Сразу два казанских автопредприятия, ООО «Байлык № 3» и ООО «Агромир», готовятся судиться с ПАО «НЕФАЗ». Поводом стал пожар в середине декабря прошлого года Сразу два казанских автопредприятия, ООО «Байлык №3» и ООО «Агромир», готовятся судиться с ПАО «НЕФАЗ». Поводом стал пожар в середине декабря прошлого года Фото: главное управление МЧС России по Татарстану

«НИЗКОЕ КАЧЕСТВО СБОРКИ, КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СПОСОБСТВОВАЛо ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОЖАРА»

Сразу два казанских автопредприятия, ООО «Байлык №3» и ООО «Агромир», готовятся судиться с ПАО «НЕФАЗ». Поводом стал пожар в середине декабря прошлого года, в результате которого полностью сгорел новехонький «НЕФАЗ-57.40.5299».

Вместе с ним на автобазе сгорел «МАЗ-206», также принадлежащий «Агромиру», и автопогрузчик. Помимо двух автобусов и погрузчика, в боксе находился склад запчастей «Агромира» с 17 новыми колесами, комплектом инструментов, маслами. Общая площадь возгорания составила 1 тыс. кв. метров. Кроме гаражного бокса сгорела автомойка и примыкающее вплотную к нему административное здание, кирпичную стену которого от высокой температуры серьезно увело в сторону — да так, что конструкции теперь грозят обрушением и использовать здание невозможно.

Причиной пожара якобы стали неисправности электрооборудования газомоторного автобуса «НЕФАЗ». Такой «диагноз» в рамках расследования уголовного дела ставит пожарно-техническая экспертиза, проведенная с участием представителей производителя, страховой, лизинговой компании и других заинтересованных лиц. «Низкое качество сборки, контроля качества способствовало возникновению пожара в автобусе», — указано в выводах эксперта Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы минюста РФ. Согласно документу, в автобусе имелись недостатки монтажа, повреждения изоляции электропроводки.

Нефтекамский автозавод — дочернее предприятие КАМАЗа. В пресс-службе компании в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» за подписью пресс-секретаря Олега Афанасьева приводят иную версию причин пожара. По результатам экспертизы другого учреждения — испытательной пожарной лаборатории по РТ МЧС России, полыхнула совсем не проводка автобуса. «Установлено, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом „НЕФАЗ-57.40.5299“, — говорится в сообщении. — Таким образом, данный пожар никак не мог произойти из-за каких-либо неполадок в автобусе. Иными словами, возгорание случилось из-за нарушений пожарной безопасности в самом помещении».

Владимир Капитонов: «Три часа двое там лазили, может, они с собой что-то принесли, подложили, поэтому их протокол я подписывать не стал. Да и ознакомиться с его содержанием эти эксперты не дали» Владимир Капитонов: «Три часа двое там лазили, может, они с собой что-то принесли, подложили, поэтому их протокол я подписывать не стал. Да и ознакомиться с его содержанием эти эксперты не дали» Фото: «БИЗНЕС Online»

В ООО «Агромир», которое владело сгоревшим автобусом, в свою очередь не согласны с такими выводами. По словам директора Владимира Капитонова, экспертиза, заказанная производителем, проводилась двумя специалистами в отсутствие кого-либо из представителей его компании, а также компании – владельца бокса, казанского перевозчика ООО «Байлык №3».

«Три часа двое там лазили, может, они с собой что-то принесли, подложили, поэтому их протокол я подписывать не стал. Да и ознакомиться с его содержанием эти эксперты не дали», — объяснил Капитонов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Он куда больше доверяет экспертизе, проведенной в рамках расследования уголовного дела, и приводит тот факт, что новехонький, только что собранный автобус ни дня не работал на линии с пассажирами. Так, 13 ноября 2018 года электроника только что пришедшего из Башкортостана автобуса выдала ошибку двигателя. Перевозчик обратился в сервисный центр КАМАЗа — ООО «Автодормоторс». Спустя 13 дней (26 ноября) проблему устранили. Но в этот же день прямо в сервисном центре сгорел блок управления, его заменили. Затем 1 декабря произошло короткое замыкание электропроводки — и снова сгорел установленный 26 ноября блок управления. 7 декабря машину с устраненными неполадками выдали, а на следующий день она сгорела.


ПЕРЕВОЗЧИКИ ТРЕБУЮТ С НЕФАЗА РАСПЛАТИТЬСЯ ЗА УЩЕРБ СВЫШЕ 30 млн, А ПОКА ИМ ВЫСТАВЛЯЮТ СЧЕТА ЗА ЛИЗИНГ СГОРЕВШЕГО АВТОБУСА

Материальный ущерб, который перевозчики намерены взыскать с НЕФАЗа, превышает 30 млн рублей. Злосчастный автобус был застрахован на сумму 8,5 млн рублей, хотя куплен в лизинг за 10,5 млн рублей (без учета госсубсидии). Правда, страховая выплата, которую намерены перевести ООО «Агромир», составит 6,9 млн рублей (в компании с этим тоже не согласны).

С точки зрения здравого смысла парадоксальным выглядит тот факт, что «КАМАЗ-Лизинг» по сей день исправно начисляет ежемесячные лизинговые платежи в размере 130 тыс. рублей. В договоре лизинга сказано, что с момента приемки все требования по ремонту и гарантийному обслуживанию предъявляются непосредственно представителю поставщика — это ООО «Автобусный-Центр Столица».

Ответ на досудебные обращения по возмещению ущерба за все, что сгорело в результате пожара, был получен только один — от ПАО «НЕФАЗ». «Требования, изложенные в досудебной претензии, не подлежат удовлетворению. Согласно ст. 1079 ГК РФ, за вред, причиненный источником повышенной опасности, несет ответственность ее владелец. ПАО „НЕФАЗ“ владельцем автобуса „НЕФАЗ-5299“ не является», — говорится в ответе предприятия на обращение ООО «Байлык №3».

Здание не было застраховано, и пока владелец не намерен разбирать конструкции: предстоят серьезные судебные тяжбы Здание не было застраховано, и пока владелец не намерен разбирать конструкции: предстоят серьезные судебные тяжбы Фото: главное управление МЧС России по Татарстану

Есть и другие потери. Первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов мыл автобусы на своей автомойке, но она сгорела, и приходится пользоваться услугами сторонней компании, где за помывку одного только кузова просят 500 рублей. «Конечно, люди заходят в автобус, а в салоне грязь», — с сожалением говорит он о чистоте своего подвижного состава.

Стоит подчеркнуть, что газомоторная система «НЕФАЗа» отработала штатно — взрыва не было. При пожаре произошел выпуск газа из баллонов на крыше автобуса, а сами полимерно-композитные емкости просто истлели. Полыхнувший метан погнул мощные балки металлических перекрытий бокса, одна из которых не выдержала температуры и рухнула вниз. В ликвидации пожара участвовали 56 человек и 19 единиц техники, пострадавших не было.

В боксе под ногами разбитое стекло вперемешку с кровлей, облупившейся краской и металлокордом сгоревших покрышек, растрескавшиеся бетонные полы. Здание не было застраховано, и пока владелец не намерен разбирать конструкции: предстоят серьезные судебные тяжбы. «Велика вероятность, что возникнет необходимость проведения повторной экспертизы», — отмечает Юсупов.

Руководитель гражданского департамента юридического агентства «ЮНЭКС» Юлия Майорова рассказывает, что судебная практика по аналогичным спорам неоднозначная. Однако при хорошей доказательной базе вины производителя шансы у потерпевших существенно возрастают. «Такие споры могут быть очень продолжительными, поскольку решение, как правило, выносится на основании экспертных заключений, получение которых в рамках судебного спора может существенно затянуться. Это все зависит от вопросов доказывания», — подчеркнула она.

Всего в конце 2018 года перевозчики Казани закупили 82 метановых автобуса большой вместимости марки НЕФАЗ 57.40.5299 и 22 низкопольных автобуса средней вместимости марки Lotos Всего в конце 2018 года перевозчики Казани закупили 82 метановых автобуса большой вместимости марки «НЕФАЗ 57.40.5299» и 22 низкопольных автобуса средней вместимости марки Lotos Фото: «БИЗНЕС Online»

«А ЕСЛИ АВТОБУС ПОЛЫХНЕТ НА ЛИНИИ, КОГДА В САЛОНЕ НАХОДЯТСЯ ПАССАЖИРЫ? КТО БУДЕТ ВИНОВАТ?»

После пожара в автопарке «Агромира» остается 16 работающих газовых автобусов, у «Байлык №3» — 8. Вместе с муниципальными ПАТП-2 и ПАТП-4 они эксплуатируют в столице РТ все приобретенные газовые автобусы «НЕФАЗ». Всего же в конце 2018 года перевозчики Казани закупили 82 метановых автобуса большой вместимости марки «НЕФАЗ 57.40.5299» и 22 низкопольных автобуса средней вместимости марки Lotos (на базе лицензионных «МАЗ-206» с китайским двигателем Weichai). Машины приобретались с привлечением федеральных и республиканских субсидий. Софинансирование составляло 3 млн на приобретение одного «НЕФАЗа» и 2 млн рублей — на Lotos, то есть бюджет выделил 290 млн рублей.

К белорусским машинам у эксплуатантов претензий нет: там с момента поставки возникла одна проблема с тормозами, и ее исправили. Но у «НЕФАЗов» есть целый перечень детских болячек, ставших хроническими. Стоит оговориться, что все эти претензии не касаются газомоторного оборудования: пока ни к двигателям, ни к самой топливной системе нареканий не было.

Так, нет решения по замене жгута проводов подключения к датчикам АБС. Жгут разрушается, провода гниют, из-за чего отказывает антиблокировочная система торможения (АБС) и перестает работать гидрозамедлитель. Оплавляется катушка насоса гидропривода вентилятора. «Мотор гидропривода вращается на максимальных оборотах, что ведет к его разрушению, переохлаждению двигателя и уменьшению тепла в салоне, кроме того, идет перерасход газа», — говорит Юсупов. В результате возникает серьезная проблема с отоплением салона: всю зиму в автобусах было холодно.

Вообще, проводка в «НЕФАЗах» идет между днищем кузова и полом салона. Провода в оплетке, но не в кожухе, а, так как туда постоянно попадает вода, оплетка разрушается, трется о кузов. «Мы неоднократно предлагали производителю добавить 2 метра проводов и пустить их по верху, под обшивкой, но нас пока не услышали», — говорит первый заместитель директора ООО «Байлык №3». А недоработка критическая: может ли возникнуть пожар из-за вероятности замыкания? Ладно, один автобус сгорел в боксе и никто не пострадал. Хотя водителя, по словам Юсупова, едва успели вытащить из гаража — он побежал вытаскивать аккумулятор в попытке спасти автобус, не видел, что происходит спереди длинной машины, и его оттащили свидетели еще до того, как человек успел надышаться дымом. «А если автобус полыхнет на линии, когда в салоне находятся пассажиры? Кто будет виноват?» — задается он вопросом. Грозит ведь это уголовным делом. Достаточно вспомнить, что за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, арендатор затонувшего теплохода «Булгария» Светлана Инякина получила многолетний срок!

«Мы неоднократно предлагали производителю добавить два метра проводов и пустить их по верху, под обшивкой, но нас пока не услышали», — говорит Юсупов «Мы неоднократно предлагали производителю добавить 2 метра проводов и пустить их по верху, под обшивкой, но нас пока не услышали», — говорит Юсупов Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна проблема — трескающиеся стекла. Также есть недостатки у крана уровня пола (он занижает машину на остановках, чтобы пассажирам было проще подниматься). «Эти краны ничем не защищены. Под воздействием влаги, мороза, перепадов температур защитные кожухи трескаются и начинают, как говорится, жить своей жизнью. Автобус становится неуправляемым, начинает качаться как на волнах», — говорит Капитонов.

В экспертизе, проведенной в рамках уголовного дела, также указывается индивидуальность сборки, отсутствие единообразного однозначного способа и места прокладки проводов при сборке в каждом конкретном автобусе. Но произошедшее полное глубокое выгорание материалов, дефрагментация и осыпание пережженных пожаром медных жил проводов исключают более конкретный ответ судебного эксперта на вопрос о том, какие именно техусловия нарушены и могли ли они стать причиной пожара.

«Пол в салоне поднимаешь, и у каждого автобуса проводка идет по-своему, где-то по одной стороне, где-то по другой. Собирают, похоже, кто во что горазд…» — объясняет Капитонов. По его словам, за пять месяцев эксплуатации все время приходится подшаманивать то тут, то там, зачастую своими силами, поскольку сроки ремонтов могут быть значительными.  

Добавим, что в самих Набережных Челнах проблемы с относительно новыми газовыми автобусами (2015 года выпуска) испытывает МУП «Электротранспорт». В мае прошлого года компания объявила тендер на сервисное обслуживание и ремонт 192 автобусов — в среднем на каждый по 700 тыс. рублей. Но все-таки главной проблемой тех машин являются двигатели: топливная аппаратура Mercedes чересчур нежная, говорят эксперты. Недаром же теперь КАМАЗ заключил соглашение на создание совместного производства с Weichai — китайцы считаются признанными мировыми лидерами по части газовых двигателей. В Казани же претензий по газовой аппаратуре и моторам пока нет — может быть, потому, что пробег автобусов пока относительно невелик. «Вот перейдет за отметку в 100–120 тысяч километров — тогда посмотрим», — говорит один из собеседников «БИЗНЕС Online».

На «КАМАЗе» считают, что жалобы эксплуатантов на автобусы не всегда обоснованы На КАМАЗе считают, что жалобы эксплуатантов на автобусы не всегда обоснованы Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЕРСИЯ АВТОЗАВОДА: «МНОГИЕ ЭКСПЛУАТАНТЫ ВНОСИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИЮ АВТОБУСОВ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ!»

На КАМАЗе считают, что не все, о чем говорят перевозчики, соответствует действительности.

В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» по перечню недостатков в компании признают лишь один — вопрос по системе отопления. Проблема с отоплением салона возникла из-за протекающих конвекторов. Неэффективность системы, по данным КАМАЗа, вызвана тем, что поставщик ООО «КамДетальПроект» предоставил отопители с отклонением от согласованных параметров. «В настоящий момент ООО „КамДетальПроект“ готово поставить электродвигатели для замены. Но предприятия Казани отказываются, требуют установки медных радиаторов», — говорится в ответе производителя.

Причина течи конвекторов также выявлена — из-за несоосности конвекторов и труб систем отопления. НЕФАЗ выдал решение: дефектные конвекторы белорусского ЗАО «Белробот» менять на нижнекамские ООО «Термокам», недефектные доработать в части установки кронштейнов для выполнения соосности. «Потребители отказываются дорабатывать, требуя только замены на конвекторы „Термокам“», — заявляет КАМАЗ.

Также на предприятии считают, что жалобы эксплуатантов на автобусы не всегда обоснованы.

«Более того, многие из них вносили изменения в конструкцию автобусов без согласования с производителем», — говорится в ответе нашему изданию. Приводится четыре примера, в числе которых — подключение дополнительного оборудования без согласования с ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «КАМАЗ». Это системы «ГЛОНАСС» — навигация, дополнительное светотехническое оборудование (габаритные фонари в задней части автобуса). В письме говорится о демонтаже конвекторов вместо замены, согласно информационному сообщению, а также об изменении планировки салона путем переустановки пассажирских сидений.

«Все эти изменения могут влиять на стабильную работу автобусов», — считает автопроизводитель.

По словам директора МУП «ПАТП № 4» Айрата Исхакова, только один раз с момента начала эксплуатации все 37 закупленных предприятием автобусов одновременно вышли на линии По словам директора МУП «ПАТП №4» Айрата Исхакова, только один раз с момента начала эксплуатации все 37 закупленных предприятием автобусов одновременно вышли на линии Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКИ ЗАЯВЛЯЮТ ОБ УБЫТКАХ ОТ ПРОСТОЯ, а КАМАЗ ГРОЗИТ ИСКАМИ ВСЕМ, КТО ПОРОЧИТ РЕПУТАЦИЮ КОМПАНИИ

Также от перевозчиков звучат жалобы на слишком долгое проведение работ в сервисных центрах (кстати, обслуживание одного автобуса стоит 40 тыс. рублей в год), что сказывается на эффективности перевозки людей общественным транспортом в Казани.

Капитонов уточняет, что простой его машин по гарантийным случаям ремонта за четыре месяца в общей сложности составил 168 смен — и это всего лишь на 16 автобусов. Убыток он оценивает в 4 млн рублей — понятно, что простой перевозчику никто не компенсирует. Из-за этого уже страдает интервал движения: вместо 15 минут между автобусами может проходить 30–40.

«И, конечно, кто в этой ситуации плохой? Правильно, транспортники! А мы не можем выставить автобусы! — говорит Юсупов. — Выпадающие с маршрута машины рушат экономику перевозок в рамках утвержденных тарифов. Если на линии все 24 машины («Агромира» и «Байлык №3» — прим. авт.), то вопросов нет. А если 6 стоит, то остается 18! Эти 18 машин обеспечивают и себя, и те 6 простаивающих машин. Мы просим от НЕФАЗа и КАМАЗа одного — дайте качественную технику!»

По словам директора МУП «ПАТП №4» Айрата Исхакова, только один раз с момента начала эксплуатации все 37 закупленных предприятием автобусов одновременно вышли на линии.

«От одного до трех автобусов стабильно находится в ремонте, — говорит он. — Проблемы у всех перевозчиков похожие, автобусы же одинаковые». Вместе с тем Исхаков подчеркивает, что производитель оказывает поддержку. «С ним мы находимся на связи, обо всех проблемах незамедлительно доводим информацию», — добавил директор МУП «ПАТП №4».

В МУП «ПАТП №2» эксплуатируют 20 машин. И, по словам его директора Альберта Мухаметшина, на момент звонка корреспондента «БИЗНЕС Online» все они работали на линиях. «Сами понимаете, автобус новый, с новым двигателем, навесным оборудованием. Какие-то мелкие нюансы были. Пожар, который произошел, — это исключение, — подчеркивает он. — Какие-то вопросы есть, они решаются совместно с заводом. Да и специалисты уже на этом деле собаку съели, какие-то вопросы мы сами предвидим».

КАМАЗ считает, что заявления о затягивании сроков ремонта вышедших из строя автобусов не соответствуют действительности.

«ПАО „КАМАЗ“ предоставило полномочия по оперативному решению возникающих технических проблем и проведению обслуживания казанскими ПАТП-2 и ПАТП-4, — говорится в ответе на запрос. — Кроме того, к обслуживанию газовых автобусов „НЕФАЗ“ подключен один из лучших дилеров ПАО „КАМАЗ“ — ООО „Автодормоторс“. Возникающие неисправности ликвидируются максимально оперативно. Это подтверждается объективной информацией, которая имеется в распоряжении эксплуатирующих автобусы организаций и ПАО „КАМАЗ“, получаемая с помощью контролирующих через спутниковую навигацию устройств, о местонахождении каждого газового автобуса. В ежедневном режиме она подтверждает, что все автобусы выходят на линию в соответствии с графиком».

Что ж, сгоревший автобус тоже ремонтировали: например, после первого обращения он вернулся перевозчику через 13 дней.

Так или иначе, но в качестве доказательства работоспособного состояния машин автопроизводитель приводит показатели коэффициента технической готовности (КТГ) по газомоторным автобусам в Казани. Согласно им, на 19 апреля КГТ в столице РТ составлял 99,2%, в марте — 98,5%, в феврале — 97,7%, в январе — 98,2%, в декабре 2018 года — 97,5%. Для примера: в Москве нормативным КТГ считается 95%, заявляют на КАМАЗе.

Добавим, что сейчас НЕФАЗ выполняет крупный контракт «Мосгортранса». Московский перевозчик заказал 596 рестайлинговых низкопольных автобусов «НЕФАЗ 52.40.5299». Они должны быть поставлены в течение трех лет, говорится на сайте нефтекамского автозавода. Первые 40 машин ушли в столицу в декабре, в 2019 году поставят еще 372, а оставшиеся 184 единицы — в 2020-м. В общем, любые слухи о проблемах точно не будут в кассу. Так что информацию о якобы существующей опасности для пассажиров при эксплуатации газовых автобусов в компании считают недостоверной. И более того, все это порочит деловую репутацию НЕФАЗа, считают в Набережных Челнах. 

«В отношении НЕФАЗа распространяются сведения, порочащие его деловую репутацию. ПАО „НЕФАЗ“ оставляет за собой право инициировать привлечение к ответственности лиц, распространяющих такую информацию», — предупреждает пресс-служба КАМАЗа.