Опрос недели: А вы готовы показать школьному учителю свой дом?
Накануне в Челнах разгорелся скандал из-за школьной инициативы: учителей обязали ходить по квартирам учащихся и оценивать уровень жизни. Часть родителей возмутились попытками педагогов проникнуть в квартиры, некоторые реагировали на гостей агрессивно. Должна ли система образования контролировать уровень и образ жизни школьников и их родителей? В каких случаях такие рейды необходимы? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Файруза Мустафина, Виктор Суворов, Владимир Радостев и другие.
Файруза Мустафина советник мэра Набережных Челнов по вопросам развития образования на внештатной основе— Согласно федеральному профстандарту, современный учитель в России не только обучает, но и воспитывает детей. Но воспитание ребенка без контакта с семьей невозможно. Сегодня учителя часто жалуются на отсутствие грамотных, конструктивных взаимоотношений с родителями детей, а родители не слишком глубоко знакомы с природой и психологическим содержанием каждого возраста. В 55-й школе, насколько мне известно, преподаватели приходили к третьекласснику — именно этот визит публика обсуждает. Начальная школа — этап раскрытия способностей ученика, и именно через педагога ребенок в этом возрасте учится взаимоотношениям. Если авторитет учителя высок, то в будущем ученик сможет выстраивать отношения и на работе, и среди друзей, и в семье. Родственники ученика 55-й школы просто уронили авторитет учителя в глазах ребенка. Самое печальное, что они даже не понимают, какой сбой в развитии ребенка устроили.
Операции «Быт» проводилась всегда, сколько я себя помню. Когда растила своих детей, для нас приход учительницы был праздником! Я пекла пироги, комнату ребенка мы, конечно, приводили в порядок. Сегодня же у родителей одна позиция: школа должна, школа обязана. А нужен треугольник: ученик — учитель — родитель. Да, учителя тоже не всегда готовы к работе с родителями, но если педагог предлагает встретиться, то родителю стоило бы подготовить частные вопросы, раскрыть, быть может, скрытые таланты и возможности своего ребенка. Нужно благодарить учителя, который нашел время для такого визита. Даже если посещение формально, надо понимать, что с учителя все равно не слезут, пока он не отчитается об обходе. Разумеется, о своем приходе он должен предупредить родителей, но ведь и ему приходится выкраивать время для таких походов, не всегда все можно распланировать.
Я считаю, учитель должен посещать ребенка, видя тревожные симптомы: грустные глаза, ответы невпопад, нестабильные отношения в классе. Эмоции ребенка важнее оценок и дисциплины, поэтому учителю для анализа ситуации нужно сходить к семье. Для этого и проводится операция «Быт», как правило, в начале учебного года. Ее, конечно, следует организационно переформатировать. Но родителям стоит относиться к таким визитам неформально, если они заботятся о будущем своего ребенка. Если он потеряет веру в своего учителя — это все.
Виктор Суворов ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института— Думаю, родители должны приветствовать такие встречи с учителями. Допустим, я классный руководитель. Мне ведь нужно понимать, как выстраивать взаимоотношения с воспитанником. Я должен знать о его социальном обеспечении, о самочувствии. Когда случаются суицидальные ЧП, в школу приходят и прокуратура, и комиссия по делам несовершеннолетних, и у них возникает вопрос: почему учитель ничего не знает о ребенке?
Мы обязаны определять зону потенциального развития ребенка, но делать это нужно аккуратно, без ущерба психологии воспитанников и их родителей. Возмущаясь приходом учителей в свой дом, некоторые родители, быть может, не самой проверкой раздосадованы, а тем, что их социум стесняет, что они бедненько живут. С такими семьями вдвойне аккуратнее нужно быть. Богатые, наверное, не станут возмущаться. Я считаю, что обход совершать нужно, но управлению образования следует правильно отрегулировать визиты, чтобы это было и психологически, и социально, и нравственно комфортно. Естественно, учителю не следует изучать, к примеру, продуктовую корзину. Он должен стать разведчиком: бочком зайти, побеседовать, сделать выводы.
Я бы с удовольствием впустил учителей в свой дом. И как педагог считаю, что если побуду с ребенком, узнаю, какая у него комната, с какой стороны солнышко встает, какие книги на столе лежат, какие передачи он смотрит — это будет полезным. Может, у него свастика на столе нарисована? Или, наоборот, высокохудожественные картины на стенах. В школе-то он другой человек. Мы часто говорим: «Какой хороший был ребенок, почему же он выпрыгнул из окна?» А потому, что мы его совсем не знали.
Илья Трубин владелец группы компаний «Трубин и партнеры»— Я считаю, что никакая система не должна контролировать образ жизни человека, потому что это его личный выбор — как жить, чем питаться и какую одежду носить. Система образования — не исключение. Когда я веду ребенка на массаж, к парикмахеру, к учителю — услуги принципиально схожи, и наделять какую-то из них дополнительными полномочиями неверно. Таксисту, который отвез моего ребенка куда-то, я тоже должен буду открыть дверь в свой дом?
Я, безусловно, впустил бы учителя в свой дом, если бы он пришел не оценивать наши бытовые условия, а знакомиться с семьей моего ребенка — попить чай, поговорить. Я сам решаю, что для моего ребенка хорошо и плохо, и не намерен подстраиваться под чьи-то стандарты. Общественная норма никогда не объективна — так же, как и средняя зарплата например. Обществу необходим гражданский контроль, а не ревизия со стороны какой-то конкретной системы. Кроме того, нагружать учителя такими походами, отвлекая его от прямых обязанностей, нецелесообразно.
Владимир Радостев художественный руководитель детской театральной мастерской Владимира Радостева— Двоякая ситуация. Считаю, что каждый родитель должен общаться с учителем, которому доверил своего ребенка. Моей семье было бы только приятно пригласить учителя домой на чай с тортиком — поговорить о ребенке, о возможных проблемах и успехах. Но это делается по обоюдному согласию, по договоренности о дате и времени! Визиты «сюрпризом» могут привести к разным ситуациям. Человек может быть уставшим, неготовым к гостям.
Я родился и рос в СССР. Помню, как домой приходила наш классный руководитель — поговорить с родителями о моих прогулах… Для родителей это было неожиданностью, а значит, учитель приходил не зря. Другое дело, хотят ли сами учителя идти домой к ученикам? Мне кажется, это навязано, как и многое другое. В век мобильных технологий можно просто позвонить и поговорить с родителями, зачем приходить неожиданно? Учителей, мне кажется, посылают в неблагополучные семьи, от которых они, возможно, уже и в школе натерпелись. Странно все это: ты ведь и полицию без ордера имеешь право не впускать, а тут учителя чего-то требуют.
Светлана Гиматдинова учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем— Такая практика не является какой-то придумкой — она существует давно, просто иначе называлась. Я приехала в Челны, когда еще не было Нового города. Помню, как на картофельном поле строили первый дом 2/01. Так нас возили туда на автобусе, чтобы мы, учителя, познакомились с семьями своих учеников. Я являлась тогда руководителем 6-го класса. Учителя обязаны были смотреть, как живет семья. Считаю это совершенно нормальным явлением. Педагоги стольким семьям помогли!
Помню, еще в советское время пришла в одну семью, а у них в квартире все переколочено: люстры и зеркала разбиты, посуды нет. Сестры-близнецы очень стеснялись пьяниц-родителей и про их пьянки с драками в школе не рассказывали. Все годы, пока девочки учились, мы принимали меры. Всегда приоритетом для них ставили учебу — только наука могла их спасти. У матери было образование 7 классов, у отца — 4, но обе девочки поступили в ивановский университет. Папа после этого даже пить перестал — сам-то он даже слова «университет» выговорить не мог, а дочери студентками вуза оказались. Школа ведь их спасла! Если бы учителя не ходили по квартирам, как бы они узнали, что в семье происходит?
Советская школа отличалась тем, что у педагогов были сочувствие и милосердие к детям и родителям. Боюсь, в наше время эти слова становятся историзмами, но школа и сейчас остается редким островком гуманности. Учителя всегда идут навстречу ученикам. От классного руководителя однажды узнала, что один мой старшеклассник живет с мамой в маленькой комнате в малосемейке, семья бедствует. Я вела платные спецкурсы по русскому языку, но, узнав о таком положении ученика, конечно, освободила его от платы.
Только не нужно заходить слишком далеко. Стесненные условия можно и с порога распознать, но, к примеру, лезть в холодильник — это уже унижение. Такого и я бы не допустила. (Фото: предоставлено Светланой Гиматдиновой)
Венера Иванова генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс»— Если копнуть поглубже, то инициатива идет не от системы образования, а непосредственно от государства. Я считаю, что учителя должны контролировать ситуацию дома. Сначала мы не хотим впускать, а потом удивляемся, что у нас домашнее насилие дома, и начинается: «куда смотрит школа!», «куда смотрели психологи?!» Почему не впустить-то? Очень часто крайней остается именно школа — мол, вы не замечали, а у ребенка дома такое творилось!
Учителя ходили по домам и в советские времена. Я прекрасно помню, как они приходили домой, пили чай, давали люлей или хвалили — ничего в этом страшного нет. У меня, например, четверо детей, и каждому положен свой рабочий стол. Но извините, а если у меня нет возможности и желания в четырехкомнатной квартире четыре стола ставить? У нас есть три, но дети предпочитают делать уроки в зале или за обеденным столом. Помню одну передачу: показывали, как учитель ходит смотреть на уровень обеспечения каждого из учеников. Пытались раздуть скандал: видя, в какой нищете живут люди, маму хотели лишить родительских прав. Понимаете, люди не в грязи живут, не пьют, просто у них не хватает средств для ухода за ребенком. Так вот, не надо заглядывать в чужой кошелек. Если уж государство берется за такое дело, то пусть оно заглянет к нам домой с тем, чтобы помочь и поддержать.
Тех, кто не хочет пускать учителей в свой дом, я не могу осуждать — человек имеет на это право. В народе говорят: закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло. Вроде и те и эти правы. Не знаю, с какой стороны дует этот скандальный ветер, но учителю, мне кажется, тоже не больно-то радостно так ходить по чужим квартирам. Мы слишком часто хаем других, не отдавая себе отчета в том, от кого исходит инициатива. Я лично учителя всегда впущу. Раньше переживала, что не прибрано в квартире, чаем не напоила, но все равно впускала — просто из уважения к учителю.
Фото на анонсе: mon.tatarstan.ru
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.