Альбина Султанова — директор казанского филиала компании HeadHunter Альбина Султанова — директор казанского филиала компании HeadHunter

«Треть респондентов недовольны грубым и неуважительным поведением руководителя»

— Альбина Раилевна, недавно на заседании Казгордумы вы привели шокирующие цифры: 79% татарстанцев думают об увольнении. В чем причина? Вроде и о среднем росте зарплаты регулярно говорят с высоких трибун — дело не в деньгах?

— Наше исследование — это важный звоночек для каждого руководителя. Почти у каждого в компании есть люди, которые готовы уйти, если им сделают хорошее предложение, они приходят на работу и мониторят рынок. Обращать внимание нужно не только на цифру в 79%, а на полный контекст. Конечно, зарплата чаще всего стоит на первом месте в списке причин для увольнения. В топ причин, по данным исследования hh.ru, также входит отсутствие карьерных перспектив. Когда человек понимает, что его профкомпетенции дают возможности заработать больше, а здесь он не видит никакой возможности для развития своих навыков.

Условиями труда недовольны 42% респондентов. Если сотрудник приходит на работу, а у него, грубо говоря, стул сломанный или ручки с блокнотом нет, это создает впечатление, что о нем не сильно-то и заботятся.

Коллектив и атмосфера в компании не устраивают 41% опрошенных. И вот это уже зависит от руководителя, как он выстраивает процессы. Ты приходишь на работу и сразу чувствуешь, комфортно тебе или нет, как люди между собой коммуницируют. Исследование показало, что недовольны своим руководителем треть опрошенных.

— То есть все-таки человеческий фактор тоже одна из причин увольнения?

— Здесь стоит акцентировать внимание именно на роли руководителя. Не только в Татарстане, а в целом в ПФО 50% жителей отмечают, что руководитель создает напряженную атмосферу в коллективе. 41% говорят, что он внедряет слишком много необоснованных инициатив. А треть респондентов недовольны грубым и неуважительным поведением руководителя.

На мой взгляд, 90% ответственности за адаптацию нового сотрудника и удержание имеющихся кадров лежит на руководителе и лишь 10% — на HR. Именно руководитель дает смыслы и выстраивает стратегию компании, причем руководитель на каждом уровне компании. А что касается генерального директора, никакие изменения в организации невозможны, если он об этом не думает и такую задачу не ставит. Генеральный директор дает смыслы, ориентиры, стратегию, а HR-департамент подбирает инструменты, которые позволяют достичь необходимых результатов.

— Но ведь у руководителя есть еще свои рутинные задачи, которые он должен выполнять, а его еще нагружают обучением нового сотрудника…

— Если он руководитель, значит, ему доверили коллектив, и обучение сотрудников, как правило, входит в его должностные обязанности. Но как часто происходит? Менеджер по продажам хорошо продавал, и его ставят руководителем отдела. Но его не научили руководить, не спросили, а хочет ли он этого. Поэтому начальники «пушат» сотрудников, вместо того чтобы лечить их выгорание. А ведь их просто нужно обучить руководству, помочь им. И HR-департамент как раз должен дать эти инструменты.

Недавно вышло исследование одной консалтинговой компании о выгорании сотрудников. Работники говорят, что выгорают и устают. Компании для борьбы с этим выгоранием вкладывают большие деньги в их психологическую поддержку, дают дополнительные выходные. Человек же приходит к психологу, где ему говорят, что нужно устранить объект, который его раздражает. То есть сотруднику нужно решить самостоятельно проблему с управленческой средой в компании. Получается, что компании не устраняют основную причину.

«Успешность работы кадровых служб, как правило, зависит от инвестиций в персонал и фокуса внимания топ-менеджмента» «Успешность работы кадровых служб, как правило, зависит от инвестиций в персонал и фокуса внимания топ-менеджмента»

Гостинг и контрофер — новые тренды рынка, или Что требуют соискатели

— Давайте поговорим про рынок труда. Какой средний срок закрытия вакансий сейчас в Татарстане, в каких сферах острый дефицит?

— Найти, удержать, вовлечь персонал становится все труднее. Срок закрытия вакансии за последние 2 года варьируется от 2 месяцев до полугода. Бизнес страдает, нагрузка ложится на других людей в коллективе.

В Татарстане самый острый дефицит в течение всего года мы фиксировали в категории «Розничная торговля». Сейчас в этой области на одну вакансию приходится 1,3 резюме, и это даже не отклик. Компании здесь не могут конкурировать с фирмами из других отраслей из-за низкой маржинальности и отсутствия возможности вкладывать большие средства в рост фонда оплаты труда. У них просто нет на это средств, иначе они будут работать в убыток. Тот же фасовщик, к примеру, понимает, что он те же деньги может заработать курьером.

Кроме того, нехватка кадров наблюдается в «Автомобильном бизнесе» (2,9 резюме на вакансию), среди «Рабочего персонала» (2,9), в «Продажах, обслуживании клиентов» (3,1), «Медицине, фармацевтике» (3,3), «Транспорте, логистике, перевозках» (3,4), «Туризме, гостиницах, ресторанах» (3,9).

— Откликнуться на вакансию — это еще не значит определиться с местом работы. Я слышала про трудовой гостинг, когда люди без объяснения причин на этапе собеседования просто исчезают. Это новый тренд?

— Да, он действительно появился в прошлом году. По данным нашего исследования, доля гостинга выросла у кандидатов на 107%. К примеру, HR подобрал сотрудника, тот поговорил с руководителем и директором, вроде обо всем договорились. Но на следующий день этот новый сотрудник больше не появился, и никто не знает, в чем причина. Он даже вам по телефону не скажет, что ему сильно не понравилось — может, офис, стиль работы руководителя или просто атмосфера… К сожалению, культура обратной связи у нас не развита, люди просто не считают нужным что-то объяснять.

Кроме того, на 99% выросла тенденция контрофера, когда кандидат делает выбор в пользу другого, более привлекательного для него предложения. Нередко это оказывается компания, из которой он планировал уходить из-за низкой зарплаты.

Бизнесу это важно знать. Потому что не всегда виноват HR. У нас же как обычно бывает, если человек отвечает за подбор сотрудника, он должен чуть ли не привести его на работу и работать за него. А потом руководитель говорит, что мне привели не того сотрудника. Нет, с людьми так нельзя. Есть зона ответственности HR и непосредственно руководителя, должно быть партнерство во всем, иначе мы возвращаемся к тем 79% людей, которые хотят уволиться. Говорят, что незаменимых людей нет.

Почему-то компания не всегда понимает, что для нее порой дороже будет стоить найти нового сотрудника и вовлечь его, чем удержать и поработать с выгоранием имеющегося кадра.
Альбина Султанова директор филиала hh.ru в Повольже
Альбина Султанова директор филиала hh.ru в Поволжье

— Как вы в целом оцениваете уровень компетенций сотрудников кадровых служб татарстанских компаний? Какие подходы позволили бы быстрее и качественнее закрывать вакансии?

— Успешность работы кадровых служб, как правило, зависит от инвестиций в персонал и фокуса внимания топ-менеджмента. Если в стратегии компании заложены автоматизация процессов, работа над брендом, работа с отзывами, корпоративное обучение, создание комфортных условий труда, то здесь нужно отдать должное HR. Если же HR-департамент не стоит в фокусе внимания и руководители не понимают важности их работы, значит, они работают плохо. И в Татарстане, как и в любом другом регионе, есть как положительные, так и отрицательные примеры.

Что делать бизнесу и зачем компаниям HR-бренд?

— На ваш взгляд, какие тренды рынка труда будут в 2025 году?

— Первое и самое важное, что нужно принять, — дефицит кадров с нами надолго. По данным исследования hh.ru и «Яков и партнеры», к 2030 году экономике России будет не хватать от 2 миллионов до 4 миллионов человек. Соответственно, наем персонала будет дорожать. Поэтому важно работать как над подбором, так и удержанием и вовлеченностью персонала. В топе дефицитных отраслей — обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, торговля, общепит, строительство и т. д.

— Что делать бизнесу в этих условиях?

— Первое — это повышать уровень компетенций сотрудников департамента кадровой структуры, инвестировать в людей, которые занимаются такой серьезной структурой для устойчивого развития бизнеса.

Второе — вести подбор персонала за рамками локальной территории. Казань сейчас очень привлекательный город для жизни и для работы. Не зря мы с мэрией ведем проект «Казань — город лучших работодателей». Поэтому выходите за рамки Татарстана, ищите сотрудников в других регионах. Обращайте внимание как на молодых сотрудников, так и на старшее поколение.

Чтобы увеличить, нажмите

В-третьих, нужно работать над HR-брендом и отзывами с фокусом на удержание и вовлеченность персонала внутри компаний. Порой человек слышал о компании, но не знает, какие у нее смыслы. Что ценного она дает сотруднику? Какая устойчивость в развитии бизнеса? И здесь вновь подчеркну ценность обратной связи. При этом важно не просто наличие отзывов, а работа с ними, например, на Dream Job. После анализа отзывов компании должны учитывать полученные результаты в своих стратегиях и, конечно же, что-то менять, если обратная связь отрицательная.

Также я бы посоветовала компаниям внедрять автоматизацию процессов, повышая скорость принятия решений на основе данных. Например, та же платформа Skillaz, которая использует ИИ, помогает HR-специалистам анализировать резюме, находить наиболее подходящих кандидатов и ускорять процесс найма. А скорость для HR-департаментов в условиях сильной конкуренции очень важна, иначе ваш кандидат может принять контрофер.

Создавать возможности, среду и условия для роста производительности труда — это крайне важный пункт. Нужно также формировать управленческую среду и клиентоцентричный подход в работе с командами. Компаниям нужно инвестировать в обучение руководителей и держать фокус внимания на том, что именно руководители отвечают за итоговый результат. В конечном итоге человекоцентричный подход — это тренд долгий, как и дефицит кадров, и он должен быть в компании всегда и желательно заложен в ее стратегии.

— Какие планы у вашей казанской команды HeadHunter на 2025 год?

— Наша команда здесь для того, чтобы помогать нашим работодателям развивать, подбирать персонал. Наши продукты формируются от потребностей клиента, и мы общаемся не только с HR-департаментами, но и руководителями. Поэтому в следующем году мы продолжим работать с нашими партнерами, внедрять современные цифровые сервисы в подбор персонала, проводить обучения и консультировать.

«Наша команда здесь для того, чтобы помогать нашим работодателям развивать, подбирать персонал» «Наша команда здесь для того, чтобы помогать нашим работодателям развивать, подбирать персонал»

Кроме того, мы продолжаем формировать ежегодный рейтинг работодателей от hh.ru. Это мощный толчок для развития HR-бренда компании. Заявочная кампания этого года на участие в рейтинге уже завершена, в список финалистов вошла 61 компания из Татарстана. Имена победителей мы узнаем в начале 2025 года, но уже сейчас можно начать подготовку к следующему рейтингу. А вот подать заявку на участие в премии «HR-бренд» можно до 20 декабря. Поэтому советую компаниям не упускать этой возможности!