Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож рассказал о новой технологической революции, связанной с беспилотным транспортом, — в рамках инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовет!»

«Переход на беспилотный транспорт — это реально транспортная революция, которая нас ждет, причем в самое ближайшее время. Если смотреть на фотографии 1910-х годов, то можно увидеть повозки с лошадьми, а всего 20 лет спустя на фотографиях городов были только автомобили. Эта революция произошла буквально за два десятилетия, думаю, что что-то похожее происходит и сейчас», — заявил Волож.

Беспилотники «Яндекса» за первые два года апробаций проехали около 1 млн км по городским дорогам, за последние два месяца — еще 1 млн км, а в будущем планируется «откатывать» по 1 млн км в неделю (за счет роста числа машин).

«В этом году сотни (беспилотных) машин будут ездить», — сообщил Волож, на что другие участники форума заметили, что ходить по Москве становится страшнее. Волож успокоил, что пока они ездят со страховочным водителем, так как нормативное регулирование не позволяет работу беспилотного транспорта совсем без человека.

«Все движется очень быстро. Почему революция с беспилотным транспортом случится очень скоро? Во-первых, технологии уже готовы. Вторая причина — этическая: это безопасность поездок, потому что люди на дорогах убивают других очень часто, примерно по 100 человек в час. Функция вождения машины очень простая и скучная, поэтому мы (люди) стараемся сделать ее более веселой. Именно из-за поведения людей гибнут другие. Автоматы, которые возят машины, будут просто меньше убивать людей, это наш KPI», — рассказывал гендиректор «Яндекса».

По его словам, уже сейчас беспилотники совершают меньше аварий, чем обычные машины, а через 2−3 года алгоритмы сделают их еще более безопасными.

Третий аргумент в пользу беспилотного транспорта — экономический. «Сегодня говорят, что беспилотники — это очень дорого, датчики, компьютеры стоят огромных денег. Говорят, что вы не можете поставить на автомобиль, который стоит 30 тысяч долларов, оборудование стоимостью 10 тысяч долларов, потому что никто его не купит. На самом деле экономика там уже есть, но достигается она по-другому», — объяснил Волож.

Он заметил, что в автомобиле стоимостью $ 30 тыс. сидит очень дорогая «деталь» — водитель, который стоит еще порядка $ 20−30 тыс. в год (1,5−2 водителя на машину). «То оборудование, которое мы ставим, стоит 90 тысяч долларов, но быстро падает до уровня 30 тысяч в год. То есть электронный водитель будет стоить уже на уровне, как обычный водитель, а через через 2−3 года он станет в разы дешевле. Экономически это сильно выгоднее. Подобное даст взрывной рост, буквально за несколько лет мы получим совсем иную картину на улицах, чем мы видим сейчас», — заключил Волож.

Участники форума подискутировали на тему того, что станет с водителями, которые останутся без работы. Но в итоге сошлись во мнении, что к росту безработицы в итоге это не приведет, так как люди смогут пройти переобучение и получить новое, более комфортное рабочее место.

«У таксистов большая текучесть, 20−30 процентов водителей меняются месяц, потому что у нас не все хотят быть шоферами, работать по 12 часов в пробках. Это не та работа, которую люди хотят», — заметил Волож.

Министр финансов РФ Антон Силуанов согласился, что рисков роста безработицы тут нет, так как новая экономика сама создает рабочие места, подтягивает к себе новые виды бизнеса. Это доказывает и опыт тех стран, где идет прорыв в технологиях.