ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» ПЕРЕСАДИЛИ БЫ ЧИНОВНИКОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ

На этой неделе в Госдуму внесен законопроект, согласно которому российский чиновник должен ездить на служебном автомобиле стоимостью не дороже 2 млн. рублей. Если кому-либо потребуется более дорогое средство передвижения, то он должен будет добиться для этого спецразрешения от правительства. Журналисты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов и представителей бизнес-сообщества Татарстана, на каких авто должны ездить чиновники.

Яков Геллер - генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

- Это популистская мера. Когда за три месяца до выборов звучат такие предложения, к ним нельзя относиться серьезно.

Кроме того, с экономической точки зрения ни одна проблема не решается ограничением цены. Сегодня два миллиона, а что такое два миллиона через пять лет? Это неправильно. Должна быть шкала разумной потребности. Я не думаю, что Государственная дума Российской Федерации должна определять, на каких машинах должен ездить премьер-министр или президент Татарстана. Это категорически не верно. У регионов достаточно своих прав, чтобы определиться.

По сути, это предложение понятно, а по форме - неправильно. Конечно, не дело, когда заведующий клуба по своему поселку рассекает на "Лексусе". Но и не дело из Москвы регулировать автопарк министрам в регионах. Мы все уже это проходили, когда устанавливали цены на продукты от Москвы до самых до окраин. И к чему это привело?

Мухаммат Сабиров - экс-премьер-министр Татарстана (1989 – 1995гг.):

- Нужно делить всех по категориям – в зависимости от зарплаты и от занимаемой должности. Если работа связана со встречами зарубежных деятелей, то такие чиновники должны иметь свой статус: и в деньгах, и в одежде. Ну и машина должна быть соответствующая.

А вот с этими спецразрешениями история особая - их выдача может превратиться в условность. Не все жулики, конечно, но многие в неустойчивости находятся.

У меня машина - правительственная, меня администрация города пожизненно обслуживает как бывшего премьер-министра. Это легковой обычный автомобиль – не вездеход. Я на нем каждый день к восьми часам езжу на работу. Она не шикарная, средняя машина такая, но я ею доволен и нашему кабмину за нее благодарен.

Рамиль Мустафин - генеральный директор ООО "Казанский автоцентр МАЗ":

- Законопроект о стоимости автомобилей чиновников не имеет смысла. Какой смысл? Экономить несколько миллионов рублей на автомобиле, когда миллиарды проходят мимо кассы? Воспринимаю этот законопроект как насмешку. Скорее всего, тот, кто его продвигает, просто хочет, чтобы его заметили.

Ирек Миннахметов - автогонщик, генеральный директор ООО «Чингисхан»:

- Для кого-то два миллиона – это слишком большая сумма, а для кого-то недостаточная. Вы как считаете, для президента машина за пять миллионов – это много? Я считаю, достойный человек должен ездить на достойной машине.

Смотрел по телевизору репортаж из Дагестана – там почти каждый день взрывают машины. Ну и кто захочет там чиновником быть, если даже тебе дадут машину за миллион, не бронированную? Нужно учитывать специфику регионов. Где-то, конечно, надо ограничивать, все в разумных пределах должно быть.

Сам я на Nissan езжу, меня эта модель совершенно устраивает. А про спецразрешения – я думаю, пусть чиновникам два миллиона выделяют, а дальше они, если хотят, сами доплачивают, и покупают себе любую машину.

Артем Голдобин - владелец группы компаний «Корзинка»:

- Российские чиновники должны ездить на безопасных автомобилях, сделанных в России. Очень хорошо, что ограничили стоимость авто для чиновников, можно к этому вопросу подойти еще строже и создать шкалу максимальной стоимости авто в зависимости от ранга чиновника. Если наши чиновники - слуги народа - будут ездить на народных авто, то и качество этих авто станет лучше, и народные бюджетные деньги будут оставаться в России, а это и налоги, и рабочие места, и прямой вклад в экономику страны.

Венера Иванова - председатель правления ЗАО «ГКБ «Автоградбанк»:

– У нас в Челнах чиновники в принципе и ездят на автомобилях стоимостью не дороже 2 миллионов рублей. Недавно была на одном мероприятии, куда начальник управления здравоохранения исполкома города приехал, например, на «Волге». Ее цена существенно меньше. И машины, на которых ездят заместители руководителя исполкома, я знаю, незначительно дороже.

Я сама езжу на «Аudi А6», стоимость которой примерно 2 миллиона рублей. Как и многие другие руководители, много времени провожу в дороге и в это время работаю: читаю документы, визирую их, а для этого нужны комфортные условия. Тем более, если учесть качество наших дорог… Так же и другие руководители коммерческих компаний, и они в пути не развлекаются, не кино смотрят или музыку слушают.

Однако я считаю, что это будет правильный закон. Покупать чиновникам, директорам муниципальных предприятий дорогие автомобили - неэтично, ведь бюджет формируется за счет налогов предприятий и физических лиц. А что касается первого лица города, то вполне логично, что у него должна быть машина представительского класса. В город приезжают VIP-гости, соответственно и машина для их сопровождения должна быть подобающей. Если приедет топ-менеджер крупной компании, с которым ведут переговоры о больших инвестициях в город, а встретят его и перевозить будут на плохонькой машине, не думаю, что он захочет вкладывать в город средства.

Надежда Борисова - директор казанского филиала HeadHunter:

- По моему мнению, для чиновников автомобиль даже за 2 миллионов рублей – это перебор, поскольку покупка автопарка для чиновников осуществляется за счет бюджетных средств. Более того, достаточно сомнительна также необходимость большого количества автомобилей для чиновников. И кому, как не чиновникам, в первую очередь, поддерживать отечественных автопроизводителей? Ведь во многих странах у чиновников в распоряжении автомобили местного автопрома.

Что касается выдачи разрешений на более дорогие машины, то, к сожалению, это легко может перейти в условность: обязательно найдутся те, кому понадобятся автомобили дороже, и, как ни странно, найдутся обоснования для спецразрешений. Поэтому я считаю, что не должно быть никаких «если» и «на случай».

Сама я езжу на автомобиле Kia Rio. На данный момент меня устраивает соотношение цена/качество в этой модели.

Михаил Скоблионок - владелец сети казанских гостиниц «Регина»:

- Чиновники должны ездить не на служебных автомобилях, а на своих личных. Частично организация им может возвращать деньги за автомобиль, но не полностью проплачивать. Сегодня у нас чиновники ездят на машинах за 10 - 15 миллионов. Это очень дорого. Я бы вообще убрал у них водителей, чиновники должны ездить на машинах самостоятельно. Сам я езжу на Toyota, которая мне очень нравится.

Иван Войтко - генеральный директор сети фитнес-центров «Планета фитнес»:

- Законопроект поддерживаю, но очень сомневаюсь, что он будет принят. Когда видишь чиновника на очень дорогой машине, это вызывает определенные ассоциации. А в бизнесе бывают ситуации, когда по машине оценивают. У меня Audi. И я не чиновник, мне нечего скрывать, могу позволить себе дорогую машину. Хотя и они могут себе позволить…

Тимур Тимуршин - директор ООО «Татнефтепродукт-Медиа»:

- Мне импонирует этот законопроект, тягу отдельных госслужащих к излишней роскоши за бюджетные средства необходимо жестко ограничивать «сверху», как по цене, так и по количеству автомобилей в автопарке и сроку его обновления. Разница в цене между, например, Skoda Octavia и BMW 5 Series достигает трех раз, не думаю, что чиновник, передвигающийся на чешском автомобиле, будет работать в три раза эффективнее, если его пересадить на немецкий. Сейчас в стране собирается достаточное количество моделей различных автопроизводителей в разных ценовых сегментах, от небольших машин до внедорожников, проблем с обеспечением реальных потребностей госучреждений в транспортных средствах нет в принципе. В исключительных случаях, таких как, например, встреча большого количества гостей или VIPов, можно использовать аутсорсинг.

В случае с коммерческими организациями ситуация обстоит иначе, компании обновляют автопарк за счет собственных средств, поэтому не вижу смысла распространять подобные ограничения на бизнес.

Сам я служебным автомобилем не пользуюсь, передвигаюсь на личном автомобиле Great Wall Hover H3. Автомобиль при сравнительно невысокой цене обеспечивает мне достаточный комфорт, безопасность и имеет хорошие внедорожные качества, недорого обходится в эксплуатации.

Наиль Сулейманов - президент ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар»:

- Вообще служебные автомобили все должны быть отечественными. Пусть и за два миллиона, пожалуйста! Даже при принятии данного закона схемы для обхода можно будет всегда найти. Но такой закон не примут. Как они будут рубить сук, на котором сами сидят? Если будет ехать «десятка» с мигалками на крыше, кто ее пропустит? Никто. А представительские машины пропускают и так, без мигалок.

Я считаю, что это все предвыборные игрушки. А так ничего не поменяется. Поверьте мне, ничего!

Михаил Котляров - коммерческий директор компании "Акос":

- Зачем чиновникам джипы и Porsche Cayenne, когда можно ездить на автомобилях бизнес-класса в пределах двух миллионов? Читал, например, что в Москве на Porsche Cayenne ездит пожарная охрана. Это вот с какой стати? Французский президент, между прочим, ездит на машинах бизнес-класса, а премьер-министр Сильвио Берлускони исключительно на итальянских машинах. И я это считаю нормальным. Для VIP-гостей специальных машин не надо, потому что самые большие гости, президент и свита, приезжают на своих автомобилях. Ну или можно купить одну-две машины для этого случая. Все в России у нас зависит от высшего руководства, если четко решат, что президент будет ездить на одной машине, премьер-министр на другой, а остальные на третьих, так и будет.

Сам я езжу на машинах, которые мы продаем.

Виктор Токарев - генеральный директор ЗАО «АС-КОМ»:

- Чиновники должны ездить на машинах эконом-класса. Машины подороже, считаю, могут иметь мэр, премьер, те, кто входит в состав официальных делегаций. Хотя, если закон и примут, где гарантия, что он будет работать, что все не будет так, как всегда?

Сам я езжу на Nissan Maxima, она очень мягкая и удобная. Но я же не чиновник.

Алексей Курамшин - директор ООО ДК «Химиков»:

- Я настолько скептически отношусь к подобным мерам, что не верю, что она что-то изменит. Мы чего хотим на самом деле? Объемы воровства в России такие большие, что этот закон ничего не изменит. Достаточно проверить, сколько мы сэкономим после принятия закона. Уверяю, разница существенной не будет. Да и в пределах двух миллионов можно купить очень достойную машину. Например, джип Mitsubishi Pajero в хорошей комплектации стоит один миллион 900 тысяч рублей. Свыше двух миллионов - BMW, Porsche Cayenne, согласен, что для чиновника это уже роскошь. Надо вообще проверять, куда и как расходуются бюджетные средства. Например, все генеральные подрядчики строительных объектов разъезжают на очень дорогих автомобилях, а чьи это деньги? Хорошо, а куда пойдут сэкономленные деньги? Опять спишутся в никуда? Или пойдут на автомобили тех руководителей коммерческих организаций, которые работают на власть?

А заставить наших чиновников ездить на отечественных машинах – по меньшей мере смешно. Уважаемый чиновник должен ездить на хорошем автомобиле, но зарабатывать на эти машины они должны сами.

Рустем Юнусов - гендиректор казанской строительной фирмы «Фарус»:

- Я против того, чтобы чиновники за наш же счет покупали себе дорогие машины. Хотя у нас такие люди, что даже в законе найдут любую лазейку, так что, кто захочет приобрести дорогую машину, тот ее приобретет. Думаю, что на дорогих машинах должны ездить чиновники, начиная с руководителей регионов.

Сам я недавно приобрел Land Cruiser. Отмечу, что люди часто обращают внимание на машину, ее марку, наличие водителя. То, как человек одет, тоже имеет немаловажное значение. Все эти параметры даже могут повлиять на бизнес-сделку.