БИЗНЕС ОПАСАЕТСЯ, ЧТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭКОНОМИК РОССИИ КАЗАХСТАНА И БЕЛАРУСИ В ЕДИНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ ПРИНЕСЕТ МАССУ ИЗДЕРЖЕК 

Таможенный союз будет трансформирован в 2013 году в Евразийский экономический союз, заявил вчера на конференции в Москве премьер Владимир Путин. Это означает переход таможенного союза на единую валюту и согласованную макроэкономическую политику. Кроме того, создание Евразийского союза даст дополнительные козыри для переговоров с Евросоюзом, для вхождения в зону свободной торговли на более выгодных условиях. Московский корреспондент «БИЗНЕС Online» изучил настроения будущих членов Евразсоюза.

НА ЕВРОПУ БУДЕМ НАСТУПАТЬ ВСЕМ СОЮЗОМ

Во вторник в Москве в фешенебельном отеле «Ритц Карлтон» прошла конференция «От таможенного союза к единому экономическому пространству: интересы бизнеса» с участием глав правительств трех стран. На форуме было заявлено, что таможенный союз, образованный  в 2010 году, и создание единого экономического пространства трех государств (с 2012 года) – не предел для экономической интеграции. Следующий шаг – Евразийский экономический союз.

«Строительство таможенного союза и единого экономического пространства в перспективе открывает путь к формированию Евразийского экономического союза. Это ещё более высокий уровень интеграции. Мы намерены создать мощное объединение, которое может и должно стать одним из полюсов мировой экономики, и это никакое не преувеличение, не задирание носа», - заявил на конференции российский премьер Владимир Путин.

Он напомнил, что с 1 июля этого года граница таможенного союза переместилась на внешний контур, внутренние границы ликвидированы, правила интеграции внутри ТС стали более предсказуемыми. При этом у бизнеса появился выбор – зарегистрировать компанию можно в любой их трех стран ТС. В той, где мягче административный климат. «Теперь бюрократии всех трех стран будут жить в условиях конкуренции и создавать наиболее привлекательные условия для привлечения капиталов, - сказал Путин. - Бизнес будет выбирать ту страну, где лучшие условия».

Пока лучшие условия для бизнеса, вроде как, предлагаются в России. По крайней мере Ритц Карлтон, расположенный на Тверской улице, по соседству с Кремлем и Госдумой, принадлежит одному из казахстанских предпринимателей.

Несмотря на то, что таможенный союз укрепляется, его цель - интеграция в глобальную экономику, а не отгораживание от нее. Премьер отметил, что Россия и другие страны ТС продолжают переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. А Европе со временем смогут предложить взаимовыгодные механизмы сотрудничества.

«Уже идут консультации о зоне свободной торговли с европейской ассоциацией свободной торговли, а в перспективе планируем начать переговоры о формировании зоны свободной торговли с объединенной Европой, с ЕС», - сказал Путин. Вести переговоры с ЕС выгоднее втроем, а не поодиночке.

С ПОДАЧИ НАЗАРБАЕВА

Как пояснил «БИЗНЕС Online» представитель комиссии ТС, идею создания Евразийского союза подал в прошлом году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Уровень интеграции в ТС – движение товаров и капитала. Единое экономическое пространство – это плюс ко всему свободное передвижение рабочей силы. А союз – это уже единая валюта и согласованная макроэкономическая политика, как в еврозоне.

Коллеги Путина из Беларуси и Казахстана - Михаил Мясникович и Карим Масимов – также агитировали за Евразсоюз и подчеркивали, что сейчас между странами сняты все противоречия.

Следующий форум решили проводить в Астане. «В Астане, в российской гостинице», - предложил премьер Казахстана Масимов. «Но у нас там ничего нет, надо прикупить», - отреагировал Путин. «Будем считать это заданием российскому бизнесу», - резюмировал глава РСПП Александр Шохин.

В отличие от премьеров представители крупного бизнеса трех стран были настроены не столь оптимистично. Глава конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) республики Беларусь Анатолий Харлап заявил, что при всех плюсах ТС потребуется выравнивание экономических условий членов союза, изъятие протекционистских мер, синхронизация налоговой системы. И, конечно же, волнуют цены на российские энергоносители. Дружба дружбой, а за российский газ приходится платить немалую цену.

Глава правления национальной экономической палаты Казахстана Азат Перуашев заявил, что таможенный союз, в отличие от Евросоюза, был создан в кратчайшие сроки. Это плюс. Но есть немало издержек из-за этой спешки. Пока что баланс интересов бизнеса и власти не достигнут.

Гендиректор ОАО «Северсталь», глава комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО Алексей Мордашов предостерег власть трех стран от «усиления контроля за ценами».

А в кулуарах отеля за таможенный союз агитировал госсекретарь союзного государства Беларуси и России Павел Бородин. «Вот посмотрите, в 1996 году товарооборот между Россией и Беларуси составлял 6,9 миллиардов долларов, а по итогам 2010 года - 34 миллиарда долларов! За первый квартал этого года – уже 11 миллиардов долларов», - сыпал цифрами Бородин. По его данным, благодаря таможенному союзу удалось «поднять с колен» сотни предприятий, 17 млн. россиян заняты в бизнесе, основанном на сотрудничестве России и Беларуси.

«Казахстан – самодостаточное государство, могло бы и без таможенного союза обойтись, но Назарбаев понимает, что без расширения рынка у страны нет будущего», - аргументировал Бородин.

Максим Жигачев - президент союза производителей нетканых материалов РИТМ во время перерыва на обед убеждал корреспондента «БИЗНЕС Online», что российская легкая промышленность не умерла под гнетом китайской. «Думаете, что только китайцы шьют одежду? Ничего подобного! Мы развиваемся и открытие границ с Казахстаном, который является соседом Китаю, нас не пугает», - убеждал Жигачев.

Тимур Алтынов