«От ажиотажа вокруг гречки мы сверхприбылей не имели!» — заявляет директор Бугульминского комбината хлебопродуктов №1 Александр Тарасов. Гречиха сезонно подорожала аж на 75%, а комбинат сделал стандартную наценку в 10% — так и получились 60 рублей за килограмм крупы. Глава единственного в Татарстане предприятия по производству гречки рассказал «БИЗНЕС Online», почему именно эта крупа оказалась индикатором социальных перемен и какой продукт вкуснее — алтайский или татарстанский.
Александр Тарасов: «В связи с коронавирусом востребованность нашей продукции увеличилась достаточно серьезно»
«Нам невыгодно накручивать слишком много»
Цены на гречку вновь пошли резко вверх. По данным мониторинга компании «ПроЗерно», на оптовом рынке крупа только за прошлую неделю подорожала на 6,7 тыс. рублей до 61 тыс. рублей за тонну. Для сравнения: в марте 2020 года тонна гречки стоила 49,6 тыс. рублей, а в апреле 2019-го — всего 21,65 тыс. рублей, сообщает «Интерфакс». Зато спрос на нее в розничных магазинах наконец-то упал к доажиотажному уровню — все закупились. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорил с единственным в Татарстане крупным производителем «крупы стратегического значения». Гендиректор Бугульминского комбината хлебопродуктов №1 (БКХП №1) Александр Тарасов рассказал, почему страну периодически накрывает «гречневая лихорадка».
— Александр Викторович, насколько вырос спрос на гречку со стороны торговли за последние два-три месяца?
— Предприятие у нас работает на полную мощность постоянно, но в связи с коронавирусом востребованность нашей продукции увеличилась достаточно серьезно. Думаю, если бы мощности позволяли, то в 1,5–2 раза можно было бы произвести крупы больше, чем сейчас.
— Сколько в год вы выпускаете гречневой крупы?
— Около 30 тысяч тонн товарной продукции. Мы реализуем крупу как в килограммовых пакетах, так и в мешках по 25 и 50 килограммов.
— Это максимальная мощность? Вы никак не можете ее нарастить?
— Да, это полная мощность. Каким-то образом нарастить производство, даже несмотря на повышенный спрос на гречку в начале текущего года, у нас не имеется возможности. Для такого нужны инвестиции, а это не так просто, особенно в сегодняшних условиях.
«Мы реализуем крупу как в килограммовых пакетах, так и в мешках по 25 и 50 килограммов»
— По данным компании «ПроЗерно», отпускные цены на гречку в России в этом году выросли более чем в 2 раза по сравнению с 2019-м. Вы свои отпускные цены на сколько увеличили и почему происходят такие скачки?
— Да, отпускная цена выросла, но для нас это связано не с увеличением потребления, а с подорожанием гречихи (зерно, из которого делается гречневая крупа, — прим. ред.). От такого ажиотажа мы сверхприбылей не имеем. В свою отпускную цену закладываем себестоимость и стандартную наценку в 10 процентов. Весной гречихи традиционно становится меньше на рынке, соответственно, она дорожает, а далее увеличивается в цене и крупа. Если в ноябре 2019 года мы закупали у хозяйств гречиху по цене 19–22 тысячи рублей за тонну, то сейчас — по 38 тысяч рублей за тонну (то есть рост составил 72% — прим. ред.). При этом нужно учитывать, что выход гречки из гречихи составляет 67 процентов.
Нам невыгодно накручивать слишком много. Чем дороже будет гречка, тем меньше ее будут покупать, тем меньше мы загрузим наши мощности, а затраты станут больше. Поэтому мы всегда стараемся держать загрузку производства на полную мощность.
В ноябре прошлого года мы продавали гречку по цене где-то 40–45 рублей за килограмм, сейчас — в районе 60, то есть рублей на 10–15 она подорожала с 2019-го.
— Удалось ли на данном ажиотаже вокруг гречки как-то немного подзаработать? Вы же коммерческое предприятие, для вас такое абсолютно нормально.
— Не скажу, что это нормально — зарабатывать на человеческих эмоциях и чувствах. Мы со своей стороны цены не увеличивали, как работали в том диапазоне (себестоимость плюс надбавка 10 процентов), так и продолжаем.
«Не скажу, что это нормально — зарабатывать на человеческих эмоциях и чувствах»
— Наверное, когда полки магазинов резко опустели, вам сладкие предложения поступали?
— Мы работаем со своими партнерами достаточно долго и подводить их, повышая цену безосновательно, не можем. Разовые предложения, конечно, были, назывались цены и по 60, и по 70 рублей за килограмм — это в то время, когда мы еще по 40 рублей продавали! Но у нас график отгрузок расписан на долгое время вперед. Если кого-то вклинить — это значит другого отодвинуть и подвести наших давних партнеров по бизнесу, чего мы делать не стали.
— Какие ограничения вы ввели для своих сотрудников в связи с эпидемиологической обстановкой в стране?
— Наше предприятие работает в обычном режиме. Конечно, в связи с обстановкой мы приобрели и всем своим сотрудникам выдаем маски, перчатки, антисептические средства. Ежедневно следим за состоянием здоровья персонала, временно запретили вход посетителей на территорию предприятия. Обработка помещений проводится согласно расписанию. Мы выполняем все предписания Роспотребнадзора. Часть специалистов, работу которых можно организовать удаленно, из дома, мы отпустили домой. Стараемся, чтобы наши люди как можно меньше со всеми контактировали: с работы домой, из дома на работу, и то самым коротким путем, больше никуда.
«Наше предприятие гречкой занимается с 1912 года — и с тех пор технология ее производства не изменилась»
«самая вкусная гречка у нас!»
— Как давно ваше предприятие занимается гречкой?
— С 1912 года — и с тех пор технология ее производства не изменилась. Также мы выпускаем геркулес (овсяные хлопья) и помогаем нашему сельскому хозяйству, производя корма для птицы, свиней, КРС и кроликов.
— Вы единственный производитель гречки в Татарстане?
— Из крупных производств — да, но есть частные предприниматели, которые ставят небольшие крупяные заводы, они имеют небольшой объем, но какую-то нишу тоже занимают. Самые крупные наши конкуренты находятся на Алтае, потому что гречиха там хорошо растет из-за горной местности, много заводов располагается в Центральной России — это Ставропольский край, Воронеж, Тамбов. А Татарстан — это Приуралье, гречиха у нас также хорошо растет, великолепная крупа получается — и по вкусовым качествам, и по всем остальным. В целом в стране производителей гречки много, поэтому она и появилась на прилавках так быстро, спрос всегда рождает предложение. Тот серьезный рост спроса в феврале и в марте, который был, уже спал, думаю, что сейчас все войдет в норму и будет хорошо.
— Вы закупаете гречиху только у татарстанских предприятий, у вас же поблизости — в Актанышском, Альметьевском, Лениногорском районах — есть ряд сельхозпредприятий, выращивающих гречиху. Или других регионах тоже приходится докупать?
— Так как транспортные услуги дорогие на сегодняшний день, мы стараемся приобретать сырье как можно ближе к заводу — это позволяет сохранять себестоимость гречихи на достаточно невысоком уровне. Но когда у наших представителей КФХ и сельхозпредприятий заканчивается гречиха, то регион закупа может доходить и до Алтая.
— Там самая лучшая гречка, как считается?
— Нет, самая вкусная гречка у нас!
«Мы сейчас хотим зайти с «Варварой Кашеваровой» в небольшие розничные сети, чтобы она присутствовала в Бугульме и других небольших городах, чтобы была узнаваемость бренда и чтобы люди потребляли ту гречку, которую производят на их земле»
— Правда? Какие-то дегустации на этот счет проводятся?
— Я на предприятии работаю с ноября 2019 года, прежнее руководство закупало гречиху с Алтая, но наши люди, как выяснилось, не привыкли к тому вкусу гречки. Нам пришлось ее отправлять в Сибирь, потому что там привыкли ее употреблять, а у нас алтайскую гречку не едят.
— Чем наша гречка так сильно отличается от алтайской?
— Ароматом, консистенцией, развариваемостью. Наша гречка готовится быстрее, при этом она становится мягкой, но не разваривается, а если переварить алтайскую гречку, то она станет «кашей». Алтайская гречка темно-коричневого цвета, как будто немного поджаренная, а наша не имеет «поджаренного» вкуса и по цвету пестрая.
— С какими торговыми сетями вы работаете?
— С «Пятерочкой» и «Магнитом».
— В Казани вашего бренда «Варвара Кашеварова» не видно на полках. Может быть, в районах юго-востока, Закамье вы лучше представлены?
— В Казань мы возим гречку периодически, но, видимо, она быстро расходится, что говорит о качестве продукции. Однако большая часть нашей гречки уезжает в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы центральной части России. Жалко, что мы не можем нарастить объемы в 2 раза, тогда ее присутствие на полке было бы гораздо больше. Мы даже у себя не видим нашу гречку! Приходится разговаривать с «Магнитом» и X5 Retail Group, чтобы она в Татарстан поставляла тоже.
— Планируете как-то развить этот бренд?
— Мы сейчас хотим зайти с «Варварой Кашеваровой» в небольшие розничные сети, чтобы она присутствовала в Бугульме и других небольших городах, чтобы была узнаваемость бренда и чтобы люди потребляли ту гречку, которую производят на их земле.
«Те производственные мощности, которые у нас есть, считаем оптимальными с точки зрения находящихся в округе посевных площадей по гречихе»
«Может произойти провал плана продаж: реализовывать нашу гречку станет дорого и невыгодно»
— Есть ли дефицит гречихи в Татарстане?
— В прошлом году в РТ посадили очень мало гречихи, поэтому сегодня просматривается большой дефицит. Плюс сами сельхозпроизводители придерживают ее, ждут дальнейшего повышения цены. Нам приходится увеличивать регион закупа, соответственно, это сказывается удорожанием крупы, так как стоимость гречихи становится выше.
— Замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов недавно заявил, что в этом году планируется существенно расширить посевные площади гречихи. Готовы ли вы к увеличению производства в свою очередь?
— Пока повышать объемы собственного производства гречки не планируем. Те производственные мощности, которые у нас есть, считаем оптимальными с точки зрения находящихся в округе посевных площадей по гречихе. Если мы увеличим объемы, нам придется, когда сработаем всю свою гречиху, загружать производство чем-то другим, например алтайской гречкой. Соответственно, у крупы будет совсем другой вкус, потребители могут отказаться ее покупать. Или второй вариант — возникнет скачок цен из-за роста плеча доставки, нашу гречку снова станут меньше приобретать, потому что в России есть немало других производств, которые способны предложить более низкую стоимость. Может произойти провал плана продаж: реализовывать нашу гречку станет дорого и невыгодно. К тому же наложатся инвестиции в модернизацию производства…
— Татарстанские производители планируют увеличивать свои посевные площади по гречихе в свете наставлений Хатуова?
— С теми игроками, которые засеивают на сегодня самые большие площади гречихи, мы уже ведем переговоры о том, что гарантированно будем у них забирать весь урожай. У всех производителей есть достаточно хорошая новая техника, единственное — им нужно научиться договариваться, кто сколько и чего сажает, чтобы рынок сырья для переработчиков ежегодно не колебался от дефицита гречихи (при малом объеме посевных площадей) до его переизбытка (при резком увеличении площадей посева культуры). Конечно, и погодные условия вносят свой вклад… Все это нередко становится причиной существенного колебания цены на гречиху.
«Гречка никогда не приедается. Если вы будете ее потреблять раз в неделю, то сможете делать это достаточно долгий период»
«Мы никогда не видели гречки столько, сколько сейчас!»
— Почему именно гречка стала таким стратегическим товаром, который закупают в случае любых кризисов и катаклизмов?
— Это единственная крупа, которая хранится очень долго без всякой порчи. Если во всем другом, начиная от муки и заканчивая любой другой крупой, со временем заводятся жучки, то в гречке — нет. Она является стратегическим запасом, потому что сохраняется лучше и при этом остаются все ее полезные качества.
— Неужели только из-за сроков хранения?
— Если взглянуть назад, в наше социалистическое прошлое, когда был большой дефицит гречки, ее выдавали только по талонам больным диабетом, ветеранам и еще некоторым категориям граждан. Мы никогда не видели гречки столько, сколько сейчас! Видимо, у людей еще есть память о тех временах. Гречка никогда не приедается. Если вы будете потреблять ее раз в неделю, то сможете делать это достаточно долгий период. А если вас попросить каждую неделю есть, например, перловую кашу, думаю, месяца через два смотреть в ее сторону уже не сможете, хотя по качественным показателям (наличию аминокислот, витаминов) перловка и гречка находятся где-то в одном диапазоне. Плюс из последней можно приготовить много разных блюд вплоть до котлет — из перловки ничего такого не сделать, конечно.
— Рис тоже популярная крупа, в странах Азии многие народы почти целиком питаются одним только рисом. Почему не бегут скупать его?
— Народы Азии традиционно употребляют рис — это основное блюдо их стола. Килограмм риса и килограмм гречки стоят примерно одинаково, но питательность последней при этом гораздо выше, усваиваемость организмом — тоже. Рис ведь не каждому показан — например, его нельзя есть людям с заболеваниями желудка, а гречку можно потреблять всем от мала до велика, в советские времена она фактически являлась лечебным продуктом.
— Как вы считаете, может ли начаться вторая волна спроса из-за роста цены на гречку?
— Не думаю, что начнется ажиотаж в таком виде, как это случилось в марте, просто люди станут держать определенный неснижаемый запас. Будет стоять на полке пять пачек гречки, хотя обычно — одна-две, но постепенно этот запас пополнят. У людей есть понимание, что уже купили, больше не надо.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.