ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЯЖЕЛЫХ ГРУЗОВИКОВ В 2011 ГОДУ НАНЕСЛИ ЧЕЛНИНСКОМУ АВТОГИГАНТУ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ УДАР
КАМАЗ опубликовал результаты своей работы за первые три месяца этого года. Согласно отчету, в первом квартале компанией было продано 6,7 тыс. грузовых автомобилей, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом по 2010 году. Также в этом году КАМАЗ наконец то вышел в плюс и получил прибыль в размере 306 млн. рублей. Однако этот безусловный позитив испортила «ложка дегтя»: компания потеряла более 20% рынка крупнотоннажной техники. Отчетность КАМАЗа за январь-март изучил аналитический центр «БИЗНЕС Online».
ВЫРУЧКА ВЫРОСЛА НА 50%
КАМАЗ опубликовал свои финансовые результаты по итогам трех месяцев этого года. Безусловно, позитив в отчетности есть и связан он в первую очередь с оживлением российской экономики после мирового финансового кризиса. Как следствие - стремительный рост и положительная динамика практически всех основных финансовых показателей.
Остановимся на наиболее важных из них. Выручка от реализации продукции за первый квартал этого года увеличилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 19,4 млрд. рублей. Основная причина роста объемов выручки очевидна и состоит в том, что на российском рынке грузовых автомобилей повысился спрос. При этом доля выручки от реализации грузовых автомобилей в совокупном объеме продаж выросла всего на 0,6%.
Рост объемов продаж привел к улучшению показателя покрытия платежей по обслуживанию долга компании (+1%), а также к сокращению уровня просроченной задолженности КАМАЗа (-6,9%).
Положительным моментом является выход компании на прибыльный уровень - 306 млн. рублей. Годом ранее убыток КАМАЗа составлял 136 млн. рублей, а в кризисный 2009 год достиг отметки в 1,8 млрд. рублей.
Есть в отчетности компании и негативные моменты. По результатам года закрылось 14 независимых дилеров КАМАЗа. Сейчас их насчитывается 130. Однако на фоне роста объема продаж цифра выглядит не столь критично.
На 2,9% уменьшился размер чистых активов. Это в первую очередь связано с величиной непокрытого убытка компании в размере 713 млн. рублей по итогам первого квартала этого года.
Основные кредиторы КАМАЗа – минфин РФ и Сбербанк России. Общая сумма кредиторской задолженности перед минфином по итогам трех месяцев составляет 5,1 млрд. рублей, а перед Сбербанком – 6 млрд. рублей.
Наименование показателя
|
На 01.04.2011
|
На 01.04.2010
|
Абсолютное изменение
|
Изменение в %
|
---|---|---|---|---|
Выручка от реализации, млн.руб. в т.ч.
|
19 371,83
|
12 878,40
|
6 493,4
|
50,4%
|
доля продаж грузовой техники, %
|
62,0
|
61,4
|
|
0,6
|
Объем продаж автомобилей, шт., в т.ч.
|
6 768,00
|
5 050,00
|
1 718,0
|
34,0%
|
крупнотоннажные, (14-40 тонн)
|
6 626,00
|
4 937,00
|
1 689,0
|
34,2%
|
среднетоннажные (8-14 тонн)
|
142,00
|
113,00
|
29,0
|
25,7%
|
Себестоимость, млн.руб.
|
17 840,19
|
11 971,53
|
5 868,7
|
49,0%
|
Затраты на 1 рубль продукции
|
0,92
|
0,93
|
0,0
|
-0,9%
|
Операционная прибыль, млн.руб.
|
-70,30
|
-199,06
|
128,8
|
-64,7%
|
Стоимость чистых активов эмитента, млн.руб.
|
42 907,32
|
44 174,50
|
-1 267,2
|
-2,9%
|
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %
|
2,71
|
1,69
|
-
|
1,0
|
Уровень просроченной задолженности, %
|
4,32
|
11,26
|
-
|
-6,9
|
Собственные оборотные средства, млн.руб.
|
-6 803,51
|
-4 636,43
|
-2 167,1
|
46,7%
|
Рыночная капитализация, руб.
|
53 397,7
|
53 219,0
|
178,7
|
0,3%
|
Прочие доходы, млн.руб.
|
4 055,74
|
3 025,63
|
1 030,1
|
34,0%
|
Прочие расходы, млн.руб.
|
3 275,72
|
2 520,63
|
755,1
|
30,0%
|
Прибыль/убыток, полученный от курсовых разниц, млн.руб.
|
н.д.
|
779,35
|
-
|
-
|
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн.руб.
|
306,49
|
-136,82
|
443,3
|
-324,0%
|
Всего кредитов и займов, млн.руб., в т.ч.
|
20 224,32
|
21 453,24
|
-1 228,9
|
-5,7%
|
краткосрочные кредиты и займы
|
7 805,56
|
8 410,76
|
-605,2
|
-7,2%
|
долгосрочные кредиты и займы
|
12 418,75
|
13 042,48
|
-623,7
|
-4,8%
|
кредиторская задолженность
|
16 702,79
|
12 381,33
|
4 321,5
|
34,9%
|
Производительность труда, млн. руб./чел
|
1 222,04
|
897,45
|
324,6
|
36,2%
|
Среднесписочная численность
|
15 852,00
|
14 350,00
|
1 502,0
|
10,5%
|
КОНКУРЕНТЫ ДЫШАТ В ЗАТЫЛОК
Всего, по итогам первых трех месяцев этого года компания реализовала 6768 грузовых автомобилей, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Совокупный объем российского рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой 14 - 40 тонн) по итогам первого квартала 2011 года составил 17,1 тыс. штук, что на 103,9% превышает аналогичный показатель по 2010 году. При этом почти 39% объема продаж приходится на КАМАЗ, в то время как в прошлом году он составлял 59%. Пока КАМАЗ остается лидером на рынке продаж автомобильной техники, несмотря на то, что доля его на рынке сократилась более чем на 20% (!).
Доля основных производителей на российском рынке крупнотоннажной техники
Наименование компании
|
На 01.04.2011
|
На 01.04.2010
|
Изменение
|
---|---|---|---|
ОАО «КАМАЗ»
|
38,8
|
59,0
|
-20,2
|
ОАО «МАЗ»
|
14,3
|
8,8
|
5,5
|
ОАО «АЗ «Урал»
|
11,1
|
20,4
|
-9,3
|
ОАО «КрАЗ»
|
0,6
|
0,5
|
0,1
|
Зарубежные производители
|
35,0
|
11,3
|
23,9
|
Такое значительное снижение доли рынка компания в своем отчете объясняет восстановлением утраченных в период кризиса позиций других автопроизводителей, в частности зарубежных (+24%) в связи с увеличением спроса на грузовую технику. Увеличили свое присутствие на рынке также белорусский МАЗ (+6%) и украинский КрАЗ (+0,1%).
Определенное влияние на снижение доли КАМАЗа на рынке в первом квартале 2011 года оказало уменьшение объема продаж грузовых автомобилей министерству обороны РФ по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. К сожалению, размер этих объемов компания в своем отчете не раскрывает.
Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей (полной массой от 8 - 14 тонн) по итогам первого квартала 2011 года составил 1,2 тыс. единиц, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Доля КАМАЗа на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей также уменьшилась по сравнению с прошлым годом практически на 1% и составила 12,3%.
Доля основных производителей на российском рынке среднетоннажной техники
Наименование компании
|
На 01.04.2011
|
На 01.04.2010
|
Изменение
|
---|---|---|---|
ОАО «КАМАЗ»
|
12,30
|
13,20
|
-0,9
|
ОАО «МАЗ»
|
22,70
|
12,80
|
9,9
|
ОАМО «ЗИЛ»
|
2,30
|
21,80
|
-19,5
|
ОАО «СОЛЛЕРС» (ISUZU)
|
41,40
|
45,30
|
-3,9
|
Иномарки
|
21,30
|
6,90
|
14,4
|
Значительно просел в этом сегменте из российских производителей московский ЗиЛ. Присутствие его на рынке сократилось до 2,3% (с 22%!). Уменьшила свою долю на рынке и компания Sollrs (производитель автомобилей ISUZU) - на 4%. В свою очередь зарубежные производители и в этом сегменте рынка свою долю также нарастили на 14,4%.
ВСЕ КАМАЗЫ В КАЗАХСТАН И ПОЛЬШУ
Больше всего продукции КАМАЗ по итогам первого квартала экспортирует в страны СНГ – 59,5%, что на 2,3% больше аналогичного показателя по результатам прошлого года.
Динамика структуры экспорта (включая СКД*)
Регион
|
На 01.04.2011
|
На 01.04.2010
|
Изменение доли
|
||
---|---|---|---|---|---|
объем поставок, ед.
|
доля в экспорте, %
|
объем поставок, ед.
|
доля в экспорте, %
|
||
Дальнее зарубежье (Азия, Африка, Бл.Восток, Америка)
|
389
|
29,3
|
240
|
41,3
|
-12,00
|
Страны Европы
|
149
|
11,2
|
8
|
1,5
|
9,70
|
Страны СНГ
|
790
|
59,5
|
332
|
57,2
|
2,30
|
ВСЕГО:
|
1 328
|
100,0
|
580
|
100,0
|
-
|
*СКД – сборочные комплекты деталей
С начала года наблюдается рост спроса на рынке Казахстана. Экспорт автотехники КАМАЗа в эту республику за первый квартал 2011 года возрос почти в четыре раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, объем реализации составил 425 единиц. Практически в девять раз увеличились объемы поставок на рынок Украины (до 254 единиц). На этом рынке КАМАЗ сохраняет свое лидерство, доля его на нем составляет 31,3% по итогам первого квартала против 30,7% аналогичного прошлого периода.
Доля поставок автотехники КАМАЗа в страны дальнего зарубежья сократилась на 12%, при этом объем поставок увеличился в полтора раза. Однако больше всего КАМАЗ прибавил на рынке Европы, увеличив свое присутствие на нем на 10%, а объем поставок в эти страны в 19 раз! Существенное влияние на столь значительный рост оказало увеличение экспорта грузовых автомобилей в Польшу. В первом квартале объем поставок в эту республику составил 149 ед., тогда как годом ранее в Польшу было поставлено всего 4 единицы грузовой техники.
Аналитический центр «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.