Этот год запомнится целой серией крупных кадровых перестановок. Мы решили проанализировать первые шаги новых руководителей и понять, что, по мнению наших экспертов, участников подведомственной отрасли, сейчас наиболее важно. Серию публикаций мы начинаем с Айрата Хайруллина, который почти полгода назад принял эстафету у Романа Шайхутдинова, — при нем ведомство уже успело поменять и название, и круг полномочий.
Очень амбициозен, «любит власть», всегда «мечтал оказаться в этой должности» — такими крупными мазками игроки IT-рынка республики набрасывают портрет главы минцифры РТ Айрата Хайруллина
1. стать айтишником
Айрат Хайруллин очень амбициозен, «любит власть», всегда «мечтал оказаться в этой должности» — такими крупными мазками игроки IT-рынка республики набрасывают портрет министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Татарстана. При этом самое первое и важное, по мнению наших источников, что нужно сделать экс-главе Альметьевского района, — разобраться в отрасли, понять, куда она движется.
Хайруллин ранее лишь дважды кратковременно пересекался с его нынешней сферой ответственности. В 2002-м он пришел в минсвязи РТ специалистом I категории (после работы укладчиком на Бавлинском кирпичном заводе) и трудился там всего год. Второе знакомство с отраслью состоялось в 2007-м, когда Хайруллин опять же год был замдиректора центра информационных технологий РТ. В сравнении с его многолетней работой в аппарате президента РТ и Альметьевском районе это совсем недолго. Наши эксперты говорят, что отсутствие значительного опыта в IT-отрасли компенсируется хорошими управленческими навыками и работоспособностью. Многим в данном плане он обязан своему патрону и учителю — вице-премьеру РТ Шамилю Гафарову, который как руководитель аппарата правительства весьма погружен в вопросы IT, особенно в части правительственного документооборота.
Кое-кто даже видит в шапочном знакомстве Хайруллина с цифровой сферой его плюс: он пришел в отрасль как будто бы без интересов, договоренностей и свиты. «Хорошо, что не в чистом виде айтишник: Айрат Ринатович представляет, как работают госорганы, у него хорошие отношения с федералами. И это более важно, чем знание IT-технологий. По IT он сможет быстро поднакачаться», — считает один из игроков рынка. Собственно, схожий путь вынужден был пройти его предшественник Роман Шайхутдинов — юрист по профессии, который, впрочем, успел повариться в сфере связи в качестве гендиректора «Телесета».
Хайруллин переехал из IT-парка в историческую «резиденцию» минсвязи РТ на Кремлевской. По понедельникам он приглашает к себе на совещание не только непосредственных подчиненных, но и представителей IT-сферы
2. поднять статус министерства
Для нового министра, очевидно, крайне важен статус ведомства и его лично. Так, первым делом Хайруллин переехал из IT-парка, где сидели и Николай Никифоров, и Шайхутдинов, в историческую «резиденцию» минсвязи РТ на Кремлевской, где расположился в старорежимного вида кабинете, облицованном деревянными панелями. С ходу организовал еженедельную планерку — к 8 утра по понедельникам он приглашает к себе на совещание не только непосредственных подчиненных, но и представителей IT-сферы.
Дело тут еще и в том, считают наши собеседники, что статус региональных министерств «цифры» пока не устоялся. Более того, в некоторых российских регионах сложилось мнение, что они вообще не нужны. Скажем, правительства Карелии и Самарской области легко обходятся без минцифры, а еще в ряде регионов профильные IT-ведомства «погружены» в другие министерства. Например, в Крыму есть министерство внутренней политики и информации, в Омской области — промышленности, связи и научно-технического развития, а в Свердловской — транспорта и связи. В Татарстане ситуация определеннее: курс на цифровизацию и развитие IT-отрасли взят с середины нулевых, когда был создан первый в России портал госуслуг, а назначение Никифорова федеральным министром связи и создание Иннополиса еще больше упрочили позиции IT-ведомства в РТ. Однако в последнее время у многих стало возникать ощущение застоя, которое выпукло проявилось в ходе работы над созданием в Татарстане правительственного ситуационного центра. Эту работу, как известно, курировал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. Через его совещания прошли все ведомства – поставщики данных, которые рассказывали, как у них что оцифровано. Говорят, на каждое заседание Шайхутдинов шел как на бой.
В ведение Хайруллина сентябрьским указом президента РТ передана сеть МФЦ, которые раньше курировало минэкономики РТ. Руководит ГБУ «МФЦ» Ленара Музафарова (справа)
Первый аппаратный успех уже есть — в ведение Хайруллина сентябрьским указом президента РТ передана сеть многофункциональных центров (МФЦ), которые раньше курировало минэкономики РТ. Собственно, с этим связано и переименование ведомства. Заметим, что минсвязи отчасти занималось подобным и раньше — именно по поводу отставания МФЦ в развитии президент РТ Рустам Минниханов устраивал самый громкий разнос Шайхутдинову. Вкупе с порталом госуслуг получается довольно приличный блок полномочий, позволяющий «строить» другие министерства и ведомства. Многофункциональные центры только за последние четыре месяца передали в прокуратуру республики сведения более чем о 500 фактах несвоевременного оказания услуг. Впрочем, руководитель ГБУ «МФЦ» Ленара Музафарова не раз жаловалась, что подобное превращается в «негатив от людей, который зачастую выливается на МФЦ в виде претензий и жалоб».
Этим «цифровое развитие госуправления» не ограничится — в каждом министерстве, ведомстве, муниципалитете на уровне президента РТ решено назначить заместителя по цифровой трансформации (CDTO — Chief Digital Transformation Officer), который будет заниматься переводом аналоговых взаимодействий в цифровые. Правда, назвать этих людей «агентами Хайруллина» не получится — дополнительный функционал внедрят без увеличения штатной численности.
Забрав себе МФЦ, Хайруллин совершил своего рода размен — минэкономики РТ Фарида Абдулганиева (слева) получило кураторство над ОЭЗ «Иннополис»
3. ПОДЕЛИТЬ Иннополис С ШАЙХУТДИНОВЫМ
Забрав себе МФЦ, Хайруллин совершил своего рода размен — в качестве «алаверды» минэкономики РТ получило кураторство над ОЭЗ «Иннополис». Формально это логично: ведомство Фарида Абдулганиева, во-первых, уже имеет соответствующий опыт с ОЭЗ «Алабуга», а во-вторых, напрямую подчиняется минэкономразвития РФ, курирующему все особые экономические зоны в стране. Но наши источники говорили о том, что смысл решения — избежать двоевластия, потому что куратором проекта от правительства РТ определен Шайхутдинов в ранге вице-премьера. Не будет же он отчитываться перед министром? Ранее аналогичный трансфер претерпел и Университет Иннополис — кураторство над вузом было передано от минцифры РТ в минземимущество РТ. В обоих случаях эта подведомственность будет чисто формальной. Заметим в скобках, что у старого и нового руководства министерства, как это часто бывает, нет причин друг другу симпатизировать. Например, вскоре после назначения Хайруллина закупки министерства прошерстили проверяющие, в том числе УБЭП. Говорят, вопросов было немало.
При этом совсем не думать об Иннополисе министр цифры не сможет: «развод» с Шайхутдиновым с него де-факто ответственности не снимает, утверждают наши источники. На сайте минцифры РТ, кстати, Иннополис по прежнему значится как одно из направлений деятельности. Данный город критикуют за малонаселенность и слабое развитие реального IT-бизнеса. В 2016 году в то время мэр Иннополиса Егор Иванов рассчитывал, что к 2030-му в городе будет 155 тыс. жителей, но вот на исходе 2019-й, а население составляет всего 3,6 тыс. человек. Проблема есть и с рабочими местами, и с жильем — айтишникам не хватает квартир.
Население Иннополиса (на фото — мэр Руслан Шагалеев) составляет всего 3,6 тыс. человек. Проблема есть и с рабочими местами, и с жильем. Задача усложняется тем, что скепсис по поводу проекта нарастает
Игроки рынка напоминают, что в Иннополисе, во-первых, открывали офисы IT-компании, участвовавшие в госконтрактах, во-вторых, минсвязи исторически финансировало различные мероприятия, выставки, конференции в области IT, а в-третьих, стратегического продвижения по взаимодействию с крупными федеральными партнерами тоже никто не отменял. Так что Иннополис, по мнению наших источников, и дальше будет пересекаться с минцифры РТ.
Задача усложняется тем, что скепсис по поводу проекта нарастает. «Мы говорим об искусственном интеллекте, высокой эффективности труда, которые должны настраивать айтишники, но лучшие из них ни за что не согласятся работать в Иннополисе. Какую маржинальность айтишники дают компании? Миллион процентов! Когда вы говорите айтишнику: „Давай, из центра Москвы или Лондона уезжай в эту инновационную деревню — и будут тебе льготы 20 процентов от зарплаты…“ — это интересно не программистам, а эникейщикам (низшая по квалификации категория компьютерных специалистов — прим. ред.), где маржа очень низкая. В компаниях, которые сидят на госбюджете», — говорит один из игроков рынка.
На 2019–2021 годы в рамках «Цифровой экономики» Татарстану выделили всего 127 млн рублей (для сравнения: на демографию — 14,1 млрд). Если федеральные власти и хотят цифрового прорыва, то не по линии регионального министерства
4. ПРОАПГРЕЙДИТЬ ЦИТ
«Чтобы понять, что хочет от регионального министерства федеральная власть, надо посмотреть на соответствующий нацпроект „Цифровая экономика“, на который совокупно выделили 1,6 триллиона рублей (до конца 2024 года — прим. ред.). Хочет или не хочет Хайруллин, он должен в эту парадигму укладываться», — обозначает, пожалуй, главный из стоящих перед главой минцифры вызовов один из наших собеседников. Пока дело идет не слишком активно: в рамках нацпроекта Татарстану на 2019 год выделили лишь 48,6 млн рублей. Как сообщил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, ведомство Хайруллина пока не освоило из них ни копейки. На 2019–2021 годы в рамках «Цифровой экономики» Татарстану направили всего 127 млн рублей. Для сравнения: на демографию — 14,1 млрд, на «Безопасные и качественные дороги» — 13 млрд, на здравоохранение — почти 7 млрд рублей. Если федеральные власти и хотят цифрового прорыва, то не по линии регионального министерства.
Есть направление, где Татарстан исторически задавал планку на федеральном уровне, — электронное правительство. Этот проект ведет центр информационных технологий РТ, который возглавляет Алмаз Валиуллин
Однако есть направление, где Татарстан исторически задавал планку на федеральном уровне, — электронное правительство. Этот проект ведет ГУП «Центр информационных технологий РТ» (ЦИТ), которое с 2011 года возглавляет Алмаз Валиуллин. ЦИТ был основой почти всех цифровых реформ образца 2008 года — там всегда были очень неплохие инженеры и программисты, которые получали очень хорошие деньги. Не говоря уже о том, что в 2006–2010 годах, когда ЦИТ возглавлял Николай Никифоров, функционал структуры был покруче, чем у минсвязи.
Сегодня ЦИТ, как и IT-парк, и техникум связи, полностью подчинен минцифре РТ и, судя по госзакупкам, является основой для его работы и многолетним безусловным лидером по объему контрактов, выиграв с 2011 года тендеры на 9,1 млрд рублей — это почти половина всех заказов министерства. Но и здесь назрели проблемы: эксперты «БИЗНЕС Online» замечают, что сама идея все делать свои руками, силами монополиста к хорошему не приводит — ни в плане качества, ни в плане затрат. Возможно, нужно забрать у ЦИТ определенные функции и разыграть их на открытом конкурсе между другими игроками рынка, работающими в конкурентной среде, — им есть что предложить. «Без реформы ЦИТ вряд ли возможна реформа цифровой отрасли, это некая основа, базис», — говорят наши источники. Впрочем, есть признаки того, что новый министр пойдет противоположным путем: на рекрутинговых сервисах за последний месяц появилось с десяток вакансий, опубликованных «в связи с расширением функционала ЦИТ и созданием нового подразделения, которое займется разработкой и внедрением цифровых сервисов и услуг для жителей Татарстана».
Хайруллина поставили во главе новой подгруппы «Цифровой муниципалитет» рабочей группы Госсовета РФ. Ее цель — за счет внедрения цифровых сервисов и платформенных решений улучшить жизнь людей
5. умный город поможет снизить накал протестов?
В сентябре Хайруллин получил знаковое назначение на федеральном уровне — его поставили во главе новой подгруппы «Цифровой муниципалитет» рабочей группы Госсовета РФ «Коммуникация, связь, цифровая экономика». Ее цель — за счет внедрения цифровых сервисов и платформенных решений улучшить жизнь людей.
Хайруллин внес больше конкретики. Он рассказал о том, что уже в 2023–2024 годах в смартфонах россиян появятся новые цифровые сервисы. К примеру, сервис «Инфраструктура» поможет снизить протестную активность, помогая гражданам оставаться в курсе инициатив муниципалитетов и участвовать в формировании повестки их работы. Это должно помочь избегать конфликтов, подобных тому, что возник в Екатеринбурге после решения строить храм в одном из городских скверов.
С помощью сервиса «Публичные отчеты» власти смогут в понятной форме отчитываться, например, о количестве высаженных деревьев или отремонтированных дорогах. «Экология» поможет гражданам отслеживать чистоту воздуха и другие экологические параметры, а власти смогут наглядно объяснять, как строительство новых производств повлияет на экологию. И так далее.
Отраслевые источники, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online», приплюсовали сюда умные счетчики воды, тепла и электричества, которые должны быть установлены везде на законодательном уровне. Умные парковки с датчиками, показывающие, сколько парковочных мест и какова их загрузка, помогут прогнозировать, где расширять автостоянки. Автоматизации вывоза мусора можно добиться установкой датчиков внутри каждого бака или умными камерами, которые на него смотрят. При этом пока непонятно, какая технология передачи данных со счетчиков будет выбрана приоритетной, — это решение как раз в компетенции министерства. Телемедицина и электронное образование должны быть не просто сайтами, а утвержденным технологическим решением. Сильно может облегчить жизнь городских властей и цифровой двойник города со всеми коммуникациями, планировками и пр.
Ясно, что на роль пилотного полигона для этих чудес цифровизации будет претендовать Татарстан. Правда, пока специалисты не видят конкретной отдачи от проектов цифровизации. «Пока цифровая трансформация для меня загадка. Есть куча разных экспертов по данному вопросу, никто до конца не понимает, что это такое и к чему она приведет. Про телемедицину все активно говорят, но никаких сдвигов нет в этом плане. Электронная запись к врачу существует уже давно, но даже базы данных нет единой», — говорит один из опрошенных экспертов.
Как говорил Роман Шайхутдинов, всего должно быть цифровизировано 667 госуслуг, на сегодняшний же день, по данным минцифры РТ, в электронном виде реализовано только 247 сервисов
6. осталось Цифровизировать 420 госуслуг
Как говорил Шайхутдинов на финале российского конкурса «Цифровой прорыв», всего должно быть цифровизировано 667 госуслуг, на сегодняшний же день, по данным минцифры РТ, в электронном виде реализовано только 247 сервисов. Если же говорить о муниципальных услугах, то пока оцифровано только 20 услуг на городском портале, из которых пять также размещены на портале госуслуг РТ. Ожидается, что в следующем году в электронном виде можно будет воспользоваться 48 видами услуг исполкома Казани, на которые приходится 78% всех обращений граждан в муниципалитет.
Движение в сторону цифровизации действительно есть. Не так давно автомобилисты начали получать электронные ПТС вместо бумажных. Впереди, как говорят эксперты отрасли, платформенные цифровые государственные и муниципальные услуги на основе цифрового профиля жителя РТ, в том числе с использованием единой биометрической системы. На следующем этапе — расширение возможностей их использования в сочетании с коммерческими и социальными услугами через систему открытых API. При этом важно развивать кибербезопасность госуслуг. По словам Хайруллина, сегодня систему пытаются атаковать по 7 раз на дню.
«За ближайшие 5–10 лет неминуемо произойдет глобальная цифровизация. Это как переход к электричеству», — прогнозирует один из наших собеседников. Впрочем, есть мнение, что подавляющее большинство процессов взаимодействия государства с гражданами технически легко поддается цифровизации, но преодолеть сопротивление бюрократического аппарата, привыкшего выдавать разного рода справки и разрешения в ручном режиме, крайне сложно. Хотя бы потому, что чем больше процессов будет проходить в электронном виде, тем (теоретически) меньше понадобится чиновников. Между тем в России их число постоянно растет. Для сравнения: в Великобритании есть единственный KPI по уровню цифровизации — сокращение количества чиновников.
Еще одна хайповая тема минцифры РТ — сети 5G
7. Надо ли внедрять 5G?
Еще одна хайповая тема минцифры РТ — сети 5G. Вице-премьер РФ Максим Акимов минувшим летом пообещал, что в нашей стране коммерческие зоны эксплуатации сетей мобильной связи нового поколения появятся в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, но пока никакой конкретики нет. Проблема и в частотах, которыми на данный момент пользуются военные, и в нерентабельности нового стандарта связи. Зона покрытия 5G очень маленькая, вышки надо будет ставить очень густо, это просто не окупится.
«Экономической целесообразности в 5G нет, и ни один оператор сам не полезет туда, — заявляет один из наших собеседников. — Сейчас очень много вещей делаются на частотах четвертого поколения. Да, в глобальной перспективе пятое будет нужно, но сильной необходимости в них в ближайшие пять лет нет. Пока в этой истории больше хайпа, но пилотные проекты могут быть».
С имиджевой точки зрения было бы любопытно запустить пилот, например, вдоль трассы Казань – Челны, тогда появится возможность пустить по ней беспилотники. Иначе никак: только у 5G настолько маленькая временная задержка сигнала, что она позволит эффективно использовать карты высокой точности и дистанционно управлять транспортным средством в случае нештатной ситуации. Без 5G беспилотный транспорт никто не рискнет запустить, а на фоне отсутствия прорывных проектов в сфере IT в России это может стать, по мнению игроков рынка, неплохой заявкой минцифры Татарстана.
В сентябре покинул свой пост заместитель Хайруллина Тимур Зарипов (справа). Теперь в минцифре остались всего два человека со статусом замминистра: Азат Мугинов (второй справа) и Булат Исмагилов (третий справа)
8. Команда: минус два зама за три месяца
Любой руководитель, придя на новое место работы, начинает с формирования коллектива. Но команда Хайруллина, как минимум на уровне первых замов, только сокращается. Так, 29 июня по собственному желанию ушел первый замминистра Дмитрий Вандюков, он стал замдиректора ОЭЗ «Иннополис». 6 сентября покинул свой пост еще один заместитель Хайруллина — Тимур Зарипов, выходец из ЦИТ.
Так что теперь в минцифре остались всего два человека со статусом заместителя министра: Азат Мугинов, работающий в минсвязи уже 10 лет, и Булат Исмагилов. С последним связана любопытная история: он в 2015–2017 годах — при Хайруллине — был руководителем аппарата совета Альметьевского района. Потом уволился и перешел на работу в минсвязи. Теперь снова в команде Хайруллина.
Кроме замов министерство покинула и пресс-секретарь Анна Яковлева. Так что ведомство почти месяц особо ни о чем СМИ не информировало, разве что в исключительных случаях (вроде приезда замминистра связи РФ Алексея Волина), привлекая для этих целей внешнее пиар-агентство. К слову, с пресс-службой у Хайруллина были сложности еще в бытность его мэром Альметьевска: за четыре года в исполкоме сменилось три руководителя информационного отдела.
Университет Иннополис в плане образования в сфере IT — потенциально неплохая история, вопрос лишь в одном: как бы он не стал кузницей кадров для международных корпораций
9. IT-Кадры решают все
Кадровый вопрос не только стоит в рамках министерства, но и волнует всю отрасль. Наши собеседники с грустью констатируют, что система образования в сфере IT сегодня неэффективна: слишком быстро меняются технологии. Университет Иннополис в этом плане — потенциально неплохая история, вопрос лишь в одном: как бы он не стал кузницей кадров для международных корпораций. Участники рынка говорят, что одним из решений проблемы может стать публикация библиотек знаний, библиотек инструментов, чтобы сами разработчики могли иметь доступ к данным и использовать их в своих проектах.
Недавно был запущен федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (на который в России выделено 143 млрд; сколько из них достанется РТ, пока неясно), который будет обкатываться в том числе и в Татарстане. Хайруллин, соответственно, назначен ответственным за организацию в республике «апробации модели предоставления персональных цифровых сертификатов от государства на формирование у трудоспособного населения компетенций в цифровой экономике», говорится в распоряжении кабмина РТ.
В Татарстане сегодня всего один крупный дата-центр — в казанском IT-парке
10. Навести порядок с качеством данных
Без хранения больших массивов данных в цифровой трансформации делать нечего, сходятся во мнении эксперты. Big data позволит принимать самые разные решения от управленческих до прикладных: где открывать какой магазин, как правильно проложить дороги и т. д.
«У нас есть центр обработки данных, куда стекаются сведения, например с портала госуслуг. Так вот объем хранимой в Татарстане информации равноценен 10 ленинским библиотекам, где миллионы книг и диссертаций. Ежедневно в Татарстане 43 тысячи записей к врачам, только медснимков у нас хранится более 51 миллиона!» — рассказывал Хайруллин «БИЗНЕС Online».
В Татарстане сегодня всего один крупный дата-центр — в казанском IT-парке. Впрочем, государству строить собственные дата-центры под массивы данных необязательно, можно арендовать имеющиеся, говорят эксперты. Тем более что в Татарстане они появляются: последней с такой инициативой вышла «дочка» «Росэнергоатома», компания «Консист-ОС», которая планирует построить в Иннополисе под свои нужды центр обработки данных с АЭС.
«Бесполезно говорить о big data, искусственном интеллекте, если нет уверенности в том, что те данные, которыми оперируют, корректны. Вот основная проблема, которая стоит перед цифровизацией. Если даже десятая доля данных окажется недостоверной, то по ряду задач могут быть приняты неправильные решения», — уверен один из наших источников в отрасли. А значит, особое внимание надо уделять верификации данных и санкциям за их искажение. Тут уже будущее за блокчейном.
«Мы же хотим управлять ресурсами человеческими, материальными и денежными, а для этого нужно, чтобы везде они семантически назывались одинаково и соответствовали друг другу в системах всех ведомств: налоговых, полицейских, социальных. Надо расписать, кто за какие данные несет ответственность, и объединить их в единую систему», — убежден наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.