«Последние месяцы привели к резкому снижению покупательской способности, сокращается инвестиционная активность. Практически остановлены все экспортные продажи», — дал оценку отрасли сегодня на совещании у Путина гендиректор КАМАЗа. По оценке Сергея Когогина, за три недели апреля снижение отрасли по ряду сегментов составило до 95%. О том, кому не поможет льготное автокредитование и сколько миллиардов Путин пообещал на спасение лизинга, каршеринга и общественного транспорта, — в материале «БИЗНЕС Online».
300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК В ОТРАСЛИ И ПОЧТИ ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА ПРОДАЖ
Судьбоносное для Татарстана совещание по поддержке автопрома провел сегодня президент России Владимир Путин в режиме видео-конференц-связи. На связь с ним вышли руководство КАМАЗа, группы ГАЗ, компании «Соллерс» и АО «АвтоВАЗ».
Глава государства заметил, что отечественная автомобильная индустрия, как и многие другие отрасли, ощутила последствия эпидемии, а ее показатели во многом отражают состояние потребительского рынка и всей экономики. «В первые недели апреля у отдельных производителей почти остановились продажи. Чем это опасно, в общем нам понятно. Прежде всего рисками сокращения рабочих мест, снижения заработных плат. Отмечу, что в российском автопроме заняты около 300 тысяч человек, — сообщил Путин. — Кроме того, на автомобильные заводы так или иначе „завязаны“ тысячи предприятий по всей стране, а это и крупные поставщики, и малый и средний бизнес, и розничная сеть, включая автосалоны, сервисные станции».
Президент сказал, что крайне важно при строгом соблюдении всех санитарных, профилактических мер обеспечить стабильную работу автопрома, подставить плечо производителям и прежде всего поддержать спрос на продукцию, чтобы сохранить занятость и доходы граждан, сберечь квалифицированных специалистов, инженеров, рабочих, чтобы у тех, кто поставляет комплектующие и запчасти, организует продажу техники, была уверенность в надежности этой совместной работы.
Он напомнил об уже имеющемся в России опыте антикризисной поддержки автопрома в 2008–2009 годах, когда произошел глобальный кризис. «Конечно, текущий момент имеет свою специфику, и бизнес ее хорошо понимает на примере своих предприятий и регионов», — отметил он. Путин рассказал, что ряд решений уже принят. Так, 12 автопроизводителей России вошли в перечень системообразующих предприятий. Критерии включения в список — выручка от 20 млрд рублей и численность от 1 тыс. человек. Для таких компаний предусмотрен специальный банковский продукт, а именно: льготный кредит на пополнение оборотных средств.
Кроме того, по словам президента, уже принято решение дополнительно закупить за счет федеральных средств автомобильную технику. Это 1 200 реанимобилей для региональных медицинских учреждений. Средства на это уже выделены — 5,2 млрд рублей.
Сергей Когогин: «Необходимо выделение допсредств на программу льготного лизинга и льготного автокредитования. Такие механизмы работают»
ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ СЕРГЕЯ КОГОГИНА
Право первого выступления на совещании получил гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Рядом с ним сидел Рустам Минниханов. Когда генерал автогиганта начал говорить, президент Татарстана заботливо подвинул к нему поближе микрофон.
«С КАМАЗом сотрудничают 130 заводов – изготовителей спецтехники, более 2 тысяч поставщиков и 250 сервисных центров-дилеров на территории России, — зашел с цифр Когогин. — Большинство поставщиков относится к категории малого и среднего бизнеса. Для них работать сейчас крайне важно, как и для нас. Всего на сегодня автопромышленность обеспечивает занятость порядка 3 миллионов человек».
Гендиректор КАМАЗа поблагодарил Путина за установление в декабре прошлого года балльной системы оценки для поддержки высоколокализованной продукции автопрома. «Принятие данного решения дало четкий сигнал рынку о необходимости дальнейшей локализации критических компетенций и технологий на территории России, — объяснил Когогин. — Проблема глобализации поставок особенно обострилась в феврале, когда остановилась бо́льшая часть китайских предприятий, и в марте, когда встала вся Европа».
Гендиректор КАМАЗа перечислил макроэкономические факторы, которые подкосили автопром. В первую очередь это снижение деловой активности из-за коронавируса. Март и апрель показали резкое снижение покупательской способности и спад инвестиционной активности. «Практически остановлены все экспортные продажи, — с сожалением констатировал Когогин. — В первом квартале рынок сократился в целом на 15 процентов, но за три недели апреля такое снижение по ряду сегментов составило до 95 процентов относительно прошлого года. Практически остановлены все экспортные продажи».
Подходя к сути своего выступления, Когогин указал на жизненно необходимую для нашего автопрома задачу — сохранение спроса на отечественном рынке. Обращаясь к Путину, гендиректор КАМАЗа озвучил три тезиса.
Во-первых, Когогин попросил обеспечить во втором квартале федеральными органами исполнительной власти — МВД, МЧС и другими — проведение опережающих закупок автомобильной техники. Предлагается использовать механизм отсрочки платежа за предоставляемую продукцию за счет кредитов уполномоченных банков при компенсации процента. Вопрос предварительно согласован и проработан.
Во-вторых, гендиректор КАМАЗа попросил сохранить инвестиционную активность, в особенности при реализации национальных проектов. Желательно, отметил Когогин, чтобы инвестпрограммы сохранили крупные госкомпании — такие как «Россети», «Газпром». Отдельно он попросил и о закупке общественного транспорта.
В-третьих, Когогин напомнил о необходимости проводить дезинфекцию общественных пространств, городских улиц, тротуаров. КАМАЗ, разумеется, готов поставлять для этого спецтехнику.
Когогин заметил также, что важно уже сейчас вводить меры по восстановлению рынка, которые показали свою эффективность в кризис 2008–2009 и 2014–2015 годов. «Это меры поддержки покупательской способности населения и бизнеса, — добавил он. — Чтобы сделать покупку нового транспорта реальной. 70 процентов коммерческого транспорта используется с помощью лизинговых и кредитных продуктов. В этой связи необходимо выделение допсредств на программу льготного лизинга и льготного автокредитования. Такие механизмы работают».
В ответ на доклад Когогина Путин с улыбкой вспомнил, как они вместе еще в 2008–2009 году занимались выходом из кризиса
«СЕЙЧАС ПОКА ВЕДЕТСЯ РАЗГОВОР ТОЛЬКО ОБ ОЖИВЛЕНИИ СПРОСА»
В ответ на доклад Когогина Путин с улыбкой вспомнил, как они вместе еще в 2008–2009 году занимались выходом из кризиса. «Набор предложений, которые вы озвучили, если честно, мало чем отличается от того периода, хотя сегодняшний сложнее, — признал президент. — Тогда был мировой финансовый кризис, который также прилетел к нам из-за границы, а сейчас эта пандемия существенно ограничивает деловую активность внутри нашей страны. Но то, что вы ввели на своих предприятиях, — это очень хорошо. Все, что вы сказали, так или иначе нами прорабатывалось с правительством».
Как позднее выяснилось из разговора корреспондента «БИЗНЕС Online» с руководителем пресс-службы КАМАЗа Олегом Афанасьевым, техника для дезинфекции (применяется в Италии и других регионах) давно производится на автогиганте. «Она широко используется в МЧС, армии, коммунальном хозяйстве в некоторых городах, где подобное требуется. Это не какая-то уникальная техника, а серийная. Поливальные машины — это и есть те же самые машины для дезинфекции, просто туда добавляется ряд приспособлений и надстроек. Ограничений по объемам поставок таких машин нет», — объяснил Афанасьев.
Относительно того, как быстро удастся выйти из кризиса, на КАМАЗе пока никаких прогнозов не делают. В 2008–2009 году, когда автогигант также поддерживали при помощи антикризисных мер, понадобился как минимум год. «Но тогда ситуация была другая, — уточнил Афанасьев. — Экономика обвалилась, у нас спрос падал в некоторые месяцы на 80 процентов. И вообще стоял вопрос о выживании. И те меры, которые тогда принимались, — опережающие закупки госорганами и прочие, — помогли в тот год выжить. А уже ближе к 2010-му оживился спрос. Сейчас пока ведется разговор только об оживлении спроса. Хотя ситуация с коронавирусом, конечно, тоже серьезная, и никто не знает, чем все закончится. Тут надо пока воздержаться от оценок», — прокомментировал Афанасьев.
Поставки импортных комплектующих, по которым наблюдались сложности с февраля из-за коронакризиса, сейчас ведутся в ручном режиме. «Каждый день поставщики отслеживают, где и какая машина идет, с каким грузом, где она застряла. Приходится договариваться, чтобы где-то пропустили, где-то ускорили — живая работа идет. Если не удается что-то, заменяем [поставщиков] прямо на ходу. На данный момент по апрелю, маю и июню нерешаемых вопросов по поставкам нет. У нас ситуация с эпидемией вызывает гораздо бо́льшую тревогу. Мы бы не вышли на работу, если бы не выстроили систему мер по недопущению распространения коронавируса. Еще в начале марта на предприятии вышел приказ о создании штаба и введении данных мер. И мы с большим запасом начали к этому готовиться. И такая система показывает свою эффективность», — отметил Афанасьев.
«Мы просим сфокусировать программу господдержки на срочных закупках. В 2008 и 2015 году нам помогли средства, выделенные на закупки, — сказал Вадим Сорокин. — Это позволит нам поддержать стабильную загрузку». ГАЗ также попросил у власти продлить программу госзакупок медицинских автомобилей и школьных автобусов в рамках поддержки отрасли
«ПРОДАЖИ ПОЧТИ НА НУЛЕ, А ЗАТРАТЫ — ПОРЯДКА 2 миллиардов В НЕДЕЛЮ»
Выступили с предложениями на совещании и представители других концернов. Гендиректор группы ГАЗ Вадим Сорокин сообщил, что их рынок — предприятия малого и среднего бизнеса, которые пострадали сильнее всего во время эпидемии. «У них сегодня просто нет денег. Мы производим 315 авто в день при нормальной загрузке. Для нас точка безубыточности — 4 тысячи машин в месяц. Нам нужен госзаказ на 3 тысячи авто в месяц, пока не установится рыночный спрос, — сказал он. — Более 3 тысяч поставщиков надо поддержать с помощью госзаказа».
По словам Сорокина, для его сегмента льготное автокредитование не сработает. А льготный лизинг поможет, но лишь когда восстановится спрос — не раньше четвертого квартала. «Мы просим сфокусировать программу господдержки на срочных закупках. В 2008 и 2015 году нам помогли средства, выделенные на закупки, — сказал Сорокин. — Это позволит нам поддержать стабильную загрузку». ГАЗ также попросил у власти продлить программу госзакупок медицинских автомобилей и школьных автобусов в рамках поддержки отрасли.
Путин ответил, что при подготовке к совещанию ряд предложений уже учли, но про школьные автобусы идей не было.
Вадим Швецов рассказал, что госзакупки автомобилей помогут смягчить падение продаж группы с 50% до 30%
Председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Вадим Швецов рассказал, что госзакупки автомобилей помогут смягчить падение продаж группы с 50% до 30%. По его словам, один из важнейших источников спроса для автопрома — реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения. «Потому что уже выявлена потребность в 12 тысячах легковых коммерческих автомобилей и 14 тысячах легковых машин для сельских фельдшеров и врачей общей практики», — сказал он.
Швецов считает, что, даже если треть данной программы перенести на этот год, группа получит от нее еще 3 тыс. автомашин. Если программы будут работать, его группа может получить 15 тыс. автомобилей, что позволит снизить падение продаж.
Швецов рассказал, как дилерские центры «Соллерса» сейчас пытаются перейти на цифровую, бесконтактную модель взаимодействия с клиентами. Он предложил свою компанию в качестве «пилота», чтобы реализовать цифровые сервисы. «Это откроет новые окна экономической активности, а клиент получит до 30 процентов снижения стоимости услуг. Сквозная цифровизация позволить сделать сервис за секунды», — убежден Швецов.
Ив Каракатзанис пригласил Путина на завод, как только кризис будет пройден
Президент АО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис рассказал, что в группе работают 46 тыс. сотрудников, а с дилерами и поставщиками — 400 тыс. человек, а 13 апреля в Тольятти и Ижевске заработали заводы. При этом две трети смежников компании не функционируют либо закрыты. «Просим разрешить работать предприятиям-смежникам и центрам техобслуживания. Сейчас продажи у нас почти на нуле, а наши затраты составляют порядка 2 миллиардов рублей в неделю», — сообщил Каракатзанис.
По его словам, в последние годы группа показала, что может работать в плюс, но сейчас ей нужна поддержка для обеспечения ликвидностью до конца года. Это позволит поддержать всю цепочку — от автозавода до дилеров. Крайне важной он назвал доступность кредитных продуктов и пригласил Путина на завод, как только кризис будет пройден.
Денис Мантуров предложил ввести новую программу «Доступная аренда»: «Это даст возможность поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку арендные траты ложатся на расходы, которые идут в себестоимость»
ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ АРЕНДА», ПОМОЩЬ КАРШЕРИНГУ и миллиарды госзакупок
Выслушав доклады, Владимир Путин оценил возможность открытия дилерских центров, отметив, что это не просто магазин и там можно соблюдать дистанцию, однако представители здравоохранения и санитарные врачи пока от данной меры предостерегают. «Но мы понимаем, что дилерская сеть должна работать, и как только возможность такая появится с точки зрения безопасности для граждан, то это будут одни из первых предприятий торговли, которые откроются», — пообещал он и добавил, что таким центрам нужно разворачивать и работу в онлайне. Что касается переноса утилизационного сбора, Путин попросил правительство подумать над этим и сделать соответствующие предложения.
Запуск дилерской сети, по словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, будет зависеть и от того, насколько активно станут регионы и губернаторы к этому подключаться. Он также предложил ввести новую программу «Доступная аренда». «Предлагаем выделить сумму на данную программу примерно 2,5 миллиарда рублей. Это в первую очередь даст возможность поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку арендные траты ложатся на расходы, которые идут в себестоимость», — отметил Мантуров. Обеспечить же ускоренную поставку реанимобилей министр пообещал, если будут выделены дополнительные средства.
Меры поддержки отрасли Путин озвучил в заключительной речи, назвав шаги, которые нужно предпринять уже в ближайшее время.
Первое. «Необходимо обеспечить стабильную и ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка: от производства автокомпонентов до розничных продаж автомобилей и их обслуживания», — указал Путин. Он попросил правительство и регионы принимать выверенные решения по продолжению или возобновлению работ организаций с учетом и требований по безопасности.
Второе. Компаниям, которые внедряют новые подходы к ведению бизнеса, используя электронные сервисы, президент поручил создать комфортные условия. «Нужно не мешать, а наоборот, быстрее снимать административные барьеры для применения таких новаций. В том числе на автомобильном рынке, — указал глава государства. — Прошу правительство с отраслевым сообществом подготовить назревшие изменения в нормативную базу, включая возможности для дистанционных сделок по продаже автомобилей».
Третье. По мнению российского лидера, сейчас важно поддержать массовый потребительский спрос на продукцию автопрома и сохранить льготные программы. Речь о таких как «Семейный автомобиль» или «Первый автомобиль», когда молодая или многодетная семья может купить машину отечественного производства со скидкой по авансовому платежу в 10%. «В данном случае мы поддержим спрос на продукцию именно российских автозаводов и в целом в рамках всех мер поддержки автопрома будем ориентироваться на поддержку тех компаний, которые обеспечивают и наращивают уровень локализации, создают качественные современные рабочие места в России», — добавил Путин.
Четвертое. Расширена будет и программа льготного лизинга автомобильной техники — грузовых автомобилей, коммерческого транспорта, который востребован в малом и среднем бизнесе на селе. «Дополнительно направить 6 миллиардов рублей на такие программы, как „Льготный автолизинг“, „Российский тягач“, „Свое дело“, которые также предлагают скидку покупателям по авансовым платежам. Оказана будет поддержка и компаниям, предоставляющим каршеринговые услуги, в размере 2,5 миллиарда рублей».
Пятое. На покупку машин скорой помощи направят 5 млрд рублей. Это, по мнению Путина, повысит оперативность и доступность медицинской помощи, в том числе для жителей малых городов и сел. Заказ станет и поддержкой для автопроизводителей. «Прежде всего он жизненно важен сегодня для всей страны, регионов, людей, и поэтому рассчитываю, что контракты будут выполнены качественно и в срок», — объявил президент.
Шестое. По словам президента, нужно отшлифовать механизм предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, чтобы работать по этой кредитной программе было удобно и предприятиям, и банкам. «Все обозначенные сегодня шаги должны быть реализованы на практике и максимально быстро», — поручил глава государства.
Президент поздравил коллектив волжского автозавода с юбилейной датой. Полвека назад с его конвейера сошел первый «ВАЗ». «Я желаю сотрудникам АвтоВАЗа и его партнерам успехов, всего вам самого доброго, производственных успехов. И, конечно, постараюсь воспользоваться приглашением и приеду на ваше предприятие, как только будет возможность», — заключил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.