В ОФИСАХ ТУРКОМПАНИЙ ПРОДАЖ НЕТ - ПРОДОЛЖАЕТСЯ МАССОВАЯ СДАЧА БИЛЕТОВ НА АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, НАБЛЮДАЕТСЯ РЕЗКИЙ ОТТОК КЛИЕНТОВ

Героями дня в столице Татарстана вчера стали чиновники министерства по делам молодежи и представители компании «Волжские путешествия». Участники пресс-конференции, организованной на борту теплохода "Жолио-Кюри", решили поговорить с журналистами о перспективах и стабильном развитии круизного туризма в Татарстане. К сожалению, получилось не слишком удачно, чему свидетелем был корреспондент «БИЗНЕС Online».

МНИМОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Под шумные и праздничные мелодии теплоход «Жолио Кюри» подошел к Казанскому речному вокзалу, где площадь усыпана цветами - в память о погибших на теплоходе «Булгария», где всюду надписи: «помним, скорбим». На теплоходе по случаю прибытия в Казань была подготовлена специальная увеселительная программа. На всех палубах специально подготовленная молодежь под веселую музыку танцевала и махала руками людям, стоящим на берегу. Те же, в свою очередь, грустно и молча смотрели на прибывающих, понимая щепетильность и неадекватность ситуации.

Пресс-конференция, начавшаяся после экскурсии по теплоходу и общения с представителями компании и чиновниками, оставила у журналистов больше вопросов, нежели ответов, причем на некоторые свои вопросы представители СМИ четкого ответа так и не получили.

Так, по словам заместителя министра по делам молодежи, спорта и туризма РТ Сергея Иванова, после трагедии с «Булгарией» было проанализировано состояние и эксплуатация судов, вся документация, которую имеют судоходные компании.

- Министерство провело всю необходимую проверку документов, - сообщил Иванов. - И сейчас можно с уверенностью сказать, что все пять теплоходов (два трехпалубных и три двухпалубных), которые находятся во фрахте или в собственности у татарстанских туристических компаний, вся документация в полном порядке.

На рынке круизного туризма РТ в настоящее время работают 11 крупных туристических компаний, которые осуществляются продажу путевок на 26 теплоходов. Из них 21 судно является транзитным и 5 судов (два трехпалубных теплохода и три двухпалубных) находятся в собственности или во фрахте туристических компаний РТ.

ОТМЕНА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ ДАЛА НЕГАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Руководитель ООО «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин не стал рисовать ситуацию радужными красками, а сразу перешел к фактам.

- На фоне трагедии сложно оправдываться и кого-то критиковать. На самом деле мы уже много лет шли к той ситуации, которая сложилась в техническом отношении с состоянием российского круизного флота. Турфирмы сейчас оказались перед выбором: или продолжать заниматься круизами, или все-таки принять условия судовладельцев и принять условия о приеме судов в субаренду. Субаренда – это когда ты берешь теплоход в аренду без экипажа и принимаешь на себя обязательства полностью содержать теплоход. К сожалению, такая практика стала внедряться в России последние 12 - 15 лет.

Хочется, чтобы государство проконтролировало ход реформ в этой области. А то ведь у нас как бывает – пришла беда, открыли ворота на месяц, а после всё забыли. Если же последовательно довести дело до конца, можно восстановить утраченное доверие пассажиров.

Нужны изменения в законодательной базе. Мы считаем, что отмена лицензирования в туризме дала негативные результаты для развития круизного туризма в России. Ведь сегодня ни для кого не секрет, что путевки можно продавать в киосках по ремонту обуви.

Целая отрасль – круизный туризм – стоит практически на грани развала.

Сейчас идет сдача билетов, наблюдается резкий отток клиентов (база постоянных клиентов компании «Волжские путешествия» составляет порядка 15 тысяч клиентов). В офисах «Волжских путешествий» продаж нет – одна-две путевки в день. Август и сентябрь мы полностью в проигрыше. Уже и не знаю, как мы будем дорабатывать до конца навигации. Я себе это не представляю. И клиентов нет.

Сейчас наступил как раз тот момент, когда мы должны были начинать отрабатывать те вложения, которые мы провели. Вот и судите сами - в прошлом году на данный период было продано путевок на 8 миллионов рублей больше, чем в этом году. Вместе с тем, несмотря на высокую арендную ставку, которая определена судовладельцем, мы ежегодно вынуждены вкладывать в теплоход «Жолио-Кюри» 2 - 3 миллиона рублей, потому что того требуют технические условия эксплуатации.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕПЛОХОДА «Ф.ЖОЛИО – КЮРИ» ОБХОДИТСЯ В 24 - 27 МЛН. РУБЛЕЙ

- Ранее была система, при которой мы брали готовые корабли от пароходства. Наша задача была только одна – продавать путевки и вовремя платить судоходству или судовладельцу деньги за его аренду. Сейчас ситуация иная, - заявил руководитель ООО «Волжские путешествия». И продолжил:

- Вот была реплика сверху, что все пятидесятилетние теплоходы нужно списать. А то, что за 18 лет Россия не приобрела и не купила ни одного пассажирского теплохода, - это нормально? И получилось, что мы теперь - туристические компании, арендующие теплоходы, - мы и пароходства, мы и завод по ремонту, мы и контора судовых ресторанов или комбинат общественного питания, мы и кузница кадров, мы и турфирма.

На сегодня содержание теплохода "Жолио-Кюри" обходится нам в 24 - 27 миллионов рублей. Я не гарантирую, что это будет 35 - 40 миллионов рублей, как только пароходство снова заставят заниматься теплоходами. Для того, чтобы выйти из этой ситуации, понадобится несколько лет. Скорее всего, наша компания будет заниматься другими видами туризма.

…Что ж, судя по всему, о перспективах и стабильном развитии круизного туризма в Татарстане говорить пока очень рано.

Евгений Сергеев