29 мая Роскомнадзор выставит на конкурс разрешение на вещание в Казани с использованием радиочастоты 95,5 МГц, 0,5 кВт, пункт установки передатчика — Печищи 29 мая Роскомнадзор выставит на конкурс разрешение на вещание в Казани с использованием радиочастоты 95,5 МГц, 0,5 кВт, пункт установки передатчика — Печищи Фото: «БИЗНЕС Online»

радиочастота под «свободную» концепцию по цене почти в 7 млн рублей 

В следующую среду, 29 мая, Роскомнадзор проведет в Москве конкурсы на получение права осуществлять наземное эфирное вещание с использованием ряда радиочастот. Туда выставят, в частности, разрешение на вещание в Казани с использованием радиочастоты 95,5 МГц, 0,5 кВт, пункт установки передатчика — Печищи. Другие конкурсы в этот же день будут проведены на осуществление вещания в Оренбурге, Кургане, Тамбове и Ельце. В этих городах, в отличие от столицы РТ, разыгрывается по две частоты.

Условия конкурса на частоту в Казани предполагают ежедневное круглосуточное вещание, концепция при этом «свободная». Победителю придется заплатить в казну 6,7 млн рублей, размер конкурсного взноса (2%) для всех участников — 135 тыс. рублей. Соискатели частоты принимают во внимание, что требуется проведение натурных испытаний оборудования совместно с ФСО России. Это необходимо для того, чтобы убедиться: новый радиоканал не создаст помех правительственной связи.

Роскомнадзор на днях опубликовал информацию о том, кто стал кандидатом на получение частоты в столице РТ. Всего заявились 7 претендентов: АО «Татмедиа», АНО «Радио Вера Казань», ООО «Большое Радио», ООО «Ореноблмедиа», ООО «Романтика», ООО «МРП-Групп» и ЗАО «Радиостанция „Евразия-Классика“».

По данным исследования Radio Index компании Mediascope, ежедневная аудитория радио в Казани в 2018 году превышала 647 тыс. человек в возрасте от 12 лет и старше. В рейтинг с долей аудитории свыше 1% попали 22 радиостанции. Самая популярная — «Европа Плюс», ее доля — 18,9%. Из татароязычных радиостанций в рейтинге на 17-м месте присутствует лишь «Татар радиосы» с долей 5,5%. 

Зачем федеральным медиагигантам казанский радиоэфир? Это бизнес, говорят участники рынка. Чем больше радиоканал представлен в России, тем выше ценник можно выкатить за рекламу крупнейших брендов. Кроме того, после получения лицензии капитализация радио, как правило, вырастает в разы, а это уже бизнес на продажу. Поэтому состав претендентов на радиочастоту в Казани беспрецедентен по своему статусу и политическому влиянию.

Республиканские власти представляет «Татмедиа», которое попытается расширить представительство татарского языка в радиоэфире Казани, где они крайне слабы Республиканские власти представляет «Татмедиа», которое попытается расширить представительство татарского языка в радиоэфире Казани, где они крайне слабы Фото: «БИЗНЕС Online»

в «войне эфиров» сойдутся иерархи рпц, чиновники, миллиАрдеры, шоумены и медиамагнаты

Кто вступил в радиобаттл? Республиканские власти представляет «Татмедиа», которое попытается пополнить свою FM-корону еще одним зубцом, а главное — расширить представительство татарского языка в радиоэфире Казани, где они крайне слабы. Сейчас под эгидой республиканского медиагиганта вещают 9 радиостанций: «Радио Актаныш», «Арча», «Биектау FM», «Нократ дулкыннары», «Минзэлэ дулкыннары», «Муслим-МР», «Кунел», «ДЭНС — Динамит-Нижнекамск», «Саба дулкыннары». Все эти станции принимаются только в районах Татарстана, а не в Казани.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин, на конкурс выставляется концепция татароязычного вещания радиоканала «Китап». Проект, по словам руководителя «Татмедиа», носит «принципиально новый» характер. Один из источников «БИЗНЕС Online» пояснил: концепция «Китап» укладывается в название канала (в переводе с татарского — «книга», «книжный»): это, по сути, звучащие в эфире аудиокниги. Дешево и сердито: студия, актер, читающий в свое удовольствие под запись, — и вот вам готовая программа для трансляции. 

Задача, стоящая перед «Татмедиа», впрочем, не только просветительская, но и в каком-то смысле политическая: медиахолдинг, очевидно, должен добиться расширения вещания на татарском языке в Казани. В «Татмедиа» отмечают, что в последние два-три года уделяют все больше внимания развитию радиовещания на татарском. «В 2016 году мы вывели на почти миллионную аудиторию FM-диапазона челнинское радио „Күңел“, в 2018 году на северо-западе Татарстана из пгт Шемордан начало свое вещание радио „Дулкын“ с охватом аудитории более 220 тысяч человек. Радио „Китап“, которое мы зарегистрировали еще 2017 году, является продолжением аналогичных проектов, но уже в Казани», — подчеркнул Кузьмин. 

Оценивая конкуренцию, в «Татмедиа» указывают, что участие в конкурсе принимают несколько мощных игроков и каждый из них имеет шансы на выигрыш. Однако шансы что «Татмедиа», что других игроков на самом деле невелики.

По данным наших информированных источников, наибольшие лоббистские возможности в плане получения частоты — у автономной некоммерческой организации «Радио Вера Казань», зарегистрированной в марте 2018 года. Согласно базе данных «Контур.Фокус», директором АНО является Дмитрий Моисеев (это мирское имя игумена Евфимия, который в апреле по решению синода РПЦ переведен из Казани в Тулу). В целом же «Радио Вера» — это федеральный проект РПЦ. Оно вещает уже во многих регионах, и при лоббистских возможностях митрополита Казанского и Татарстанского Феофана исход проводимого в Москве конкурса в значительной степени предопределен.

Тем не менее коротко представим и других претендентов на частоту в Казани.

Так, за третьим претендентом — сплошь громкие имена. Конечные владельцы учредителя «Большого Радио» (ООО «Эвертон XXI»), согласно «Контур.Фокус», миллиардер Михаил Гуцериев (~54,34% + ~10,78%), певец Филипп Киркоров (~4,95%), композитор и продюсер Игорь Крутой (~4,95%). Гуцериев, кстати, пришел на казанский медийный рынок еще в 2014 году — с двумя новыми радиостанциями холдинга Krutoy Media, которые он контролирует, — «Радио Дача» и «Такси FM». В конце 2013 года миллиардер выкупил у Крутого 75% его холдинга, а также приобрел «Финам FM» у бизнесмена Виктора Ремши. С запуском «Дачи» и «Такси» холдинг Krutoy Media открыл в Казани полноценный региональный филиал — второй после Санкт-Петербурга.

Далее идет ООО «Большое Радио» — юрлицо радиостанции «Русский хит». Как указано в открытых источниках, это радиостанция московской компании «Интернет Медиа Группа», начавшая вещание в январе 2012 года. Музыкальный формат построен по принципу топ-50 и основан на музыке исключительно российских исполнителей, написанной за последние 30 лет. В эфире звучат русские хиты начиная с 1990-х годов и до нынешнего дня.

Еще один претендент на частоту в Казани — ООО «Ореноблмедиа». О данном игроке известно немного. Это оренбургский вещатель; директор и учредитель — Александр Медведев, у которого есть и другие компании с рекламной деятельностью и по телевещанию в Оренбурге.

У еще трех претендентов также известные владельцы. За ООО «Романтика» стоит «Газпром-медиа». Радио Romantika начало вещание в январе 2011 года, в структуру «Газпром-медиа» влилось в начале 2014-го. Станция известна качественной западной и отечественной музыкой, в эфире звучат различные музыкальные стили: поп, поп-рок, романтические хиты и лирические баллады. Гендиректор холдинга с 2015 года — Дмитрий Чернышенко, который до этого возглавлял инвестиционную компанию Volga Group, управляющую активами предпринимателя Геннадия Тимченко. Интересно, что Romantika была представлена и в Казани, но затем «Газпром-медиа» переформатировал канал под концепцию радио Energy и вот теперь, по всей видимости, рассчитывает на камбэк с усилением позиций в казанском эфире.

ЗАО «Радиостанция „Евразия-Классика“» развивает радио «Монте Карло». Внеэфирным проектом является светское мероприятие «Гран-при радио Монте-Карло. Скачки». Управляющая компания радиостанции — ЗАО «Русская Медиагруппа», одна из крупнейших в России, в которую также входят «Русское радио», «Радио DFM», «Радио Maximum», «Радио Хит FM».

Марат Ибляминов — фигура известная в радиокругах  РТ — выходит на конкурс с сетевым партнером «Радио на семи холмах» Марат Ибляминов — известная в радиокругах РТ фигура — выходит на конкурс с сетевым партнером «Радио на семи холмах» Фото: «БИЗНЕС Online»

Последним участником является татарстанская компания — малоизвестное ООО «МРП-Групп». Но его гендиректор и учредитель — Марат Ибляминов, фигура известная в радиокругах  РТ. Он рассказал «БИЗНЕС Online», что выходит на конкурс с сетевым партнером. Это «Радио 7 на семи холмах», которое входит в состав «Европейской медиагруппы». Эфир наполнен хитами 70-х, 80-х, 90-х — вплоть до настоящего времени, но это не «дискотека», а серьезная музыка, рассчитанная на широкий круг слушателей (с упором на семейную аудиторию и людей средних лет). Попутно радио рассказывает, как правильно говорить: главный редактор портала «Грамота.Ру» Владимир Пахомов поясняет самые сложные случаи произношения в русском языке. По утрам звучат новости и обзор прессы, а «Вечерний проспект» скрасит возвращение домой.

«Учитывая мощь конкурентов, было бы странно, если бы я участвовал в конкурсе, что называется, в одиночку», — поясняет привлечение сетевого партнера Ибляминов. Партнер серьезный: в структуре холдинга — лидер казанского радиоэфира «Европа Плюс», «Дорожное радио», Ретро FM» и другие каналы. 

Напомним, что Ибляминов — бывший гендиректор холдинга «Румедиа-Казань». В начале 2017 года он (у него была миноритарная доля) и его партнер Зуфар Ганеев продали медиахолдингу «РуМедиа» олигарха Владимира Лисина сразу три частоты, в числе которых оказалась и «Европа плюс» (а также 93.5 FM, на которой вещала татароязычная станция «Тартип» и 88.9 FM с «Дорожным радио»). Осенью того же года стало известно, что Ибляминов покинул «Румедиа-Казань» и решил вовсе отойти от местного медиабизнеса из-за разногласий с московским руководством медиахолдинга. Тогда он сообщал, что полностью поменял сферу деятельности, которая не требует публичности, но от радиодела не отказывался. Видимо, теперь медиаменеджер решил вернуться к любимому делу в республике.

В последний раз татарскому радиопроекту удалось получить лицензию на вещание в Казани аж восемь лет назад В последний раз татарскому радиопроекту удалось получить лицензию на вещание в Казани аж 8 лет назад Фото: «БИЗНЕС Online»

История битв за татароязычное радио: скандал вокруг «Тартип FM», отказ Салавату и заявление ВКТ о языковой дискриминации

Таким образом, среди семи участников фактически трое  — это местные игроки, за двоими из которых также маячат спины федералов. 

Последний раз частоты в республике разыгрывались чуть более года назад, весной 2018-го, в Набережных Челнах. На две частоты — 95.9 МГц и 97.5 МГц — заявились два московских участника и два челнинских.

Других радиооткрытий за последние пять лет в Татарстане было не так много. Но почти каждый конкурс и многие события на рынке радио в республике сопровождались резонансными скандалами. Например, в 2014 году всемирный конгресс татар выступил с заявлением против языковой дискриминации в радиоэфире, требуя распустить федеральную комиссию по распределению радиочастот. Тогда конкурс выиграли две федеральные структуры — «Комсомольская правда» и «Наше радио». В то же время среди претендентов на частоты были и три радиостанции с концепцией вещания на татарском языке, в том числе «Дастан ФМ» главной звезды татарстанской эстрады Салавата Фатхетдинова. Но всем им дали от ворот поворот. 

В 2016 году лицензию на вещание в Набережных Челнах получило радио «Күңел», в 2018 году из поселка Шемордан начало свое вещание радио «Дулкын» (АО «Татмедиа»), однако все это паллиатив — в Казани, повторимся, новые татароязычные станции за данный период не появились. 

Еще один радиоскандал с национальным оттенком произошел в начале 2017 года — как раз когда Ибляминов и его партнер продали медиахолдингу «РуМедиа» три частоты. Москвичи решили переформатировать татароязычную станцию «Тартип FM» — и с 1 февраля на частоте 93.5 FM в Казани зазвучало федеральное Business FM. Негодованию татарской общественности не было предела. После того как руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров заявил, что власти пытаются найти варианты, чтобы сохранить популярную татароязычную радиостанцию, было принято решение: «Тартип FM» частично встроился в государственную «Болгар радиосы».

Интересно, что последний раз татароязычное радио получало лицензию в 2011 году — и это как раз был «Тартип FM». Причем заявка была подана на спортивный канал (такую объявили концепцию). Но тонкостью оказалось наличие там двух языков: русского и татарского, без указания доли вещания на каждом из них. Логика была проста: мол, в республике много спортсменов, про них надо рассказывать… Эта «маленькая татарская» хитрость позволила спокойно вещать на татарском, сдвинув спорт в сетке вещания на ночное время, рассказывал ранее «БИЗНЕС Online» Ибляминов. День, когда было выиграно право на вещание, он помнит до сих пор: 25 мая 2011 года, почти ровно 8 лет назад. После 2014-го конкурсов на частоты в Казани больше не проводилось. 

Лидеры религиозных общин в Татарстане ревности по поводу медийных проектов друг друга не выказывают Лидеры религиозных общин в Татарстане ревности по поводу медийных проектов друг друга не выказывают Фото: «БИЗНЕС Online»

митрополит феофан: «я всегда рад, если появляется новое мусульманское телевидение или радио»

Особенность нынешнего конкурса в Казани, помимо звездного состава участников, в том, что на него выставлена всего одна частота. Причем, как мы уже отмечали, решение в пользу «Радио Вера» наши источники предсказывают с большой долей уверенности. Если это действительно так, то ситуация приобретает пикантный характер.   

Есть в данной истории не только языковой, но и религиозный подтекст. В то время когда руководителем агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» был Марат Муратов, каждый раз на конкурс выставляли по две частоты. Предполагалось, что одна отойдет федеральным вещателям, вторая — местным. Будучи сильным лоббистом, Муратов заранее ехал в Москву и находил компромисс. Уже в те годы были попытки запустить православное вещание в столице Татарстана. Однако и мусульманские, и православные радиостанции всегда получали отказы на конкурсах. Источник «БИЗНЕС Online» говорит, что это демонстрировало позицию региональных властей. В Казани и Москве, дескать, понимали: если в РТ появится, к примеру, православная радиостанция, для соблюдения паритета необходимо будет дать частоту и мусульманским деятелям.

В принципе радиочастот хватает — свободны, например, 87.8 МГц, 95.5 МГц, 96.0 МГц… Так что для желающих можно организовать новые конкурсы. Отметим, что у ДУМ РТ радиовещание уже имеется, но полноценным его назвать нельзя — запущенное в 2013 году радио «Азан» работает исключительно в интернете, о его из широкой общественности существовании мало кто догадывается.

Православное «Радио Вера», по данным наших источников, самый вероятный победитель розыгрыша частоты Православное «Радио Вера», по данным наших источников, самый вероятный победитель розыгрыша частоты Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, сами лидеры религиозных общин в Татарстане, по крайней мере в официальных комментариях, ревности по поводу медийных проектов друг друга не выказывают. Мы попросили прокомментировать предстоящий конкурс и участие в нем «Радио Вера» митрополита Феофана. «Говорить на эту тему подробно преждевременно, поскольку решение еще не вынесено, — сказал он. — Но в том, что в Татарстане может появиться православное „Радио Вера“, на мой взгляд, нет ничего удивительного. Могу привести в пример, что начиная с 2015 года данная радиостанция вещает в Карачаево-Черкесии, с 2016-го — в Кабардино-Балкарии. Есть частота, на которой „Радио Вера“ можно слушать в Альметьевске. Думаю, что просветительские, музыкальные, литературные передачи могут быть полезны всем, невзирая на взгляды и религиозную принадлежность. Я, например, всегда рад, если появляется новое мусульманское телевидение или радио. Это дает нам возможность постигать живую культуру, связанную с исламом, а не питаться слухами и досужими домыслами. Надеюсь, что и православная культура, неразрывно связанная с ядром российской культуры как таковой, будет интересна самым разным поколениям радиослушателей».

Структуры ДУМ РТ в этот раз заявку не подавали, хотя такая попытка предпринималась несколько лет назад, напомнил «БИЗНЕС Online» советник муфтия по информационной политике и директор издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин. Но тогда и концепция мусульманского радио была другая, теперь же, по прошествии времени, все изменилось — и, по его мнению, шансы на победу в конкурсе в следующий раз есть. «Мы работаем над этим и будем подавать заявку на следующий конкурс», — сказал Хамидуллин. 

В свою очередь, сам муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о реакции мусульман на возможность появления в Казани православного радио следующее: «ДУМ РТ имеет опыт реализации медиапроектов — у нас есть свои газеты и интернет-порталы, мусульманское телевидение „Хузур ТВ“ и радио „Азан“, которые пользуются большой популярностью в России. Деятельность всех этих ресурсов направлена на формирование безопасного информационного пространства. Это так называемые добрые СМИ, которые пропагандируют общечеловеческие ценности, несут в мир духовную красоту, чего так не хватает в современных СМИ. Уверен, что и православное „Радио Вера“ сможет снискать заслуженное внимание общества и, безусловно, сыграет положительную роль в повышении духовности нашего общества».

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.