Вносимые изменения, по мнению местных властей и силовых структур, не ужесточают регламент использования беспилотников, а приводят его в соответствие с законодательством Вносимые изменения, по мнению местных властей и силовых структур, не ужесточают регламент использования беспилотников, а приводят его в соответствие с законодательством Фото: duma.gov.ru

«НЕ УЖЕСТОЧАЮТ РЕГЛАМЕНТ, А ПРИВОДЯТ ЕГО В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»

В совете по предпринимательству при президенте РТ на днях довольно горячо шло обсуждение поправок в регламент по выдаче разрешений на авиационные полеты в Казани, в том числе беспилотных летательных аппаратов. Необходимые разрешения владельцам воздушных судов и дронов выдают филиал «Татаэронавигация» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», а также комитет по транспорту исполкома города. Требования «Татаэронавигации» неизменны несколько лет. А вот регламент исполкома потребовал изменений, с которыми оказались не согласны в ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ. По данным ее руководства, в ней состоят более 300 пилотов, владеющих порядка 500 БПЛА.

Что меняется в документе? В проект обновленного регламента вернулся пункт о страховании ответственности владельца дрона. Помимо адреса взлета и посадки, в будущем придется указывать и GPS-координаты. А срок выдачи разрешения увеличился с 5 до 10 дней. Кроме того, в конце прошлого года изменился и подход к выдаче разрешений: теперь их может получить только владелец зарегистрированного дрона или его представитель по доверенности. Разрешение теперь нельзя взять на сутки. Но на пару часов, при условии того, что беспилотник может пролететь на одной зарядке 20–30 минут, исполком продолжит выдавать разрешения.

«Вносимые изменения не ужесточают регламент, а приводят его в соответствие с законодательством», — уточнила в ходе обсуждения и. о. заместителя председателя комитета по транспорту исполкома Казани Ирина Чупрова.

В проект регламента вернулся пункт о страховании ответственности владельца дрона. Помимо адреса взлета и посадки в будущем придется указывать и GPS-координаты. А срок выдачи разрешения увеличился с 5 до 10 дней В проект регламента вернулся пункт о страховании ответственности владельца дрона. Помимо адреса взлета и посадки, в будущем придется указывать и GPS-координаты. А срок выдачи разрешения увеличился с 5 до 10 дней Фото: «БИЗНЕС Online»

Никаких нарушений в поправках исполкома Казани не увидел и старший инспектор государственного авиационного надзора татарского УГАН Ространснадзора Фарид Булгаков. Он поддержал введение страховки (это прописано в воздушном кодексе), а ассоциации предложил упрощать не регламент Казани, а федеральное законодательство.

Немного предыстории. Муниципальные власти столицы РТ наделили полномочиями по выдаче этих разрешений в 2015-м. В тот же год был разработан и принят регламент. В 2017-м его упростили, вопрос выносился на обсуждение совета по предпринимательству РТ при президенте РТ. Так, был установлен пятидневный срок оказания услуги, исключен пункт о страховании ответственности владельца дрона из-за того, что на тот момент страховые компании в Казани не оказывали такую услугу.

Руководитель ассоциации БЛА в РТ Алексей Галютин накануне заметил, что страховка нужна для авиации общего назначения. «Есть страховые компании, которые, возможно, могут это сделать, созванивались», — добавил он. Открываем первую попавшуюся ссылку по запросу «страховка дрона»: калькулятор одной из страховых компаний показал, что на год полис будет стоить 2,9 тыс. рублей. Рассылку писем в страховые компании о возможности оказания такой услуги делали и в исполкоме. Но в ассоциации заявляют, что объявление на сайте — это одна история, а на практике страховку не дают!

Тут к дискуссии подключился начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти РТ и органами местного самоуправления МВД по РТ, полковник полиции Рустам Ибрагимов. «Если кодексом страховка предусмотрена, значит, она должна быть!» — сказал он, подчеркнув и то, что исполком не выходил за рамки своих полномочий. Такого же мнения придерживался и представитель ФСБ, участвовавший в дискуссии.

Руководитель ассоциации БЛА в РТ Алексей Галютин накануне заметил, что страховка нужна для авиации общего назначения Руководитель ассоциации БЛА в РТ Алексей Галютин накануне заметил, что страховка нужна для авиации общего назначения Фото: tatarstan.ru

«У НАС И КАПО, И КВЗ, И ПОРОХОВОЙ. В СЛУЧАЕ ЧЕГО СПРОС БУДЕТ ПО ПОЛНОЙ!»

В исполкоме Казани подчеркивают, что для публичного обсуждения и проведения антикоррупционной экспертизы проект документа был размещен на сайтах «Официальный Татарстан», kzn.ru. Заинтересованным лицам рекомендовали вносить свои предложения к проекту регламента. Правда, на момент дискуссии ни от ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ, ни от отдельных пилотов предложений не поступило. Галютин, однако, утверждал, что он пытался донести свои идеи, но не был услышан. Впрочем, он и на встрече в совете не стал говорить, какие пункты законодательства нарушает новая версия еще не принятого официально регламента. 

А тем временем дроны время от времени падают, и это вызывает вопросы у контролирующих органов. Булгаков отметил случай падения гражданского беспилотника на территории «Казаньоргсинтеза» в 2018 году. «Кто владелец? Место запуска и посадки, координаты должны быть точными, — подчеркнул важность этих моментов Булгаков. — У нас и КАПО, и КВЗ, и пороховой. В случае чего спрос будет по полной!»

Ибрагимов привел другой пример. Летом прошлого года, только за время церемонии открытия и закрытия мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills, было пресечено 15 случаев полетов вокруг «Казань Арены» и пять — над самим стадионом.

Летом прошлого года только за время церемонии открытия и закрытия мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills было пресечено 15 случаев полетов вокруг стадиона «Казань Арена» и пять — над самим стадионом Летом прошлого года, только за время церемонии открытия и закрытия мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills, было пресечено 15 случаев полетов вокруг «Казань Арены» и пять — над самим стадионом Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что отсутствие разрешения хотя бы одного органа ведет к штрафу физлица или юрлица, поднявшего дрон в воздух. Штраф ощутимый: для физлиц от 20 до 50 тыс. рублей, от 100 до 150 тыс. рублей — для должностных лиц и для юрлиц — от 250 до 300 тыс. рублей. Если, конечно, поймают нарушителя. 

В то же время исполком Казани выдает разрешение только на взлет и посадку, поэтому в случае падения дрона отвечать будет и тот, кто выдал разрешение на полет. За движение в самом воздушном пространстве несет ответственность уже «Татаэронавигация». Но и в воздухе есть свои проблемы. Город поделен на пять зон полетов. И, если в одной из зон получил разрешение на полет беспилотник, пролететь в ней уже не может никто, кого бы этот вертолет ни перевозил. Если тот, кто занял небо первым, не посадит свой дрон по просьбе диспетчера «Татаэронавигации», то войти в эту зону нельзя. Надо облетать, делать крюк.

«Если один [пользователь воздушного пространства] заявился, второй уже не может подать. Он уже будет нарушителем», — сказал начальник службы управления воздушным движением казанского центра организации воздушного движения Дамир Ахметшин. Наличие этой проблемы на встрече подтвердил и представитель Росгвардии.

НАСКОЛЬКО СТРАШЕН ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОЛЕТ В КАЗАНИ

В ассоциации же беспилотных летательных аппаратов настаивают на том, что процесс получения разрешений усложняется. Галютин приводил в пример Екатеринбург, где есть практика выдачи разрешений на полеты аж на целый год! Но в комитете по транспорту Казани тоже не против дать разрешения на полеты на столь длительный период — только укажите даты, место и координаты взлета и посадки, чего, кстати, требуют и в Екатеринбурге.

Любопытной оказалась и деятельность ассоциации пилотов БПЛА РТ, которая представляет из себя некоммерческую организацию. «Мы не получаем и не можем получать прибыль с нашей деятельности», — говорится на сайте. Правда, на этой же странице указана цена за использование некоего сервиса. Корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже заглянул в прейскурант. Так, регистрация полетов в синих и желтых зонах (две из пяти зон, на которые поделено воздушное пространство Казани) без ограничений обойдется в 1 тыс. рублей в месяц, любительское использование — в 500 рублей в месяц. Разовый дневной абонемент стоит 3 тыс. рублей. «Оплата производится онлайн с помощью дебетовых или кредитных карт. Для юридических лиц возможна оплата по безналичному расчету. Для этого необходимо обратиться к председателю ассоциации», — говорится на сайте ассоциации.

Галютин на встрече объяснил, что деньги берут только с тех, кто зарабатывает на полетах, а, например, авиамодельным кружкам помогают бесплатно.

«Почему преподаватели кружков не обращаются в транспортный комитет напрямую? — задала вопрос Чупрова. — Может быть, они просто запуганы вашими рассказами о том, что получить разрешение архисложно? Так вот, процесс этот не настолько сложен, как вы его описываете владельцам дронов!»

«Если один [пользователь воздушного пространства] заявился, второй уже не может подать, Он уже будет нарушителем» «Если один [пользователь воздушного пространства] заявился, второй уже не может подать. Он уже будет нарушителем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как проблема решается в других городах? Для примера: в Москве срок оказания услуги — 24 рабочих дня с возможностью приостановки до 60 дней. Власти Санкт-Петербурга на выдачу разрешения берут 30 дней, Екатеринбурга — 11 рабочих дней, Краснодара — 45 календарных дней. Более того, в Краснодаре перед выдачей разрешения назначается межведомственное заседание. При этом в Казани согласование на полет требуется только от ФСБ. Остальным (МВД РФ по РТ, Росгвардии, «Татаэронавигации») фактически приходит отсылка уведомлений, что делает процесс быстрее. Пакет обязательных документов для получения разрешения один и тот же для всех городов, на то и федеральное законодательство, не считая того, что в Казани пока не требуется страховка.

Сейчас новый регламент исполкома проходит стадию согласования с органами власти, антикоррупционную экспертизу, а принять его планируется в ближайшее время. Пока получить услугу можно полностью в электронном виде (в случае наличия электронной цифровой подписи). Если ЭЦП нет, то нужно подать письменное заявление в комитет по транспорту. В исполкоме также рекомендуют владельцам дронов получать разрешения на полеты напрямую через комитет по транспорту.