Руслан Абдулнасыров: «Компания сейчас проходит крайне интересный этап» Руслан Абдулнасыров: «Компания сейчас проходит крайне интересный этап»

«МЫ СЕЙЧАС В ТОЙ ФАЗЕ, КОГДА ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ ИНТУИТИВНО»

— Руслан Мавлетдинович, с какими показателями заканчивает год «Автосеть.РФ»?

— Выручка по нашим ожиданиям составит 6,3 миллиарда — на 84 процента больше, чем в прошлом году. Прирост отчасти технический, потому что по итогам 2018-го мы не учитывали показатели закамских подразделений — Набережных Челнов, Альметьевска и Нижнекамска. Без учета Закамья рост в этом году составил бы около 46 процентов. В рублях наш оборот вырос на 2 миллиарда.

— Сколько сейчас дилерских центров в сети, какова их география, общая площадь?

—  На сегодняшний день открыто 24 дилерских центра, из которых 9 своих, а остальные 15 работают по франшизе. Все они разбросаны по 8 регионам страны, в 14 городах. За год мы открыли вторую площадку в Перми, две — в Челябинске, по одной — в Уфе, Екатеринбурге и Томске. Кроме того, договора подписаны с Волгоградом, Сургутом и Тольятти. В 2020 году собираемся открыть еще 8 центров. Работаем мы только на собственных площадях, их общая площадь — около 30 тысяч квадратных метров. Вообще, активов у нас не на один миллиард, но я не думаю, что по количественным показателям стоит оценивать качество работы. Компания сейчас проходит крайне интересный этап. Если описывать его по Ицхаку Адизесу — а это очень пытливый ум, который пытается классифицировать стадии предпринимательства, — то мы сейчас в той фазе, когда все суетятся, не все делается осмысленно, но интуитивно все получается правильно.

— Большая у вас команда?

— Сотни ребят, десятки отделов продаж. У нас работают 14 директоров, под каждым из них — руководители отделов, под ними — тим-лидеры и дальше — исполнители. Команда — ключевой фактор любого бизнеса, и в продажах автомобилей с пробегом роль этого фактора особенно важна, потому что у нас нет ни поставщика, ни конкретного покупателя. Мы сами свой товар привлекаем, готовим к продаже и продаем. Поэтому держим крупный отдел по работе с персоналом — 9 человек под руководством директора Надежды Кочневой. Она руководила обучением сотрудников в «Таттелекоме», но ей стало тесновато, и мы получили зрелого специалиста, который четко достигает поставленных задач.

«Команда — это ключевой фактор любого бизнеса, и в продажах автомобилей с пробегом роль этого фактора особенно важна, потому что у нас нет ни поставщика, ни конкретного покупателя» «Команда — ключевой фактор любого бизнеса, и в продажах автомобилей с пробегом роль этого фактора особенно важна, потому что у нас нет ни поставщика, ни конкретного покупателя»

— Каких критериев придерживается ее отдел при отборе соискателей?

— Главное, чтобы компании были близки жизненные ценности и профессиональные устремления претендента. Компетенции не так важны, потому что в каждой организации свой устав и схема работы. Сложно ломать стереотипы выходцев из конкурирующих компаний — они могут нарушать наши алгоритмы безо всякого умысла, не задумываясь. С новичками проще: прежде чем получить доступ к базам, каждый сотрудник изучает теорию продаж, проходит коучинг и практическую защиту знаний. Это фактически небольшой университет, задача которого — закачать теорию, превратить ее в навыки, из которых сформировать привычки и поскорее вывести человека на работу уже в доску своим. В этом году мы приняли на работу очень много людей и с удовлетворением видим, что они остаются после испытательного срока. Это значит, что их ценности нам близки, а мы со своей стороны не подводим людей, четко объясняя условия труда и оправдывая ожидания.

«К автосалону на проспекте Победы хотим добавить крытый четырехэтажный паркинг на 376 машиномест» «К автосалону на проспекте Победы хотим добавить крытый четырехэтажный паркинг на 376 машино-мест»

«ДВИНЕМСЯ В ГОНКОНГ, ТАЙВАНЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, И В КИТАЙ»

— Какие важные открытия и решения принес 2019 год?

— Прежде всего мы пересмотрели товарную матрицу. Если в прошлом году еще пытались работать с премиальным сегментом, то в этом году четко отследили запрос покупателя на бюджетные автомобили. Увидев, что у людей не так много денег, мы теперь работаем строго в масс-маркете и не смотрим на другие ниши.

— Есть ли в планах крупные инвестпроекты?

— К автосалону на проспекте Победы хотим добавить крытый четырехэтажный паркинг на 376 машино-мест. На Ямашева у нас есть большой паркинг, а новый салон пока держит автомобили на открытой площадке. Завершить объект планируем в 2021–2022 годах, по проекту площадь здания равна 14,3 тысячи квадратных метров.

— После того как ваш конкурент открыл мегамолл автомобилей с пробегом, вы почувствовали, что на рынке стало теснее? Какую долю рынка он может забрать за год работы?

— Рынок принадлежит частным продавцам — перекупам и собственникам, которые продают свои машины самостоятельно. На сегодняшний день они занимают 86 процентов от всего объема рынка автомобилей с пробегом, а это 3,6 миллиона единиц в год. Выходит, все мы, 3156 дилерских центров, в год сообща продаем чуть больше 500 тысяч машин. Мегамоллу «ТрансТехСервиса» еще предстоит выйти на проектную мощность, спотыкаясь о собственный бизнес, как и любой компании при решении столь масштабной задачи. Неважно, как долго люди будут протаптывать тропинки в этот мегамолл и внутри него, — в любом случае доля автомобильных компаний сама по себе слишком мала, чтобы брать в расчет их объекты.

«Думаю, люди понимают, что мы — не просто продавцы, а IT-компания» «Думаю, люди понимают, что мы не просто продавцы, а IT-компания»

— На какие тенденции рынка стоит обратить внимание?

— Число покупателей не растет, они становятся разборчивее в дополнительных услугах и аксессуарах, чеки уменьшаются — все указывает на турбулентность экономики. Мы, впрочем, переживаем этот год хорошо. Конечно, не всего достигли, чего хотелось бы, но, оглядываясь назад, я вижу, что ветер дует нам в паруса.

— И в чем секрет фирмы? Чем ваш сервис лучше других?

— Думаю, люди понимают, что мы не просто продавцы, а IT-компания. Вложив первый миллион евро в программное обеспечение, я еще долго сомневался в этом шаге, но к настоящему времени наш софт уникален для России. На конференциях и форумах люди спрашивают: «Откуда вы берете все эти идеи?» На ровном месте! Мы просто анализировали свои потребности. Сеть продает тысячи автомобилей, автоматизация при таких объемах требует серьезных денег. Мы их вложили, и все получилось — теперь бизнес завязан на IT-отделе. Кстати, только этим ребятам можно ходить на работу, пренебрегая дресс-кодом. Они такие разные — веселые, непричесанные, в футболках, и на них, на программной платформе, держится весь бизнес.

— Какие из автоматизированных процессов могут оценить клиенты?

— Для вас, как продавца машины, автоматизация начинается с ее оценки — рассчитаем ценник мгновенно, опираясь на базу данных, потому что мы уже продавали такую модель, того же возраста и комплектации. Вместе с этим программа считает актуальные доски объявлений, добавит 8 процентов нашей наценки и выдаст вам две цены: рыночную и нашу, несколько ниже. Клиенту проще иметь дело с компаний, чем с физлицами, ведь самостоятельная продажа — это время, риски и в конечном счете все равно коррекция цены, а мы предлагаем деньги сразу. Если клиенту нужна максимальная стоимость, мы берем автомобиль на комиссию с меньшей наценкой. Есть категория людей с доходом до 30 тысяч, которые сами сажают картошку, готовят соленья… Им мы предлагаем бесплатную помощь — консультации, какие-то услуги вроде пересчета денег на аппарате. Нам не жалко, раз человек приехал.

— Вы и дальше намерены вкладываться в цифровизацию?

— В ближайшие годы инвестируем еще около 3 миллионов евро в программное обеспечение и с ним пойдем на международные рынки. Азиатские сейчас очень активны — двинемся в Гонконг, Тайвань, может быть, и в Китай.

«Блог — это много в одном. Хобби, которое развивает и личный бренд, и узнаваемость компании, но прежде всего это отдушина для меня» «Блог — это много в одном. Хобби, которое развивает и личный бренд, и узнаваемость компании, но прежде всего это отдушина для меня»

«ЭТИ ИСТОРИИ — ЦЕЛЫЕ ЖИЗНИ. Я ВСЕМУ УЧУСЬ У СВОИХ СОБЕСЕДНИКОВ»

— Вы профессионально интервьюируете предпринимателей, ведете популярный видеоблог. Как личный бренд помогает в бизнесе?

— Блог — это много в одном. Хобби, которое развивает и личный бренд, и узнаваемость компании, но прежде всего это отдушина для меня. Я расширяю круг общения и связи, люди откровенно делятся инсайдами, ошибками и выводами, которые я могу оставлять себе. Конечно, я транслирую эту уникальную информацию, но сам получаю ее в живой беседе от первого лица. Это очень важно, потому что в этот момент я развиваюсь экстерном. Добавлю, что многие сотрудники выбрали именно нашу команду благодаря блогу, став  его подписчиками. Это то самое поколение Z, которое деньгами не заманишь. Они хотят более свободных отношений с работодателем, хотят понимать, кто является первым лицом, какие он исповедует ценности и на что пустит прибыль. Как раз такие ребята и подходят нам по профилю.

— Во что обходится вам развитие видеоблога?

— Довольно затратная статья. Один блог, считая работу оператора, звукорежиссера, осветителя, монтажера, продюсера выпуска, стоит 70–100 тысяч рублей. За месяц у меня набегает в районе 400 тысяч. Но данные истории — это ведь целые жизни, а жизнь не имеет цены. Я всему учусь у своих собеседников, осознаю и пытаюсь усилить свои слабые стороны.

— Пожелаете что-нибудь молодым предпринимателям к Новому году?

— Пусть все получат ту прибыль, которую закладывали в начале года, а кто ничего не планировал — пусть сделает это на следующие 365 дней. Вообще, хочется пожелать каждому человеку мечты и чтобы она сбылась. Не надо бояться, что после исполнения мечты жизнь станет неинтересна, ведь за одной мечтой сразу стоит другая, пока незаметная. Надо «есть слона медленно»: начинаем с небольших целей и приходим к большим, вроде завоевания мира.

Канал Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес здесь 
«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov