Центробанк РФ выявил несколько недобросовестных практик страховщиков в ходе проверки компаний. Типовые примеры нарушений, в том числе в сфере ОСАГО, регулятор опубликовал на своем сайте.

Так, ЦБ считает недопустимыми случаи, когда страховые фирмы вынуждают потерпевшего заключать трехсторонний договор со станцией технического обслуживания и страховой компанией. Условия в таких соглашениях отличаются от тех, которые прописаны в законе об ОСАГО.

«В частности, в договоре не указываются сроки проведения ремонта либо есть возможность внесения дополнительной информации без согласования с владельцем машины. Также недопустимы случаи, когда страховая компания в бланк направления на ремонт включает пункт о согласии потерпевшего на использование бывших в употреблении или восстановленных деталей и на увеличение сроков ремонта», — отметили в Банке России.

Регулятор также обнаружил, что в некоторых случаях страховщики нарушают право владельцев машин на покупку полиса ОСАГО. Чтобы формально соблюсти требования закона, компании не отказывают водителям, а направляют их для осмотра транспортного средства в другое подразделение. Там искусственно создают очереди и затягивают сроки. Выяснилось, что такая практика распространена в отношении мотоциклистов и владельцев грузового транспорта.

Банк России указал, что проводить осмотр ТС нужно в том подразделении, куда обратился гражданин, а если это невозможно, заключать договор ОСАГО без осмотра.

Еще одной проблемой является возложение оплаты независимой экспертизы (оценки) или осмотра поврежденного транспортного средства на потерпевших в ДТП. Банк России напоминает, что обязанность организации экспертизы или осмотра законом возложена на страховую организацию и если она не сама оценивает поврежденное транспортное средство, а направляет его к независимому эксперту, то нужно получить письменное согласие гражданина на оплату этих услуг с обязательным возмещением страховой компанией таких расходов. Притом застрахованный гражданин имеет полное право отказаться от оплаты.