ЛУЧШИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ АРБИТР РОССИИ ВЛАДИМИР ПЕТТАЙ, ПОГИБШИЙ В АВИАКАТАСТРОФЕ, ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ СУДИЛ 14 ИЮНЯ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА
Сегодня в России очередной черный день - авиакатастрофа в Карелии, унесшая минувшей ночью жизни 44 пассажиров рейса «Москва-Петрозаводск». Сразу же по горячим следам выяснилось, что в 2000 - 2010 годах разбившийся Ту-134 принадлежал авиакомпании «Татарстан», здесь же в начале этого года прошел последнее продление срока службы, который, к слову, составлял уже 31 год. Бывшие руководители АК «Татарстан» рассказали об этой машине газете «БИЗНЕС Online». В ее истории было всякое…
КАЗАНЦЕВ НА БОРТУ НЕ БЫЛО
Пассажирский лайнер Ту-134А-3 авиакомпании "РусЭйр", вылетевший вчера из Москвы в 22.30 мск, совершил «жесткую посадку в двух километрах от аэропорта Петрозаводска, на борту было 52 человека (43 пассажира и 9 членов экипажа)». На посадку он пошел в 23:40, но в 0:00 самолет исчез с экранов радаров. Самолет не долетел до взлетно-посадочной полосы аэропорта «Бесовец» 700 метров.
От удара фюзеляж самолета повредился, на борту вспыхнул пожар, а затем произошел взрыв. Открытый огонь прибывшим на место спасателям удалось ликвидировать только через час — в 00.30. Самолет фактически развалился на куски.
В результате катастрофы погибло 44 человека, но каким-то чудом есть выжившие - 8 человек (из них двое детей) госпитализировано.
ПОГИБЛИ ФУТБОЛЬНЫЙ АРБИТР, КОНСТРУКТОРЫ РОСАТОМА И ЮРИСТ ЛУКОЙЛ-АВИА
Судя по опубликованным МЧС спискам, в числе пассажиров были 12 человек из Москвы, четверо - из Московской области, пятеро - из Петрозаводска, четверо - из районов Карелии, один - из Самары, трое - из Южно-Сахалинска, по одному жителю Томска, Омска, Иваново, Нижнего Новгорода и двое - из Волгограда. Как отметили в МЧС, в экипаж входили девять человек, все они были москвичами. Также в самолете летели четыре иностранца - гражданин Швеции, гражданин Нидерландов и двое граждан Украины, еще у четверых двойное гражданство - США и РФ.
Среди погибших пассажиров представители трех атомных компаний - генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» Сергей Рыжов, замдиректора компании Геннадий Банюк, главный конструктор Николай Трунов (таким образом, погибло практически все руководство ОКБ «Гидропресс», входящее в госконцерн "Росатом"), юрист «Лукойл-авиа» Фархад Саматов, известный в профессиональных кругах футбольный арбитр Владимир Петтай (его даже считают лучшим арбитром в России на данном этапе) и другие. Оказалось, что погибший рефери последний раз выходил на поле 14 июня в Казани, когда «Рубин» принимал столичное «Динамо». Этот матч был сотым и, как оказалось, последним в его карьере.
ПОГОДА, ЛЮДИ И ТЕХНИКА
По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек).
Сейчас следствием отрабатывается несколько версий трагедии. Официальный представитель следственного комитета России Владимир Маркин назвал их – это человеческий фактор, то есть ошибка пилота или наземных служб аэропорта, сложные погодные условия (известно, что в Петрозаводске были сложные погодные условия: температура воздуха была около +15°С, безветренно, сильный туман), а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта.
Глава комиссии по расследованию авиапроисшествий межгосудартсвенного авиационного комитета Алексей Морозов спустя шесть часов после катастрофы заявил, что в аэропорту «произошло отключение наземных средств обеспечения посадки самолета», из-за чего в момент, когда самолет заходил на посадку, была обесточена ВПП.
«Ту-134 зацепил линию электропередачи, оборвал ее, обесточив таким образом посадочную полосу», — цитирует его Интерфакс. Но уже через три секунды включились резервные источники питания, говорит гендиректор аэропорта Алексей Кузьмицкий, и огни снова загорелись, но «экипажу это уже не помогло».
ПОЛЕТЕЛ ВМЕСТО BOMBARDIER CRJ 200
Специалисты говорят, что несмотря на то, что модель Ту-134 считается морально устаревшей, она остается одной из самых надежных машин. Согласно данным Аэрофлота, который использовал более 600 бортов Ту-134, за все время не было зафиксировано ни одной катастрофы с этими самолетами из-за технических проблем. Последняя авиакатастрофа с участием Ту-134А (авиакомпания «ЮТэйр) произошла в марте 2007 года». Лайнер разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа, и погибло 6 пассажиров, экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
Вообще, злополучный рейс «Москва - Петрозаводск» первоначально вместо «Русэйр» должна была обслуживать авиакомпания «РусЛайн» с 50-местным самолетом Bombardier CRJ 200. «Но из-за слишком обильного пассажиропотока, который наблюдается в летний период, решено было заменить рейс, его выполняла компания «Русэйр», так как самолетов марки Ту у нашей авиакомпании нет», — цитирует «Газета.Ru» пресс-службу «РусЛайн».
О разбившемся борте RA-65691 известно, что он находился в эксплуатации с 7 мая 1980 года. Лайнер был изготовлен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) и согласно данным компании за 31 год лайнер налетал около 40 тыс. часов и совершил около 25 тыс. посадок.
Первым эксплуатантом самолета стал советский авиаотряд особого назначения, обслуживавший рейсы правительства (он летал четыре года в 235-м отдельном правительственном отряде). Затем Аэрофлот эксплуатировал его в северо-кавказском управлении гражданской авиации. Согласно данным СМИ в 1993 году самолет приобрела компания «Волгаавиаэкспресс» (она прекратила полеты в апреле 2010 года), которая использовала его до 2000 года, после он год находился в собственности у авиакомпании «Татарстан».
В 2001 году татарстанцы машину передали в лизинг чебоксарскому авиационному предприятию, но в этом же году Ту-134 вернулся в АК «Татарстан». В некоторых СМИ сообщается, что машина едва ли не 10 лет находилась на хранении, пока ее не приобрела компания «Русэйр».
Согласно данным сайта государственного центра безопасности полётов воздушного транспорта, разбившийся сегодня Ту-134 уже попадал в летные происшествия. Так, в январе 2009 года при выполнении рейса по маршруту Казань - Санкт-Петербург на самолете после взлета произошла неуборка левой стойки шасси. Экипаж выработал топливо и произвел посадку в аэропорту вылета. Тогда комиссия по расследованию пришла к выводу, что виноват производственный дефект комплектующих.
Информационно-аналитический центр государственного научно-исследовательского института гражданской авиации также сообщил, что в июле 2009 года у этого борта авиакомпании «Татарстан» возникли проблемы с шасси, экипаж произвел аварийный выпуск шасси. Посадка прошла благополучно. Оказалось, что и здесь проблема была связана с контрафактными запчастями.
ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАНИ
Свои комментарии по поводу гибели самолета в Карелии сегодня озвучила также АК «Татарстан». Пресс-секретарь авиакомпании Ольга Марченко рассказала «БИЗНЕС Online»:
- Данный авиалайнер действительно эксплуатировался в ОАО "Авиакомпания "Татарстан" в течение двух лет: с 2007 по 2009 годы. Компания в любом случае будет принимать участие в расследовании. Если судно эксплуатировалось авиакомпанией, принимавшей участие в эксплуатации и обслуживании самолета, она обязана участвовать в расследовании. Содействие будет выражаться в том, что авиакомпания должна предоставить всю необходимую информацию о техническом состоянии воздушного судна.
Основная вина сейчас по авиакатастрофе в Карелии возлагается на аэропорт, но это предполагаемая, а не подтвержденная информация. Основная версия крушения – не работали огни на взлетно-посадочной полосе и плохая видимость, в результате чего экипаж перепутал взлетно-посадочную полосу с автотрассой.
Самолеты Ту-134 у нас не эксплуатируются. Эти авиалайнеры перешли в собственность других компаний.
Авиакомпания «Татарстан» уже начала сбор документов, и когда все будет готово, можно будет располагать дополнительной информацией. Сроки зависят от расследования комиссии в Петрозаводске. Мы со своей стороны будем содействовать в расследовании этого случая - по их требованию, потому как не мы занимаемся этим делом, а другие компетентные органы.
Мы попросили прояснить прошлое борта RA-65691 бывших руководителей авиакомпании «Татарстан». И один из них сообщил «БИЗНЕС Online», что машина летала в Казани гораздо больше, чем два года.
Магомед Закаржаев – генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие», в 1999 - 2008 гг. генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ):
- Конечно, помню этот самолет. Когда я пришел в авиакомпанию «Татарстан», у нее не было Ту-134, но мы приобрели четыре таких машины. Сам за штурвалом Ту-134 не летал – только пассажиром… Десять лет находиться на хранении он точно не мог. При мне самолет летал, что было потом – не знаю… Не вспомню точно, у кого его покупали, но точно после капитального ремонта в Минске, было это в 2000 году. Рабочая машина была, имела хороший ресурс и никаких вопросов по самолету не было… 31 год – нормальный возраст для Ту-134, он спокойно может летать до 35 лет. И казанские машины могли бы летать до истечения ресурса. Самолет очень хороший. Он нравился пассажирам, в отличие от, скажем, Як-42. Очень устойчивый в полете, скоростной, крепко сбитый и сам по себе красивый.
Валерий Портнов – генеральный директор ЗАО «Тат-Аэро», в 2009 - 2010 годах генеральный директор АКТ:
- А как же, помню этот самолет. Был он абсолютно нормальный, последнее обслуживание по договору о продаже проходил в авиакомпании «Татарстан», если не ошибаюсь, в феврале этого года. Машина проходила продление календарного срока службы. Он был продлен на год… А сами мы вывели Ту-134 из эксплуатации в 2009 году - они морально устарели и не устраивали нас по экономическим показателям. А летом 2010-го мы их продали… 31 год для Ту-134, если он обслуживался по правилам, это нормально. Говорить о причинах катастрофы, не зная материалов, не берусь.
Арслан Минвалеев
Тимур Латыпов
Справка Пассажирский самолет Ту-134 - разработан конструкторским бюро Туполева. Самолет производился серийно с 1966-го по 1984 гг. и поставлялся в Аэрофлот и авиакомпании стран Восточной Европы. Всего построено 852 самолета Ту-134 всех вариантов. Ту-134 предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. Основными пассажирскими модификациями самолета являются Ту-134 (производство с 1966 до 1970 г.), Ту-134А (удлиненный фюзеляж, производство с 1970-го по 1980 г.), Ту-134Б (отсутствует остекление носа, производство с 1980 по 1984 гг.). Самолет продолжает использоваться в авиакомпаниях России на регулярных авиалиниях, а также для бизнес-перевозок. На самолете установлены два турбореактивных двигателя, имеющие реверс тяги. Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателей, электропитание и работу системы кондиционирования. Авиакомпания «Русэйр» - авиакомпания существует 15 лет, предоставляет широкий спектр услуг — от организации VIP-чартеров до авиационного менеджмента. Базируется в аэропортах "Шереметьево" (Москва), "Толмачёво" (Новосибирск), "Новокузнецк-Спиченково" (Новокузнецк) и "Курумоч" (Самара). Организация полетов VIP-чартеров и корпоративных чартеров — основное направление работы «Русэйр». В парке компании российские самолеты Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, дальнемагситарльные самолеты Global 5000, Gulfstream 550, Falcon 900EX, Challenger 601 3A-ER, Challenger 604, Challenger 605, Embraer Legacy 600, Global Express XRS, средние самолеты LearJet 60, Hawker 800, Hawker 850XP, Citation X, Challenger 300. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.