Юрий Борисов (слева) и Сергей Чемезов Юрий Борисов (слева) заверил: то, что показывают на форуме «Армия-2019», пользуется спросом не только в России, но и у «многих ведущих армий мира» (на фото с Сергеем Чемезовым) Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«СВОИ» И «ЧУЖИЕ» ИЗ КАЗАНИ

Военно-технический форум «Армия-2019» открылся сразу на трех площадках — полигоне Алабино, в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» и на аэродроме Кубинка. Как заверил на открытии вице-премьер РФ Юрий Борисов, то, что показывают на форуме, пользуется спросом не только в России, но и у «многих ведущих армий мира». «Вопреки санкциям, которые вводились, чтобы затормозить в том числе научно-технический прогресс в России, предприятия оборонной промышленности не только устояли, но и наращивают положительную динамику развития», — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. К слову, санкции санкциями, а приехали 110 иностранных делегаций — рекорд для «Армии». А всего в выставке участвуют 1300 предприятий, которые привезли 27 тыс. образцов техники.

Мы же из всего этого великолепия решили сосредоточиться на предприятиях из Татарстана. И нам сходу попались развевающиеся флаги КРЭТ. На открытой экспозиции — станция помех 1Л262, которую собирают на Казанском оптико-механическом заводе. Замначальника производства Ильнур Садыков пояснил, что машина предназначена для создания помех артиллерийским снарядам (как одиночным, так и залповым) с радиовзрывателем. «Эта узконаправленная техника прикрывает личный состав, — пояснил он. — Зона в 25-50 гектаров находится под защитой от артобстрела. Снаряд сдетонирует на определенном расстоянии от личного состава. Приведение в боевое состояние — 10 минут». «Радиоприбор» традиционно показал самолетную систему «свой-чужой», которая устанавливается, например, на Ил-78МД и Ми-8.

К слову, говорят, что обход воздушной экспозиции Шойгу начал со сделанного в Казани Ми-8МТПР с аппаратурой радиоэлектронной борьбы «Рычаг».

«Тайфун» К-53949 «Ремдизель» вместе с Рособоронэкспортом продвигает на зарубежный рынок «Тайфун» К-53949  Фото: Алексей Белкин

«РАДЫ, ЧТО СМОГЛИ ПОУЧАСТВОВАТЬ В СОЗДАНИИ ТАКОГО АВТОМОБИЛЯ»

На экспозиции челнинского «Ремдизеля» мы застали делегацию Зимбабве, которая дотошно осматривала каждый из пяти автомобилей. В этом году — никаких новинок: только проверенная заводскими и госиспытаниями и боевыми действиями техника, отметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу и рекламе компании Людмила Трейстман. Так, «Тайфун» К-4386 с 30-миллиметровой пушкой впервые был представлен еще на «Армии-2017». «Машина — маневренная, легкая, уникальная в своем классе, не так много броневиков могут конкурировать с ней», — заверила Трейстман. Главный конструктор Игорь Зарахович добавил, что у К-4386 — 6 модификаций: универсальный постановщик минных заграждений, самоходный 82-миллиметровый миномет, машина управления артиллерией, автомобиль сопровождения колонн и машина для стрелков-зенитчиков. Он также сообщил, что завершает государственные испытания и в следующем году будет принят на вооружение «Тайфун-ВДВ».

Еще один известный публике автомобиль — «Тайфун» К-53949. По словам Трейстман, «Ремдизель» вместе с Рособоронэкспортом продвигает эту модель на зарубежный рынок. Санитарная версия включена в нацпроект «Медицина» в раздел «Военные госпитали». «Машина призвана обеспечивать скорость вывоза и медпомощи на поле боя. Как говорят доктора, после ранения самый дорогой — первый час. Мы все условия соблюли, чтобы это было быстро, надежно и безопасно, и рады, что смогли поучаствовать в создании такого автомобиля», — рассказала директор по маркетингу и рекламе «Ремдизеля». Зарахович добавил, что 10-местная версия К-53949 завершила государственные испытания, готовится приказ о принятии на снабжение. То же самое касается санитарного автомобиля «Линза». Также представленный на экспозиции «Торнадо» К-53958 пока находится на заводских испытаниях.

Когда будут приняты на снабжение машины, созданные по программе «Платформа-О», в «Ремдизеле» не говорят. «Мы не можем ответить на этот вопрос, это не наша программа. Его надо задавать не нам», — загадочно прокомментировала Трейстман. Напомним, что программа «Платформа О» начиналась и велась КАМАЗом. Добавим, что бывшая ведущая «Вестей КАМАЗа» Трейстман — не только заведует в «Ремдизеле» пиаром, но и указана его юридическим бенефициаром.

Сергей Новиков: «За счет увеличенной площади крыла продолжительность полета теперь составляет от 3 до 4 часов, в зависимости от погодных условий» Сергей Новиков: «За счет увеличенной площади крыла продолжительность полета теперь составляет от 3 до 4 часов, в зависимости от погодных условий» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ЭНИКС»: ВОЗДУШНЫЕ МИШЕНИ И «ЭЛЕРОН-7»

Из новинок «Эникса» на выставке — беспилотный разведывательный аппарат «Элерон-7», который уже принят на вооружение. «У него увеличены характеристики, в отличие от "Элерона-5": за счет увеличенной площади крыла продолжительность полета теперь составляет от 3 до 4 часов, в зависимости от погодных условий. Также улучшена полезная нагрузка: камера стала с 30-кратным увеличением и бесконечным вращением, появился автомат сопровождения», — рассказал ведущий инженер «Эникса» Сергей Новиков.

Проходит заводские испытания квадрокоптер «Веер», продолжительность полета которого составляет до 60 минут, дальность — до 10 км, полезная нагрузка — до 3 килограммов. Также на стадии заводских проверок воздушные мишени Е17 в трех вариантах исполнения. У Е17МТ — турбореактивный двигатель, так что аппарат может развивать скорость до 360 км в час, продолжительность полета — 60 минут. «Скоро на него поставят двигатель полностью российской разработки и производства. Сейчас — частично иностранные комплектующие», — пояснил Новиков. Еще одна вариация — Е17МП с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Наконец Е17МВ — планирующая воздушная мишень. «Сбрасывается с самолета, вертолета. Внутрь залита жидкость, дающая разгон, потом она сливается, а самолет продолжает лететь. На них тренируются зенитчики, ВВС, они рассчитаны под сбитие», — пояснил ведущий инженер. Все три вариации воздушных мишеней, по словам Абросимовой, должны завершить испытания в этом году. «Планы грандиозные — все стоит на этот год», — отметила она, добавляя, что воздушные мишени пользуются спросом в африканских странах.

Еще четыре экспоната «Эникса» представлены на закрытой экспозиции. Это комплексы дистанционного наблюдения «Т16Э», «Элерон-10СВ», «Элерон-3СВ» и «Элерон-5».

Марат Хафизов отметил, что из представленных на стенде боестойких колес производятся все Марат Хафизов отметил, что из представленных на стенде боестойких колес производятся все Фото: Елена Колебакина-Усманова

БОЕСТОЙКИЕ КОЛЕСА ОТ «КАМЫ»

Неизменный интерес посетителей и спецов вызывает продукция НТЦ «Кама» — такого в России не делает никто. По словам и. о. директора и главного конструктора НТЦ Марата Хафизова, из представленных на стенде боестойких колес производятся все. «Вопрос только в том, чтобы получить одобрение минобороны для применения на тех или иных образцах техники, — говорит Хафизов. — Например, "Кама 1260-2" — наша самая востребованная модель. Остальное — новинки, хотя они уже присутствуют на некоторых образцах техники на выставке, например, на "Тайфунах“ белорусские партнеры тоже применяют некоторые наши образцы продукции». Правда, объем производства шин Хафизов не раскрывает, как и подробности производства колес для программы «Кортеж»: «Делаем, но рассказать не могу, так как связаны обязательствами».

Ведущий инженер-конструктор «Камы» Валерий Кудрявцев с удовольствием показывал видеозаписи, из которых следовало, что автомобиль с пробитыми боестойкими колесами смог проехать 50 км по асфальту и песку. «У военных есть требование — надо проехать 50 км со скоростью 50 км в час, что и было сделано», — отметил он. Секрет — в установленном внутри распорном резино-металлическом кольце, которое при нулевом давлении не дает колесу сесть на диски. Впрочем, до сих пор почти все представленные «Камой» образцы шин проходят испытания, так что в серию пока не идут.

Зеленодольский завод им. Горького и «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» уместили на скромном стенде пять макетов кораблей Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ГЕПАРД» ДЛЯ ВЬЕТНАМА

Зеленодольский завод им. Горького и «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» уместили на скромном стенде пять макетов кораблей. Например, фрегат «Гепард-3.9». Как напомнил гендиректор «Зеленодольского ПКБ» Евгений Жирков, всего построено шесть таких кораблей: два служат на Каспии, четыре — во Вьетнаме. Он дал понять, что скорее всего ВНР закажет еще —  модернизированный, с более сильным ракетным вооружением. «Сейчас заканчиваем паспорт экспортного облика», — отметил Жирков. А вот с Шри-Ланкой, по его словам, договор так и не сросся, хотя переговоры о поставке «Гепарда» велись не один год.

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» (проектант — ЦМКБ «Алмаз») Фото: Елена Колебакина-Усманова

Кроме того, на стенде завода красуется малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Каракурт» (проектант — ЦМКБ «Алмаз»). Корабль «Туча» в конце февраля был заложен в Зеленодольске. Нашлось на стенде место и для макета патрульного корабля 22160, спроектированного «Северным ПКБ». К слову, в июне корабль этого проекта «Дмитрий Рогачев» был принят в состав Черноморского флота. Также представлен макет противодиверсионного катера «Грачонок». Один из этих «корабликов» в июле участвует в главном военно-морском параде в Кронштадте.

Из задумок на стенде — десантное судно А223, предназначенное для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники и личного составаФото: Елена Колебакина-Усманова

Но это все уже реализованные проекты, из задумок на стенде — десантное судно А223, предназначенное для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники и личного состава. «Это перспективная разработка — заказчик не созрел», — прокомментировал Жирков. Также он «расшифровал» сделанные недавно флотским начальством заявления о новом заказе на МРК проекта «Буян-М» в новом облике: «Мы сделали проект модернизации этой серии, он немного изменился по размерам, там стоит более мощное ракетное вооружение. Проект станет более мореходным. Изначально серию проектировали для мелководных морей, Каспия. Фактически жизнь показала, что надо нести вахту в Сирии, сейчас такие корабли служат на Балтике. Мы поставили вспомогательные системы успокоения качки и дополнительное вооружение. Переходим от водометов на винты регулируемого шага».

Военно-технический форум «Армия-2019» продлится до конца недели. Днями массового посещения мероприятия станут 28–30 июня.