Накануне в подмосковной больнице от коронавируса скончался 58-летний казанский кинорежиссер и оператор Сергей Литовец. Его коллега Алексей Барыкин в материале для «БИЗНЕС Online» решил напомнить о том, кто «опередил татарстанское кино на десятилетие». Литовец — еще один пример того, как Татарстан не ценит достижений своих земляков, пока они не прославятся в чужих краях или не умрут.
Умер Сергей Литовец. Один из самых ярких казанских кинематографистов, операторов и режиссеров, один из тех татарстанцев, про кого можно сказать: человек всероссийского и международного масштаба
МОГ ПОЛИРОВАТЬ ОДИН КАДР ЧАСАМИ
Умер Сергей Литовец. Один из самых ярких казанских кинематографистов, операторов и режиссеров, один из тех татарстанцев, про кого можно сказать: человек всероссийского и международного масштаба. Первый оператор Марины Разбежкиной, призер почти всех крупных кинофестивалей, экспериментатор, который в 2000-х шел в авангарде российского кино, а татарстанское опередил на десятилетие.
Если бы мне предложили провести параллель, я бы сказал, что Литовец — это татарстанский Павел Костомаров. Они были очень близки и в стилистике, и в творческой трансформации, вот только Литовец не занимался политикой. Сергей обожал работать на пленке и умел снимать очень изысканное, в хорошем смысле академическое кино: статичные кадры, медленные проезды, панорамы — и все это с безупречным светом, как в лучших советских шедеврах. Он мог полировать один кадр часами: ставил свет, щелкал экспонометром, сомневался, менял схемы. Какие невероятные документальные кадры снял в Свияжске, например в первом фильме Разбежкиной «И возлюби его в сердце своем»! Обожаю тонкую, пронзительную работу Литовца в разбежкинской же документальной притче «Конец пути», аллюзии на Артавазда Пелешяна: поезд, который вместе с героиней проходит через всю советскую историю, и рельсы обрываются… в море! Здесь можно провести явную параллель с утонченными эстетическими аллегориями Сергея Лозницы («Портрет», «Полустанок»), снятыми оператором Костомаровым в очень академический манере.
И вдруг происходит радикальная трансформация: Литовец становится режиссером, и его фильмы выглядят шокирующе иначе. Снова поезд, пересекающий Россию, но на этот раз очень смелое наблюдение, ручная камера, грязный «пушечный» звук, нарушенная композиция, световые провалы, свободная лексика в кадре, даже мат, как будто невнятное повествование… В Казани так прежде не снимали, даже Разбежкина. Это было провокационно, все равно, как если бы Сергей Параджанов начал снимать в стиле «Догмы-95». Первая работа Литовца «Диалоги в электричке» была встречена в Казани крайне негативно, фильм называли откровенным браком, кое-кто даже говорил, что автор испортился и ему не место в профессии.
«Если бы мне предложили провести параллель, я бы сказал, что Литовец — это татарстанский Павел Костомаров»
Кто бы мог ожидать: грязные «Диалоги» громыхнули на всю страну и даже громче. Фильм побеждал на всех фестивалях, на которые его только брали в конкурс, а взяли везде: сначала самый престижный документальный фестиваль в стране «Россия», затем «Флаэртиана», «Послание к человеку», «Сталкер»… Возможно, данные названия не очень знакомы широкому кругу людей, но в документальном мире подобное — вершина, «сливки сливок». Это была заявка на то, чтобы войти в число классиков документального кино своего десятилетия.
Каким-то невероятным образом Литовец сумел ответить на запросы времени как по содержанию, так и по внешней форме. Невероятным, потому что подобные фильмы даже по меркам Москвы и Европы выглядели если не новаторски, то довольно смело и вызывали споры. В Татарстане же зрители на них смотрели такими глазами, с какими Иоганн Себастьян Бах, наверное, слушал бы Rammstein. Литовец, находясь в Казани 2000-х, в казанской реальности, даже отвергаемый многими коллегами, мыслил как самые прогрессивные кинематографисты своего времени и в своей авторской позиции никогда не сомневался. За «Диалогами» последовала целая серия авторских документальных фильмов: «Лыжня», «Паромщик», «Скрипач», которые неизменно становились фестивальными хитами. Помню, когда фестиваль «Россия» не взял «Скрипача» в конкурсную программу, Литовец даже обиделся, настолько привык презентовать здесь свои фильмы каждый год.
Я ДУМАЛ: КТО ЕЩЕ МОГ БЫ В КАЗАНИ ТАКОЕ СНЯТЬ?
Он снимал современно и смело и говорил: «Снимать кино с рук очень просто: главное — не скрывать этого. Если камера у тебя в руках, не пытайся застыть, красться, изображать из себя штатив или тележку, получится плохо. Не бойся шагать, дышать, качаться — и тогда кадр будет органичным». Я до сих пор рассказываю это своим студентам и говорю: так советовал Литовец!
И снова, как не провести параллель с Костомаровым, который после эстетских фильмов Лозницы снимает безумный, грязно-матершинно-уморительный «Трансформатор» и сразу попадает с ним на Каннский кинофестиваль? А еще я бы вспомнил Дениса Осокина, к которому в Казани до громыхнувших в 2010 году «Овсянок» относились как к чудаку, который ходит с рюкзаком, весь в зеленом и пишет довольно странные, короткие произведения без запятых и заглавных букв. Литовец почувствовал кинематографическую эмоцию литературы Дениса задолго до Алексея Федорченко, до Венецианского триумфа. В 2005 году он снял очень авторский и снова визуально-эстетический фильм «В сломанный микроскоп мы увидим Казань». Там есть очень запоминающиеся кадры, например с мужчиной на лодке, который везет по ледяной каше сломанный телевизор, или длиннющая сцена про мужчин, сжигающих в трущобах льнокомбината старый советский автомат. Сергей очень гордился этой сценой, любил описывать съемку одним кадром («целая часть!»), а я думал: кто еще мог бы в Казани такое снять? Кстати, музыку к «Микроскопу» написала его жена, Татьяна, которая сама сейчас лежит в больнице с коронавирусом и которой мы так соболезнуем в эти дни.
Музыку к «Микроскопу» написала его жена, Татьяна (справа), которая сама сейчас лежит в больнице с коронавирусом и которой мы так соболезнуем в эти дни
«Сломанный микроскоп» попал не только на «Кинотавр», но даже в Роттердам — главный фестиваль авторского и экспериментального кино в Европе. Через два года Литовец в качестве оператора снял уже полнометражный фильм по Осокину «Инзеень-малина», очень, пожалуй, необычный даже по меркам осокинского кино, но теплый, запоминающийся.
Еще через год Сергей снял на Казанской киностудии «Беркетлер» — полнометражную комедию Рамиля Тухватуллина с Равилем Шарафеевым, Асгаром Шакировым и Ринатом Тазетдиновым. Несмотря на то что трио наших знаменитых камаловских актеров получило на казанском фестивале приз за лучшую мужскую роль, сегодня фильм незаслуженно забыт, а зря, это милая комедия, которая сейчас нашла бы своего зрителя, могла бы что-то собрать в прокате. Где она? Хочется надеяться на то, что «Орлы» не утрачены, ведь они существовали только на кинопленке и никогда по-хорошему не цифровались.
А еще Литовец делал мультфильмы. Очаровательно-ироничный мультик «Камыр-Батыр», тот самый, в котором герой сбивает стрелой с неба спутник 1957 года, тоже работа Сергея.
«Сломанный микроскоп» попал в Роттердам — главный фестиваль авторского и экспериментального кино в Европе. Через два года Литовец в качестве оператора снял уже полнометражный фильм по Осокину «Инзеень-малина»
В ТАТАРСТАНЕ ЛЮБЯТ ПРИНИЖАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
«Орлы» стали последним большим проектом Литовца в татарстанском кино: он часто говорил, что чувствует себя здесь неприкаянным, что ему некуда приложить свои способности, его не понимают. Сергей уехал в Москву вслед за группой своих друзей, успешных казанских кинематографистов — Разбежкиной, Ависом Привиным, Рафиком Галеевым и другими. Из-за отсутствия серьезной поддержки кинематографа Татарстан потерял очень много больших художников, которые в дальнейшем прославились в других местах. То же самое происходит, кстати, и сейчас…
12 апреля мы в союзе кинематографистов получили сообщение, что Литовец болен коронавирусом и лежит на аппарате искусственной вентиляции легких. С тех пор в нашей группе WhatsApp каждый день велась переписка, публиковались сообщения: состояние тяжелое, заболела вся семья, жена и сын лежат в больнице, здорова только младшая дочь Василиса. Все волновались, предлагали помощь, но по-настоящему никто не верил, что Сергей может умереть. Огромного роста — выше всех в союзе, невероятной силы, с таким суровым бородатым лицом; рассказывали, что даже бандиты его боялись! Мы были уверены: такого-то бойца коронавирус точно не возьмет!
И вот накануне от Привина пришло сообщение: Литовец умер.
Чудесный и мудрый киновед Роберт Копосов, недавно ушедший от нас, говорил: когда человек умирает, от него отваливается мишура повседневности и он становится виден в полный рост. Некоторые важные при жизни люди после смерти сдуваются в букашек, и ветер времени их уносит, а другие распрямляются, как нерукотворные памятники. И вот вчера ты сидел с человеком за одним столом, спорил о какой-то ерунде, чокался пивом и казалось, что вы равны. А сегодня он бронзовый, высокий и ты смотришь на него снизу вверх.
Литовец — это заметная фигура в российском кино и огромная веха в татарстанском. В своем отечестве нет пророка, и в Татарстане любят принижать достижения своих соотечественников, пока они не прославятся в чужих краях или не умрут. Казанец Литовец прославился далеко за пределами республики, а теперь он ушел. Пришло время познакомиться с его творчеством, признать достижения мастера и дорожить памятью о нем.
P. S.: Долгое время с Сергеем работала Алина Ризванова. Она участвовала в съемках его казанских проектов, вместе с ним основала кинокомпанию «Белый лист» и сегодня прислала мне фотографии из личного архива. Большое ей за это спасибо!
Алексей Барыкин
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.