Фарит Ханифов: «2,5 миллиона жителей Республики Татарстан в ближайшее время, в ближайшие годы получат то, о чем долгие годы мечтали» Фарит Ханифов: «2,5 миллиона жителей Республики Татарстан в ближайшее годы получат то, о чем долгое время мечтали»

ТОЧНАЯ КАРТА «РЕНОВАЦИИ ЖИЗНИ» 2,5 МЛН ГОРОЖАН ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К КОНЦУ МЕСЯЦА

Деревянные скамьи небольшого амфитеатра, 18 киловатт инфракрасных обогревателей, холодный свет, видео на больших экранах и два спикера перед устроившимися на подушечках журналистами. Примерно так выглядел выездной брифинг кабмина, организованный ради обсуждения хода республиканской программы благоустройства «Наш двор» на площадке бульвара «Белые цветы». Все для того, чтобы журналисты не уснули в теплых креслах кабмина, шутила помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова.

«2,5 миллиона жителей Республики Татарстан в ближайшее годы получат то, о чем долгое время мечтали. Не всегда удавалось добиваться в пределах нормы или лимита выстроить такие благоустроенные дворы, которые сегодня задумали», — акцентировал важность темы министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Фарит Ханифов

Напомним, цена трехлетней «дворовой реновации» — 50 млрд рублей. Об этом президент РТ Рустам Минниханов впервые объявил на встрече с главными редакторами ведущих СМИ Татарстана в преддверии выборов. Средства будут выделены в том числе по линии АО «Связьинвестнефтехим» за счет рекордных дивидендов «Татнефти». «Сегодня мы 30 процентов дворов привели в порядок, выделяли определенные суммы, но они недостаточны. Наши граждане, выходя на улицу, первым дело видят свой двор. Мы в последние годы привели в порядок общественные пространства: парки и скверы, набережную. Но, когда тебе во дворе присесть негде, все заставлено машинами, это неприятно», — напоминали организаторы слова главы республики в коротком видеоролике. 


Ранее «БИЗНЕС Online» уже рассказывал, что всего программа будет предусматривать 7 видов работ. Главное — это, понятно, асфальтирование проездов и тротуаров, замена колодцев, установка бортового камня, восстановление или организация освещения. Ряд вопросов требует отдельных решений: обустройство площадок ТКО, спортплощадки (там, где это возможно) и озеленение территорий. Многое зависит от активности людей — они при желании могут попросить чего-то особенного, добавив денег из своего кармана (такой опыт обкатывали, к примеру, в Зеленодольске). Предварительно БТИ провело инвентаризацию: всего в РТ 8 861 двор. В программу попадает 14 городов и поселков, где сосредоточено 85% многоквартирных домов, причем из общего количества исключаются недавно отремонтированные и новые дворы.

Точное число объектов, куда «прогуляются» строители, озеленители и организаторы встреч с населением, назвать пока нереально. То ли 1,5, то ли 2 тыс. территорий планируется закончить в 2020 году, но адреса пока в процессе. Окончательно определиться планируют в конце февраля. Принцип отбора в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» объяснила помощник президента РТ. Согласно требованиям, это дворы, отремонтированные либо построенные до 2014 года. «В первую очередь мы поедем в те дворы, где еще не ремонтировали асфальт. Идем к тем, кому не делали ничего! И когда выполним там, то начнем изучать другие территории. Думаю, к этому надо с пониманием относиться», — пояснила она принципы справедливости.


Само собой, возник и вопрос, будут ли отличаться подходы на селе и в городах. Подспудная логика понятна: где-то в подкорке у многих сидит, что городам достается все самое лучшее… Ханифов процитировал президента РТ, заметившего, что, вне зависимости от того, город это или поселок городского типа, подход к благоустройству должен быть на максимально высоком уровне. Другое дело, что все индивидуально. А вот результат, по словам Фишман-Бекмамбетовой, везде обещает быть на ура — в пример она привела благоустройство общественных пространств в Муслюмово, отметив попутно активные усилия главы района Рамиля Муллина. «Так же как и по паркам, вы же знаете. Мы не делаем в Казани хорошо, а в Актаныше плохо», — заметила помощница президента, которой, к слову, не пришлось переводить ни татарский вопрос журналиста, ни ответ министра, последовавший на том же языке. 

ПЯТЬ «ДВОРОВЫХ» ВАРИАНТОВ И ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: ПАРКОВКИ И МАШИНЫ

Сложность программы можно назвать беспрецедентной, а ее подрядчикам можно даже посочувствовать: им точно не будет просто. Удастся ли везде и всюду учесть какие-нибудь кабели и трубы под будущими парковками, тротуарами и прочими благами? Не придется ли потом вскрывать свеженькое покрытие, чтобы подлатать дыры? Как пройдет процесс проектирования, переговоров с людьми, отработка обратной связи с ними? И сколько скандалов придется пережить, когда спил аварийного дерева вызовет законный приступ алармизма у жителей дома, даже если они на обсуждении согласятся: рубить-то надо!

Каждый двор — своя индивидуальность. Одна из проблем, с которой столкнулись разработчики программы, — советская структура деления на кварталы, где двор не закрепляется за каждым конкретным домом, а объединяет пространство нескольких домов. Пример — квартал в районе Мусина, 61, куда прогулялись участники проектного воркшопа. В этом дворе есть детская площадка — одна на несколько домов, где-то через дом «подуставшее» поле с воротами, контейнерная площадка на весь микрорайон. Однако корреспондент «БИЗНЕС Online», оказавшийся здесь вместе с архитекторами, испытал некий когнитивный диссонанс: недурной асфальт без ям, детская площадка (навскидку — 6–7-летнего возраста), столбы освещения (ну да, не новые). А главное — масса деревьев, посаженных полсотни лет назад, а потому больших и настоящих. Это просто какая-то мечта советского гражданина в лучших проявлениях: как будто дома построены в парке! «В Казани что, нет „убитых“ территорий?» — мелькнула мысль и тут же пропала: услужливая память подсунула примеры, где на танке не проехать. Видимо, дабы не допустить этого «брожения неокрепших умов», результаты проектного воркшопа обсуждали только с чиновниками перед коллегией минстроя РТ, включая и замминистра строительства РФ Максима Егорова, высоко оценившего усилия республики в данном направлении и предсказавшего, что опыт Татарстана уж точно растиражируют по регионам России. Такую закрытость Фишман-Бекмамбетова объяснила тем, что пока программа не определена до конца, еще не решено, как пойдет проектирование, да и дворы-то взяты только в качестве примера. 

Казанские дворы накануне не обсуждали: столичные территории все-таки в массе своей не сравнить с городами поменьше. А люди в том дворе, кстати, говорили в основном об организации парковочных мест, хотя молодые архитекторы только пожимали плечами: мол, а о детях-то подумайте! Проезды в этом дворе хоть и заасфальтированные, но узкие: парковаться приходится под деревьями, на траве, поверх местной теплотрассы и, как водится, чуть ли не на детской площадке, парировали жители. Нелишне было бы вырубить и кое-какие деревья ради машин. Ну и, конечно, посадить что-нибудь взамен там, где надо, чтобы красиво стало. В соседних дворах, где нет асфальта, хорошо бы его сделать наконец. Было бы здорово «выдавить» железные гаражи в этом квартале (а то подростки, сами знаете, любят там пропадать!), заодно и запретить бабулькам кормить голубей у мусорной площадки, где управляющая компания заботливо уложила пару щитов специально ради птичьей столовой, а также изгнать незаконные парковки на территории дома, которую устроил соседний бизнес! В общем, мечтаний у активных жителей хватало, архитекторы все это заносили в свои планшеты, но парковка была проблемой номер один.

На брифинге тоже возник «машинный» вопрос: а не попросить ли авто из дворов совсем? Впрочем, автомобилистов успокоили: все будет так, как решится на обсуждении проектов. Фишман, кстати, вспомнила опыт «Стандарта двора» в Зеленодольске. Там в одном из домов автовладелец так полюбил ставить свое четырехколесное изделие впритык к двери подъезда, что потом возмущался, что ею соседи расцарапали лак у машины! Конфликт разрешился просто: мужчину убедили парковаться в другом месте, а для убедительности перекрыли возможность «въезжать» прямо в подъезд. Что ж, если где-то 80% двора заставят автомобилями, это будет выбор самих людей. А где-то территории позволят сделать цивилизованный участок парковки. Есть ведь в республике и такие дворы, где запросто влезет пара парков типа «Черного озера», отметила Фишман-Бекмамбетова и показала слайды челнинских комплексов.   

Воркшоп предполагал изучение пяти разных территорий в республике и выработку подходов на их примере. Были взяты казанские дворы (в Ново-Савиновском и Авиастроительном районах), дворы в Арске, Альметьевске и Набережных Челнах. Проблемы показали примерами из 27-го комплекса в автограде. «Вы же жили где-то по соседству, Фарид Мударисович?» — обратилась к Ханифову Наталия Львовна, и министр кивнул в ответ. Среди них ожидаемо оказалась неорганизованная парковка, отсутствие тротуаров, «скучное благоустройство» на огромных зеленых пространствах (тут можно посадить десяток-другой вертолетов, настолько участки большие). Проектировщики разработали схемы пешеходных путей и концепцию бульвара. Все в общем-то по стандартной схеме с парками: здесь места для тихого отдыха, тут детская площадка, а там выставочная зона. В Арске — малоэтажные и частные дома, в противовес челнинским многоэтажкам. И архитекторы оценили возможность переноса необходимого функционала из дворов в общественное пространство: во дворах для этого не всегда хватает места, и детские площадки зачастую выходят прямо на проезжую часть.

Основной посыл «Нашего двора» — не просто решить текущие вопросы горожан, но и заложить перспективу на 15–20 лет. Для общения с людьми в процессе проектирования появится специализированный кол-центр и сайт, плюс все существующие сейчас каналы: от «Народного контроля» до звонка в программу парков и скверов. «Вся система коммуникаций — под контролем президента РТ», — гласил один из слайдов презентации. 


АСФАЛЬТ УЛОЖАТ ДОРОЖНИКИ МИНТРАНСА РТ, А ПОДРЯДЧИКАМ-НОВИЧКАМ ХАНИФОВ ПОСУЛИЛ «СИТО ПРОВЕРКИ»

Какие подрядчики будут работать и есть ли по ним какая-то конкретика, поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online». Тем более что на коллегии минстроя для подрядчиков, задействованных в этой программе, даже выделили отдельные места в актовом зале. Глава ведомства дал понять, что отбор будет максимально серьезным.

«К компаниям, которые придут исполнять программу „Наш двор“, должно быть огромное доверие, — подчеркнул Ханифов. — Они должны быть проверенными — не один год и не два. Думаю, что это будут организации, которые показали себя в реализации крупных проектов». И если говорить об асфальтоукладке, то к ней, вероятно, привлекут компании, задействованные в крупных дорожных работах, то есть подрядчиков минтранса РТ. А что, тоже опыт маневрирования в узких дворовых проездах с минимальными объемами работ и массой народа, не все же километры трасс гнать под благородное урчание мощных и больших дорожных машин!

В вопросах инфраструктуры опираться тоже планируют на опыт программ, реализуемых в муниципалитетах уже не первый год, — по установке спортплощадок, лавочек, скамеек, урн, детских игровых площадок и тренажеров. «Уже наработан опыт. Конечно же, будем двигаться с его учетом. Случайные компании или, точнее, новые, которые придут работать, милости просим. Но, конечно же, проведем сито проверки — достаточно жесткой», — предупредил министр.

Помощник президента РТ добавила, что с этого года в стране предусмотрена сертификация детского игрового оборудования по новым требованиям. «Те объемы, которые необходимо сделать, не сможет реализовать только одна компания. Это просто физически невозможно. И мы сейчас занимались, в частности, тем, что общались с крупнейшими российскими сертифицированными производителями и выясняли, сколько вообще кто может взять, — пояснила Наталия Львовна и привела гипотетический (пока) пример. — У нас есть производственная организация „Зарница“, которая делает игровое и обучающее оборудование. Но она, может быть, способна потянуть в реальности одну сороковую от того объема, который нам необходим». Компаний, изъявляющих желание поучаствовать в программе, действительно очень много, и их отбор — это отдельный этап работы, которая еще предстоит, и выбору подрядчика тоже пришлось учиться. 


К деятельности, в частности, привлекли специалиста по детскому игровому оборудованию Наталью Зинченко. «Это очень серьезный эксперт, она прочитала нам духоподъемную лекцию, которая прямо-таки мурашки вызвала у многих из нас, — относительно того, как все страшно и ответственно с игровым оборудованием. И мы консультируемся с экспертами, проверяем новый тип сертификации и только с теми, кто его прошел, в принципе будем работать по данной программе», — спрогнозировала Фишман-Бекмамбетова. Однако конкретные компании, по ее словам, пока не определены, что и понятно: даже параметров программы еще нет, и районы наверняка станут что-то менять в своих планах по результатам воркшопа. 

Будет ли этот опыт использоваться при организации дворов в новых домах? Современные стандарты куда интереснее тех, что имелись раньше, дал понять Ханифов. Но все-таки опыт разработки стандартов учтут, тем более что первый замминистра строительства РФ Ирек Файзуллин как раз и отвечает в том числе за нормативные задачи ведомства. А в качестве иллюстрации министр вспомнил, как в минувшие выходные осматривал с Миннихановым новый квартал застройки «Салават Купере», на примере которого можно ознакомиться с новым подходом к дворам. «Там есть сквозные подъезды, где машины будут двигаться по внешнему периметру. А внутри жители могут выходить в свой двор — тоже из подъезда, но машин там уже нет», — пояснил Ханифов. Вот уж что, а это в старых дворах вряд ли сделаешь.