КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ХАОС НА РЫНКЕ, ВОЗНИКШИЙ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ В 2006 ГОДУ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ТУРУСЛУГ?

Рост цен на туристические путевки, монополизация рынка туруслуг в регионах и, как следствие этого, сокращение разнообразия турпродуктов. К таким последствиям, по мнению участников рынка, могут привести поправки в закон об основах туристической дятельности, предложенные Минспортуризмом РФ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал претензии туроператоров на заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.  

ПАМЯТИ «КАПИТАЛ ТУРА» ПОСВЯЩАЕТСЯ

В апреле минспортуризма РФ предложило внести поправки закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Повод для перекраивания законодательства был найден более чем убедительный - прошлогоднее банкротство  крупнейшего туроператора «Капитал Тур». В  результате отказа компании исполнять свои обязательства перед зарубежными партнерами пострадали 8,3 тыс. российских туристов.

Существенных поправок в закон немного.  Например, вводится электронный документооборот и электронные путевки. Чиновники надеются, что это позволит сделать турбизнес более прозрачным.

Повышать размер финансовых гарантий для крупных туроператоров, как планировалось ранее, не будут. Наоборот, размер фингарантий предлагается снизить с 10 млн до 500 тыс. рублей. Но не для всех туроператоров. Только для специализирующихся на въездном туризме. Самая же резонансная поправка - турагентствам предлагается обязать  работать только от туроператора, по агентскому договору.

Именно этому нововведению в основном и было посвящено заседание в профильном комитете ТПП. С участием экспертов, чиновников и участников рынка, причем, как операторов, так и турагентов.

По мнению гендиректора управляющей компании сети офисов продаж «Горячие туры» (565 турагентств) Светланы Макаровой, авторами законопроекта не предложен вид гражданско-правового договора, на основании которого будут строиться правоотношения  между туроператорами и турагентами, и в котором были бы прописаны меры ответственности туроператора за качество турпродукта, за предоставление достоверной информации. «Почему-то не вводится ответственность за несвоевременную оплату туроператорами услуг партнерам по бизнесу - авиаперевозчикам, отельерам», - заявила Макарова.

МОНОПРОФИЛЬНАЯ ТУРЦИЯ, МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ЕГИПЕТ

Велика вероятность того, что туроператоры при заключении договоров с агентами будут требовать от них отказа  от заключения договоров с другими операторами, с конкурентами. «В результате агентства станут монопрофильными и утратят возможность продавать разнообразные туры по запросу клиентов», - пояснила Макарова.

«Не надо бояться, дорогие турагенты! Вы нам нужны! Каждый оператор заинтересован в том, чтобы у него было как можно больше агентов, поэтому нет смысла думать, что агенты получат дискриминационные условия работы» - заверил присутствующих гендиректор  компании «Асент Трэвел» Игорь Козлов.

Но оператор, каким бы крупным он ни был, не в состоянии повлиять ни на руководство отеля, которое заселило туристов в номер, который не оговорен в путевке. Или на авиакомпанию, которая изменила время вылета и прилета. Не удивительно, что в законе об том ничего не сказано. Не решают этих проблем и предложенные поправки, отметил Роман Бобылев, - председатель правления центра защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников.

Бобылев не видит проблемы в том, чтобы агенты работали от лица операторов. «Но необходимо, чтобы агенты объединились в СРО - в саморегулируемые объединения. Эти объединения профессионалов сами отберут добросовестных  турагентов и само СРО будет отвечать за агентов перед операторами», - считает Бобылев.

Впрочем, переходить на саморегулируемость в турбизнесе сейчас не выгодно. Для начала необходимо, чтобы власти устранили двойное налогообложение, возникающее при создании компенсационного фонда при СРО, пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии и куратор профильного комитета ТПП Юрий Барзыкин.

Барзыкин считает, что запрет для тургагентств на реализацию путевок, сформированных туроператором, не представляется целесообразным. «Во-первых, в случае реализации турпродукта от имени и по поручению оператора он и будет отвечать за недобросовестного агента», - говорит Барзыкин.

Во-вторых, количество турагентств снизится, поскольку операторы будут заключать договора только с проверенными агентами. В-третьих, предлагаемый порядок исключает возможность наложения туроператором каких-либо штрафных санкций на агентов за неисполнение условий договора. Расторгнуть договор с агентом оператор сможет. Но уже после того, как пострадают интересы потребителя туруслуг.

С ним согласен и гендиректор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов. «Половина рынка туруслуг будет саботировать запрет на продажу от лица агентства. Сделают так: туроператоры назовут себя агентами, а агенты станут заказчиками услуг у оператора. Никакой  пользы от этого туристу не будет», - считает Мохов.

Он называет предлагаемое решение примитивным, но согласен, что необходимо ликвидировать хаос на рынке, возникший после отмены в 2006 году лицензирования туруслуг.  Только турператор дееспособен,  как юридическое лицо. На него и надо ориентироваться при изменении законодательства, уверен Мохов.

ПЛАН ПРОДАЖ И ДЕПОЗИТ

«Операторы обязательно будут злоупотреблять своим правом выбирать турагентов (если поправку примут). Туроператор установит агенту план продаж и потребует внести депозит за турпродукты», - вновь вступила в дискуссию  Макарова.  Путевки, конечно же, подорожают.

Да, депозит, скорее всего, придется требовать, соласилась гендиректор туркомпании Vand Internanional tour Татьяна Ванд. Нужно, чтобы законодатель развивал ответственность и оператора и агента, от этого все выиграют, в том числе и потребитель.

Если введут запрет агентам торговать от своего имени, то в регионах большинство агентов просто не выживут. Им действительно придется, скорее всего, работать с одним оператором и обслуживать только ту нишу, которую имеет оператор. «Агентские продажи просто обрушатся, а от того пострадает потребитель!» - считает глава компании «СНП-тур» Андрей Головин.

Необходимо исключить поправку, вводящую запрет для турагентов продавать путевки от своего имени, резюмировал итоги дискуссии Барзыкин. Он пояснил «БИЗНЕС Online», что мнение участников заседания будет доведено до минспорттуризма, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Как ожидается, поправки в закон об основах турдеятельности будут внесены на рассмотрение депутатов Госдумы этой осенью.

«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать возможные новшества игроков рынка туристических услуг Татарстана.

Венера Тагирова - генеральный директор турагентства «Grand Вояж»:

- Я положительно оцениваю эти поправки. Туроператоры при непосредственной работе с турагентствами, снижают комиссию. В этом плане работать через субагентов и иметь повышенную комиссию невыгодно. И субагенты напрямую не могут решить вопросы, которые интересуют туриста. Да, турист платит компании за тур, но если бронирует субагент, то все он и решает. Если что-то случится внутри страны, то агентствам, работающим через субагентов, будет сложнее. Это как глухой телефон, при такой работе турист защиты своих прав может достичь только в редких случаях. И еще подобные поправки полезны в том смысле, что станет меньше агентств-однодневок. Туроператоры в любом случае своих агентов проверяют, смотрят, как у них идет бизнес. Но туроператоры сейчас не проверяет турагентства, с которыми они напрямую не работают.

Агентства, которые работают через субагентов и имеют повышенную комиссию заглушают работу агентств, работающих напрямую с операторами потому, что последние априори не могут предоставить клиенту больших скидок. Работать с туроператором напрямую лучше еще в том смысле, что ты получаешь информацию их первых уст, видишь новые предложения, так как туроператоры приглашают на семинары, где все подробно рассказывают и объясняют. И ответственность твоя перед клиентом при такой работе повышается в разы.  А отказ от заключения договоров с другими операторами-конкурентами возможен только в случае, если агентство является официальным дилером.

Камиль Тарзиманов - генеральный директор бюро туристических услуг «Салават»:

- У электронного документооборота есть свои нюансы. Он может формироваться на компьютере произвольным человеком, экземпляров может быть много в отличие от бумажных эквивалентов, а это тоже основа для махинаций. И пока электронные документы не имеют юридической силы, что неудобно. Во всем остальном - это большой плюс.

Считаю, что нужно изменить принцип начисления фингарантий. Он должен быть основан на каждом туристе. На Западе с каждого тура идет определенная сумма на фингарантии. А сейчас получается, что 10 миллионов турагентство должен отдать и за пять человек, которых оно из Арского района привело, что за 100. Усредненность - это не совсем правильно.

По поводу работы только через операторов. По сути, сегодня все так и работают. Закон просто зафиксирует на бумаге распространенный факт. Это не делалось до сих пор, потому что многие агентства не имели банковских счетов и работали только через собственную кассу. Туроператоров и сегодня может запретить агенту заключать договоры со своими конкурентами. Но субагентская деятельность вполне может быть даже при этих поправках. Другое дело, что субагенты уже не смогут выступать от своего имени.

То есть все это уже было просто в бумажном виде не фиксировалось.

Я бы ввел более серьезные поправки. Те, которые касаются лицензирования и сертифицирования агентств. Это уже будет гораздо более серьезным шагом чем тот, который мы сейчас обсуждаем. Турагентство сейчас как понятие вообще пропало. Кто такой турагент? На какой правовой основе он работает? Сегодня любая юридическая фирма, даже парикмахерская, может продавать туры.

Альмир Сабитов - владелец казанской туристической фирмы «Аль-Барро»:

- Эти поправки не так существенны, потому что турагентства сейчас так и работают. Как правило, все работают напрямую с оператором. Все так или иначе используют электронный документооборот. Может быть, уйдут лишние посредники, но на рынок это мало повлияет. Турагентства ведь существуют потому, что оператор физически не может работать с каждым клиентом. Это просто позволяет сэкономить время. А если турагентство работало через субагентства, то какие проблемы, возьми теперь и сделай прямой договор. Обязать работать только с одним оператором не обяжут, это уже из разряда фантастики. Это тоже самое, как МТС бы запретило переключаться на Билайн. У человека должен быть выбор. В одно и то же время один оператор может вести в одну страну, другой - уже нет. Запретишь, дальше что? Потеряешь клиента вот и все. А план продаж туроператор и так устанавливает. Обяжут работать с депозитом, просто уйдут к другому оператору. Кстати, именно из-за обязательного плана подобные схемы возникают. Одно агентство дает максимальные скидки другому, потому что потом перед оператором выставляет его клиентов как своих. 

Тимур Алтынов, Москва
Надежда Замалиева, Казань