху Константину Жеваго. Хотя эксперты отмечали, что предприятие было доведено украинцами до ручки, они говорили: если актив не будет приобретен официально, то против зеленодольцев могут быть введены санкции со стороны США, Европы и ряда других стран. Впрочем, указывалось и на то, что санкции введут, даже если за завод заплатят полную цену.

Отметим, что то же самое произошло и с другими крымскими активами — их попросту закрепили за различными российскими ведущими предприятиями. Это особо и не скрывалось. Так, в то время «оборонный» вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин открыто говорил, что завод им. Горького уже назвал ряд кораблей и судов, которые будет строить в Крыму. Впрочем, в Татарстане продолжали делать из этого тайну по принципу «то, о чем не говорим, не может нам повредить».

Зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь, к санкциям прицепили, конечно, за Керчь, — указывает Андрей Фролов Зеленодольское предприятие фактически руководит керченским заводом «Залив». «В первую очередь к санкциям прицепили, конечно, за Керчь», — указывает Андрей Фролов Фото ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

»…И ЛЕГКО НАДАВЯТ НА ТЕХ ЖЕ НЕМЦЕВ»

Как санкции отразятся на заводе?

«Это плохо в любом случае, — уверен источник „БИЗНЕС Online“ в судостроении. — Начиная с элементарных вещей. Иностранные банки могут внешние денежные операции прекратить, а они у завода есть. Все зарегистрированные на компанию счета будут заблокированы. И в первую очередь санкции отразятся на возможном экспорте. Страны, которые могли бы заказать в Зеленодольске корабли, предпочтут воздержаться из соображений угроз блокировки счетов, а также по политическим причинам — ведь американцы не советуют покупать вооружение у России. А что могут сделать против США Шри-Ланка или Малайзия?» Напомним, эти страны упоминались в качестве возможных покупателей зеленодольских фрегатов проекта «Гепард».

«Патрульными кораблями проекта 22160 серьезно заинтересовался Алжир, — продолжает источник. — Также недавно была выставка в Абу-Даби, и предполагалось, что завод просил ВМФ направить туда один такой патрульный корабль и чуть ли не Минниханов должен был ехать и рассказывать одуревшим от своих богатств ближневосточным товарищам, какой это хороший корабль. Не получилось — корабль не готов, экипаж не до конца подобран и обучен, никто не разрешил, но дело не в этом, а в том, что мы видим растущую экспортную активность предприятия… Словом, ребята могут отказаться от закупок. А это работа, валюта. Американцы знают болезненные места, понимают, куда надо бить».

Экспортные шансы зеленодольцев и правда были весьма высоки. Сегодня из России на экспорт идет всего два проекта больших кораблей — «Гепарды» и фрегаты Северного ПКБ проекта 11356 в Индию, но реальные сроки сдачи питерских кораблей пока неблизкие. Получается, кроме зеленодольцев кораблей основных классов на экспорт никто и не поставляет.

Напомним, в декабре 2006 года Рособоронэкспорт заключил контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». В октябре 2012-го был подписан контракт на еще одну пару «Гепардов-3.9». Не раз говорилось, что вьетнамцы могут заказать еще пару «Гепардов». Выходит, он сегодня под угрозой? Опасность есть, но, как полагает Фролов, скорее всего, если дело дойдет до контракта, все будет нормально. Он напомнил, что США вводят санкции и против страны, которые покупают у России вооружение и военную технику, но для Индонезии, Индии и Вьетнама американцы сделали исключение.

Санкции могут сказаться на производстве гражданской продукции. Как известно, на главном «цивильном» продукте завода им. Горького  — скоростных теплоходах проекта А145 — устанавливают немецкие двигатели, вся электроника также импортная. «Вряд ли теперь кто-то будет разбираться, гражданская техника или военная, — санкции включены, — считает источник. — Американцы легко надавят на тех же немцев. Купить у китайцев? Я бы на это в долгосрочной перспективе не рассчитывал. Посмотрите, многие финансовые учреждения Китая, завязанные на Запад, с нами не сотрудничают».

Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия — мощности и компетентные люди Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия, — мощности и компетентные люди Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЫЛИ ПОД САНКЦИЯМИ ДЕ-ЮРЕ, А СТАЛИ ДЕ-ФАКТО»

Впрочем, эксперты призывают все-таки не впадать в панику.

Важную ремарку сделал Фролов. Он напомнил, что завод фактически и так живет под санкциями: «В импортных двигателях зеленодольцам отказали давно, так что были под санкциями де-юре, а стали де-факто. Принципиально ничего не изменилось». Речь идет о том, что 5 первых (из 12) «Буянов-М» были оснащены немецкими дизелями MTU, но после введения санкций немцы отказались продолжать поставки. Далее военные приняли решение устанавливать на МРК данного проекта российско-китайские двигатели.

«Все это политическая борьба — экономически завод доказал, что способен работать, — отмечает источник. — Государство может дать предприятию налоговые поблажки, заказать гражданские суда для внутреннего рынка. Да, это во многом тяжелее для раскачки, не так прибыльно, как экспорт, но свое. Надо работать и увеличивать горизонт планирования — понимать, что санкции не пропадут, что надо развиваться по своим, не зависящим от кого-то планам. Вообще, если бы в России было бы что-то вроде советского госплана, то санкции были бы даже в плюс — развивали бы свое. Но ведь нет! Наши менеджеры все пытались сэкономить на разработках и купить готовое за границей, но получилось классически — скупой платит дважды. Да и в целом всем было все равно, всем хотелось только хапнуть! Турбины? Да зачем? Купим за границей. Но обломилось. В конце концов, турбины сделали, но нет редукторов. И все это тянется, сроков никто не называет. А что? Особо не торопят, в шарашки не сажают, к стенке не ставят, ну снимут с должности того, кто слишком уж замазался или крышу не ту взял... Словом, санкции были ожидаемы, но у завода есть все, чтобы минимизировать их последствия, — мощности и компетентные люди, есть куда идти. Думаю, это потеря лишь во времени и темпе».

Добавим, что санкции против завода им. Горького введены в момент его перехода под полный контроль Татарстана. По данным «СПАРК-Интерфакс», 63,1% предприятия принадлежит холдинговой компании «Ак Барс» (доля РТ в которой составляет 42,4%), 25% — минземимуществу РТ, 11,9% — Росимуществу. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на указ президента РФ сообщал, что Татарстану будут переданы находящиеся в федеральной собственности 11,9% акций Зеленодольского судостроительного завода им. Горького. Правительству РФ поручено обеспечить передачу акций в течение 18 месяцев.