об инсайдере 

Этот материал открывает серию текстов «БИЗНЕС Online» про изнанку различных профессий. В процессе подготовки мы беседуем с экспертами, которые на условиях анонимности рассказывают про секреты своего дела. Нашему первому герою за 30, он владелец таксопарка, который входит в систему «Яндекс.Такси». У него высшее образование — инженер, специалист по автомобильным двигателям. 4 года работал на сборочном производстве KIA Spectra. Был менеджером по продажам, риелтором, страховым агентом. С 2011-го 4 года таксовал в «Татарстане», затем перешел в «Яндекс» и теперь владеет своим мини-парком в четыре машины, каждую сдает в аренду по 1,5 тыс. рублей за смену. Водителей в 2 раза больше, чем авто, они работают посменно.  

Респектабельная, состоявшаяся публика среднего и старшего возраста ездит в такси «Татарстан». «Яндекс» — это такси молодежи, студентов «Респектабельная, состоявшаяся публика среднего и старшего возраста выбирает «Татарстан». «Яндекс» — это такси молодежи, студентов»

О клиентах

  • Есть группа граждан, у которых нет телефонов с приложениями. Скорее всего, это неблагополучные социальные элементы. Им остается только звонить в такси. Почему-то чаще всего выбор падает на определенную крупную в Казани компанию, знатоки меня поймут. 99,9% их клиентов — приличные люди, но остальные — любители что-нибудь выпить или понюхать. Представители данной категории пассажиров знают, что именно в этом такси дешево и никакого смартфона не нужно. У них его и нет, а если и появляется раз в пять лет, через три дня либо разбит, либо уже в ломбарде. Рассказывали, что такое такси часто используют закладчики наркотических веществ из-за почасовой аренды машины — они так и ездят по точкам. В органах об этом знают. Закладчиков сажают. Но они все равно ездят. 
  • Респектабельная, состоявшаяся публика среднего и старшего возраста выбирает «Татарстан».
  • «Яндекс» — это такси молодежи, студентов. 
  • Когда я работал в «Яндексе», у меня тоже была история с закладками. Поступил обычный заказ в 8 часов вечера. Сели два парня и две девушки, прилично одетые. Вместо адреса показали мне какие-то координаты в Google. Приезжаем, а там забор. Они говорят: «Двигайся вдоль забора». Подъезжаем к большому сугробу. Компания выбегает из машины и прыгает в него, а я двери блокирую и уезжаю. Судя по всему, граждане в этом сугробе искали закладку и нашли ее, но обратно я их уже не повез. Так что клиенты-наркоманы встречаются везде. 

Есть разница в поездках за наличные и по онлайн-расчету. Из 10 поездок за наличные чаевые оставят в двух случаях. А по безналу чаевые будут в одной поездке из 30-ти «Есть разница в поездках за наличные и по онлайн-расчету. Из 10 поездок за наличные чаевые оставят в двух случаях. А по безналу чаевые будут в одной поездке из 30»

О чаевых

  • В Казани не принято оставлять чаевые таксистам. 
  • Есть такая публика, которой хочется ехать на классическом, как им кажется, такси, а оно подразумевает чаевые. Допустим, если поездка стоит 80 рублей, в такси «Татарстан» вам дадут 100 и, скорее всего, уйдут. А в «Яндекс.Такси» клиент будет сидеть и ждать свою сдачу. Даже если водитель скажет, что у него только монеты по 50 копеек, их все равно потребуют.
  • Есть разница в поездках за наличные и по онлайн-расчету. Из 10 поездок за наличные чаевые оставят в двух случаях. А по безналу чаевые будут в одной поездке из 30. Надо сказать, что в такси «Татарстан» поездок за наличные больше, чем в других службах, (думаю, 70%) и чаевых — тоже.

Об обналичке

  • Как выглядит мой оборот? Например, таксист сделал выручку в сутки 6 тыс. рублей. Из них часть заказов была за безнал, часть — наличными. С наличкой все понятно: водитель забрал свои 2 тыс. за вычетом всех затрат — на бензин, комиссию агрегатора, аренду машины и пр. Никаких налогов человек не платит. Безнал приходит с карт клиентов в «Яндекс.Такси», агрегатор снимает свою комиссию, остальное присылает таксопарку, который должен отчитаться, откуда эти средства взял. Я же говорю налоговой: я как ИП на ЕНВД эти 3,5 тыс. рублей заработал сам. Как — никого не интересует. А дальше я беру деньги и скидываю водителю на карту или обналичиваю и отдаю. 
  • Таксисты не платят страховых взносов. Я не встречал ни одного такого, который бы это делал. Меня никто из водителей не просит оформить их в штат, чтобы я платил за них 13-процентный подоходный налог. Налоговая никак не контролирует. 
  • Комиссия моего таксопарка от стоимости поездки — 2–4%. Если человек заработал за неделю 20 тыс., то 600 рублей я тупо обналичиваю и вывожу, это моя доля. 1,5 тыс. безнала за аренду машины — тоже моя доля. 
  • Я не беру на работу таксистов со своими автомобилями — невыгодно. Я получаю от них только 3% комиссии, это мелочь, неинтересно, да и работают водители со своими машинами не очень активно. Главный доход у меня со сдачи автомобилей в аренду. 

У глупого таксиста выручка в час — 250-300 рублей. Умный таксист может заработать 600-700 рублей «У глупого таксиста выручка в час — 250–300 рублей. Умный может заработать 600–700»

об умных и глупых таксистах

  • У глупого таксиста выручка в час — 250–300 рублей. Умный может заработать 600–700. Каждый водитель рассчитывает, сколько он может сделать в час в меру своих возможностей. Например, 500 в час, а ему нужно заработать 50 тыс. в месяц. Значит, должен выйти на 100 часов. Если нужно 100 тыс., надо отработать 200. Хотя по закону в России 40-часовая рабочая неделя. А дальше начинаем считать — сколько уходит на топливо, кредит или аренду авто, амортизацию. Чистыми остается примерно 2–3 тыс. в день.
  • Если таксист работает три дня и потом один выходной, это нормально. Но, если он ездит неделю, а потом отдыхает день, у него начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Когда я вижу в соцсетях ролик, в котором неадекватный водитель кого-то наругал или избил, сразу понимаю, что у чувака три недели не было выходных. Он просто дошел до ручки, и у него сорвало крышу.
  • Чаще всего в такси работают люди без образования и квалификации. Если считаем автокредит, заправку, обслуживание авто, чистый-пречистый заработок — 30–50 тыс. рублей в месяц. И если у тебя есть квалификация получше, наверное, найдется работа прибыльнее. Большинство понимают, что такси — низкоквалифицированная работа без перспектив. Осознав это, начинают искать другие варианты. Знаю водителей, которые целенаправленно учат английский язык и готовят пакет документов для миграции в Штаты. Кто-то осваивает программирование, кто-то — что-то еще. У большинства людей, которые устраиваются в такси, есть дальнейший план на жизнь. Они часто хотят там перекантоваться. 
  • Есть те, кто никуда уходить не собирается. Работали, работают и будут работать, и ничего у них в жизни, скорее всего, не изменится. Кто осознает, что не сможет всегда работать в этой профессии, ищет новую. Кто не понимает, пишет речи о забастовках.

«Яндекс» своим приложением привлек в профессию молодежь и тех людей, которые раньше даже не задумывались о работе в такси «Яндекс» своим приложением привлек в профессию молодежь и тех людей, которые раньше даже не задумывались о работе в такси»

О работе с «Яндексом»

  • «Яндекс» привнес в деятельность такси очень понятный интерфейс. До этого были рации, говорили, что опасно работать. «Яндекс» своим приложением привлек в профессию молодежь и тех людей, которые раньше даже не задумывались о работе в такси.
  • «Яндекс» гарантирует минимальный заработок. В Казани это 6,1 тыс. рублей в сутки при условии, что ты сделал минимум 35 поездок. Если выручка меньше, агрегатор доплачивает любую сумму, которой не хватает. Что делают некоторые водители? Катают короткие поездки. Выкатал за 12 часов 35 поездок на 4 тыс. — получил сверху 2,1 тыс. рублей. Это единственная схема для умного таксиста. Глупые могут хоть целые сутки 35 поездок катать, но, если расстояния большие, им не успеть. 
  • Если у водителя максимальный приоритет в получении заказов, он видит пункт прибытия, конечную остановку. Так он понимает, дальняя поездка или короткая. Эту лазейку «Яндекс» оставил только для тех водителей, которые редко отменяют заявки на поездки. Есть такое понятие «активность». По умолчанию она составляет 100. Если ты поездку выполнил, получаешь к активности +1. Если отказался, то -3. Если она больше 90, видишь конечные пункты. Таким образом, от каждой третьей-четвертой дальней поездки можно отказываться, принимая короткие. У нас люди уже привыкли ездить в булочную за хлебом, на соседнюю улицу доставить бумаги, два квартала на деловую встречу, до магазина за пивом и обратно, коротких поездок очень много.  
  • Бонусы для водителей постепенно снижаются. Теперь часть доплат, которую выплачивал «Яндекс», пытаются переложить на клиентов. Но, если цена поездки повышается на 1%, количество снижается на 2–3%. Поднимется на 3% — число поездок уменьшится на 5–9%. Поэтому сильно увеличивать цены нельзя. И на бизнес-класс по данной причине «Яндекс» не стал повышать цены. У него среди задач только одна цифра — максимальное количество поездок. 
  • Есть два показателя: число желающих уехать из определенного района и количество машин такси там. Когда авто меньше, чем людей, «Яндекс» начинает поднимать цену. Алгоритм заточен на то, чтобы те, кто реально хочет уехать, сделали это.
  • Бывает, что в праздники или во время чемпионатов «Яндекс» объявляет: поездка от «Казань Арены» или «Татнефть Арены» — минимум 500 рублей. Пассажиры садятся и едут до «Корстона» за 120 рублей, и до 500 агрегатор доплачивает. Водители, которые заранее планируют день, сначала открывают график доплат. Если их нет, катают 35 коротких поездок. И таких предложений у «Яндекса» много, он подсовывает, помимо денег, разные игры. Ты зарабатываешь деньги, рейтинги, звезды, баллы активности. Это интереснее, чем просто катать поездки. 

О регулировании рынка

  • Говорят, надо принять закон о такси. Зачем? Он есть, но не работает. Если приложить усилия, начнет действовать. Если рынок отрегулировать и сделать человеческие условия труда, вырастет цена на поездки. Если она увеличится, многие не смогут доехать туда, куда им нужно, из-за плохого развития системы общественного транспорта в Казани. Сегодня такси фактически выполняют функцию общественного транспорта. Вызывают вчетвером машину — получается выгоднее и комфортнее автобуса.
  • Старым таксистам это не нравится. Они привыкли, что такси пользуется околоэлитная публика. В Москве, если хочешь элиту, купи BMW X5 и вози людей в Wheely, где минимальная поездка — от 800 рублей. Будут у тебя респектабельные господа, как в былые времена. В Казани таких бизнес-перевозок, конечно, мало.
  • Перед тем как отрегулировать рынок такси, надо решить проблему с общественным транспортом. Все нужно делать в комплексе. 

Если 5 лет назад люди ездили в Москву потаксовать, заработать денег, сегодня в этом уже нет смысла «Если 5 лет назад люди ездили в Москву потаксовать, заработать денег, сегодня в этом уже нет смысла»

О заработках в регионах и Москве

  • Есть слухи, что взят тренд на уменьшение населения в Москве, т. к. там слишком много людей. Делается это очень просто — выравниваются зарплаты с регионами. «Яндекс» тоже следует данному тренду. Если 5 лет назад люди ездили в Москву потаксовать, заработать денег, сегодня в этом уже нет смысла. Комиссия «Яндекса» в Казани — 16%, в Первопрестольной — 33%. Притом тут цена поездки на 10 км — 160 рублей, там — 250. Выгоды нет.
  • На чемпионат мира по футболу в столицу РТ таксисты приехали отовсюду. Чебоксары и Ульяновск были в полном составе. Много таксистов из Кирова. Один хрен — не вывезли (спрос превышал предложение — прим. ред.). Сейчас смысла ехать нет, тарифы выравнивает комиссия, что в Москве, что в Казани, в сравнении с ближайшими регионами. 
  • Летом было много приезжих водителей, которые жили в машинах, заказов всем хватало. Почему? Лето — активный период для работ на свежем воздухе, например у строителей. Зато осенью стройки замораживают и в полку водителей на подработке в такси прибывает. Конкуренция растет, число заказов падает. Сейчас, например, нет экономического смысла приезжать в столицу РТ на заработки в такси — просто не сезон. 
  • В казанских такси работают мало иностранных водителей из ближнего зарубежья, потому что для регистрации, например, в «Яндекс.Такси» нужны российские права. Другое дело, что можно взять права знакомого, создать аккаунт и ездить. Но так делают примерно 1% водителей. Да и «Яндекс» часто проверяет таксистов. Сделал три заказа — программа просит тебя сфотографироваться со своими правами. Не делаешь этого в течение 6 часов — «Яндекс» уже задумывается, что не так с водителем, и начинает проверять его еще чаще. Одна жалоба от клиента на таксиста — и он блокируется. Еще часто просят сфотографировать себя на фоне машины — здесь и сейчас, иначе будешь отключен от программы до конца дня. Можно, конечно, отключиться и снова выйти на работу уже на следующий день, но это невыгодно.

В 2004 году таксист выходил на линию, и приносил домой 2-3 тыс. рублей. Сегодня он приносит столько же. Но что можно было купить на эти деньги в 2004-м, и что — сегодня? «В 2004 году таксист выходил на линию и приносил домой 2–3 тысячи рублей. Сегодня — столько же. Но что можно было купить на эти деньги в 2004-м и что — сейчас?»

Об ответственности водителей и правах пассажиров

  • В неделю случается примерно одно происшествие с «Яндекс.Такси». Но, когда пять за три дня, в правоохранительных органах сразу начинается нездоровое оживление. Тогда мы находим план мероприятий силовиков на следующий месяц — там все отображено. Последний рейд был запланирован, мы о нем знали. 
  • В случае происшествий отвечают и водители, и агрегатор, у которого все поездки застрахованы. Если вы ехали в такси и попали в ДТП — сломали руку или у вас сотрясение мозга, можете получить компенсацию. Прежде всего надо вызвать скорую и зафиксировать травму, затем обратиться в страховую компанию по ОСАГО и получить там страховое возмещение. Есть таблица выплат, и за перелом руки вроде бы дают около 50 тыс. рублей. Кроме того, можно позвонить на горячую линию агрегатора и сказать, что после ДТП у вас на руках акт о причинении ущерба здоровью в результате поездки. Дополнительно еще получаете деньги. Просто этим всем нужно заниматься, а никто не верит. Подобное же реально. Главное — сразу все фиксировать и звонить. Если это было вечером, не надо тянуть до утра.

о забастовках таксистов

  • Я понимаю водителей, особенно старшего возраста. Например, в 2004 году таксист выходил на линию и приносил домой 2–3 тыс. рублей. Сегодня — столько же. Но что можно было купить на эти деньги в 2004-м и что — сейчас? Старые водители особенно сильно возмущены тем, что так сильно упали доходы. Но такси — это низкоквалифицированный труд. Хотите больше — осваивайте другие профессии.
  • Раньше у меня была надежда на то, что количество заказов в такси будет расти быстрее, чем число желающих работать в нем. В таком случае цены на поездки увеличивались бы. Но сейчас объем заказов повышается, а количество желающих поработать растет еще быстрее. Значит, стоимость будет падать. Продолжат таксисты бастовать или нет, цены все равно станут уменьшаться.

Каршеринг на такси никакого влияния не оказывает. Каршеринговые машины стоят — выйдите на улицу в центре города, посмотрите сколько их припарковано без движения «Каршеринг на такси никакого влияния не оказывает. Каршеринговые машины стоят — выйдите на улицу в центре города, посмотрите, сколько их припарковано без движения»

о Каршеринге

  • Каршеринг на такси никакого влияния не оказывает. Только в «Яндексе» ежесуточно на линии 25 тыс. авто. А у всех каршеринговых служб в Казани примерно 400–600 машин. Обклеенные фирменные авто такси постоянно куда-то едут, а каршеринговые машины стоят — выйдите на улицу в центре города, посмотрите, сколько их припарковано без движения. Так будет не всегда, перспективы у каршеринга есть, этот рынок развивается. Я сам люблю им пользоваться. Но нужно еще минимум 5 тыс. каршеринговых тачек, чтобы таксисты поняли, что количество заказов уменьшилось. Сейчас их число упало, потому что закончился сезон.
  • Когда «Ситимобил» зашел в столицу РТ, в «Яндексе» исчезли заказы. Первую неделю у нас была маленькая выручка. Но «Ситимобилу» это стоило очень много денег. Потом, согласно своему финансовому плану, там начали уменьшать выплаты водителям. Судя по всему, все плюшки должны закончиться к Новому году. Думаю, «Ситимобил» мало чем будет отличаться от «Яндекса». Однако клиентское приложение первого нравится мне гораздо меньше. На мой личный взгляд, оно ужасное. Доходит до того, что я не знаю, к какой стороне дома подъедет авто. А представьте, если клиент выходит из дома на проспекте Победы, 100, где 13 подъездов.

Сегодня таксист может работать в любом месте в городе. Стоянок, которые крышуют бандиты, как раньше, в Казани нет. Можно приехать на вокзал, и спокойно встать «Сегодня таксист может работать в любом месте в городе. Стоянок, которые крышуют бандиты, как раньше, в Казани нет. Можно приехать на вокзал и спокойно встать»

Об опасности профессии 

  • У всех на слуху случаи убийств таксистов в Татарстане. Но сколько травм получили в этом году на казанских предприятиях? Работа у таксиста не опаснее, чем у токаря. Однако бывает всякое. Например, поездка за наличные, а пассажир просто убегает из авто. Иногда говорят, что зайдут в дом за деньгами, и обратно не выходят. Но такое случается редко — одна поездка из 500. Бывает, что просто заявляют: «Денег нет, извините», — и уходят.
  • Притом забирать у клиента телефон в качестве залога и его отправлять за деньгами нельзя. Это уголовщина, присядешь на три года. Но очень часто люди сами предлагают: «Забирайте телефон, потому что денег нет», — и вручают старый кнопочный аппарат. Правда, позже оказывается, что он не работает…
  • В любом случае, если водителя убили или на него напали, чаще всего виноват он сам. Надо быть спокойнее, без гонора.
  • Сегодня таксист может работать в любом месте в городе. Стоянок, которые крышуют бандиты, как раньше, в Казани нет. Можно приехать на вокзал и спокойно встать. Другое дело — там места может не быть. Ну спросит тебя бомбила, что стоишь, а ты отвечаешь, что ждешь клиента. Он и уходит. В последнее время даже не лезут, сидят в своем уголке и играют в шахматы.
  • Адовая жесть в такси начинается, когда не выполняются условия труда, а они никогда не соблюдаются. Люди перерабатывают. В итоге грубость, истерики, ДТП. 

Об особенностях работы в новогодние праздники

  • 31 декабря все подработчики предчувствуют, что вот-вот впадут в алкогольную кому на неделю. Потому все хотят заработать в этот день. По данной причине некоторые таксопарки 31 декабря до полуночи не работают, потому что бесполезно: пробки, все куда-то спешат, а выручка обычная — повышенные коэффициенты не помогают. В пять минут первого 1 января можно открывать программу и начинать работать. Не будет пробок, мало водителей и тройная цена для клиентов. В прошлом году с полуночи до 7 утра 1 января можно было заработать до 10 тыс. рублей. А до боя курантов все просто бесполезно. 1 и 2 января получить 7–10 тыс. за 12-часовую рабочую смену реально. После 3 января у народа заканчиваются деньги, все больше людей выходят на линию, и 4–5 января начинаются обычные будни.
  • Из года в год выручка 1 и 2 января снижается. Тройные цены с каждым годом встречаются все реже.

Если мои водители уйдут работать напрямую с «Яндексом», найму еще. Даешь объявление на «Авито», и за пару дней приходит 8 человек, желающих поработать «Если мои водители уйдут работать напрямую с «Яндексом», найму еще. Даешь объявление на Avito, и за пару дней приходят 8 человек, желающих поработать»

О таксистах-самозанятых

  • Уже полтора года «Яндекс» предлагает водителям таксопарков стать их прямым партнером. Это означает, что таксист уходит из парка и открывает ИП или становится самозанятым. Агрегатор даже все документы оформляет, лишь бы водители к нему шли. В обмен «Яндекс» предлагает поднять приоритет таксистам при получении заказов, а это для них самое главное. Сейчас, если рядом стоят две машины такси, причем одной управляет самозанятый, другой — водитель в парке, первым заявку получит самозанятый. Водитель таксопарка остается ждать клиента, пока не повысится спрос. Это при условии, что оба авто не обклеены стикерами «Яндекса». С такой-то мотивацией, я думаю, первым самозанятым в Татарстане стал таксист. 
  • Если мои водители уйдут работать напрямую с «Яндексом», найму новых. Даешь объявление на Avito, и за пару дней приходят 8 человек, желающих поработать. 6 отсеиваются сразу — за одним гоняются судебные приставы, у другого недавно было очень серьезное ДТП и т. п. Но желающих работать все равно много. Моя задача — максимально быстро отсеять тех, кто не умеет ездить, не хочет работать, «убивает» тачки. А сколько месяцев проработают — как повезет.
  • По сравнению с 2012–2015 годами рынок перевозок вырос, и значительную его часть забрал себе «Яндекс». Одно время в такси «Татарстан» было 5 тыс. авто на линии. Сейчас значительно меньше — от 2,5 до 5 тысяч. Остальные работают в «Яндексе» или «Ситимобиле». Помимо 5 тыс. таксомоторов «Татарстана», которые иногда таксуют в «Яндексе», у агрегатора есть еще 20 тысяч. Это очень много. Всего же в Казани около 50 тыс. таксистов, включая тех, кто подрабатывает в свободное от работы время. 
  • Если хотите сделать работу в такси своим основным источником дохода и трудиться в «Яндексе», лучше быть не самозанятым, а ИП. Ипэшник платит около 40 тыс. рублей пенсионных отчислений в год и 8,8 тыс. в год за ЕНВД. Получается гораздо меньше, чем если бы он заплатил, будучи самозанятым.

***

Мнение инсайдера субъективно и может не совпадать с точкой зрения редакции.