КАНАДЦЫ ВМЕСТО СОБСТВЕННЫХ ШАТРОВ ДЛЯ СВОЕГО НОВОГО ШОУ ВЫБРАЛИ ЗДАНИЕ «ТАТНЕФТЬ - АРЕНЫ»

В конце октября в Казани стартуют гастроли всемирно известного Cirque du Soleil. На этот раз канадский цирк, полюбившийся казанцам по шоу Corteo, покажет семейное шоу Saltimbanco, которое, по расчетам организаторов, посмотрят около 35 тыс. жителей и гостей Казани. Об особенностях экономики двух различных по формату шоу в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала генеральный директор Cirque du Soleil Rus Наталья Романова.

SALTIMBANCO - ПРЕМЬЕРА НОВОГО ФОРМАТА CIRQUE DU SOLEIL В РОССИИ

- Наталья, расскажите, пожалуйста, о новом шоу, с которым Cirque du Soleil (Цирк дю Солей) приедет в Россию осенью.

- Мы привезем в Россию в октябре этого году шоу Saltimbanco. Это шоу – классика Cirque du Soleil, одно из наших самых успешных. Его посмотрели более 12 миллионов человек более чем в двухстах городах по всему миру. Для России шоу Saltimbanco - это еще и премьера нового формата: оно будет показано в существующих спортивных сооружениях. Другими словами, Saltimbanco - это премьера и нового шоу, и нового формата Cirque du Soleil в России. Два шоу, которые приезжали в Россию до Saltimbanco, выступали под крышей собственного большого купола, но новое шоу специально адаптировано под выступление на существующих площадках. В Казани, например, оно пройдет в здании Татнефть-Арены, одном из самых современных и технически совершенных сооружений такого рода в России.

- Новое шоу, получается, специально рассчитано на большее количество зрителей?

- Безусловно. Но чтобы сохранить тот камерный характер, который дает шапито, сцена будет у нас по-прежнему выстроена амфитеатром. Работа в аренах изначально увеличивает количество зрителей, которые смогут увидеть каждое выступление и, наряду с меньшим на порядок количеством перевозимого оборудования, дает возможность более гибко планировать гастроли. Если с Corteo мы были в Казани пять недель, то Saltimbanco будет идти всего неделю, состоится восемь выступлений. Для нас, как организаторов, это дает возможность посетить большее количество городов.

- В каких городах, кроме Казани, вы будете с новым шоу еще выступать? Сколько артистов привозите?

- Российская премьера в этом году будет в Екатеринбурге. Потом шоу отправится в Казань, после Казани - в Москву и Санкт-Петербург. И в этом году у нас появляется еще новая страна – Украина. Артистов, кстати, у нас не сильно меньше, чем в Corteo. В Corteo было задействовано более 60 человек, а в Saltimbanco - 50. Такое количество артистов в среднем задействовано в любом шоу Cirque du Soleil. Изначально Saltimbanco так и ставилось: как шоу для большого купола. Переформатировано оно было в 2007 году как раз для того, чтобы дать большему количеству зрителей с этим шоу познакомиться. Но количество и состав артистов остались те же, остались неизменными высочайший уровень и энергия постановки, акробатического и актерского мастерства – все, чем славится Cirque du Soleil.

НОВОЕ ШОУ ОХВАТЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ

- А почему именно это шоу привозите в Россию?

- Во-первых, как я уже сказала, Saltimbanco - это, практически, классика. Более того, оно идеально подходит для семейного просмотра. Если про Corteo мы всегда сами говорили, что это шоу скорее для взрослых, чем для детей (и стилистика, и сюжет там для взрослых), то с Saltimbanco ситуация иная. Saltimbanco - шоу очень веселое, это шоу с яркими костюмами и задорной музыкой. Свою роль сыграл и новый формат: новое шоу охватывает максимальное количество зрителей и позволяет снизить среднюю стоимость билетов.

- А в целом ваш цирк рассчитан на взрослую публику? Какова все-таки целевая аудитория цирка?

- Наши постановки, конечно, в первую очередь ориентированы на взрослую аудиторию. Хоть в название проекта и присутствует слово «цирк», но зрители, в частности зрители Казани, уже смогли сделать вывод о том, что это не цирк в традиционном понимании, а некий новый жанр современного шоу-выступления, новый жанр искусства. В каждом нашем сюжете заложена некая притча, философичность, совмещение нескольких жанров: и театрального начала, и живой музыки. И это в большей степени понятно взрослому зрителю. Хотя, безусловно, у детей тоже возникает желание смотреть шоу вновь и вновь, они просто воспринимают его по-своему, по-детски. В этом смысле шоу Saltimbanco детям понравится.

- А есть ли в Saltimbanco сюжет как таковой?

- Сюжетная линия основана на феномене мегаполиса и его восприятия современными жителями. Они видят город со всеми его противоречиями, контрастами. Часть персонажей представляет собой тип людей, приехавших в город из сельской местности, они вынуждены адаптироваться к городу. Другая часть – интеллектуалы и эстеты. Этим своим разнообразием город и интересен. Сюжет, конечно, в этом шоу достаточно условный. Мысль, которую закладывал режиссер, призвана скорее пробудить у зрителей ассоциации, создать ощущение яркого праздника.

«НА ПОСТАНОВКУ ШОУ ТРАТИТСЯ ПОРЯДКА 20 - 25 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ»

- Отличается ли публика в России от публики в странах Европы?

- Главное, что нас радует – это то, что и в России, и в Европе наше шоу принимается «на ура». Но есть и своя специфика. Российская публика хорошо подготовлена к восприятию классического искусства, она более интеллектуальна. С другой стороны, мы не настолько избалованы современными постановочными жанрами, нам просто не с чем сравнить выступление Cirque du Soleil. Но россияне каждый спектакль воспринимают очень открыто, зрители Cirque du Soleil аплодируют стоя, каждый раз они заряжают артистов такой энергией, что им хочется выходить к зрителям снова и снова и играть с огромной отдачей и энергией.

- Каков примерный объем инвестиций в постановку и рекламу нового проекта? Какова отдача? Сколько лет уходит на создание одной цирковой программы? Как долго ее потом используют?

- На постановку каждого гастрольного шоу, которое идет под своим куполом, Cirque du Soleil тратит порядка 20 - 25 миллионов долларов. Это всегда масштабные и, как следствие, капиталоемкие проекты. Такой проект рассчитан на окупаемость в течение десяти лет. Постоянные шоу, которые идут в основном в Америке (Лас Вегасе, Орландо) и Токио, обходятся в 50 миллионов долларов и более, так как они очень сложные в плане технического исполнения. На создание одной программы в среднем уходит около трех лет. После создания концепции творческая группа по всему миру подбирает артистов, акробатов, спортсменов, музыкантов - уже в зависимости от того, какие таланты должны быть задействованы в конкретном шоу. Параллельно работают декораторы и костюмеры. Если речь идет о постоянно действующем шоу, то нужно еще время для строительства конструкций – а это три, четыре года, пять лет.

- Кто был инициатором того, чтобы Cirque du Soleil посетил Казань вновь?

- Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Гастроли Corteo прошли в Казани с невероятным успехом, поэтому когда мы поблагодарили власти города за то, что у нас все так замечательно прошло, первый вопрос, который возник у всех, это когда мы приедем в следующий раз.

«CORTEO ГАСТРОЛИРОВАЛ БОЛЕЕ ЧЕМ В 70-И ЕВРОФУРАХ»

- Как мэрия вообще помогает в организации гастролей?

- Как хороший хозяин, мэрия Казани нас встретила большим гостеприимством. Мы имели возможность выступать в центре Казани, на Площади Тысячелетия. Это уже само по себе стало рекламой, когда белые шатры Cirque du Soleil встали в центре города. Все, кто проезжал мимо, видел их и знал, что Cirque du Soleil в городе. Была еще очень сильная информационная поддержка плюс содействие всех служб, которые нам оперативно помогли с монтажом. Для каждого города нужно разное количество времени для строительства шатров. В Казани, благодаря поддержке мэрии, мы все сделали качественно и в срок.

- Какова стоимость билетов на новое шоу? И от чего она будет зависеть?

- Новый формат позволяет снижать логистические издержки, при этом ни в коем случае, не за счет качества и уровня самой постановки. Поясню - Corteo гастролировал более чем в 70-ти еврофурах. Мы везде ставили и собственный шатер, и специальные офисные помещения, и столовую – возводили целый городок. Общий вес оборудования составлял 1000 тонн. Ну а теперь мы на всем этом сэкономили. В результате итоговая стоимость билетов будет варьироваться от тысячи рублей до трех. С этой точки зрения мы считаем, что новый формат позволит сделать наше представление доступным более широкому кругу зрителей и даст возможность пойти на это шоу всей семьей.

«SALTIMBANCO МОГУТ ПОСМОТРЕТЬ ОКОЛО 35 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

- Ваши прогнозы относительно успеха нового проекта? На какое число зрителей рассчитываете? Какую выручку прогнозируете?

- Мы надеемся на успех, предполагаем, что те, кто уже посмотрел шоу Corteo, придут на новое шоу. Но скажу честно, что такая возможность будет не у всех. Поскольку всего у нас будет восемь представлений. Мы гастролируем всего неделю, и Saltimbanco могут посмотреть максимум около 35 тысяч человек. Это около трети от того количества зрителей, которые уже посмотрели шоу Corteo. Поэтому покупку билетов я бы не рекомендовала откладывать надолго, на нашем сайте продажа билетов уже открыта. Шоу будет неделю, билеты будут по более низкой цене, поэтому мы рассчитываем на аншлаг.

- Почему Казань была выбрана в первый раз? И во второй?

- Подбирать города для гастролей в России для нас было непросто. Мы проводили собственные исследования городов России на предмет развитости их инфраструктуры и потенциального количества зрителей, оценили бизнес-климат в тех или иных городах. Городов, где мы имели шансы встретить поддержку на всех уровнях, включая администрацию, оказалось еще меньше. Понятно, что это не самый важный фактор, но, тем не менее, если у администрации города есть определенное видение и понимание того, какую роль может сыграть Cirque du Soleil в культурном развитии города, нам комфортнее работать. Наша первая встреча с мэрией Казани показала, она настолько заинтересована в том, чтобы в городе было много современных шоу – каких угодно: спортивных, театральных, музыкальных - что мы почувствовали живой интерес города к нашему проекту. И если до встречи у нас еще были какие-то сомнения, мы выбирали между Екатеринбургом, Ростовым-на-Дону и Казанью, то после переговоров, после понимания того, что нам могут оказать поддержку, предоставив замечательную площадку, сомнений не осталось. Более того, российскую географию необходимо было выстраивать в рамках ограничений мирового турне – очевидно, нам отводилось совершенно определенное время на пребывание в России. И, понимая, что больше трех городов в России мы охватить не смогли бы, мы выбрали Казань.

- Как его представители оценили наш город?

- Для иностранных артистов встреча с Казанью стала новым соприкосновением с культурой и историей России. Безусловно, Казань поразила их своей необычностью, особенно сплавом традиций Запада и Востока. Казань – пример не только для России, но и для всего мира, убедительно демонстрирующий, как вместе могут сосуществовать и дополнять друг друга мусульманская и православная традиции. И органичность, естественность этого сочетания стала для артистов открытием. В следующий раз, когда мы снова приедем с большим куполом и проведем в Казани длительное время, мы задумаемся над организацией досуга артистов в городе. В тот раз они были на репетициях, освобождались вечерами, и каждый изучал город самостоятельно. У меня у самой, когда я приезжала в Казань, к сожалению, не хватало времени как следует ее изучить. А хотелось бы и самой лучше узнать Казань,\ и показать ее артистам и партнерам уже с другой стороны.

НА CORTEO ПРОДАНО ОКОЛО 100 ТЫС. БИЛЕТОВ

- А насколько был успешно шоу Corteo? Если не секрет, сравните, пожалуйста, затраты на его подготовку и полученную прибыль. Все ли билеты были проданы?

- Шоу было очень успешным. В Москве, например, мы продали порядка 160 тысяч билетов, а населения там более 12 миллионов. А в Казани мы реализовали около 100 тысяч билетов при населении чуть больше миллиона. Считайте, что шоу посетили 10 процентов жителей и гостей Казани. Конечно, это грандиозный успех, которым мы остались очень довольны. Поразила открытость города.

- Были ли сюрпризы? Вы очень оперативно отреагировали при сообщении о вероятно заложенной бомбе. Такой случай у вас был впервые?

- Сообщение о бомбе мы бы отнесли к неприятным сюрпризам. К сожалению, подобные сообщения становятся реалиями нашего времени. Не только в России, во всем мире. Угроза терроризма не имеет национальности. Это может произойти и в Париже, и в Мадриде, и в Лондоне, и в США. В Казани, к счастью, это оказалось шуткой. Cirque du Soleil профессионально среагировал на сообщение, благодаря подготовке и тренингам, прописанным процедурам, которые существуют практически на все случаи жизни. К ЧП надо быть готовым всегда. И в данном случае все сработали очень четко. И мы рады, что никакой опасной ситуации на самом деле не было. Но, поверьте, приятных сюрпризов в Казани у нас было гораздо больше, чем неприятных. Все плохое забывается быстро, остается хорошее – например, то, как зал после премьеры встал и закричал «Молодцы!», изрядно в первый момент испугав тех наших коллег, которые не говорят по-русски. А еще незабываемое впечатление произвела открытость Казани и богатейшая своеобразная культура. В Казань хочется возвращаться.

- У вас был возведен Tapis-Rouge – шатер с VIP-обслуживанием. Какова была его наполняемость во время гастролей? Кто из известных лиц Казани его посетил?

- На 100 процентов каждый день он заполнен не был, однако пользовался большим успехом. Он работал только в пятницу, субботу и воскресенье. Мы предлагали там еду, напитки. По поводу известных лиц могу сказать, что мы не обращаем внимания на тех, кому продали билеты, поскольку сохранять инкогнито своих гостей – международное правило Cirque du Soleil. И несмотря на то, что для нас важнее зрители, а не чиновники, я знаю, что многие представители администрации республики его посетили. На премьеру приехали гости из правительства, представители мэрии и видные политические фигуры, бизнес элита. В Казани Tapis-Rouge покупали и для корпоративных мероприятий. Их было немного, но они были. В Татнефть-Арене мы тоже организуем отдельную VIP-зону – аналог Tapis-Rouge, где можно будет попробовать закуски, напитки. Мы планируем и в этом формате в рамках VIP-зоны предоставить нашим клиентам те дополнительные услуги, к которым они привыкли в прошлогоднем Tapis-Rouge.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших планах. Правда ли, что в Москве будет построен постоянно действующий Cirque du Soleil. Когда? И может ли Казань теперь рассчитывать на ежегодные гастроли цирка?

- Про Москву пока говорить преждевременно. Для этого должно сложиться очень много предпосылок. Определяющим фактором является платежеспособность населения или же мощный туристический поток, не зависящий или мало зависящий от времени года. Характерный пример – Лас-Вегас, в котором только Cirque du Soleil представляет семь шоу. Туристы составляют там большую часть «населения» города, причем приезжают они именно развлекаться и тратить деньги, а гостиницы, в свою очередь, рассматривают шоу-программы как инструмент привлечения туристов. Поэтому сейчас мы скорее рассматриваем в качестве приоритета постоянное присутствие в России - в разных городах, с разными форматами шоу, наряду с постоянным расширением географии.

- А Казань может рассчитывать на ежегодные гастроли?

- Финальное слово скажет зритель. Все зависит от того, насколько ему будет интересно. Со своей стороны мы, безусловно, сделаем все возможное, чтобы как можно чаще Казань радовать новыми шоу. Ведь в Казани планируется и проведение Универсиады, и чемпионата мира по футболу. Кстати, мы надеемся тоже в этих празднествах поучаствовать.

Надежда Замалиева

Справка

Цирк солнца (фр. Cirque du Soleil)

Основан в 1984 году Ги Лалиберте и Даниэлем Готье. Базируется в Монреале (Канада).

В Дю Солей работают более 4000 человек.

Все выступления проходят на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 млн. долларов.

Дю Солей награжден ведущими премиями циркового мира и телепремией "Эмми".

В 2009 году в Москве этот цирк открывал музыкальный конкурс "Евровидение". В 2010 году часть выступления была показана на празднике "Алые паруса" в Санкт-Петербурге. В 2010 году цирк приезжал в Казань.