ЗАРУБЕЖНЫЕ  ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЯЖЕЛЫХ ГРУЗОВИКОВ В 2011 ГОДУ НАНЕСЛИ ЧЕЛНИНСКОМУ АВТОГИГАНТУ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ УДАР

КАМАЗ опубликовал результаты своей работы за первые три месяца этого года. Согласно отчету, в первом квартале компанией было продано 6,7 тыс. грузовых автомобилей, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом по 2010 году. Также в этом году КАМАЗ наконец то вышел в плюс и получил прибыль в размере 306 млн. рублей. Однако этот безусловный позитив испортила «ложка дегтя»: компания потеряла более 20% рынка крупнотоннажной техники. Отчетность КАМАЗа за январь-март изучил аналитический центр «БИЗНЕС Online».  

ВЫРУЧКА ВЫРОСЛА НА 50% 

КАМАЗ опубликовал свои финансовые результаты по итогам трех месяцев этого года. Безусловно, позитив в отчетности есть и связан он в первую очередь с оживлением российской экономики после мирового финансового кризиса. Как следствие - стремительный рост и положительная динамика практически всех основных финансовых показателей.

Остановимся на наиболее важных из них. Выручка от реализации продукции за первый квартал этого года увеличилась на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 19,4 млрд. рублей. Основная причина роста объемов выручки очевидна и состоит в том, что на российском рынке грузовых автомобилей повысился спрос. При этом доля выручки от реализации грузовых автомобилей в совокупном объеме продаж выросла всего на 0,6%.

Рост объемов продаж привел к улучшению показателя покрытия платежей по обслуживанию долга компании (+1%), а также к сокращению уровня просроченной задолженности КАМАЗа (-6,9%).

Положительным моментом является выход компании на прибыльный уровень - 306 млн. рублей. Годом ранее убыток КАМАЗа составлял 136 млн. рублей, а в кризисный 2009 год достиг отметки в 1,8 млрд. рублей.

Есть в отчетности компании и негативные моменты. По результатам года закрылось 14 независимых дилеров КАМАЗа. Сейчас их насчитывается 130. Однако на фоне роста объема продаж цифра выглядит не столь критично.

На 2,9% уменьшился размер чистых активов. Это в первую очередь связано с величиной непокрытого убытка компании в размере 713 млн. рублей по итогам первого квартала этого года.

Основные кредиторы КАМАЗа – минфин РФ и Сбербанк России. Общая сумма кредиторской задолженности перед минфином по итогам трех месяцев составляет 5,1 млрд. рублей, а перед Сбербанком – 6 млрд. рублей.

 

Наименование показателя
На 01.04.2011
На 01.04.2010
Абсолютное изменение
Изменение в %
Выручка от реализации, млн.руб. в т.ч.
19 371,83
12 878,40
6 493,4
50,4%
доля продаж грузовой техники, %
62,0
61,4
 
0,6
Объем продаж автомобилей, шт., в т.ч.
6 768,00
5 050,00
1 718,0
34,0%
крупнотоннажные, (14-40 тонн)
6 626,00
4 937,00
1 689,0
34,2%
среднетоннажные (8-14 тонн)
142,00
113,00
29,0
25,7%
Себестоимость, млн.руб.
17 840,19
11 971,53
5 868,7
49,0%
Затраты на 1 рубль продукции
0,92
0,93
0,0
-0,9%
Операционная прибыль, млн.руб.
-70,30
-199,06
128,8
-64,7%
Стоимость чистых активов эмитента, млн.руб.
42 907,32
44 174,50
-1 267,2
-2,9%
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %
2,71
1,69
-
1,0
Уровень просроченной задолженности, %
4,32
11,26
-
-6,9
Собственные оборотные средства, млн.руб.
-6 803,51
-4 636,43
-2 167,1
46,7%
Рыночная капитализация, руб.
53 397,7
53 219,0
178,7
0,3%
Прочие доходы, млн.руб.
4 055,74
3 025,63
1 030,1
34,0%
Прочие расходы, млн.руб.
3 275,72
2 520,63
755,1
30,0%
Прибыль/убыток, полученный от курсовых разниц, млн.руб.
н.д.
779,35
-
-
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн.руб.
306,49
-136,82
443,3
-324,0%
Всего кредитов и займов, млн.руб., в т.ч.
20 224,32
21 453,24
-1 228,9
-5,7%
краткосрочные кредиты и займы
7 805,56
8 410,76
-605,2
-7,2%
долгосрочные кредиты и займы
12 418,75
13 042,48
-623,7
-4,8%
кредиторская задолженность
16 702,79
12 381,33
4 321,5
34,9%
Производительность труда, млн. руб./чел
1 222,04
897,45
324,6
36,2%
Среднесписочная численность
15 852,00
14 350,00
1 502,0
10,5%

КОНКУРЕНТЫ ДЫШАТ В ЗАТЫЛОК

Всего, по итогам первых трех месяцев этого года компания реализовала 6768 грузовых автомобилей, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Совокупный объем российского рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей (полной массой 14 - 40 тонн) по итогам первого квартала 2011 года составил 17,1 тыс. штук, что на 103,9% превышает аналогичный показатель по 2010 году. При этом почти 39% объема продаж приходится на КАМАЗ, в то время как в прошлом году он составлял 59%. Пока КАМАЗ остается лидером на рынке продаж автомобильной техники, несмотря на то, что доля его на рынке сократилась более чем на 20% (!).

Доля основных производителей на российском рынке крупнотоннажной техники

Наименование компании
На 01.04.2011
На 01.04.2010
Изменение
ОАО «КАМАЗ»
38,8
59,0
-20,2
ОАО «МАЗ»
14,3
8,8
5,5
ОАО «АЗ «Урал»
11,1
20,4
-9,3
ОАО «КрАЗ»
0,6
0,5
0,1
Зарубежные производители
35,0
11,3
23,9

Такое значительное снижение доли рынка компания в своем отчете объясняет восстановлением утраченных в период кризиса позиций других автопроизводителей, в частности зарубежных (+24%) в связи с увеличением спроса на грузовую технику. Увеличили свое присутствие на рынке также белорусский МАЗ (+6%) и украинский КрАЗ (+0,1%).

Определенное влияние на снижение доли КАМАЗа на рынке в первом квартале 2011 года оказало уменьшение объема продаж грузовых автомобилей министерству обороны РФ по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. К сожалению, размер этих объемов компания в своем отчете не раскрывает.

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей (полной массой от 8 - 14 тонн) по итогам первого квартала 2011 года составил 1,2 тыс. единиц, что на 35%  больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Доля КАМАЗа на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей также уменьшилась по сравнению с прошлым годом практически на 1% и составила 12,3%.

Доля основных производителей на российском рынке среднетоннажной  техники

Наименование компании
На 01.04.2011
На 01.04.2010
Изменение
ОАО «КАМАЗ»
12,30
13,20
-0,9
ОАО «МАЗ»
22,70
12,80
9,9
ОАМО «ЗИЛ»
2,30
21,80
-19,5
ОАО «СОЛЛЕРС» (ISUZU)
41,40
45,30
-3,9
Иномарки
21,30
6,90
14,4

Значительно просел в этом сегменте из российских производителей московский ЗиЛ. Присутствие его на рынке сократилось до 2,3% (с 22%!). Уменьшила свою долю на рынке и компания Sollrs (производитель автомобилей ISUZU) - на 4%. В свою очередь зарубежные производители и в этом сегменте рынка свою долю также нарастили на 14,4%.

ВСЕ КАМАЗЫ В КАЗАХСТАН И ПОЛЬШУ 

Больше всего продукции КАМАЗ по итогам первого квартала экспортирует в страны СНГ – 59,5%, что на 2,3% больше аналогичного показателя по результатам прошлого года.

Динамика структуры экспорта (включая СКД*)

Регион
На 01.04.2011
На 01.04.2010
Изменение доли
объем поставок, ед.
доля в экспорте, %
объем поставок, ед.
доля в экспорте, %
Дальнее зарубежье (Азия, Африка, Бл.Восток,  Америка)
389
29,3
240
41,3
-12,00
Страны Европы
149
11,2
8
1,5
9,70
Страны СНГ
790
59,5
332
57,2
2,30
ВСЕГО:
1 328
100,0
580
100,0
-

*СКД – сборочные комплекты деталей

С начала года наблюдается рост спроса на рынке Казахстана. Экспорт автотехники КАМАЗа в эту республику за первый квартал 2011 года возрос почти в четыре раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, объем реализации составил 425 единиц.  Практически в девять раз увеличились объемы поставок на рынок Украины (до 254 единиц). На этом рынке КАМАЗ сохраняет свое лидерство, доля его на нем составляет 31,3% по итогам первого квартала против 30,7% аналогичного прошлого периода.

Доля поставок автотехники КАМАЗа в страны дальнего зарубежья сократилась на 12%, при этом объем поставок увеличился в полтора раза. Однако больше всего КАМАЗ прибавил на рынке Европы, увеличив свое присутствие на нем на 10%, а объем поставок в эти страны в 19 раз! Существенное влияние на столь значительный рост оказало увеличение экспорта грузовых автомобилей в Польшу. В первом квартале объем поставок в эту республику составил 149 ед., тогда как годом ранее в Польшу было поставлено всего 4 единицы грузовой техники.

Аналитический центр «БИЗНЕС Online»