10% НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НЕ МОГУТ ПРОЙТИ ТЕХОСМОТР. ГИБДД СОВЕТУЕТ НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ В СВЯЗИ С МОРАТОРИЕМ – ВОДИТЕЛЕЙ ЖДУТ 10 ПЕРЕДВИЖНЫХ ПОСТОВ ТЕХОСМОТРА. ЧАСТЬ 2-Я
В 2010 году в Татарстане 1177 человек были арестованы за неуплату штрафов ГИБДД и провели до 15 суток за решеткой. Несмотря на такие драконовские меры, число арестантов увеличивается – в этом году - рост на 23%. Причем от ареста не застрахован никто, предупредил в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» глава госавтоинспекции Татарстана Рифкат Минниханов. Попасть в камеру можно совершенно неожиданно – например, придя в ГИБДД совсем по другим вопросам и попутно обнаружив неоплаченный 100-рублевый штраф.
НИКТО НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТОБЫ «РУХЛЯДЬ» ЕЗДИЛА ПО ДОРОГЕ!
- Рифкат Нургалиевич, по поводу техосмотра поступает довольно противоречивая информация. Что все-таки предписывают новые правила прохождения техосмотра, и как они будут реализовываться в Татарстане?
- В каком-то СМИ написали, что Путин отменил техосмотр, а начальник ГИБДД оставил… Путин техосмотр не отменил - он только ввел особенности в порядок его проведения! А пролонгация техосмотра до 2012 года связана с тем, чтобы как-то «сбить» вал желающих пройти техосмотр в ряде регионов - в Москве, на Дальнем Востоке, например. Правда, пока не ясно, а как этот «вал» будет сбиваться в 2012 году…
В Татарстане в год на техосмотр приходит порядка 700 тысяч человек, из них в связи с мораторием 150 тысяч могут не прийти. Но на следующий год они придут! Я думаю, что новую систему государственного технического осмотра, которую мы создавали десятилетиями, за несколько месяцев создать невозможно.
А так как контроль технического состояния автомобиля остался за ГИБДД, мы все равно будем контролировать, ведь технические неисправности чреваты последствиями. Я всегда привожу пример, когда по причине своей неисправности автобус с парома ушел под воду, и было 10 погибших. Последний случай - у «Москвича» вылетела «шаровая», и он выехал на полосу встречного движения - семь пострадавших. Я думаю, никто не заинтересован в том, чтобы «рухлядь» ездила по дороге!
- Срок действия техосмотра моего автомобиля истекает в июне месяце этого года (2011), нужно мне пройти техосмотр до конца месяца или я могу ссылаться на постановление правительства РФ N 413, и передвигаться на своем авто как по городу так и по республике, до июня месяца следующего года (2012), не проходя ТЭО? (Сафиуллин Руслан Рустамович).
- Можно ссылаться на постановление, можно ездить - никто не запретит до июня 2012 года. Но! Первое - он может ездить, если уверен, что с машиной все нормально. По нашей статистике - 10% новых машин не могут пройти техосмотр.
- Отечественных?
- Не только. В таких случаях мы владельца отправляем в автосалон, он там предъявляет претензии, машину приводят в соответствие. По новым правилам новым автомобилям первые три года проходить техосмотр не надо, и я боюсь, что теперь производители совсем «расслабятся». Из автомобилей, которым три года, с первого раза проходят техосмотр 67 - 68%, то есть практически у трети автомобилей после трех лет эксплуатации неисправны тормоза или рулевое оборудование. Причем, это у тех людей, которые автомобиль к техосмотру специально готовят.
ТЕХОСМОТР БУДЕТ СТОИТЬ 1,5 - 3 ТЫС. РУБЛЕЙ!
- Где будет проводиться ТО у нас и в районах? Как изменится стоимость проведения техосмотра? Не обрастут ли станции ТО коммерческими сервисами? Сохранятся ли электронные услуги (запись по интернету)? И будет ли ГИБДД как-то контролировать техсостояние автомобилей? (Рафиков Ринат)
- Пока неясно, какая на следующий год будет стоимость техосмотра. Сейчас государственная пошлина техосмотра - 300 рублей, нет очередей, можно записаться по интернету. Официально руководители заявляют, что стоимость техосмотра будет 1,5 - 2 тысячи рублей, есть заявления – и 3 тысячи рублей.
Система технического контроля не отменена, техосмотр будет проводиться. Но кто к январю оборудует новые станции? С 1 января ГИБДД техосмотр проводить не будет, а те, кто будет это делать непонятно. Будем ждать закон.
- Что будет со станцией техосмотра ГИБДД - в аренду будете сдавать или частный бизнес организуете?
- Уже давно этим занимается открытое акционерное общество «Таттехконтроль». Года три назад через торги это предприятие было допущено к проведению гостехосмотра. Форму собственности менять не надо. Просто раньше ГИБДД через эту станцию вела контроль, а теперь будем осматривать техсостояние автомобиля на дороге. Я считаю, в рамках повышения эффективности нашей службы, это, наверное, правильно - мы все-таки должны контролировать те автомобили, которые движутся по дороге. К тому же, теперь не будет обвинений, что ГИБДД проводит техосмотр за деньги, и коррупционной составляющей не будет…
Я думаю, теперь улучшится качество и увеличится количество контроля на дороге.
- А как же техосмотр будет проходить на дороге - для этого же необходимо оборудование?!
- Есть передвижные станции техосмотра, а на постах полиции будем делать стационарные системы технического контроля по типу весового контроля. Весь Запад работает по такой схеме. И вообще, вся западная модель технического контроля хорошо «ложится» на Россию. Например, в Германии две крупные компании проводят техосмотр, а полиция работает на дороге - станции техконтроля есть даже на автобанах.
- Закупка передвижных станций техконтроля уже «прописана» в бюджете?
- В настоящее время этот вопрос прорабатывается - мы планируем порядка 10 постов. По моим подсчетам, стоимость одной передвижной станции - 1,5 - 2 миллиона рублей. Когда начинают спрашивать про деньги, я всегда говорю - давайте деньги отодвинем на второй план и будем в первую очередь говорить про безопасность.
Конечно, чтобы система техконтроля заработала, надо вложить средства. Точно так же как надо вкладывать в обеспечение эффективной работы видеофиксации - это не просто камеры расставил и всё: надо камеры закупить, поддерживать их рабочее техническое состояние, анализировать ситуацию, рассылать уведомления о нарушениях. Конечно, все это затратно. Но цель фото и видео фиксации - не деньги собрать, а чтобы скорость не превышали, и не было аварий! И система техконтроля не для того, чтобы привлечь к ответственности, а чтобы предотвратить аварии. Если система техосмотра будет плохая, значит, у нас работы будет больше. Если хорошая - нам работы меньше.
ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ЛЮДИ ПОЧЕМУ-ТО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАПИСЫВАЮТСЯ…
- Недавно пришлось продавать автомобиль. Перерегистрацию проходил на Модельной. Думал, запишусь в очередь по интернету, но уведомление на мою почту так и не пришло. Когда электронные услуги ГИБДД заработают в полном объеме? (Латфуллин Марат Наилевич).
- Сегодня система электронной очереди работает не только в Казани, но и в Зеленодольске, Набережных Челнах, Буинске, Альметьевске, Нижнекамске, Бугульме, Бавлах, Лениногорске.
В Казани организована и запись по интернету. Если человек записался в очередь по интернету, не надо ждать уведомления - записался на определенное - свободное - время и иди! Практика работы через интернет у нас большая, потому что это входит в сферу «электронных услуг» правительства РТ.
Еще года два назад мы были вынуждены организовать дополнительно запись для тех, кто пересдает экзамен по вождению. Для них мы определили время и машины и через интернет организовали очередь. И система эффективно работает до сих пор. Бывают, конечно, форс-мажорные ситуации, поэтому мы просим людей оставлять обратный адрес - чтобы предупредить о возможных изменениях. Вот в таких случаях уведомления бывают - по телефону или другим способом.
Сегодня услуга электронной очереди организована через портал tatar.ru. Возникает единственная проблема - люди занимают очередь, берут несколько «талонов», а сами в это время не приходят - и таких 30 - 50%! Мы проанализируем сложившуюся ситуацию и примем меры, чтобы избежать подобного. Но через интернет люди почему-то практически не записываются - один-два в день. Наверное, плохо информируем об этой услуге.
- А через какой сайт можно записаться?
- Через uslugi.tatar.ru. Думаю, со временем этот канал записи станет популярным.
МЫ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Злободневная тема - пробки из-за строительства развязок. На мой взгляд, при строительстве развязок и ремонтных работах никак не прорабатываются вопросы сохранения пропускной способности дорог. Даются варианты объезда по другим улицам, а они и так забиты. Есть множество вариантов, как улучшить ситуацию. Мое предложение - воспользоваться предложениями самих автомобилистов. То есть создать ресурс в интернете, где будут собираться инициативы жителей города. Мы должны видеть, какие инициативы выдвинуты и как Вы на них отреагировали (Загидуллин Р.Р.)
- Когда на портале uslugi.tatar.ru граждане дают какие-то предложения, мы их реализовываем.
- А много бывает предложений?
- Мы проводили несколько акций - «Дорога без лишних знаков», «Контроль дорожных знаков» и др. - было несколько сотен предложений. Люди дают хорошие предложения. Акции у нас на этом не закончились. Мы будем рассматривать все предложения, но без письменного ответа, если его гражданин не требует.
- Как вы считаете, может, уже пришло время заняться оптимизацией дорожного движения в Казани? Предлагаю установить детекторы движения на перекрестках (настроенные на второстепенные дороги) для определения, есть ли автомобиль на второстепенной дороге. Если такого автомобиля нет, то, считаю, нет смысла перекрывать движение по главной дороге (Зарипов Ильшат Ирекович).
- Я уже говорил про адаптивный АСУДД. Для того чтобы система нормально работала, необходимо было определиться с датчиками интенсивности движения. Система будет работать хорошо, если будут корректные данные интенсивности движения со всех полос 112 перекрестков. Детекторы интенсивности обычно используются индукционные, которые для нас неприемлемы из-за климатических условий. Еще есть радиолокационные детекторы, которые стоят сбоку, но они себя не проявили на практике. И третьи - в виде обычной камеры (видеофиксаторы), которые фиксируют движение. На них мы и ориентируемся. Чтобы работала адаптивная АСУДД, надо правильно подсчитать интенсивность движения.
ПОСТРОИЛИ ПЯТЬ ДОМОВ - НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СРАЗУ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ СВЕТОФОР!
- Уважаемый Рифкат Нургалиевич! Просим вас оказать содействие в решении вопроса установки светофора на опасном перекрестке улиц Габишева - Зорге - Дубравная в Казани. На улице Габишева заселяются четыре многоквартирных дома, очень много детей, все детские учреждения на улицах Зорге и Дубравная, а спокойно перекресток перейти невозможно. Знак пешеходного перехода водители чаще всего игнорируют. Различные инстанции на обращения жильцов отвечают, что в этом году нет средств на установку светофора на данном перекрестке. Но жизнь и здоровье детей дороже любых средств. Неужели нельзя выделить деньги из резерва? (Сушкова Мария Александровна, Зубарева Гульнара Ильдаровна, Сингаевский Семен Владимирович, Козлова Ольга Николаевна, Забелина Оксана Валерьевна)
- К сожалению, до конца мы не можем это реализовать, так как ограничены правовым полем. Я считаю, что если появляется жилой массив, уже в стадии проектирования и строительства должна быть учтена организация дорожного движения. Построили пять - шесть домов - на перекрестке сразу должен появиться светофорный объект. Основные затраты при установке светофора ложатся на коммуникации: если провода пустить по верху, что сегодня запрещено, то это будет стоить 1 миллион рублей, если под землей - 3 миллиона. Стоимость его установки надо было заложить в смету строительства жилых домов. К сожалению, сегодня нет правового поля, и мы оказались заложниками ситуации.
Мы ищем другие пути. Например, когда на Танковом кольце началось строительство торгового центра «Бахетле», по нашей инициативе эта компания софинансировала строительство пешеходного перехода в том месте. Но это единственный пример, когда бизнес пошел нам навстречу.
- А кто сегодня несет ответственность за светофоры?
- Это проблема городских властей. Для этого есть специализированная организация, но весь вопрос - в финансировании. На этот год финансирование установки светофора на данном перекрестке не предусмотрено, хотя мы считаем, что он должен там быть.
- В функции ГИБДД входит каким-то образом влиять на такие ситуации?
- Мы даем свои предложения. Если в данном месте аварийность увеличивается, а наше предписание не выполняется, мы наказываем. Но мы не всесильны. Такие проблемы надо решать в рамках градостроительной политики, тогда средства на их реализацию оказываются соизмеримыми. Я считаю, это должно быть законным обременением заказчиков строительства. Одно дело - людей заселить в дом, другое - обеспечить нормальное функционирование всей инфраструктуры и безопасность граждан.
- После участия в нашей интернет-конференции вы еще раз призовете исполком Казани обратить внимание на этот перекресток?
-Конечно, обязательно. Это не частный вопрос - здесь задействовано несколько домов. Проблема обозначена, и ее надо решать. Я не могу сказать, что решится в этом году, но решать все равно будем.
СЕГОДНЯ НАНЕСЕНО ТОЛЬКО 50% НЕОБХОДИМОЙ РАЗМЕТКИ
- Когда в Казани появится хорошая разметка на дорогах? Почти середина июня, но до сих пор разметка не везде нанесена. Там, где нанесена, уже почти стерлась. Той дешевой краски, которую у нас используют, хватает всего на 3-4 недели. Город 3/4 части года живет без разметки. Когда Казань перейдет на долговечный разметочный материал? (Решетников Илья Александрович).
- ГИБДД определяет дислокацию нанесения разметки и осуществляет контроль качества. Спрашивают, почему не применяется термопластик. Мы в свое время тоже настаивали на его применении, но перед 1000-летием Казани все улицы «перекроили», то же самое предстоит сделать и перед Универсиадой 2013. Если наносить более долговечное покрытие, будет сложнее «перекраивать» дороги. Поэтому мы пока жестко на этом не настаиваем - при перестроении улиц дешевле и быстрее несколько раз покрыть менее стойкой краской, чем термопластиком.
Причем, для нанесения термопластика необходимы определенные условия - температура покрытия дороги должна быть не менее 15 градусов тепла. В этом случае мы оказываемся заложниками погоды. Нужна и специальная техника. Я не защищаю городские власти, но ситуацию оцениваем трезво - для нанесения термопластика нужны техника, специалисты, время и средства. Мы считаем, главное - чтобы разметка была. Но и краска для нанесения бывает разной. По всей видимости, при проведении торгов не учитываются требования к ее качеству.
Сегодня нанесено только 50% необходимой разметки. Эта проблема есть не только в Казани, но и на основных магистралях. У нас была первоочередная задача - нанесение разметки пешеходных переходов. Но, к сожалению, надо сказать, что и на них разметка есть не везде. Это наша головная боль. Мы проверяем наличие разметки, а также ее светоотражающие свойства. Даем предписания, наказываем.
ШТРАФЫ ЗА ЯМЫ НА ДОРОГАХ НЕБОЛЬШИЕ. ДЕШЕВЛЕ РЕМОНТ НЕ ДЕЛАТЬ…
- Когда и кто начнёт-таки контролировать качество дорожного покрытия, принимать меры по восстановлению? (Хайруллин И.И.)
- Есть нормы по размерам недопустимых ям на дорогах, которые вызывают много споров среди автовладельцев. Наша задача - дать предписание, если появилась яма больше допустимого размера. Городские власти или уполномоченные организации должны ее устранить.
- Предписание дали и забыли?
- Предписание предусматривает определенные сроки выполнения. Если сроки исполнения нарушаются, мы руководителя привлекаем к ответственности. К сожалению, штрафы небольшие - от 1 до 2 тысяч рублей.
- То есть дешевле не сделать…
- Обычно так и получается. Направляем второе предписание…
- А за невыполнение второго предписания штраф не в разы больше?
- Нет, не в разы. Штраф останется прежним, но возможна передача материалов по неисполнению предписаний в прокуратуру.
МОЯ ПОЗИЦИЯ ТАКАЯ - ЧЕМ БОЛЬШЕ КОНТРОЛЬ, ТЕМ ДЛЯ НАС ЛУЧШЕ
- Как относитесь к проекту Алексея Навального "РосЯма"? (Бушуев Андрей Валерьевич).
- Моя позиция такая - чем больше контроль, тем для нас лучше. Общественность надо привлекать к контролю. Главное, чтобы «вал» этих замечаний не привел к привыканию. Все должно быть соизмеримо и конкретно, а не каждая ямка во дворе…
Мы проводим акции, например, «Дорога без лишних знаков», потому что у нас глаза могут «замылиться», а участники дорожного движения все видят. К тому же, общественный контроль дисциплинирует и нас, и администрацию.
- Некоторое время назад движение «За безопасность российских дорог» опубликовало рейтинг дорог, согласно которому в Казани, якобы, одни из самых худших дорог в России с точки зрения аварийности. Вы с этим согласны?
- Я не могу сказать, что в Казани супердороги, потому что это физически невозможно в рамках строительства объектов перед Универсиадой. Такой большой объем строительства с применением большегрузных автотранспортных средств невозможно произвести без потерь для качества дорожного покрытия. Все большегрузы имеют превышение нагрузки на ось. Конечно, за превышение нагрузки на ось мы наказываем. Но на вещи надо смотреть реально.
Есть и такое - приезжают из других регионов и говорят, что у нас дороги нормальные. Все относительно. Во многих городах такое плачевное состояние дорог и без активного строительства… Надо сравнивать не по цифрам, а по фактическому состоянию дорог. И надо анализировать причины такого состояния. Это и нам, как контролирующему органу, интересно - мы же должны знать, по чьей вине дороги плохие.
Есть такая составляющая дорожно-транспортных происшествий как дорожные условия, сопутствующие ДТП. Позиция ГИБДД республики - очень жестко подходить к этому показателю. Если есть даже малейший недостаток в дорожном полотне, занижена обочина, небольшой гололед, неправильное размещение дорожного знака, мы записываем это как составляющую причины ДТП. Зимой «дорожная составляющая» фигурирует почти в каждом втором ДТП, условия погоды - в каждом четвертом. Я привел эти цифры потому, что их могли взять за основу при составлении рейтинга качества дорог. Но эти цифры говорят только о жесткой позиции госавтоинспекции Татарстана по отношению к учету всех возможных причин ДТП.
ЗА ПРОСРОЧЕННЫЕ ШТРАФЫ В 2010 ГОДУ АРЕСТОВАЛИ 1177 ЧЕЛОВЕК
- Почему при регистрации или снятии с регистрации автомобиля при прохождении технического осмотра инспекторы требуют подтверждения об уплате штрафов, хоть этот документ не находится в перечне необходимых документов, и также существует приказ начальника ГИББД РФ о запрещении требования данного документа (Куприянов В. Г., Сафин Айрат Рустамович, Карамнов Виктор)
- Есть статья 20.25, часть 1 - «Неуплата административного штрафа в срок», согласно которой по истечении 30 дней гражданина можно арестовать на 15 суток или наложить двойной штраф. Статистика такова - за 2010 год 1177 человек арестовали, 4156-ти предписан двойной штраф. В этом году - рост на 23%.
Когда человек, у которого есть долги, приходит к нам за какой-то справкой, сотрудники ГИБДД, по идее, обязаны его арестовать, составить протокол и доставить в суд. А наши сотрудники из жалости отсылают их заплатить штрафы…
- А за неуплату штрафа в 100 рублей тоже могут арестовать?
- Могут - минимального порога нет. Люди недооценивают ситуацию. Сейчас рассматривается законопроект, согласно которому двойной штраф - минимум 1000 рублей, то есть если вы просрочили уплату штрафа в 100 рублей, то с вас должны взыскать не 200, а 1000 рублей.
НАША ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - В НАШИХ РУКАХ!
- Почему сведения об угонах в татарстанской базе различаются от данных федеральной, или может это просто кому-то выгодно? (Гумеров Марат).
- Базы данных отличаться не должны - в течение года почти каждые 10 дней база обновляется. Если речь идет об уплате транспортного налога за угнанный автомобиль, то рекомендую владельцу при возбуждении уголовного дела взять у следователя соответствующий документ и представить его в налоговые органы. Это самый верный путь!
- По угонам какова ситуация?
-Снижение. Видеофиксация помогает - она фиксирует все.
- Пешеходы часто бывают причиной ДТП?
- Доля ДТП по вине пешехода порядка 13 %.
- Пешеходов за это наказывают?
- Штраф пешеходам - 200 рублей. А если пешеход явился причиной аварии, водителя не привлекают к ответственности.
- Не пора ли штрафовать пешеходов за разговор на "зебре"? (Часто стоят или идут по пешеходному переходу и болтают по мобильнику, не глядя по сторонам) (Пантелеев Алексей Геннадьевич).
-Ответственность за этот вид нарушения не предусмотрена. А вообще, почему бы по «зебре» не пробежаться? Лично я всегда так поступаю. Наша личная безопасность - в наших руках!
Татьяна Завалишина
Фото и видео Максима Тимофеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.