«Сегодня общался со своими китайскими коллегами, они настроены оптимистично. Тот вирус, про который нам рассказывают, не так страшен, как его малюют. Это больше политическое явление с целью того, чтобы каким-то образом прижать Китай», — рассуждают предприниматели, чье дело связано с Поднебесной. Каких-либо стратегий ухода от китайской зависимости малый и средний бизнес не строит, не считая коронавирус серьезной угрозой. Больше всех пока что страдает только туризм.
На КАМАЗе заявили, что из-за распространения коронавируса в Китае могут возникнуть риски снижения производственных планов
АНТИКРИЗИСНЫЙ ШТАБ КАМАЗА
Приостановление авиасообщения с Китаем, сложности с грузоперевозками внесли свои коррективы в планы бизнеса, который завязан на контактах с Поднебесной. Однако, как выяснилось, сложности возникли не у всех — паникует крупный бизнес, малый и средний же пока не почувствовали на себе изменений.
На КАМАЗе заявили, что из-за распространения коронавируса в Китае могут возникнуть риски снижения производственных планов. Это прозвучало во время совещания гендиректора автогиганта Сергея Когогина с руководителями профильных ведомств. На февраль производство пока что обеспечено комплектующими, а в марте ситуация может ухудшиться из-за введения ограничительных мер. Как выяснилось, от Китая никуда не деться, потому что большинство комплектующих, независимо от того, в какой стране их производят, в своем составе имеет элементы из КНР. Поэтому на КАМАЗе создали штаб, который будет оперативно реагировать на возникающие вызовы. Руководить штабом станет лично Когогин. Предполагается, что штаб, если понадобится, будет оперативно вносить корректировки модельного ряда для производства и искать альтернативных производителей комплектующих.
О паузе в запуске проекта по производству электросамокатов для езды по снегу заявил собственник компании «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров
О паузе в запуске проекта по производству электросамокатов для езды по снегу заявил собственник компании «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. В комментарии «БИЗНЕС Online» он пояснил, что самокаты планировалось собирать из комплектующих из КНР. «Мы отправляем партнерам из Китая запросы на ценообразование, сроки поставки. Сейчас пока те партнеры, с которыми мы налаживаем отношения, просят паузу до 10 февраля. Говорят, что у них, во-первых, китайский Новый год, во-вторых, им непонятно, когда они выйдут на работу и как у них будут обстоять дела с сырьем, — рассказал Абдулнасыров. — Сейчас пока ничего внятного они не говорят, просят подождать. Они, конечно, верят, что у них все нормализуется, и я на это надеюсь».
Что касается самого вируса, то Абдулнасыров склонен считать ситуацию еще одной вспышкой острого респираторного заболевания. «Так или иначе, к сожалению, очень много людей каждый год погибают от разных форм гриппа. У китайцев сейчас это национальная проблема, она не является мировой. Очень жаль, что такое происходит. С точки зрения локальной ситуации — это проблемы. Мы же, люди, которые живут достаточно далеко, на себе их не ощущаем. Это касается только каких-то деловых отношений», — поделился мнением руководитель «Автосеть.РФ».
Много работы из-за отмены авиарейсов из России в Китай испытывают туристические агентства. Компании вынуждены в спешном порядке оформлять для туристов путевки в другие страны
СЛОЖНОСТИ ТУРИЗМА
Много работы из-за отмены авиарейсов из России в Китай испытывают туристические агентства. Компании вынуждены в спешном порядке оформлять для туристов путевки в другие страны, причем покупая новые туры за свои деньги. Возврат за прежние пока не начался. «Продажи туров остановлены, вылеты в Китай прекращены еще на прошлой неделе. Мы сейчас разбираемся с теми турами в КНР, которые были забронированы на более поздние даты — февраль, март, апрель. Перед нами стоит задача либо вернуть деньги, либо перебронировать туристов на другие направления», — рассказывает директор турагентства «Фортуна» Роза Сироткина. Из региона в Китай летали в основном через туроператора «Тез-тур», компания еще не начала возвращать средства за туры. «Пока никто не торопится возвращать деньги, вот в чем дело. Я еще не могу сказать, выльется это в проблему или нет», — говорит Сироткина. По ее словам, туроператор пока только прислал письмо, в котором указал лишь дату, 17 февраля: видимо, после этого числа будет производиться перерасчет. Осложняется ситуация тем, что не всегда удается бронировать новые туры через тот же «Тез-тур».
«Туристы, которые собирались в Китай, вынуждены менять направление, им нужно срочно выбирать другую страну — это может быть Таиланд, Вьетнам, Эмираты, Доминикана, Куба. Но это не всегда тот же туроператор. Поставщиком услуг в большинстве своем выступает другая фирма, не „Тез-тур“», — рассказывает директор «Фортуны». В итоге турагентство вынуждено бронировать туры на свои деньги в надежде, что позже туроператор вернет стоимость «сгоревших» поездок. В турагентстве «Фортуна» речь идет о 19 путевках, за которые нужно вернуть деньги и перебронировать по новым направлениям.
«Нам туроператор не то что не вернул деньги, пока не определили схему возврата. Ясно будет только после 17 февраля. Я надеюсь, что это не станет проблемой, но пока вот такая ситуация складывается. Получается, что мы работали, ничего за это не получили и даже вложили свои деньги. А сейчас нужно столько работы заново провести, чтобы вернуть средства и выбрать туристам новые направления. Ничего хорошего для нас в этой ситуации нет. Но лишь бы все были здоровы и наладилась ситуация. А так, конечно, это ударило по турбизнесу», — говорит Сироткина.
На челнинском рынке «Шелковый путь» тоже не паникуют — китайцы ушли с площадки уже давно
Перевозчики грузов из Китая пока не паникуют, тем более что грузовое сообщение с Поднебесной на дальневосточных пунктах пропуска возобновили. Директор компании «Кама-Экспресс» Дмитрий Калинин объясняет, что пока никаким существенным корректировкам его бизнес не подвергся. «На данном этапе пока никакие коррективы вносить не пришлось, потому что Китай еще только вышел с праздников. У нас были контакты на февраль, они в силе. Грузоперевозки как были, так и есть, никуда не денутся. Единственный нюанс — возможно, придется корректировать маршрут, потому что хотели везти на авто, а автограница сейчас закрыта», — пояснил Калинин. Отметим, что 3 февраля пункты на Дальнем Востоке все же частично открыли. В любом случае, объясняет Калинин, запасные пути есть — либо морем, либо по железной дороге.
«Я пока не ощутил серьезных изменений. Сегодня общался со своими китайскими коллегами, они настроены оптимистично. Тот вирус, про который нам рассказывают, он не так страшен, как его малюют. А умирают в основном пожилые люди, которые имели тяжелые болезни. Я считаю, что это больше политическое явление с целью того, чтобы каким-то образом прижать Китай. Это скорее из области большой политики, чем из экономики», — рассуждает директор компании «Кама-Экспресс».
Первый резидент ТОСЭР «Нижнекамск», компания с китайским капиталом «Камасталь», пока не планирует корректировать производственные планы, несмотря на то что у компании есть поставщики из Китая
«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» БЕЗ КИТАЙЦЕВ
На челнинском рынке «Шелковый путь» тоже не паникуют — китайцы ушли с площадки уже давно. «У нас нет представителей Китая сейчас. В 2014 году все шло очень хорошо, были представители и Китая, и Вьетнама. Но с китайцами перестали сотрудничать где-то год назад — видать, кризис на них действует тоже. Сейчас местные продавцы — и из Вьетнама. Насколько я знаю, наши арендаторы напрямую из Китая ничего не возят, они везут из Казани и Москвы. У нас рынок как работал, так и продолжает, — рассказали в администрации рынка. — У нас больше говорят о том, что предпринимателей душат налогами, а не про эпидемию из Китая. Больше мы боимся своего государства».
Первый резидент ТОСЭР «Нижнекамск», компания с китайским капиталом «Камасталь», пока не планирует корректировать производственные планы, несмотря на то что у компании есть поставщики из Китая. Напомним, что фирма занимается окрашиванием рулонной стали. «На Дальнем Востоке восстановили грузовое сообщение с Китаем, потому что якобы вирус не живет отдельно от человека. Поэтому, я думаю, новых поставщиком нам искать не нужно. Дело в том, что у нас есть как российские поставщики, так и китайские. Поэтому мы без вреда для производства можем перейти на местных поставщиков в случае прекращения сообщения с Китаем. Но пока мы спокойно получаем все что нужно, работаем в прежнем режиме», — рассказала директор «Камастали» Алевтина Кузьмина.
Сосед китайского предприятия по промпарку Булат Мотигуллин, который выпускает стройматериалы из окрашенной китайцами стали, тоже не видит повода для беспокойства. «Мой бизнес не связан с Китаем. Да, мы используем материалы „Камастали“, но они же здесь находятся. Оборудование у нас китайское, но оно уже работает. Запчасти можно найти здесь, проблем нет. Для нас — никаких изменений», — заверил Мотигуллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.