Виктор Суворов: «Расходы (в Сингапуре) на образование составляют 20 процентов от госбюджета! Для сравнения, у нас в РФ их 4 процента» Виктор Суворов: «Расходы [в Сингапуре] на образование составляют 20 процентов от госбюджета! Для сравнения: у нас в РФ их 4 процента» Фото: Олег Спиридонов

ПЛАТЬЕ СТЮАРДЕССЫ — ЭТО НЕКИЙ ИДЕАЛ для СИНГАПУРСКОЙ ДЕВУШКИ

«Ну чему можно научиться на краю Земли?» — думал я, отправляясь в Сингапур. Ведь наша страна всегда славилась образованием и особенно педагогикой. Ладно, посмотрим…

В ожидании посадки в аэропорту Домодедово вдруг увидел вереницу одинаково одетых в красивые платья стройных и симпатичных девушек. Оказалось, что это тайки — бортпроводницы, которые потом обслуживали нас на борту рейса «Сингапурские авиалинии». «Если местные все такие красивые и ловкие, — подумал я, — то только из-за этого стоит побывать в Сингапуре». Оказалось так, да не так. Платье стюардессы — это некий идеал для сингапурской девушки, которое они все покупают. Если влезаешь в него, то тебе обеспечена и карьера, и заработная плата. Если нет — преуспевай в знаниях и умениях, чтобы лакомый кусочек всегда был при тебе. Потом убедился, что больше все-таки должны «преуспевать», чем «влезать».

Но вернемся к полету. 12-часовой перелет сопровождался полноценными кушаньями, прохладительными и спиртными напитками, фильмами на персонально управляемом экране каждого пассажирского кресла, ну и, конечно, сном на многочисленных одеялах и подушках, заботливо приготовленных стюардессами. Ровный гул самолета сингапурских авиалиний и относительная тишина окончательно улетучили дополетную тревожность.

«Двенадцатичасовой перелет сопровождался полноценными кушаньями, прохладительными и спиртными напитками, фильмами на персонально управляемом экране каждого пассажирского кресла» «12-часовой перелет сопровождался полноценными кушаньями, прохладительными и спиртными напитками, фильмами на персонально управляемом экране каждого пассажирского кресла» Фото: pxhere.com

В сингапурском аэропорту, считающемся одним из самых больших в мире, нас с плакатом приветствия встретили местные представители образования, хотя времени по-местному было пять часов утра. Выдвинувшись из здания аэропорта и пройдя сотню метров до автобуса, несмотря на обилие зелени и шумное пение птиц, все почувствовали необычную жару, хотя было всего 30 градусов тепла. По-видимому, тропическое местонахождение и наличие водных пространств Индийского и Тихого океанов вокруг страны создают особый, непривычный для нас климатический баланс элементов таблицы Менделеева. Мы потом узнали, что 30-градусный температурный режим с редким колебанием (выше или ниже) в 1–2 градуса держится и днем, и ночью, и в воздухе, и в воде, и зимой, и летом, и сейчас, и сотни лет назад (!). Вроде бы — ах! Как здорово! С другой стороны, местные жители не знают, как мы, четырех ярко выраженных времен года и всех их многочисленных прелестей! У них из-за 12-часового пояса в 19:00 резко становится темно, как будто кто-то выключил свет, а утром, в 7:00, так же быстро рассветает. Так что они не знают, что такое утренняя и вечерняя зорька или глоток свежего воздуха. Несмотря на отсутствие у них заботы о тепле, теплых домах или теплой одежде, еще неизвестно, «нужен ли нам берег турецкий»!

У НИХ СЕГОДНЯ НА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД ПРИХОДИТСЯ 55 тыс. ДОЛЛАРОВ ОТ ВВП

Но перейду ближе к образованию и его составляющим, зачем, собственно, мы и приехали, чтобы изучить, перенять и внедрить у себя. Дав нам три часа на отдых, несмотря на воскресный день, нас тут же при гостинице сразу после острых обеденных яств усадили в конференц-зал, и профессора от образования начали рассказывать, чего они добились за последние 50 лет, получив независимость от британской метрополии.

«У них через каждые 20 лет учебное заведение закрывается на три года на проведение капитального ремонта, реконструкцию и замену необходимого оборудования» «В стране через каждые 20 лет учебное заведение закрывается на три года на проведение капитального ремонта, реконструкцию и замену необходимого оборудования» Фото предоставлено Виктором Суворовым

Без грамма углеводородов и собственной питьевой воды у них сегодня на каждого человека в год приходится 55 тыс. долларов от ВВП. А самой развитой отраслью в экономике является образование, и к нему относятся как к божеству, так как его сингапурцы считают фундаментом благосостояния народа. Дальнейшее наше посещение детских садов, школ, системы начального технического образования, колледжей, политехникумов и университетов мирового уровня убедило нас в этом. Вообще, увиденное в образовании островного государства ошеломило нас, в частности меня, настолько, что сомневаюсь, смогу ли не вмещающиеся в наши стереотипы ощущения изложить сейчас. Но схематично попробую. Вот несколько цифр.

Расходы на образование составляют 20% от госбюджета! Для сравнения: у нас в РФ их 4%, не считая огромных дополнительных вливаний от частных и транснациональных компаний, стремящихся заполучить от этого льготное налогообложение. Учитель в Сингапуре по статусу — госслужащий, он получает минимально 150–180 тыс. рублей в переводе на наши деньги. Если читателя это не удивило, тогда добавлю, что у них затраты на одного учащегося от ПТУ до университета в среднем составляют 700 тыс. рублей в год. А у нас примерно 42–44 тыс. рублей, в том числе здесь почему-то, и стипендия. Может быть, рано, но при получении этой информации каждый из нас про себя подумал: чему мы здесь можем научиться, а главное, как внедрить у себя, если у них так государство заботится об образовании?!

«30-градусный температурный режим с редким колебанием в один — два градуса держится и днем, и ночью, и в воздухе, и в воде, и зимой, и летом, и сейчас, и сотни лет назад» «30-градусный температурный режим с редким колебанием (выше или ниже) в 1–2 градуса держится и днем, и ночью, и в воздухе, и в воде, и зимой, и летом, и сейчас, и сотни лет назад» Фото: pxhere.com

КОЛИЧЕСТВО машин НА ДОРОГАХ СИНГАПУРА РЕГУЛИРУЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЕЙ

Скажу несколько слов о самом государстве. Территория — 48 км на 25 км (примерно как наш Мамадышский район), население — 5,5 млн человек (примерно как в Татарстане), четыре основные национальности: китайцы — 75%, малазийцы, тайцы и индусы. Государственный язык — английский (с 1965 года).

Двойное гражданство в Сингапуре запрещено. За иностранными студентами не гоняются, в отличие от российских вузов (у нас же обязательно иметь среди учащихся минимум 2% иностранцев). Все мужское население обязательно проходит службу в армии независимо от состояния здоровья (а там, по-видимому, нет больных, так как мы не смогли найти ни одной аптеки!). После армии у них ежегодные 20-дневные сборы (попробуй откоси — и ты потеряешь все, что с лихвой можешь иметь в Сингапуре).

Автомобильных пробок там нет и никогда не будет, так как количество машин на дорогах регулируется лицензией, стоимость которой в два раза выше, чем цена самого авто.

Страна утопает в зелени, государство об этом заботится особо. Если ты захотел построить предприятие, а там мешают деревья, правительство может разрешить их убрать при условии огромной денежной компенсации и новой посадки в том месте, которое укажут.

Рекламы у них нет ни на телеэкранах, ни на улицах, как и обозначений, что и с какого возраста смотреть, так как «плохого» телевидения в Сингапуре нет.

«Земельные площади каждого учебного заведения составляют от 200 до 400 гектаров. Для сравнения, огромный МГУ им. Ломоносова со всей своей инфраструктурой занимает 205 гектаров» «Земельные площади каждого учебного заведения составляют от 200 до 400 гектаров. Для сравнения: огромный МГУ им. Ломоносова со всей своей инфраструктурой занимает 205 гектаров» Фото предоставлено Виктором Суворовым

Не знаю, с какой периодичностью, но министры в правительстве раз в несколько лет меняются местами. Последний раз министр образования стал министром финансов, а тот — министром образования!

«НОВЫЕ ЗНАНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СТАРЫХ ЗДАНИЯХ И ПРИ УСТАРЕВШЕМ ОБОРУДОВАНИИ»

Цель нашей командировки — понять, перенять и внедрить у себя… Понять, как вы, уважаемый читатель, догадываетесь, я смог, а вот внедрить все вышеперечисленное, извините, не могу…

О том, что образование в Сингапуре — особая отрасль, можно судить еще и по тому, на каких огромных территориях расположены их здания, лаборатории, предприятия, ангары, бассейны, стадионы, многоуровневые стоянки, сады, фонтаны, эскалаторы и так далее. Всего трудно перечислить, но земельные площади каждого учебного заведения составляют от 200 до 400 гектаров. Для сравнения: огромный Московский государственный университет им. Ломоносова со всей своей инфраструктурой занимает 205 гектаров. Но это МГУ!

Образование в Сингапуре аутентичное, то есть все учебные планы и программы любого курса имеют не только практико-ориентированную реализацию, именно вся суть их образования направлена на это, так как при учебных заведениях заводы по аэрокосмическому производству, газо- и нефтепереработке, рестораны, торговые центры, театры, киностудии, гостиницы, лаборатории – имитаторы 3D, самое современное оборудование, самолеты, автомобили, надводно-подводная аппаратура, клиники, многоэтажные стены и скалы для альпинизма. Все перечислить просто невозможно, но это в первую очередь имеет учебное заведение и только потом или параллельно уже и сама промышленность Сингапура.

Знакомясь с учебными заведениями, мы не увидели в чистом виде уроков теоретического обучения. У них любое обучение имеет практическое воплощение в новых знаниях и умениях, а формула Сингапура гласит: «Новые знания не должны быть в старых зданиях и при устаревшем оборудовании». Поэтому в стране через каждые 20 лет учебное заведение закрывается на три года на проведение капитального ремонта, реконструкцию и замену необходимого оборудования.

«Страна утопает в зелени, государство об этом заботится особо. Если ты захотел построить предприятие, а там мешают деревья, правительство может разрешить их убрать при условии огромной денежной компенсации и новой посадки» «Страна утопает в зелени, государство об этом заботится особо. Если ты захотел построить предприятие, а там мешают деревья, правительство может разрешить их убрать при условии огромной денежной компенсации и новой посадки» Фото: pxhere.com

Оценка обучаемому ставится не только за академические знания (и не в первую очередь), но и за вопросы, критическое оценивание, практическое умение, моральные ценности, создание коллективной атмосферы, умение самостоятельно находить ответ, поиск дополнительных знаний. Обязательной является ежедневная оценка каждому.

В образовании большой упор на исполнение выработанных ценностей, например таких: «В каждом ребенке мы должны видеть успех, а не провал», «У каждого ребенка — свой путь развития», «Главное в обучении — социальная атмосфера», «Сингапурский ребенок должен учиться при любых обстоятельствах».

А вот еще интересный момент. Правительство страны, предоставляя ежегодный отчет о проделанной работе, советуется с педагогической общественностью и родителями, что у них получилось, а что — нет в области образования, учитывает каждую мелочь, все делает для того, чтобы не упустить мировое лидерство в этой области.

Кстати, в образовании предпочтение отдают инженерии и математике, а учитель ежегодно должен проходить за счет государства 100-часовую переподготовку. В Сингапуре нулевая безработица.

Несколько слов о педагогике в образовании. С восхищением и гордостью нам рассказывали, какие результаты дает якобы разработанная сингапурцами методология проблемно-развивающего обучения. Но, простите, наш знаменитый ученый Мирза Махмутов еще в 60-х годах прошлого века разработал и предложил данную дидактическую систему. А методологию непрерывного профессионального образования, которую они активно используют, предложил на рубеже 80–90-х годов XX века наш великий академик Александр Новиков. Коньком профессионально-технического образования, как уже было подчеркнуто выше, у них является аутентичное или практико-ориентированное обучение, которое в последние годы приобрело всеобщий характер. Но и эту методологию создал и предложил наш замечательный ученый Лев Выготский. Студентоцентрированное же обучение, которым так гордятся сингапурцы и которое является у них ценностью государства, еще почти 100 лет назад использовал в своей практической деятельности Антон Макаренко.

«Вся педагогическая наука и дидактика у них ни чья-нибудь, а наша, и используют они ее всем государством на всю катушку» «Вся педагогическая наука и дидактика у них не чья-нибудь, а наша, и используют они ее всем государством на всю катушку» Фото предоставлено Виктором Суворовым

Как видим, вся педагогическая наука и дидактика у них не чья-нибудь, а наша, и используют они ее всем государством на всю катушку. А мы что имеем — не храним и теперь ездим обучаться в Сингапур, образование которого основано на нашей научной теории и практике.

Для меня и моих коллег из нашего института ничего сногсшибательного в вышеперечисленном нет. Мы все это (и не только!) знаем, умеем, имеем, но, к сожалению, потихонечку не по нашей вине теряем. С недавних пор у нас не стало в чистом виде системы начального профессионального образования. А в Германии, Японии, Сингапуре и других странах она интенсивно развивается. То есть мы, конечно, сэкономили на этом, но уже сейчас теряем намного больше.

ОНИ ПОСТРОИЛИ СУПЕРСОВРЕМЕННЫЕ УГЛЕРОДОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ

И самое время задать вопрос. Коль у них нет полезных ископаемых, чем тогда обеспечиваются указанные выше финансовые потоки? Попробую изложить свои личные соображения, которые не могут претендовать на истину. Первое. В эпоху потрясений 90-х годов в России небезызвестная личность Анатолий Чубайс говорил: «Давайте сначала займемся экономикой, а уж потом вернемся к вопросам образования». Как раз Сингапур нам показывает, что экономика будет сильной только при первостепенном внимании сначала к образованию.

«В Сингапуре, практически, нет богатых и бедных, там все живут одинаково хорошо за счет отсутствия коррупции, законопослушания и честных взаимоотношений между всеми» «В Сингапуре практически нет богатых и бедных, там все живут одинаково хорошо за счет законопослушания и честных взаимоотношений между всеми, отсутствия коррупции» Фото: pxhere.com

Второе. Страна находится на очень географически выгодном водном перекрестке. Учитывая это, сингапурцы построили суперсовременные углеродоперерабатывающие заводы. Океанские танкеры, разгрузив у них нефть, тут же загружаются бензином или керосином, оставив за это, конечно, немалые деньги.

Третье. В Сингапуре практически нет богатых и бедных, там все живут одинаково хорошо за счет законопослушания и честных взаимоотношений между всеми, отсутствия коррупции.

Четвертое. Всесильные мира сего — транснациональные компании — сделали Сингапур оффшорной зоной, где, сэкономив огромные деньги на налогах, часть из них, согласно принятым международным нормам, направляют на образование.

Как говорил легендарный комдив Василий Чапаев: «Управлял бы армией всего мира, да не смогу, языкам не обучен». Так и мы. Нам бы хоть половину, хоть третью часть тех финансовых, материальных и социальных возможностей, что имеют учебные заведения Сингапура… Но нет этих возможностей, а без них трудно соединить наше сравнительно бедное образование с нашей великой педагогической наукой. Так что же нам теперь, так и не догнать Сингапур, у которого нет ни грамма углеводородов и своей питьевой воды? В этой связи вспоминается плакат, который висит в каждом сингапурском образовательном учреждении: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Так что посмотрим… 

Виктор Суворов