БЛОГЕР-РЕЧНИК ОБЪЯСНЯЕТ, ПОЧЕМУ КАПИТАНЫ «ДУНАЙСКОГО 66» И «АРБАТА» НЕ МОГЛИ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ТОНУЩИМ ТУРИСТАМ

В интернете активно обсуждаются действия двух капитанов, которые на своих судах проплыли мимо и не оказали помощи пассажирам с затонувшей "Булгарии". Большинство – и в резких выражениях – подвергает критике речников. Однако один из блогеров, плавающий на подобных судах, сегодня выступил в защиту команды. Газета «БИЗНЕС Online» приводит его пост с незначительными изменениями.

Мне до боли жаль людей, которые погибли в результате катастрофы теплохода "Булгария". А пуще того, детей. Но! Меня буквально до зубовного скрежета бесят сетевые хомяки-идиоты, которые с умным видом и большим пафосом рассуждают о вине капитанов с двух судов (танкер и толкач-баржа), проходивших мимо места катастрофы и не оказавших помощь потерпевшим людям. Находятся даже те, кто цитирует по этому поводу статью 125 УК РФ "Оставление в опасности" и призывают либо отдать их на растерзание родственникам погибших, либо дать пожизненные сроки заключения. И, внимание! Ни один из них даже не вспоминает о судовладельце и о тех, кто дал "добро" на эксплуатацию этого корыта всего месяц назад.

Итак, за капитанов. Объясняю:

1. Статья 125 УК РФ "Оставление в опасности" в данном случае не применима вообще. Потому что для подобных случаев существует статья 270 УК РФ "Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие". В которой сказано: "Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров наказывается... и т. д." Читаем внимательно: если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров Sic!

2. Теперь вспоминаем, что речь идёт о танкере и толкач-барже.

Танкер:

 


Толкач-баржа:

 

Представили себе, что это за суда? А теперь слушаем специалистов:

2а. Не так все просто, как вы предлагаете. Для организации помощи в спасательных работах танкеру Волгонефть (о котором упомянул выживший пассажир) необходимо не только сбавить ход. Чтобы отправить часть экипажа к месту трагедии, необходимо безопасно для других судов встать на якорь или поддерживать нулевую скорость машинами (в зависимости от того, куда он шел, вверх или вниз). Он не может продолжить движение без части экипажа. Толкачу с баржей еще трудней оказывать помощь в спасательных работах.

2б. Несколько слов о тех двух судах Волгонефти и составе толкач-баржи.

Судовой ход идет вдоль высокого гористого берега и основной поток больших судов идет недалеко от этого берега, там глубоко и в основном идти надо прямо с небольшими подворотами. Осевая система буев, примерно через 5 км буй.

Суда эти шли снизу, буи соответственно слева, а справа большое водное пространство до куйбышевского берега, а потом вообще берегов не видно.

Лето, июль, воскресенье, полно рыбаков и прогулочных лодок. Как-обычно мелкие плавсредства местные шастают туда-сюда, но обычно в стороне от судового хода параллельно или пересекают.... Много купающихся с берега и лодок, некоторые норовят подплыть поближе к большим судам, машут руками и кричат. Внимания на них не обращаешь...

Я стараюсь писать попроще для обывателя.

Вспоминаю себя молодого штурмана т/х "Сормовский" (3001,3003,3056,3057) 1985 - 90 гг. - проходил этими местами несколько раз транзит на Иран или на Черное море. Идешь и идешь себе спокойно в подобных местах, помех практически никаких, все следуют своим путем, обмениваясь отмашками и изредка переговариваясь в эфире. На мелочь в виде лодок, катерочков, баржонок - внимания ноль. Ну, может, краем глаза глянешь, и тут же забыл.

В рубке вахтенный штурман один. Судно на авторулевом, ты сидишь в кресле и смотришь вперед, редко выходя на крыло покурить и размяться.

Бинокль под рукой, иногда посмотришь на встречное судно своего класса на предмет знакомых названий.

Пассажирские суда, как правило, чуть быстрее идут и если обгоняют, то выходят на связь и договариваемся об обгоне.

Главное, что хочу сказать, штурман на Волгонефти примерно в такой же описанной мной ситуации - не видит "мелочей" вокруг. Эти танкера ходят там, не в пример моего, годами и десятки, сотни раз одним и тем же маршрутом. Все внимание обычно достается действительно сложным для плавания участкам, а в таких местах - реально "расслабуха" для вахтенного. Капитаны вообще отсыпаются на таких переходах. Для них мелкие, узкие места, особенно ночью, когда по две и более вахты стоят на мостике. Особенно, если штурмана малоопытные, только что с выпуска часто и с сразу вторым штурманом с самостоятельной якобы вахтой.

Насколько я понял из слов спасшихся, эти два суда прошли через некоторое время после того, как "Булгария" затонула, говорилось о 1,5 - 2 часах нахождения в воде. Если допустить хотя бы час после крушения, то Волгонефть была от нее на момент аварии в 15 примерно километрах (округляю) и проходила мимо, уже когда люди плавали или находились на плотах (пока знаем о 4-х плотах, но где точное место крушения, не знаем).

По радиосвязи также неизвестно, был или не был подан сигнал о помощи. Здесь вопрос: как на "Арабелле" капитан узнал о случившемся и когда точно? Могли слышать этот призыв на Волгонефти и барж-составе? Очень сомневаюсь из-за дистанции хотя бы.

Если "Булгария" утонула чуть в стороне от судового хода, хотя бы в паре километров, то ни один штурман не будет туда смотреть и высматривать оранжевые плоты, а тем более плавающих людей. С погодой тоже не совсем ясно. Какая она была в момент крушения и какая потом в течение двух часов? Видимость, осадки, волнение и т. д.

3. Теперь вспомним о теплоходе "Метеор", пассажиры с которого, по словам потерпевших, снимали их на телефоны и фотоаппараты. Вот он:

 

Читаем в параметрах: "Район плавания - реки с выходом на внутренние водные пути разряда "О" с ограничением по погоде (высота волны не более 2,0 м). Стоянка разрешена в укрытиях, где исключено образование волн высотой 2,0 м. Судну разрешается движение на крыльях при высоте волны до 1,25 м и в водоизмещающем положении при высоте волны до 2,0 м." Вспоминаем, что высота волны составляла около 1,5 метров. Вспоминаем ст. 270 УК РФ "если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров".

В сухом остатке: Пассажиры "Метеора", фотографирующие и снимающие на видео потерпевших бедствие людей - уроды и нелюди.

Но!

Отстаньте уже от капитанов!