Нурислам Шарифулин — владелец сети ресторанов PLove: Нурислам Шарифулин владелец сети ресторанов P.Love:
— Отвечу так: по роду своей деятельности приходится общаться с самыми разными людьми. И у по-настоящему успешных людей нет ни времени, ни желания ходить и заниматься этим всем. Если человек хочет что-то узнать, в частном порядке приехал, спросил. Я как-то так себе представляю. Не скажу, что большой противник подобных тренингов, отношусь к подобному нейтрально, но считаю, что там не рассказывают абсолютно ничего нового. Это как Тони Роббинс: «Хочешь ходить — иди, хочешь танцевать — танцуй». Ну если в тот момент люди открывают для себя какую-то истину, если подобное для них несет какую-то пользу, то прекрасно.

Почему популярны такие тренинги? Люди ищут плацебо. Им нужен его эффект. Хотя есть одна волшебная пилюля: нужно встать и работать лучше других. Быть эффективнее, качественнее остальных. И успех потихоньку к тебе придет. Да, долгий путь, но действует это так. Хочешь зарабатывать — надо трудиться много. Будешь много работать — станешь экспертом в какой-то области, создашь конкурентоспособное предложение для рынка. Если людям для того, чтобы это понять, нужно послушать какого-то другого человека, бизнес-тренера, который дерет с них кучу бабла… что ж, отлично, выбор каждого.
Дмитрий Потапенко — предприниматель, радиоведущий: Дмитрий Потапенко предприниматель, радиоведущий:
— Понимаете, в чем проблема российских, да и зарубежных бизнес-тренеров? Они никогда не работали в должности генерального директора долгое время. Что касается создания своего дела, мелкий бизнес, может быть, у кого-то из них и есть, но, простите, он и его масштаб не позволяют чисто статистически делать никаких выводов. Вообще, проблема ведь не в бизнес-тренерах и «успешном успехе», а в запросе. Аудитории дают то, чего она хочет. Когда приезжает биндюжник в бейсболке, прыгает и говорит: «Поверь в себя, выйди на свет, подпрыгни три раза и сделай два хлопка», — чья это проблема? Не его, а тех людей, которые за подобное платят. Я всегда говорю, что Сергею Мавроди надо было дать героя и отметить за то, как он выявил лохов. Еще на заре этой истории у меня были знакомые, которые трижды вкладывались в ту пирамиду и, конечно же, трижды разорялись. Потому я ничего особо не могу предъявить этому «успешному успеху». Лишь то, что у бизнес-тренеров нет никакой квалификации.

Почему люди ходят на такие мероприятия толпами? Еще в конце 80-х была такая поговорка: «Слышен денег тихий шелест — это лох пошел на нерест». Могу, конечно, расписать первоосновы всего, и тут придется отмотать к тому, что мы ошибочно называем государством. Во всех странах, где человек представляет из себя биомассу и низведен до ее состояния, он либо играет в лотереи, либо ходит на бизнес-тренинги. Это не потому, что гражданин интеллектуально не развит, а потому, что понимает: от него ничего не зависит, а подобное уже накладывается на низкую квалификацию, низкий образовательный уровень. Причем невозможно поднять образовательный уровень в стране, где царит автократия. Это физически невозможно, потому что ты понимаешь, что в любую секунду сержант с дубинкой может тебе ее засунуть по самые гланды. И, конечно, вместо того чтобы последовательно строить малый бизнес или учиться, ты либо играешь в лотерею, либо идешь навстречу «успешному успеху».
Радислав Гандапас — бизнес-тренер, президент ассоциации спикеров СНГ: Радислав Гандапас бизнес-тренер, президент ассоциации спикеров СНГ:
— Во-первых, мероприятие в «Татнефть Арене», в котором я участвовал, было бесплатным, потому оно собрало такое количество человек. Хотя действительно и платные встречи захватывают тысячные залы. Во-вторых, говорить, что в России бизнес-тренинги популярны, — очень серьезно преувеличивать. Например, в каком-нибудь Сингапуре форумы подобного масштаба проходят практически ежедневно, не говоря уже о Лондоне или Майами. Количество же форумов в России меньше в разы.

Почему их посещают люди? Это очень серьезное подспорье бизнесу, возможность быстро получить доступ к информации в самой ее удобоваримой форме. Подобное гораздо сильнее воздействует, чем прочитанная книга. Причем на форумах, как правило, выступают люди, которые сами написали книги и транслируют свои идеи, советы и прочее, а также делают это не только на встречах, но и в соцсетях и так далее. Кроме того, есть возможность общения с людьми своего уровня мотивации, круга интересов, что тоже немаловажно. Ну и третье — это событие. Кто-то из моих коллег пошутил, сказав, что подобное — интеллектуальное развлечение. Почему бы и нет? Мы же тратим деньги на кино, рестораны и не ждем от этого пользы. А тут развлечение по-умному. Например, когда слушаем песни «Би-2», мы можем получать просто эстетическое удовольствие от того, что слышим, но в этих композициях может содержаться и какой-то ценный для нас контент. То есть песни могут иметь для нас интеллектуальную ценность, а могут и не иметь. В форумах же эстетические впечатления ниже, главное — содержание.

По поводу того, что такого рода специалистов называют мошенниками. Зачастую люди не имеют представления, о чем они судят, во-первых. Во-вторых, не знают о данной профессии. Ну это некомпетентность, необразованность, дикость. Например, мы до сих пор можем найти в глубинках россиян, которые считают, что врачи — ловкачи, мошенники и лечат колени, прикладывая подорожник или капустные листья. И что теперь? Я бы отметил, что комментировать подобные высказывания — это опускаться на уровень людей, которые так высказываются. По-моему, Толстой писал, что подлец всегда исходит из того, что его собеседник — подлец, и ведет себя так же, а человек интеллигентный придерживается того, что перед ним интеллигентный собеседник, и ведет себя соответствующе. Поэтому, когда интеллигентный человек и подлец спорят, последний всегда побеждает. Точно так же и здесь, в споре интеллектуала и дикаря всегда выигрывает последний, потому что он на любые аргументы скажет: «А все равно…»

Еще я хотел бы прояснить, что бизнес-тренер, коуч, ментор, спикер, консультант — люди совершенно разных профессий, а их валят в одну кучу. Они даже не близки друг другу. Скорее невропатолог и гинеколог ближе по специализации. Хотя случается так, что некоторые коучи, консультанты выступают в роли спикеров, а последние еще и консультируют. Такое бывает. И что, значит, эти люди ничего не создали? Вы вряд ли можете быть уверены, что политический обозреватель был на месте событий, о которых он говорит. И совершенно точно венеролог не болеет сифилисом. Но это дает им право экспертно, компетентно помогать людям, обучать их. Если бизнес-тренер будет владеть бизнесом, он станет давать советы с позиции только одного проекта. А то, что человек работает с десятками направлений, и делает его специалистом. Мы свое время посвящаем тому, чтобы развивать других людей. Это и есть бизнес, потому его практикам учатся у нас. Причем редко когда предприниматель на практике может объяснить, как делать бизнес. Уверен, вы не найдете у тренеров какого-то системного, обучающего курса…
Виктор Дьячков — председатель совета директоров ГК ICL: Виктор Дьячков председатель совета директоров ГК ICL:
— Если бизнес-тренинг ведет преподаватель, который сам добился успеха в бизнесе и делится своим опытом с другими, тогда он мог бы быть полезным многим предпринимателям. Но в том виде, в котором тренинги существуют сейчас, когда человек с хорошо подвешенным языком (даже если он отличный преподаватель), прочитал умные книжки и пересказывает их содержание, дополняя красивыми историями из жизни, — при всей любви к красивым историям и американской мечте — пользы принесет мало. Сам на подобные тренинги не хожу и сотрудников своих туда не направляю. Я не знаю ни одного успешного предпринимателя в России, который стал бы тренером. При этом есть ряд бизнесменов, у которых я поучился бы, но они тренингов не устраивают.

Нужно понимать главное: не существует универсальных советов для всех. Да, есть базовые правила, основы, на которых строится бизнес, но каждый индивидуален. В свое время я и сам проходил бизнес-тренинг в США, и без этого обучения невозможно было бы, например, создание совместного предприятия с Британией. Но к тому времени я уже окончил полугодовое обучение в академии внешней торговли, где люди передавали знания и делились своим опытом в различных сегментах международного бизнеса, законодательства, работы системы судопроизводства и рассказывали о прочих, безусловно, необходимых вещах. То есть оказался готов — имел необходимые базовые знания и идею, которую нужно было научиться реализовывать.
Ильшат Аминов — генеральный директор ТНВ: Ильшат Аминов генеральный директор ТНВ:
— Сейчас не только бизнес-коучи популярны. Сегодня вообще актуальна тема гуру. Кто-то преподает йогу, кто-то — технологии глубокого погружения в себя, кто-то — регуляции каких-то жизненных энергий. Таких коучингов очень много. И это хороший бизнес. Я склоняюсь к той мысли, что таким способом люди просто делают деньги. Современное общество таково, что оно испытывает огромный дефицит общения. Нас всех разделяют гаджеты, и люди перестают общаться друг с другом, все меняют на квазиобщение. А эти коучинги как раз и помогают им общаться друг с другом, снимают какие-то преграды. С такой точки зрения в тренингах, наверное, есть какой-то позитив. Люди встречаются, участвуют в совместных мероприятиях, кричат, визжат, подпрыгивают, еще что-то делают… В общем, аккумулируют энергию. Я вижу огромное количество объявлений о женских курсах, часто слышу, что многие мои коллеги устремились в эту область и делают там неплохие деньги. Ну что я могу сказать… Со времен Анатолия Кашпировского ниша целителей никуда не делась, она остается. Про это говорили и великие писатели прошлого. Тут все нормально. Как там у классика: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Рустэм Ямалеев — глава компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы»: Рустэм Ямалеев глава компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы»:
— Поскольку у нас бизнес строительный, есть вопросы организации стройки, которая состоит из многих вещей, и имеется определенная текучесть кадров. ИТР, прорабам, начальникам участков бизнес-тренинги позволяют познакомиться, найти себе подобных для обмена опытом, поэтому мы никогда денег не жалеем и на всякие тренинги людей посылаем. Они оттуда возвращаются какие-то заряженные, воодушевленные, с новыми знакомыми, бизнес-партнерами. Особенно тренинги хороши для создания семьи, одиноких женщин. Очень много таких, закомплексованных, малообщительных. Им эти тренинги позволяют раскрепоститься, а многие там находят себе вторую половину. Я считаю, что работодатель должен одиноким женщинам оплачивать эти тренинги. Но есть и курьезные случаи, один наш сотрудник дружил долгое время с девушкой, послал ее на личностный рост, заплатил немалые деньги, она отучилась, вернулась к нему и говорит: «Теперь ты мне не пара, я буду искать другого парня». Ребята бы еще 10 лет дружили, если бы не эти тренинги.

Они популярны, во-первых, потому что это нечто новое. Во-вторых, их ведут особо подготовленные люди. В строительном бизнесе мы постоянно обучаем персонал, особенно в плане снабжения: как наладить логистику строительных материалов, как их искать. Нам мошенники не попадались, это были полезные специалисты. В «Штабе татар Москвы» мы организовали клуб «Масштаб» и там сами проводим тренинг: как оформлять налоги, как производство налаживать, как рекламировать продукцию. Мы стараемся делать на татарском языке для татарской аудитории. За два года провели 15 тренингов.
Павел Сигал — предприниматель, председатель совета директоров Автоградбанка: Павел Сигал предприниматель, председатель совета директоров Автоградбанка:
— Я не доверяю. Может быть, это связано с возрастом, опытом, так как я в бизнесе с 1990 года и за все время прошел огонь, воду и медные трубы. У меня были и есть всякие компании. Что такого бизнес-тренеры мне могут дать, чего я не знаю? А я ведь еще и заведующий кафедрой инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, преподаю у студентов. Вот эти бизнес-тренеры хотя бы одно свое дело открыли, заработали на нем? Знаете, меня умиляет (хоть и не относится к бизнес-тренерам), когда у нас на кафедре преподают, сидят профессора, которые 3 копеек в жизни не заработали, а учат студентов, как вести экономику, бизнес и так далее. Чему можно научить? Здесь можно говорить только общие банальные вещи, которые можно прочесть в сотнях учебников, интервью. Кто-то хочет тратить деньги и ходить на тренинги? Пожалуйста. На мой взгляд, это ерунда.

Почему бизнес-тренеры собирают такое количество человек? Посмотрите их рекламу. Мол, мы вас сейчас научим, как из 3 копеек сделать 3 миллиарда или как каждый час зарабатывать по 50 тысяч рублей, и подобная чушь. Когда начинаешь читать, пытаешься понять, о чем речь, оказывается, что надо приобрести такой-то товар, продать его, потом еще купить и еще. В этой ситуации хорошо помогает старый американский анекдот про миллиардера. Он продавал пирожки, далее купил себе тележку, затем киоск, магазин, а потом умер его дедушка и завещал ему миллиард. Вот так человек и стал миллиардером… На МММ собрали миллионы рублей с населения. Хотя еще тогда было понятно любому здравомыслящему человеку, что это полная чушь. Вот и здесь примерно так же.
Айдар Шагимарданов — генеральный директор международной компании ELIF Construction& Investment, президент АПМ РФ: Айдар Шагимарданов генеральный директор международной компании ELIF Construction & Investment, президент АПМ РФ:
— Здесь вопрос не только в доверии, а в том, какую ты можешь извлечь пользу. Есть люди, которые всю жизнь обучаются, получают знания, стараются их применять в жизни, делать мир краше. Есть личности, которые лежат на диване и говорят, что все тренинги — ерунда. Любой тренинг направлен на то, чтобы человек извлек для себя что-то хорошее и смог это применить в жизни. Если он способен к самообразованию, самообучению, пусть образовывается, если не может, то пусть ему помогают тренеры. Тренировка в бизнесе — это как тренировка в фитнес-центре, то же самое, когда врачи объясняют, как тебе лучше вести свою жизнь. Я лично к такому хорошо отношусь, мы сами организовываем подобные тренинги в рамках своего клуба.

Причина популярности данного явления в том, что люди за краткий срок могут получить какие-то знания в той или иной области, это же прекрасно. Как работать в социальных сетях, или, например, как повысить продажи, или как управлять своим персоналом. Для того не нужно поступать в вуз и учиться там пять лет. Бизнес-коучи — это, конечно, полезные специалисты.
Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные сети»: Марат Бикмуллин председатель совета директоров ООО «Информационные сети»:
— Я доверяю только тем людям, с которыми работаю и за которыми стоят реальные дела. А кто участвовал в казанском мероприятии в качестве тренеров? Я запомнил только фамилии Гандапас и Черняк. Последнего знаю, у него реальный бизнес, он транслирует свои идеи, советы. Ситуации в бизнесе очень не похожи. Кому-то советы таких тренеров, возможно, помогут, а для кого-то эффект окажется совершенно противоположный. Потому единственное, что может быть полезно в таких тренингах, — это как-то вдохновиться, зарядиться, что ли. Сам я не хожу, честно говоря, нет времени. Хотя, наверное, было бы интересно послушать, что там говорят. Что касается сотрудников, то их мы отправляем на обучение, изучение чего-то конкретного, каких-то методик, а не на тренинги. Если человеку они интересны, то он может их посещать самостоятельно в нерабочее время или взять отгул. Я не против.

В чем причины популярности? Кому-то, как я уже сказал, хочется зарядиться энергией, энтузиазмом, кому-то такое важно. Это как футбольный матч: пойти, посмотреть, поболеть, получить эмоции. Главное, чтобы подобного было в меру. Случается так, что люди подменяют движение к своему успеху наблюдением за тем, как его достигает кто-то другой. То есть, стремясь к каким-то высотам, в погоне за статусом, деньгами, можно слишком увлечься и в итоге не достигнуть ничего. У меня был такой сотрудник: 60 лет, всю жизнь где-то учился, какие-то дипломы получал, а все такой же бедный. Вот этого надо остерегаться.
Ильдар Аюпов — основатель и руководитель студии дизайна «Теория»: Ильдар Аюпов основатель и руководитель студии дизайна «Теория»:
— Несколько раз я отправлял своих сотрудников не на тренинги даже, а на различные конференции, но только когда они сами этого хотели, а не в принудительном порядке, мол, тебе нужно подучить тут немного. Эффективность таких тренингов средняя. Они очень хороши с точки зрения мотивации — коучи дают взрывную мотивацию на несколько дней, может быть, на неделю. Но точно так же быстро этот эффект и заканчивается. Потому нужно успеть использовать мотивационную дозу сразу же после события. А информационно они, на мой взгляд, довольны слабые — и бизнес-коучи, и те, которые помогают якобы стать более уверенными в себе.

Все эти тренинги слабые, потому что в бизнесе слишком индивидуальные факторы, влияющие на успех дела. Например, они тебе дают какие-то инструменты, которые по 100 тысячам разных причин могут совершенно не подойти. Слишком много переменных, чтобы делиться готовыми формулами, коучи не дают конкретного инструментария.

В последнее время подобные тренинги стали популярны, потому что это панацея — у тебя есть запросы, и ты думаешь, что сходишь на тренинг и все получится. Плюс удобно смотреть на ролевые модели. Ты видишь список «Я сделал то, то и то, и у меня получилось это», и тебе хочется того же самого. Это как с лекарствами: хочется проглотить одну таблетку — и чтобы все прошло. Подобное — такой «нурофен» для бизнеса, в том смысле, что проглотил, снял температуру — и нормально, но его эффект тоже временный. Среди бизнес-коучей есть много искренних людей, которые считают: то, что они говорят, эффективно. Однако я думаю, что у них довольно низкая эффективность, но, повторяю, кому-то это полезно. Тут не надо проводить границу, кому-то такое важно, а многие найдут подобный инструментарий в книгах или на YouTube, посмотрев видеоконференции. Конкретно для меня 99 процентов этого — пыль в глаза. Но иногда что-то и бывает полезное, почему нет.