По мнению полицейских, купленные ранее грузовики «Евро-3» переоформлялись злоумышленниками под видом «Евро-4», после чего успешно продавалисьФото: Олег Спиридонов

ОБЫСКИ В ОФИСЕ

Уголовное дело, по словам собственных источников «БИЗНЕС Online», было возбуждено сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ в конце прошлой недели. Под подозрением находятся три руководителя челнинской компании ООО «КамСпецМаш НЧ»: 47-летний директор Наиль Манасипов, 32-летний коммерческий директор Ранис Шакуров и 47-летняя начальница отдела технической документации Ольга Гилмутдинова. Им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере. Однако не исключено, что в дальнейшем в деле появятся еще около 20 человек и новое обвинение — в создании ОПС.

По версии следствия, Манасипов еще в 2013 году разработал схему по продаже несертифицированных грузовиков. У АО «Ремдизель» приобретались ремонтные комплекты — по большому счету, те же самые «КАМАЗы» с двигателями экологических классов «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3», предназначенными лишь для ремонта старых машин. У ЗАО «Внешнеторговая компания КАМАЗ» при этом также приобретались грузовики «Евро-3» и меньше, изготовленные для стран третьего мира.

Так как «КамСпецМаш» владеет сертификатом автопроизводителя, то есть имеет право создавать технику и оформлять на нее документы, по мнению полицейских, купленные ранее грузовики «Евро-3 переоформлялись злоумышленниками под видом «Евро-4», после чего успешно продавались.

Известно, что ООО «КамСпецМаш НЧ» была основана в марте 2012 года. В качестве единственного учредителя и директора значится Наиль Манасипов. В настоящее же время, согласно данным «Контур.Фокус» на паритетных началах компанией владеют Рамиль Ганеев и Эмиль Гатин. Компания убыточна уже третий год подряд и по ее финансовым показателям не просматривается сколь-либо большой масштаб деятельности. При выручке на конец 2017 года в 47,6 млн рублей отмечен чистый убыток в 2,4 млн рублей. При этом компания позиционирует себя как одного из лидеров в регионе по продажам «КАМАЗов». Покупателям предлагают как новые, так и подержанные грузовики после капитального ремонта. Судя по всему, «КамСпецМаш» в последнее время усиленно занялся и реализацией «МАЗов».

За три года ими предположительно было продано около 2,5 тыс. «серых» КАМАЗов. Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей За три года фирмой, предположительно, было продано около 2,5 тыс. теневых «КАМАЗов». Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается Манасипова, то в настоящее время на него зарегистрирована компания со схожим названием ООО «СпецМаш+». Созданная в 2010 году фирма имеет тот же юридический адрес, что и «КамСпецМаш». При выручке на конец 2017 года в 875 тыс. рублей у компании чистый убыток в 37 тыс. рублей.

Сотрудники компании, с которыми удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», об интересе со стороны правоохранительных органов знают. На прошлой неделе к ним в офис пришли с обыском. После того, как были изъяты документы, работа компании была приостановлена. Руководство пообещало своим работникам разъяснить все «до праздников», то есть сегодня.

По словам источника «БИЗНЕС Online», близкого к силовым структурам, помимо вышеназванных в уголовном деле фигурирует еще порядка 20 фамилий директоров и сотрудников челнинских предприятий. По мнению следствия, они помогали реализовывать грузовики с поддельной документацией. О масштабах их деятельности говорит то, что за три года ими, предположительно, было продано около 2,5 тыс. теневых «КАМАЗов». Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей. Однако конкретные пострадавшие в деле пока не фигурируют. Не исключено, что покупатели еще не в курсе развернувшегося дела, которое может им грозить аннулированием сертификатов одобрения типов транспортного средства и снятием с учета в ГИБДД приобретенных грузовиков.

Кстати, по делу «КамСпецМаша» пока не ясно, каким образом грузовики с поддельной документацией ставились на учет в ГИБДД.

Близнец «РенБизнесАвто»?

Дело в отношении «КамСпецМаша» имеет удивительное сходство с уголовным преследованием владельцев гиганта на рынке реализации и сервисного обслуживания «КАМАЗов» «РенБизнесАвто» Рафиля и Рената Габделхаковвых, а также их партнера — собственника менделеевского ООО «ТД „Авто“» Ильдара Саитова. Напомним, осенью 2017 года их обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Предположительная сумма ущерба тогда оценивалась в 1 млрд рублей.

Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ это решение отменил, дав подсудимым реальные сроки Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ данное решение отменил, дав подсудимым реальные сроки Фото: «БИЗНЕС Online»

По версии следствия РБА и «ТД „Авто“» закупали не предназначенные для России грузовики «КАМАЗ» устаревшего класса «Евро-2». Четырьмя годами ранее «РенБизнесАвто» был зарегистрирован как производитель автомобилей, так что имел право самостоятельно оформлять документы и продавать машины под своей маркой. Следователи полагают, что, пользуясь этим, сотрудники компании в техпаспортах грузовики «Евро-2» выдавали за «Евро-4» и продавали их по всей России. Регистрировали эти транспортные средства в ГИБДД Кировской области. В январе 2018 года по этому делу был задержан экс-начальник областного ГИБДД Александр Плотников.

Стоит отметить, что на фоне «РенБизнесАвто» неожиданно завертелось еще несколько дел, но уже по статьям «Покушение на совершение преступления» и «Дача взятки». Дело в том, что на время следствия было арестовано имущество Рафиля Габделхакова, в том числе и несколько грузовиков, предназначавшихся московской ООО «РТС-Групп», деньги за которые покупатель перечислил. Разрешить конфликт взялся татарстанский предприниматель Ирек Маннанов. Он обратился к руководству «РТС-Групп», предложив за 100 млн рублей посодействовать в закрытии уголовного дела и снять обременения с грузовиков. Компания согласилась. Информация об этом окольными путями дошла до задержанного Габделхакова, а тот уже обратился в ФСБ. После первого транша в 13 млн рублей, который перевели Маннанову, и те, кто давал деньги, и те, кто их брал, были задержаны.

В конечном итоге Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ это решение отменил, дав подсудимым реальные сроки. Что касается Габделхаковых, то уголовное дело в отношении них продолжает расследоваться.