ВОЗМОЖНО, «САМОМУ ПРОРОССИЙСКОМУ ДЕПУТАТУ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ» УДАСТСЯ СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НЕ СМОГЛИ РОССИЙСКИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ, МИНИСТРЫ И КОРПОРАЦИИ

«Я хочу купить Ту-334», - заявил на встрече с российскими журналистами в минувший понедельник председатель совета директоров украинского ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, он сделал соответствующее предложение ОАО «Туполев». «БИЗНЕС Online» попыталась выяснить, насколько реальны мечты украинского миллионера.

ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕРВОЙ ТРИДЦАТКИ БОГАТЕЕВ

«Я обратился официально к руководству фирмы «Туполев» с просьбой продать мне самолет Ту-334. Я хотел его купить. И он бы летал. Я бы сдал его в аренду», - передает слова Вячеслава Богуслаева портал Aviation Explorer.

«Вот как полетит первый самолет Ту-334, я вас уверяю – никаких «суперджетов» и прочих пародий и рядом бы не стояло. У этого самолета есть сертификат. Более того, у лайнера очень удачная конструкция, это абсолютно летаемый самолет», - добавил он. - Поэтому, если мне согласятся продать Ту-334, то я его с удовольствием куплю. Это не дорого», - подытожил Богуслаев.

В разное время называлась разная стоимость Ту-334 — от $17 миллионов до $25 миллионов. Но при этом речь шла о серийных машинах, головной же лайнер получится подороже. Источник «БИЗНЕС Online» в компании «Туполев» затруднился назвать определенную цену, но выразил уверенность, что Богуслаев, как «соучастник» проекта, получит скидку: «Двигатели — его (двигатели Д-436 разработаны и производятся на «Мотор Сич», также они устанавливаются на самолетах-амфибиях Бе-200 и региональных Ан-148. - авт.), а это — 25% от цены самолета. Здесь могут быть определенные преференции, и все, что угодно».

Впрочем, в случае чего Богуслаев легко сможет обойтись и без скидок. По последним рейтингам, Вячеслав Александрович занимает 29-е место среди 200 самых богатых людей Украины. По подсчетам портала Фокус.ua, его состояние - $845,4 млн..

По данным «БИЗНЕС Online» летный экземпляр (он прошел почти все сертификационные полеты) Ту-334 сегодня находится на КАПО в законсервированном состоянии, на стапелях казанского авиазавода находится еще один «борт».

ВОЕННЫЕ ВСЁ ЕЩЕ НАДЕЮТСЯ

Казалось бы, прочно забытый (но не закрытый) проект Ту-334 всплывает в СМИ во второй раз за последний месяц. После петрозаводской катастрофы Ту-134 в масс-медиа в разделе слухов появилась информация о том, что в правительстве России решили начать финансирование программы массового строительства Ту-334 на ОАО «КАПО им. Горбунова». Якобы — для замены Ту-134, которые после авиакатастрофы президент РФ Дмитрий Медведев поручил вывести из эксплуатации.

Упоминался даже размер финансирования рассчитанной на пять лет программы серийного производства - 60 млрд. рублей. Говорилось, что завод должен будет произвести 40 самолётов, которые поступят в государственные структуры и ведомства. Часть передадут в специальный летный отряд «Россия» управделами президента РФ, часть получит министерство обороны РФ, МЧС и ряд других ведомств. Кроме того, по тем же слухам, партию Ту-334 собрались приобрести компании с государственным участием, вроде Сбербанка, ВТБ, РЖД. И даже Аэрофлот задумался о двадцати Ту-334 для внутренних рейсов. По словам анонимных авторов «утечки информации», официально объявить о начале программы финансирования строительства Ту-334 должны в августе на МАКС-2011.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты заявили, что впервые слышат о подобных планах. Источник «БИЗНЕС Online» на туполевской фирме сообщил, что никакого подтверждения слухов нет, но Ту-334 продолжают интересоваться военные и спецслужбы, которые, несмотря ни на что, не расположены приобретать подобную технику за границей или покупать российские самолеты с большим процентом импортных комплектующих (SukhoiSuperJet 100): «Они на сегодня все еще поддерживают самолет», - рассказал источник.

НЕ СОШЛИСЬ В ЦЕНЕ

Отметим, что переговоры о покупке Ту-334 уже велись. Как сообщалось в СМИ, в августе 2009 года, на предыдущем МАКСе об этом договаривались правительство РТ, КАПО и ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (АКТ). А в сентябре того же года в аэропорту Казани татарстанским авиаторам даже устроили прошедшую едва ли не в обстановке строгой секретности презентацию Ту-334.

Как рассказал вчера «БИЗНЕС Online» начальник инженерного центра авиакомпании «Татарстан» Валерий Шнякин (в 2009 году — исполняющий обязанности генерального директора АКТ), в презентации участвовали представители «Туполева», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), кабинета министров РТ, КАПО и АКТ. Летчиков «Татарстана» прокатили на Ту-334, как пассажиров, но на этом все и закончилось, развития презентация не получила. Шнякин затруднился ответить на вопрос о цене, по которой АКТ могла бы купить Ту-334: «Я в этих обсуждениях не участвовал - разговор шел между руководством республики и ОАК».

По словам источника «БИЗНЕС Online» на КАПО, загвоздка вышла в цене, которая не устроила «Туполева». Однако источник нашей газеты в этой компании придерживается другой точки зрения: «Не с фирмой Туполева не сошлись. Сегодня в авиакомпании «Татарстан» главные люди — болгары, представляющие инвестиционную компанию, и фактически командующие «Татарстаном». Они привезли из Болгарии свои «Боинги», и им неинтересны «не свои», более дешевые в обслуживании и в «экономике» самолеты».

Впрочем, еще в августе прошлого года генеральный директор КАПО Васил Каюмов не терял надежды на татарстанского перевозчика: «Этот вопрос обсуждался на недавней встрече Рустама Минниханова с президентом «Туполева» Александром Бобрышевым», - сообщил Каюмов.

Тогда же Каюмов впервые озвучил и информацию о возможности использования Ту-334 в качестве корпоративных самолетов, в данном случае — ОАК. «Да, была такая идея, - сообщил источник «БИЗНЕС Online» в туполевской компании, - сделать два Ту-334 корпоративными самолетами ОАК. Подписанные Федоровым (Алексей Федоров, бывший президент ОАК, ныне — президент корпорации «Иркут». - Авт.) компоновки для корпоративного самолета существуют, но они далее подписи не пошли никуда». По мнению источника, руководство корпорации не допустит даже намека на продвижение Ту-334: «Непросто об этом говорить, потому что все это голословно, поймать на чем-то трудно...»

Наверное, читателю уже надоели все эти бесконечные безымянные «источники», но от этого никуда не денешься. По словам наших контактов в ОАО «Туполев», сотрудникам фирмы категорически запрещено общаться с журналистами. А Ту-334 в подобных запретах — отдельная тема, по словам нашего источника на КАПО: «Сегодняшний руководитель ОАК Погосян не видит ни Ту-334, ни Ан-148, потому что они – соперники «Суперджета» и будут оттягивать деньги. И Федоров, и Погосян этой машины не видят. Они не просто запретили заниматься Ту-334, но даже упоминать о нем».

АВИАДЕМАРШ

К заявлению Богуслаева есть еще один вопрос: «Зачем ему это?» Отвечая на него, можно было бы выстроить теорию о сложных взаимоотношениях главы «Мотор Сич» с российским авиапромом (несмотря на то, что в Украине Богуслаева называют «самым пророссийским депутатом Верховной Рады») и с казанским авиастроением, в частности. Ведь год назад у «Мотор Сич» были основания предполагать, что реализуются его планы по созданию совместного с ОАО «КМПО» предприятия по производству созданных в Украине двигателей МС-500В (прежде всего, для вертолета «Ансат»). Тогда украинцы предложили казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего предприятия. В Казани был собран опытный образец двигателя.

Но тогда же Богуслаев сообщил, что эти планы натолкнулись на противодействие ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), которая пытается изолировать Мотор Сич от российского рынка. Данные предположения получили подтверждение в этом году в ходе визита в Казань генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» (куда входит ОДК) Андрея Реуса, который сообщил, что возможность производства вертолетных двигателей на КМПО не рассматривалась, и что вообще в конце 2012 года компетенция производства вертолетных двигателей, которая в СССР сосредотачивалась в Украине, полностью вернется на территорию России, в Санкт-Петербург, Уфу и Москву.

Плюс не раз появлялась информация, что Россия желает видеть на своих самолетах Ан-148 не «моторсичевские» движки, а двигатели совместного производства воронежского «Сатурна» и французской Snecma (именно они устанавливаются на SukhoiSuperJet 100).

Можно было бы сказать еще кучу слов, но почему-то хочется предположить, что Богуслаеву, в конце-то концов, в действительности делающему реальные вещи, элементарно надоела вакханалия, царящая в российском авиапроме. Ну, взыграло у человека. Что, не может быть такого?

По словам «туполевского» источника «БИЗНЕС Online», пожелание Богуслаева купить Ту-334 и сделать его бизнес-джетом «в принципе, реально»: «Потому что летающий самолет есть. А почему нет? Машина отлетала всего 500 часов, почему же ее нельзя дальше использовать? Может быть, Богуслаев сам вложит деньги в то, чтобы начать его эксплуатировать». То есть в этом случае Богуслаев, пусть и в демаршевой форме, сделает то, что столько раз декларировали президенты РФ и РТ, бесчисленные премьер-министры, вице-премьеры, министры и генеральные директора.

Тимур Латыпов

Фото с сайтов: airliners.net,
operkor.files.wordpress.com,
wek.com.ua

Справка

Богуслаев Вячеслав Александрович

Родился 28 октября 1938 года в Уральске (Казахстан).

Гражданин Украины.

С 1961 по 1965 год учился в запорожском машиностроительном институте, специальность «авиационные двигатели», квалификация «инженер-механик». С 1956 по 1957 год работал помощником машиниста уральского судостроительного завода, с 1957 по 1960 год служил в Вооруженных Силах СССР. С 1966 года работал в запорожском производственном объединении «Моторостроитель» инженером-конструктором, начальником отдела, директором Волочиского машиностроительного завода. С 1988 года - генеральный директор. С 1994 года по апрель 2006-го - председатель правления ОАО «Мотор Сич». С апреля 2006 года - президент «Мотор Сич». Доктор технических наук, профессор.

С 2001 по 2004 год - член наблюдательного совета национального фонда социальной защиты матерей и детей "Україна — дітям"; с 2001 года по настоящее время - президент Международного благотворительного фонда «Дніпро-Січ». Член партии регионов. Народный депутат Украины V - VI созывов. Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны. Член постоянной делегации в межпарламентской ассамблее держав - участниц Содружества Независимых Государств.