Рустам Абдулхаков: «Основная часть тепловых сетей в городе расположена под землей, а общая протяженность сетей в Казани составляет порядка 1,5 тысячи километров — это колоссальные объемы!»

«ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНОМ СОКРАЩЕНИИ СРОКОВ ОТКЛЮЧЕНИЯ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ПОПУЛИЗМ»

— Рустам Рифгатович, как проходит кампания по подготовке АО «Казэнерго» к предстоящему отопительному сезону?

— В энергетике, как вы знаете, подготовка к новому отопительному периоду начинается сразу же, как завершается предыдущий. И сейчас мы вышли на завершающий этап. За период ремонтной кампании сделан большой объем работ по реконструкции и ремонту тепловых сетей, замене основного и вспомогательного оборудования, установленного в котельных, восстановлению ресурса зданий.

Здесь хотелось бы отметить, что проведение знаковых и масштабных спортивных мероприятий в нашем городе определенным образом привносит корректировку в нашу деятельность, но это никак не сказывается на ее качестве. Мы выполняем свою работу, стараясь не нарушать комфорт наших жителей и гостей столицы.

— А как же ежегодные отключения горячей воды летом?

— Да, плановые отключения горячей воды летом вызывают негативные эмоции жителей города.

Федеральным законодательством установлено, что период ежегодных профилактических ремонтных работ системы отопления и горячего водоснабжения не должен превышать 14 суток единовременно. При современном уровне технологий и износе оборудования в теплоэнергетике обойтись без отключения горячей воды, к сожалению, невозможно. И заявления о возможности работы без перерыва снабжения горячей воды есть не что иное, как популизм, не подтвержденный технической возможностью.

В период плановых отключений горячего водоснабжения не только ресурсоснабжающие, но и организации, обслуживающие жилые дома, обязаны выполнить ряд мероприятий по подготовке к отопительному периоду.

Основная часть тепловых сетей в городе расположена под землей, а общая протяженность сетей в Казани составляет порядка 1,5 тысяч километров — это колоссальные объемы! Все трубопроводы необходимо испытать на готовность и привести в надлежащее состояние, чтобы в холодный период не случилось ЧП.

Специалисты нашего предприятия постоянно изучают мировой опыт современных и универсальных методов диагностирования трубопроводов. Но основным способом, позволяющим уложиться в сроки отключения горячей воды и с необходимой точностью оценить состояние труб под землей, остается гидравлическое испытание, при котором в тепловых сетях создается давление выше рабочего, в результате чего разрываются наиболее ненадежные участки трубопроводов, затем подлежащие замене.

Конечно, временные отключения горячей воды создают серьезные неудобства для жителей, но качество проведения гидравлических испытаний и ремонтных работ — это надежность теплоснабжения потребителей зимой, когда каждый сбой в подаче тепла может иметь крайне тяжелые последствия.

«Энергосбережение при качественном теплоснабжении потребителя было, есть и всегда будет одной из наших главных стратегических задач!»

«ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РОСТА УРОВНЯ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ — НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ»

— Износ основных фондов в энергетике в нашей стране уже стал притчей во языцех. В чем причина и как решить эту проблему?

— По данным министерства энергетики РФ, из 172 тысяч километров тепловых сетей в России доля ветхих теплопроводов, то есть тех, которые представляют реальную угрозу разрушения в отопительный период, составляет чуть более 21,5 процента. При нормативном объеме замены тепловых сетей не менее 4 процентов в год (при сроке службы сетей 25 лет) фактический объем замены трубопроводов в целом по РФ за последние годы составляет не более 3,3 процента. Не менее высокий уровень износа имеет и генерирующее оборудование станций и котельных. В Казани уровень износа энергетического оборудования превышает 60 процентов.

Тенденция к старению основных фондов в энергетике едина для всех регионов РФ. Тезис о том, что большая часть энергокомпаний страны плохо работает, неэффективно использует свои финансовые ресурсы, — это чрезмерное упрощение проблемы. Если она едина для всей огромной энергосистемы страны, то и основные ее причины носят системный характер.

В целях защиты интересов населения величина ежегодного увеличения тарифов жестко ограничена предельным индексом роста платы граждан, устанавливаемым государством. Но при этом ежегодное поднятие тарифов существенно ниже уровня инфляции в стране. Так, при увеличении тарифов на тепловую энергию максимум на 3,5 процента в год, официальная инфляция в 2018-м составила 4,3 процента. В 2014–2016 годах она была существенно выше.

Оборудование, материалы, необходимые для проведения работ по восстановлению ресурса основных фондов, приобретаются по рыночным ценам, утвержденного объема финансирования хронически не хватает.

Очевидно, что основная причина роста уровня износа основных фондов — недофинансирование отрасли, заложенное изначально при установлении тарифов.

— Возможно «лекарством» могло бы стать повышение энергоэффективности деятельности энергокомпаний?

— Энергосбережение при качественном теплоснабжении потребителя было, есть и всегда будет одной из наших главных стратегических задач.

Ведутся работы по реконструкции котельных с установкой энергоэффективного оборудования. В тепловых сетях стараемся использовать трубопроводы с современной энергоэффективной тепловой изоляцией.

На сегодняшний день 58 котельных и ЦТП предприятия работают в полностью автоматизированном режиме без присутствия обслуживающего персонала. Система диспетчеризации передает все параметры работы источников в центральный диспетчерский пункт. В этом году начинаем реализовывать пилотный проект по внедрению умных тепловых сетей. Система автоматизации тепловых сетей позволит с учетом фактических параметров у потребителей регулировать параметры тепловой сети с целью создания оптимального гидравлического режима в реальных, текущих условиях эксплуатации. Кроме того, все данные работы тепловой сети также будут передаваться в центральный диспетчерский пункт.

Но и при проведении энергосберегающих мероприятий сталкиваемся с проблемой недостатка финансовых ресурсов. Источник финансирования один — тариф на тепловую энергию. Выделяя денежные средства на энергосбережение, мы снижаем объемы восстановления ресурса основных средств, наращиваем физический износ, что напрямую влияет на надежность теплоснабжения.

Специалисты нашего предприятия стараются максимально совместить мероприятия по реконструкции источников теплоснабжения и тепловых сетей с повышением их технико-экономических характеристик, энергосбережением. При необходимости замены котла или насоса устанавливаем не такой же, а более современный и эффективный.

«Чем выше потенциал энергосбережения, тем выгоднее и эффективнее реализация мероприятий по снижению потребления энергоресурсов»

— А кроме инвестиционной составляющей в тарифе, нет других возможностей привлечь средства извне?

— Нужно понимать, что выбор источников сторонних инвестиций достаточно ограничен. Если не рассматривать возможность бюджетного финансирования, сторонние инвестиции сводятся к той или иной форме заемных средств, будь то кредиты, лизинг, энергосервисные контракты. Принцип один — взять взаймы деньги, или оборудование, или услуги по внедрению энергосберегающих мероприятий и потом вернуть из полученной экономии с учетом прибыли инвестора или процентов по кредиту.

Но здесь сталкиваемся с понятием «потенциал энергосбережения».

Упрощенно говоря, это та абсолютная величина экономии, которую можно получить при приведении всех параметров системы к идеальным, наилучшим среди доступных на рынке технологий.

Понятно, что, чем выше потенциал энергосбережения, тем выгоднее и эффективнее реализация мероприятий по снижению потребления энергоресурсов.

Определяя потенциал энергосбережения, как правило, используют сравнение удельных характеристик расходов энергоресурсов на выработку единицы продукции.

На нашем предприятии данные характеристики не идеальные, но достаточно высокие. Достичь этого удалось, внедряя энергоэффективные мероприятия. Однако перечень событий с низким сроком окупаемости достаточно ограничен и многие из них уже выполнены, а привлечение инвестора для реализации проектов с длинным сроком окупаемости, конечно же, проблематично. В энергетику, как правило, необходимо вкладывать именно длинные деньги.

— Складывается достаточно мрачная картина: уровень износа растет, а ресурсов для изменения ситуации нет. Неужели нельзя решить данную проблему?

— Серьезность проблемы износа основных фондов в теплоснабжении прекрасно понимает руководство страны на всех уровнях вертикали власти. Варианты решений есть. К примеру, в настоящее время вступило в силу законодательство, позволяющее осуществить в муниципальных образованиях действия по переходу к ценообразованию по методу «альтернативной котельной». Несмотря на его название, он не предусматривает физическое строительство какой-то котельной и сводится к следующему. Есть утвержденная методика, по которой рассчитывается для конкретного муниципального образования предельный тариф на тепловую энергию. Величина его соответствует тому уровню затрат на тепловую энергию, который получил бы виртуальный потребитель, если бы возвел свою не менее виртуальную котельную, с учетом возмещения затрат на ее строительство. Собственно, поэтому метод и называется «альтернативная котельная».

Данный тариф является предельным для муниципального образования. Все остальные отношения на рынке тепловой энергии не регулируются. Купля-продажа тепла осуществляется по свободным ценам.

В настоящее время к регулированию по методу «альтернативной котельной» в России перешли два небольших города: Рубцовск и Линево, также поступили обращения об отнесении Барнаула и Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения.

В целом я являюсь сторонником перехода к ценовой зоне теплоснабжения, но с одной существенной оговоркой: он не должен вызвать резкий рост тарифа на тепловую энергию для жителей.

Я вижу следующую возможность реализации данной схемы: соглашением между теплоснабжающей организацией и муниципалитетом устанавливаются долгосрочные обязательства на сохранение уровня тарифа для населения не выше предельных индексов, применяемых к последнему тарифу до перехода на новый метод. Взаимоотношения с прочими потребителями регулируются только соглашением сторон, но не выше тарифа альтернативной котельной.

Параллельно федеральным правительством разрабатывается метод ценообразования по принципу эталонных затрат, который должен быть принят в следующем году. Его основа — сведение всей системы регулирования в теплоснабжении в России к единым показателям. Но с учетом того, что нормативно-правовые акты по данному вопросу находятся в разработке, думаю, давать оценку и прогнозы эффективности метода еще рано.

ДЕШЕВОГО ТЕПЛА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

— В Казани представлено две системы теплоснабжения: ТЭЦ, где совместно производятся тепловая и электрическая энергия, и котельные. ТЭЦ работает по принципу когенерации, когда тепло вырабатывается одновременно с производством электроэнергии, по сути являясь побочным продуктом. Логично предположить, что тепловая энергия должна быть достаточно дешевой?

— ТЭЦ были и остаются наиболее эффективными источниками с точки зрения комплексной оценки себестоимости производимой электрической и тепловой энергии.

Но мнение о почти бесплатном тепле от ТЭЦ, на мой взгляд, в корне неверно. Генерирующий источник производит и продает два равнозначных товара.

Все затраты на производство распределяются между двумя продуктами: тепловой и электрической энергиями. Если теплоэлектроцентраль будет продавать тепло по цене, ниже экономически обоснованной, выпадающие расходы перейдут в себестоимость электрической энергии, которая станет неконкурентоспособной на оптовом рынке.

Кроме того, между источником и потребителями есть еще тепловые сети, которые надо содержать в исправном состоянии, что также требует затрат, включаемых в стоимость тепла в комбинированной выработке.

— С 2016 АО «Казэнерго» также занимается обслуживанием систем наружного освещения города. Что интересного делается в этой сфере?

— На обслуживании «Казэнерго» находится около 82 тысяч светоточек и более 2 600 километров сетей наружного освещения Казани. И вся эта «армия» света должна бесперебойно и эффективно работать. Без современных технологий здесь не обойтись: мы добиваемся повышения энергоэффективности, устанавливая современные светодиодные светильники и оборудование, обеспечивающее автоматизацию работы систем наружного освещения.

За последние три года построено более 6,5 тысячи новых светоточек, протяженность сетей наружного освещения выросла на 190 километров.

«ТЭЦ были и остаются наиболее эффективными источниками с точки зрения комплексной оценки себестоимости производимой электрической и тепловой энергии»

В 2018 году мы заключили с городом энергосервисный контракт, по которому было заменено более 6 100 устаревших, энергозатратных светильников на современные светодиодные лампы. В результате за год на электроэнергии город сэкономил 20,7 миллиона рублей.

Всего за последние три года было заменено около 7 тысяч неэффективных светоточек на современные светодиодные светильники.

В 2019 году продолжаем эту работу. В наших планах на первом этапе замена еще 7 100 устаревших светильников. На втором этапе намерены решить проблему со светильниками индивидуального включения, работающими в неэффективном режиме потребления электрической энергии. Выполнение работ в рамках энергосервисного контракта позволит не только значительно снизить потребление электрической энергии, но и повысить качество и надежность наружного освещения.

За последние 8 лет значительно увеличен уровень автоматизации управления системами наружного освещения: с 42 до 97,5 процента к концу текущего года. Из 883 пунктов включения будет автоматизирован 861.

— Как относитесь к альтернативной энергетике? Есть у нее будущее в нашей стране?

— Производство энергии от возобновляемых источников в России находится еще в начале пути. Насколько я знаю, в стране сегодня работает менее сотни солнечных и ветряных электростанций, их вклад в общий энергобаланс России составляет 0,1–0,2 процента. Полагаю, на низкие темпы внедрения возобновляемых источников влияет два фактора: высокая стоимость оборудования и низкие цены на традиционные энергоресурсы по сравнению с другими странами.

Например, мы прорабатывали вариант оснащения котельных солнечными панелями для производства электроэнергии на собственные нужды. Проект технически осуществим, но в настоящее время срок окупаемости уходит за 20 лет. Так что его пришлось отложить.