УЧАСТНИКИ:

Риназ Якупов — директор по продажам ГК «Апельсин» в Закамском регионе.

Владимир  Апраксин — директор ГК «Диалог- Авто».

Газинур Рахимов — исполнительный директор ГК «Диалог-Авто».

Евгений  Сальцын  директор по развитию бизнес-процессов компании «Диалог-Авто».

Модератор — Ринат Билалов, генеральный директор ООО «Закамская медиагруппа». 

Челнинские автодилеры начали заседание круглого стола с подведения итогов прошедшего года Челнинские автодилеры начали заседание круглого стола с подведения итогов прошедшего года Фото: Олег Спиридонов

«новые автомобили мы продаем практически в ноль»

Круглый стол начался с подведения итогов прошлого года. Владимир Апраксин рассказал, что его компания, владеющая в Закамье, на юго-востоке Татарстана и в Казани пятью автосалонами, в прошлом году стала дилером китайского бренда Haval в Альметьевске. Кроме этого, изменился формат работы и с другим автопроизводителем из Поднебесной — компанией Geely. Если раньше c концерном Geely автосалон предпочитал работать в формате мультибрендового автосалона, то с прошлого года, увидев успехи китайской компании на российском рынке, в «Диалог-Авто» приняли решение заключить дилерское соглашение. Директор автосалона также отметил, что по итогам года компания зафиксировала серьезный рост продаж в Альметьевске, который, по его словам, произошел благодаря усилению работы по направлению Trade-in.

Евгений Сальцын отметил также, в 2019 году были серьезно улучшены позиции по направлению продаж новых автомобилей по системе Trade-in, а сам факт наличия у компании дилерских соглашений с двумя мощными китайскими брендами он назвал инструментом для пополнения парка автомобилей с пробегом.

«То, что мы получили дилерство Geely и Haval, — это для нас скорее не инструмент для зарабатывания денег на данных марках, а средство для пополнения нашего парка автомобилей с пробегом, на котором мы в итоге зарабатываем», — говорит он. По его словам, 15–20 новых проданных автомобилей в месяц погоды для компании не делают, поэтому бизнес сегодня выстраивается именно на продаже машин с пробегом.

«Ситуация на рынке сейчас такая, что новые автомобили мы продаем практически в ноль. А на сданном по программе Trade-in мы уже зарабатываем какое-то количество денег», — раскрыл внутреннюю кухню автобизнеса Сальцын. По его словам, постепенно в портфеле продаж компании увеличивается процент автомобилей с пробегом. Если в 2018 году компания продавала 60% машин новыми и лишь 40% подержанными, то в 2019-м доля продаж новых авто уменьшилась примерно на 5%, а продажи подержанных, напротив, увеличились на такой же процент.

По словам Газинура Рахимова, в 2019 году многие китайские компании начали выставлять более жесткие требования своим дилерам. «Если раньше китайские компании допускали продажу своих автомобилей в мультибрендовых автосалонах, то в 2019 году требуют уже монобренд», — заявил Рахимов. По его словам, в 2019-м в совокупности китайские автобренды показали в России рост продаж на 14%, притом что в целом общая доля китайских брендов не превышает 3%, а весь авторынок показал снижение на 2,3%.

ГК «Апельсин» известного в Татарстане бизнесмена Руслана Абдулнасырова владеет в Закамье и на юго-востоке Татарстана четырьмя автосалонами по продаже новых автомобилей, и еще пять автоцентров компании «заточены» на работу исключительно с подержанными машинами.

Риназ Якупов рассказал, что в 2019 году компании не удалось увеличить объемы продаж новых автомобилей в сравнении с 2018-м. Продажи машин марок LADA, KIA и Peugeot/Citroen, дилерство по которым имеет компания, остались на прежнем уровне, но направление автомобилей с пробегом, как основное ГК «Автосеть.рф», показало существенный рост — 25%. Это, по его словам, связано с открытием трех новых автоцентров в Закамье, торгующих подержанными автомобилями. Напомним, «Автосеть.рф» в июле 2018 года выкупила у структур ДБЦ три автосалона, расположенных на проспекте Хасана Туфана в Челнах, где впоследствии открыла автосалон по продаже автомобилей с пробегом, дилерский центр Peugeot/Citroen и совместный с ГИБДД проект — центр оформления ДТП.

После ухода с российского рынка компании Ford в прошлом году ГК «Апельсин» оставила за своим нижнекамским автоцентром марки только договор на сервисное и гарантийное обслуживание. «Для нас, конечно, уход Ford из России стал большой неожиданностью. На момент принятия такого решения американской корпорацией мы только как полгода стали дилерами марки. Часть затрат на открытие автоцентра концерн, конечно, нам возместил и заключил затем с нами соглашение на обслуживание», — говорит Якупов.

Размышляя об общем спаде потребительской активности, ставшей, по мнению всех участников круглого стола, следствием глубокой закредитованности населения, Якупов отметил, что по его компании доля продаж новых автомобилей с привлечением кредитных средств осталась на уровне 2018 года. Порядка 70% покупок в автосалонах «Апельсин» совершается с привлечением займов. Одобряемость кредитов банками также не поменялась — около 80% поданных заявок удовлетворяется. При этом он отметил, что бо́льшая часть подержанных автомобилей в 2019-м стала приобретаться также при помощи заемных средств.

«Раньше с привлечением кредитов, как правило, приобретался новый автомобиль, а сейчас бо́льшая часть покупателей обращаются за кредитом в банк, чтобы купить и подержанную машину. Когда правительство „включает“ какую-либо программу господдержки, люди стараются купить новое авто. Как только программа останавливается, народ переключается на подержанные. И у нас, соответственно, продажи скачут из-за этого. У нас четвертый квартал 2019 года был достаточно тяжелым. Программы господдержки уже не работали, и продажи новых машин приостановились, пошла стагнация. А в 2020-м, с началом действия госпрограммы, все восстановилось. И хотя сейчас эксперты и прогнозируют по 2020 году падение рынка новых автомобилей на 8 процентов, мы пока на себе серьезного снижения не почувствовали. У нас продажи идут на уровне 2019-го», — отметил он.

Евгений Сальцын заявил, что действие программ господдержки в стране на практике больше напоминает поддержку бренда Lada, так как в основной своей массе под условия госпрограммы подходят лишь модели АвтоВАЗа Евгений Сальцын заявил, что действие программ господдержки в стране на практике больше напоминает поддержку бренда LADA, так как в основной своей массе под условия госпрограммы подходят лишь модели АвтоВАЗа Фото: Олег Спиридонов

«ВСЕЛЯЕТ ОПТИМИЗМ НЕДАВНЯЯ СМЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Сальцын, в свою очередь, заявил, что действие программ господдержки в стране на практике больше напоминает поддержку бренда LADA, так как в основной своей массе под условия госпрограммы подходят лишь модели АвтоВАЗа и небольшое количество моделей класса В и В+ иностранных брендов в базовых или средних комплектациях.

«Ценники уже на бо́льшую часть автомобилей класса B, продающихся в России, начинаются от 1 миллиона рублей. Для бренда LADA — это, конечно, отличная поддержка, но в целом для авторынка действие госпрограмм субсидирования процентной ставки как мертвому припарка. Для поддержки авторынка в стране нужны кардинально иные меры», — считает директор по развитию бизнес-процессов.

Апраксин признался, что в некотором смысле в него вселяет оптимизм недавняя смена правительства. «Чтобы автомобильная отрасль работала, нужно, чтобы в стране начали людям платить достойные заработные платы, чтобы реально начал подниматься уровень доходов. Должна вестись речь не о том, что МРОТ поднимется, условно говоря, на 500 рублей. Это, конечно, все глупости. Нужно, чтобы в стране реально начал подниматься общий уровень благосостояния граждан. Если правительству удастся эту проблему решить, то тогда в автобизнесе все будет хорошо. Если нет, то все станет плохо», — уверен Апраксин.

Что же касается роста продаж автомобилей с пробегом, который зафиксировали многие игроки на рынке в 2019 году, то этому во многом способствовало то обстоятельство, что банки стали предоставлять по кредитам адекватные процентные ставки. «Если в 2018-м ставка по кредитам на подержанные автомобили доходила до 28 процентов годовых (!!!), то в 2019-м — средняя реальная ставка установилась на уровне 10–12 процентов», — привел пример Сальцын.

В целом по его компании процент одобрения заявок на получение кредита чуть пониже — банки одобряют порядка 70% автокредитов. При этом само количество заявок на кредиты увеличилось значительно, но в силу сильной закредитованности населения далеко не все из обратившихся получают одобрение, говорит он.

Владимир Апраксин: «Какой сегодня бизнес у перекупщика? Купить машину с большим пробегом подешевле, скрутить пробег и продать ее подороже. Автосалоны на это сегодня не идут, потому что дорожат своей репутацией» Владимир Апраксин: «Какой сегодня бизнес у перекупщика? Купить машину с большим пробегом подешевле, скрутить пробег и продать ее подороже. Автосалоны на это сегодня не идут, потому что дорожат своей репутацией» Фото: Олег Спиридонов

«СЕЙЧАС ТОЧНО НЕ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЙ АВТОСАЛОН»

Статистика показывает, что в 2019-м в целом по стране стало на 80 автодилеров меньше. Причем в этом числе есть и достаточно крупные автохолдинги. За два последних года с авторынка ушли ГК «Независимость», ГК «Рольф» в настоящее время находится в стадии дробления и продажи. По мнению Сальцына, в масштабах России наступают времена монополизации. «Те, кто скупает сегодня автоцентры, пока не видят даже горизонта окупаемости своих инвестиций и делают это с надеждой на какую-то перспективу, на будущее, но сейчас точно не время, чтобы открывать новый автосалон», — отмечает Сальцын.

В целом все участники круглого стола, оценивая перспективы 2020 года для автобизнеса, склонны считать, что рынок ожидает серьезная просадка. «Результаты будут разные у различных марок. Те, кто выводит на рынок новые и нужные рынку модели, безусловно, получат рост продаж, к примеру, KIA со своей новой моделью Seltos или Skoda с моделью Karoc. Но в целом мы согласны с прогнозом, который дает ассоциация европейского автобизнеса, о снижении рынка на 8 процентов. Будет вялое сползание…» — заявил Апраксин.

«Ну и, естественно, нужно правильно выстраивать работу по автомобилям с пробегом, потому как новых машин продается все меньше и меньше. От того, как компаниям будет удаваться это направление, и зависит итоговый результат», — добавил Сальцын.

По наблюдениям всех участников, в крупных городах республики люди стали чаще покупать подержанные автомобили, при этом не является препятствием тот факт, что у машины, к примеру, имеется два или три крашенных элемента.

«Если покупатель приехал к нам за подержанной машиной откуда-то из Удмуртии, Башкортостана или райцентра, то он непременно будет искать авто, у которого имелся один хозяин и которое имеет небольшой пробег, — делится своими наблюдениями Сальцын. — А жителей крупных городов вообще не смущает, что у машины, к примеру 2014 года выпуска, было два или три хозяина. Они смотрят в целом состояние автомобиля, цену, даже наличие крашенных элементов не является для них каким-либо большим препятствием. Если цена приемлемая, они покупают ее, очевидно, с расчетом на то, что, поездив пару лет, потом точно также сдадут в Trade-in и пересядут на другую машину».

Все участники круглого стола, оценивая перспективы 2020 года для автобизнеса склонны считать, что рынок ожидает серьезная просадка Все участники круглого стола, оценивая перспективы 2020 года для автобизнеса, склонны считать, что рынок ожидает серьезная просадка Фото: «БИЗНЕС Online»

Участники рынка также отметили, что с появлением сервисов, при помощи которых можно проследить реальную историю любой машины, проблема «скрученных пробегов» сходит на нет. «Историю автомобиля, который даже пять лет назад где-то обслуживался, можно легко отследить. Раньше покупатель убегал от машин с пробегом 100 тысяч километров, потому что реально не знал историю, а сейчас, когда люди могут видеть ее, спокойно покупают авто с пробегом и в 160, и в 180 тысяч километров. Если цена адекватная, а состояние автомобиля хорошее, почему бы нет?» — говорит Сальцын.

По словам Рахимова, продавая подержанные автомобили, автосалоны сейчас стараются всю информацию по истории авто предоставлять покупателю. «В нашей компании строгое табу на то, чтобы скрыть какой-то дефект или недостаток  перед покупателем. Мы всю имеющуюся информацию ему предоставляем. И клиент, естественно, начинает больше доверять», — говорит он.

Директор по продажам «Апельсина» заявил, что его компания предоставляет на проданные подержанные машины еще и дополнительную гарантию. «Естественно, мы каждый выкупаемый у клиента автомобиль проверяем. Но если после его продажи в течение месяца с машиной клиента случается какая-то поломка и мы понимаем, что хозяин авто не мог какими-то неправильными действиями на это повлиять, то принимаем решение о замене такого автомобиля. Это ведь вопрос доверия клиента к компании. Если ты покупателю все рассказываешь про автомобиль, не скрываешь его историю, то у него появляется доверие к тебе и за своей следующей покупкой он снова приедет именно к тебе», — уверен Якупов.

Апраксин считает, что если за скручивание пробега машины будет введена уголовная ответственность (с такой инициативой недавно выступила ассоциация российских автомобильных дилеров), то это благоприятно отразится на автобизнесе в целом.

«Какой сегодня бизнес у перекупщика? Купить машину с большим пробегом подешевле, скрутить пробег и продать ее подороже. Автосалоны на это сегодня не идут, потому что дорожат своей репутацией. А перекупщик подобное делает запросто. Но если это будет для перекупщика чревато, то рынок поменяется. Бо́льшая часть продаж автомобилей переместится в автосалоны, а перекупщики просто выпадут из цепочки. Скрученные пробеги ведь таят в себе еще и такую опасность, что из-за них водитель может попасть в критическую ситуацию. Бывали случаи, когда человек покупал машину, не подозревая, что у нее скручен пробег, отправлялся в какой-то дальний путь зимой, и на моторе обрывался ремень ГРМ… Так что скручивание пробегов — это серьезное преступление, я считаю, которое может привести даже к трагедии. И за это, конечно же, надо наказывать», — говорит он.

Риназ Якупов: «Мы проверяли много раз, если ты даешь объявление о продаже машины в Avito, тебе звонят в основном не физлица, которым нужен автомобиль, а перекупщики. И идет не торг, а скорее какой-то развод» Риназ Якупов: «Мы проверяли много раз: если ты даешь объявление о продаже машины на Avito, тебе звонят в основном не физлица, которым нужен автомобиль, а перекупщики. И идет не торг, а скорее какой-то развод» Фото: Олег Спиридонов

СРЕДНИЙ СРОК ВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ УВЕЛИЧИЛСЯ ДО пяти ЛЕТ

Интересно, но на фоне практически двукратного увеличения срока владения автомобилем в среднем по стране (сейчас владелец автомобиля меняет машину в среднем после пяти лет пользования ею) директор по продажам «Апельсина» заявил, что «усредненный» клиент его компании меняет машину через один или два года после покупки. Правда, бо́льшая часть из выставленных на продажу автомобилей в его компании все равно имеют возраст около пяти лет.

«У нас нет никаких ограничений по выкупу авто, касающихся их возраста или цены. Даже если машина стоит 20 тысяч рублей, на нее все равно есть свой клиент», — говорит он.

«Более того, у нас стоит задача выкупить любой автомобиль, который хочет в счет продажи другого сдать наш клиент. Нужно, чтобы человек понимал, что в автосалоне у него машину купят в любом случае. У нас установка — договариваться на любую машину. К примеру, недавно клиент, чтобы купить у нас новый Haval, сдал свой старый „КАМАЗ“. А как еще мы можем увеличить свои продажи, если будем разворачивать таких покупателей?» — говорит Сальцын, добавляя, что на сегодняшний день практически 98% покупок автомобилей китайских марок в его компании происходит с применением системы Trade-in.

В «Апельсине», по словам Якупова, марку KIA с применением Trade-in выбирают 70% покупателей, а по марке LADA старую машину сдают в автосалон 56% покупателей. Довольно высокий процент людей, выбирающих Trade-in, продавцы автомобилей объясняют существенными скидками на новые автомобили, которые предоставляет автопроизводитель. Скидка, по их словам, с лихвой перекрывает потери покупателя при продаже машины дилеру. Якупов считает, что, помимо этого, есть и еще один немаловажный фактор, из-за которого клиенты предпочитают машины покупать в автосалонах, а не по объявлениям на Avito или других агрегаторах.

«Мы проверяли много раз: если ты даешь объявление о продаже машины на Avito, тебе звонят в основном не физлица, которым нужен автомобиль, а перекупщики. И идет не торг, а скорее какой-то развод. А если человек приехал в автосалон, ему сделали оценку его автомобиля, он смотрит результаты диагностики — если он с ней согласен, то, как правило, готов немного подвинуться по цене. А если нет, то мы можем ему показать выявленный недостаток или неисправность машины, пока она висит на подъемнике», — говорит Якупов.

«И в этом случае цена более-менее адекватна для обеих сторон сделки. А когда к продавцу приезжают перекупщики, как правило, сразу группами по 3–4 человека, то они начинают просто морально на клиента давить», — добавляет Рахимов.

Газинур Рахимов: «К нам часто в сервис приезжают машины, которые были куплены в Армении, могу прямо сказать — состояние «не айс» Газинур Рахимов: «К нам часто в сервис приезжают машины, которые были куплены в Армении, могу прямо сказать: состояние не айс» Фото: Олег Спиридонов

«АРМЯНСКОЙ СХЕМЕ ВВОЗА В РОССИЮ АВТОМОБИЛЕЙ СКОРО ПРИДЕТ КОНЕЦ»

Игроки рынка уверены, что льготный, без растаможивания, канал ввоза автомобилей из Армении, который обрел популярность в последнее время среди покупателей машин в России, благодаря членству закавказской страны в ЕвразЭС, в ближайшее время будет перекрыт.

«Наше государство не позволит долгое время использовать подобную лазейку, — уверен Сальцын. — Мы разговаривали по этому поводу с большими чинами в ГИБДД, они тоже заверяют нас, что ввоз в Россию машин из Армении без уплаты таможенных пошлин — временное явление».

По наблюдениям Рахимова, в Армении в основном покупают сейчас нишевые модели — те, которые проблематично купить в России, например минивэны. И состояние пригнанных авто он оценивает как не очень высокое.

«К нам часто в сервис приезжают машины, которые были куплены в Армении, могу прямо сказать: состояние не айс. Да, у таких автомобилей, как правило, отсутствует коррозия в силу того, что они были пригнаны из стран с жарким и сухим климатом, например из ОАЭ, но в остальном, конечно, авто оставляет желать много лучшего», — говорит он.

По словам участников круглого стола, вопрос, касающийся получения покупателями новых автомобилей государственных номерных знаков непосредственно при покупке машин, пока находится в подвешенном состоянии. В МВД не принят соответствующий регламент.

«Новый закон, позволяющий автосалонам выдавать покупателям машин госномера прямо при выдаче автомобилей, пока не работает. И когда заработает — неизвестно. Мы обращаемся по этому поводу в ГИБДД, спрашиваем, когда мы сможем начать предоставлять своим клиентам такую услугу. Нам говорят, что закон уже есть, он принят. С 1 января клиент, купивший машину у официального дилера, может приехать со свидетельством о регистрации и получить готовые госномера. Но проблема в том, что пока не принят регламент оказания данной услуги. В этом вся загвоздка. А статья КоАП о нарушении данного пункта закона и штрафы уже есть», — говорит Сальцев.

«Сегодня автомобиль для людей, особенно для молодых, не является предметом даже пятой необходимости... Каршеринг ведь сегодня реально обходится значительно дешевле, чем собственный автомобиль» «Сегодня автомобиль для людей, особенно для молодых, не является предметом даже пятой необходимости... Каршеринг ведь сейчас реально обходится значительно дешевле, чем собственная машина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЛОДЫЕ ЛЮДИ СЕГОДНЯ — БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ»

Гости мероприятия также отметили еще одну негативную, с их точки зрения, тенденцию. Сегодня молодежь, особенно в крупных городах, не особо стремится обзавестись автомобилем. 

«Сегодня автомобиль для людей, особенно для молодых, не является предметом даже пятой необходимости. Они спокойно  пользуются каршерингом и даже не задумываются о покупке собственного авто. Они говорят: „Машину купить? Да на фиг мне это надо! Я на такси езжу“. Каршеринг ведь сегодня реально обходится значительно дешевле, чем собственный автомобиль. Молодое поколение — те, кто родился на рубеже тысячелетий, — сегодня реально умеют считать деньги», — говорит Сальцын.

«Мы общаемся с руководителями автошкол. Они тоже обеспокоены тем, что сейчас уже нет того вала желающих обучиться на водительские права, как еще несколько лет назад. Раньше очереди в автошколы были на полгода вперед. А сейчас еле-еле группы для обучения набирают. Молодежь вообще в автошколы не идет учиться», — говорит Рахимов.

По словам Якупова, все эти тенденции, безусловно, окажут серьезное влияние на автобизнес. «Молодые люди говорят: зачем мне машина? Я в Нижнекамске вызвал такси за 60 рублей и уехал куда мне надо. Наш бизнес через 5–6 лет точно еще останется, но всем нам нужно перестраиваться. Возможно, надо будет уже какие-то другие услуги предлагать. Сейчас машина стала просто средством передвижения. С приходом нового, более рационального с точки зрения потребления поколения нам по-любому придется перестраиваться под их желания и менталитет. Соответственно, и модель бизнеса, которая используется сейчас автодилерами, потребует изменений», — говорит Якупов, добавляя, что со временем дилерские центры нужны будут лишь для обслуживания автомобилей.

«Многие крупные компании имеют возможность предоставлять дисконты своим покупателям за счет крупных объемов, им уже практически не нужны менеджеры. Автопроизводители говорят уже о том, что скоро начнут внедрять определенные точки, где покупатель сможет забрать заказанный в интернете автомобиль. Дилерский центр покупателю нужен будет только для того, чтобы он мог обслуживать свою машину», — сказал Сальцин.

Он рассказал о том, что холдинг Fresh Auto в Нижнем Новгороде уже тестирует интерактивную продажу автомобилей: «Автосалон у них — помещение размером 12 на 12 метров. Там установлены терминалы, в которые залита вся база автомобилей этой компании, находящихся в самых разных городах страны. Выбрав нужную машину, можно сделать заказ, и через некоторое время тебе перезвонят. С менеджером можно обсудить условия сделки, и, если удастся договориться, этот автомобиль будет доставлен в регион твоего проживания. Я не исключаю того, что через два-три года, а может быть, и раньше, такое появится и у нас. Наверное, можно будет даже из дома выбрать автомобиль, его привезут к тебе, и, если он тебя устраивает, ты его забираешь. Не подходит — машина уезжает обратно. Думаю, авто у нас можно будет купить так же, как сейчас люди приобретают автомобили Tesla. Есть шоурум, где можно изучить машину, и есть пункты выдачи, где ты забираешь оплаченный автомобиль. Никаких автосалонов».

Еще несколько лет назад основной статьей заработка сервиса были продажа и установка дополнительного оборудования и проведение ТО. Сейчас все изменилось, главной задачей автосервиса стало привлечение клиента со стороны Еще несколько лет назад основной статьей заработка сервиса были продажа и установка дополнительного оборудования и проведение ТО. Сейчас все изменилось — главной задачей автосервиса стало привлечение клиента со стороны Фото: Олег Спиридонов

«ПОКА В РОССИИ ЕСТЬ НЕФТЬ И ГАЗ, МАЛОВЕРОЯТНО, ЧТО ТЕМА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ПОЛУЧИТ СЕРЬЕЗНОЕ РАЗВИТИЕ»

Коснулись в ходе круглого стола и темы электромобилей. По словам Апраксина, пока никто из китайских автопроизводителей не заявил о своих намерениях в массовом порядке поставлять их на российский рынок. «Компания JAC намеревалась начать поставки своих машин на электротяге, которые по размеру аналогичны модели Hyundai Creta. Но после того как посчитали, что эта машина будет обходиться российскому покупателю в сумму более 2 миллионов рублей, от затеи отказались. Второй момент — в России нет инфраструктуры для развития электромобильной темы. В том же Китае возле любой гостиницы, торгового или спортивного центра очень много зарядных станций. Там уже 30 процентов автопарка — это электромобили. Правительство КНР серьезные субсидии выделяет на приобретение электромобилей. Если автомобиль, условно, стоит 2 миллиона рублей, то субсидия составляет порядка 600 тысяч. Сами китайцы говорят, что поставлять электромобили в Россию нет смысла до тех пор, пока в стране не появится запрос на поддержку электротранспорта. Хотя в самом Китае некоторые компании уже говорят о том, что у них стоит задача с 2025-го производить только электромобили», — объяснил Апркасин.

Подняв тему рентабельности сервисных центров, автодилеры заявили, что еще несколько лет назад основной статьей заработка сервиса были продажа и установка дополнительного оборудования и проведение ТО. Коммерческие ремонты со стороны составляли от силы 15–20% дохода сервиса. Сейчас все изменилось — главной задачей автосервиса стало привлечение клиента со стороны.

«Новых машин стало продаваться значительно меньше, соответственно, упали доходы и от продажи допоборудования. Покупатели новых автомобилей приезжают в лучшем случае на два ТО либо вообще сами его делают. Чтобы клиент приехал и на третье ТО, его нужно вызванивать. Поэтому сейчас главное направление для зарабатывания сервисом денег — это коммерческий ремонт. Но он, к сожалению, пока не покрывает ту прибыль, которую мы потеряли на продаже новых машин. Если раньше сервис зарабатывал и мог покрыть расходы дилерского центра, условно говоря, на 70 процентов, то сейчас и половину расходов дилерского центра он не покрывает. Да, сервис работает в плюс, но раньше он закрывал еще и расходы отдела продаж и управленческого персонала. И сейчас служит в некотором роде лишь для поддержания лояльности клиента — чтобы покупатель машины обслуживался именно у нас»,  — говорит Сальцын.

По словам Апраксина, у большой части потребителей еще не изжило себя предубеждение, что у официального дилера обслуживание дороже, чем у неофициального. «Психологически людям еще сложно осознать, что услуга у официального дилера может стоить дешевле, чем в сервисе у дяди Васи», — говорит он. А Якупов уверен, что в ближайшие несколько лет такие направления, как продажа автомобилей с пробегом и ремонт и обслуживание машин, станут главной статьей доходов для многих компаний.

«Я уверен, что в ближайшем будущем доход с продаж новых автомобилей просто исчезнет. Деньги будут приносить только сервис и вторичный рынок. Нужно двигаться в этом направлении — улучшать сервис. Тем более что и для дистрибьютора марки наша клиентоориентированность и лояльность клиента стали главными показателями нашей работы».

Что касается прогноза по росту стоимости на автомобили, то, по словам Рахимова, в 2020 году цены на машины будут повышены в среднем на 6–7% — на это повлияют рост ставки утилизационного сбора и инфляция.

Редакция «БИЗНЕС Online» благодарит отель Kamarooms за помощь в организации круглого стола.