Результат, опубликованный сегодня на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань» Студия Артемия Лебедева «задизайнерила» логотип Казани. Результат, опубликованный сегодня на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань» Фото: инстаграм-аккаунт студии Артемия Лебедева

Логотип столицы РТ: от глагола «казанить» до черной буквы 

Студия Артемия Лебедева «задизайнерила» логотип Казани. Результат, опубликованный сегодня на сайте компании, был разработан за 43 дня и представляет собой черную изогнутую букву К над словом «Казань». Судя по иллюстрациям, которыми сопровождается логотип, он должен символизировать и архитектуру города, и один из древнейших арабских начертаний (куфи), и некие молодежные образы. 

Впрочем, показан процесс разработки, из которого следует, что дизайнеры перебрали множество концепций. Сначала прошли через ассоциации города со спортом, наукой и танцами, попытались создать шрифт из символов города (в котором букву А, например, заменяли треугольник и Кул Шариф). На следующем этапе рассматривали Казань как побудительный глагол, он же хештег, татарский узор, поэтому получились слоганы вроде #казань.культуру, #казань.музыку, #казань.себя. Потом обратили внимание на то, что столица РТ имеет статус (зафиксированный в Роспатенте, между прочим) третьей столицы России, и попробовали вписать в лого цифру 3. В концепции №6 в логотипе присутствовал даже канат, обвивающий весь город, который, по замыслу создателей, можно было бы использовать как элемент навигации. Замысел еще одной идеи заключался в том, чтобы сделать Казань уникальной для каждого: на билбордах с помощью цветных обозначений показали, каким будет один день в Казани Марии Шараповой, Ивана Урганта и Юрия Хованского. Рассматривалась возможность позиционирования столицы РТ как суперпрогрессивного города, где презентуют новые альбомы и происходит все передовое. В другой концепции вновь использовался глагол «казанить» — делать что-то яркое, запоминающееся, немножко татарское, русское, традиционное и современное. Дальше варианты сократились до одной буквы, сопровождающейся сердечками, стрелочками и радужными тонами. 

Мнения подписчиков в «Инстаграме» разделились, но большинство логотип не впечатлил Дизайнеры перебрали множество концепций
Фото: инстаграм-аккаунт студии Артемия Лебедева

В итоге разработчики остановились на скромной, но содержательной букве К и «прикрепили» к логотипу бесхитростное стихотворение о столице Татарстана.

По дороге едут сани,
по реке идут суда —
тот, кто не бывал в Казани,
тот не ездил никуда!
Парки, университеты,
пловом пахнущий казан —
хороша зимой и летом
наша добрая Казань!
Красоту родной мечети,
Волги-матушки изгиб —
все хорошее на свете
воплощает логотип!

Мнения подписчиков в «Инстаграме» разделились, но большинство логотип не впечатлил. «Пояснительную бригаду! Какая визуальная на грузка в этой „К“?» — интересуется пользователь под ником sergei_reider (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены — прим. ред.). «Ну такое. Елец круче был. А тут некая интрига в хитровыжеванной форме К, которая на выходе является ничем иным, как вензелем ради вензеля и не несет какой-то визуальной ассоциации», — считает a1ek5an6r_.na. «Ну сделал и сделал», — философски подмечает ilnar_kamalov. Тем не менее публикация за два часа набрала около 750 отметок «Мне нравится».

Мнения подписчиков в «Инстаграме» разделились, но большинство логотип не впечатлил Фото: инстаграм-аккаунт студии Артемия Лебедева

От создателей сайта казанской студии веб-моделей

Проект на сайте Лебедева размещен в разделе «Экспресс-дизайн» — в нем студия разрабатывает логотипы тем, «кто очень понравится», всего за 100 тыс. рублей. «Это в десятки раз меньше реальной стоимости, потому есть условия: проект должен быть маленьким и бедным (поначалу); раз в неделю мы выбираем стартап, которому создаем логотип и стиль; происходит оплата и подписание типового договора; выбранный нами вариант не обсуждается; на полученные деньги мы улучшаем что-нибудь в студии — покупаем новый комп, фотик, бильярдный стол, занавески и прочее», — говорится в описании раздела.

При этом в исполкоме Казани сообщили, что комитет по развитию туризма не заказывал логотип в студии Лебедева. «Подчеркнем, что у города уже есть официальный туристический бренд, который презентовали в мае 2019 года. В настоящее время ведется работа по продвижению и популяризации этой туристической айдентики», — пояснила пресс-служба исполкома города в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».

Разработчиками красно-белой казанской айдентики стали выпускники Британской высшей школы дизайна в Москве по заказу мэрии — визуальный бренд оказался их дипломной работой в рамках производственной практики, а значит, город не потратил деньги на разработку. С 2014 года некоторые ее элементы уже использовались — в оформлении стендов, на выставках, где принимала участие столица, а с 2019-го права на айдентику в виде товарного знака зарегистрированы в Роспатенте. Комитет по развитию туризма Казани во главе с Дарьей Санниковой предоставляет их по лицензии заинтересованным лицам, в том числе для производства и реализации сувенирной продукции и товаров.

Было несколько попыток создать и бренд Республики Татарстан. Так, в 2014 году Тина Канделаки представила РТ новый символ в виде красного всадника с натянутым луком, а на презентацию собрались все республиканские (и не только) VIP'ы. куратором проекта из команды «Апостола» Канделаки была Наталия Фишман-Бекмамбетова, и тогда она затруднилась объяснить нашему изданию, как и где планируется использовать логотип. Данный визуальный бренд широкого распространения не получил, зато вызвал шквал критики общественности в соцсетях и СМИ.

Более успешным примером можно назвать программу Visit Tatarstan (в виде ажурных дверей, проем которых образует букву Т) и фирменный стиль «1001 удовольствие», презентованный председателем госкомитета по туризму РТ Сергеем Ивановым в марте 2016-го. Интересно, что этот бренд для республики создали те же эксперты, что работали над «Наследием Татарстана», но он получил более благосклонные отклики и сегодня вполне удачно тиражируется.

В исполкоме Казани сообщили, что комитет по развитию туризма Казани не заказывал логотип в студии Артемия Лебедева В исполкоме Казани сообщили, что комитет по развитию туризма не заказывал логотип в студии Лебедева Фото: инстаграм-аккаунт студии Артемия Лебедева

Дизайнером выступил Иван Тихомиров, в портфолио которого оформление московских электробусов «КАМАЗ», айдентика пандемии коронавируса, логотип Костромы, айдентика Ельца и даже дизайн новой Конституции, которая в его исполнении получила название «Неоконституция». А один из последних проектов — сайт казанской студии веб-моделей, сопровождающийся стихотворением:

Девчонка, опять сидишь не при деле
без денег, айфона и хлеба?
Казанская студия веб-моделей
ищет моделей для веба!
Отныне сбегутся девчонки гурьбой
на сайт, элегантный как в сказке:
он прост и понятен девчонке любой,
имеющей сиськи и глазки.

В ноябре студия Лебедева разрабатывала логотип для казанского заведения «Покешная». Над проектом дизайнеры работали 48 дней. В итоге получилась миска с ингредиентами для поке, из которых сложено название заведения. «Получили то, что есть. Каждая работа, отданная на аутсорсинг, несет определенные риски. Мы были готовы к любому логотипу и планировали оставлять его сразу, еще не зная результата. Новый заказывать не будем», — прокомментировало результат руководство «Покешной».

Городской дизайн — одно из ключевых направлений работы студии Лебедева Фото: инстаграм-аккаунт студии Артемия Лебедева

Напомним, городской дизайн — одно из ключевых направлений работы студии Лебедева. Она разработала бренд-айдентику Ельца и логотип Костромы, логотип Приднестровья (с пометкой «сделано в СССР») и айдентику Лыхны, логотипы Полтавы, Старой Руссы и Крыма. А сделанный студией Лебедева логотип Санкт-Петербурга, который представлял собой название города, разбитое на три слога на фоне голубого круга, вызвал возмущение в соцсетях. «Такой логотип СПб оказался бы уместен только в том случае, если бы губернатором города был Боря Моисеев. И вообще, на роль голубого солнца страны СПб категорически не подходит», — отреагировал на него в «Твиттере» журналист Александр Невзоров. «Беда в том, что эти бренды так и рождаются — на бегу. Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило. Хотелось бы видеть что-то узнаваемое в городе. Я не хочу обидеть тех, кто делал, но я хотел бы видеть символы петербургской архитектуры — то, по чему Питер узнается», — заявлял «Фонтанке» директор Русского музея Владимир Гусев

Владимир Гусев: «Беда в том, что эти бренды так и рождаются — на бегу. Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило» Владимир Гусев: «Беда в том, что эти бренды так и рождаются — на бегу. Надо хорошо, серьезно подумать. То, что показали, меня не так впечатлило» Фото: «БИЗНЕС Online»

Узнать позицию самого Лебедева по поводу логотипа корреспонденту нашего издания не удалось. Совладелец студии заметил, что никаких комментариев никакой прессе не дает. «Ничего личного, всего хорошего», — заметил он и повесил трубку. 

«Такие логотипы лепятся бездельничающими дизайнерами»

Татарстанские дизайнеры на логотип Казани отреагировали по-разному.

Гузель Шакирова — член ИКОМОС ЮНЕСКО, ответственный секретарь РО ВТО «Союз художников Татарстана»:

— Можно с разных позиций рассматривать этот логотип. Но я сразу хочу сказать, что нам повезло гораздо больше, чем Санкт-Петербургу, потому что от логотипа Питера я до сих пор в глубоком шоке. А среди положительных сторон казанского логотипа я бы отметила, что в нем очень хорошо удалось отразить и крыло Зиланта, и челн, несущийся по волжским волнам. Я это тоже вижу, ведь Казань — порт семи морей. Очень хорошо удалось отметить нашу билингвальную тему, потому что я увидела здесь как классическую кириллицу, так и интересно интерпретированные черты написания стиля куфи. Это древнейший стиль арабской каллиграфии, который известен еще чуть ли не с XI века, когда не писали руками, а высекали арабский текст на камне, тогда были очень широкие линии — куфический стиль, самый древний. И поскольку первый печатный Коран издан у нас в Казани, для меня эта связь (ислам — Казань — куфи) очень важна. И в данном случае культурные корни я здесь увидела.

Для начала, конечно, к логотипу нужно привыкнуть. Понятно, что ассоциации первого уровня — Кул Шариф, силуэт города, наш татарский флаг — тут же узнаются. Сразу: о, Казань! А здесь (для того чтобы понять этот логотип прим. ред.) надо все-таки немножко подумать, иметь какой-то базовый уровень, чтобы читать логотип и видеть в нем именно Казань. Это на интеллектуала рассчитано. Со временем, безусловно, логотип уже настолько будет на глазах, что станет узнаваемым…

А насчет того, где он может быть использован… Если мы с вами решили выпускать модную одежду, мы не можем использовать геральдические знаки, даже их интерпретировать, потому что это и не принято, и незаконно. А вот такой логотип, как коммерческий Казани, можем брать и маркировать им абсолютно всю продукцию, которая исходит из столицы РТ, — как материальную, так и нематериальную. А зачем городам вообще нужен логотип… Без стилистики, в том числе условной, каких-то «иероглифов» и художественных знаков мы сейчас вообще не можем обходиться. Это иконографика, которая прочно вошла в нашу жизнь. Мы сейчас с вами с помощью смайлов обмениваемся эмоциями, и понятно, что люди старшего поколения считают, что это как-то нехорошо и некультурно, но стилистические изображения очень прочно вошли в нашу жизнь, во-первых. А во-вторых, они не требуют перевода на другие языки. То есть это графическое эсперанто, оно узнается любым человеком любой культуры. Здесь не требуется переводчик, не надо пресс-релиз какой-то писать: что и почему. Изображая Кул Шариф, нам нужно сказать, что это мечеть, самая большая в Европе, когда была построена и так далее. А здесь — Казань, тут все видно. Вот Зилант, вот челн, вот стиль куфи — и человек это прочитает зрительно. Подобное затронет какие-то ассоциативные нотки у него в душе, и он считает эмоциональный посыл знака. Вот для такого, я считаю, и нужны знаки городов, потому что есть герб города (он исторический), существует государственный герб, который стоит на государственной печати, но ведь должно быть еще что-то. В данном случае идет речь об очень высокобюджетном проекте, потому что чем проще и лаконичнее знак, тем больше затрачено интеллектуальных ресурсов. И даже подготовка специалистов такого уровня стоит чудовищно дорого!

Сергей Насекин: «Нигде эта разработка не может быть использована, нигде. Если честно, тут даже нет никакого повода для обсуждения» Сергей Насекин: «Нигде эта разработка не может быть использована, нигде. Если честно, тут даже нет никакого повода для обсуждения» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сергей Насекин — дизайнер «Айбат Дизайн»:

— Насколько этот логотип отражает дух Казани? Да вообще никак. Такие логотипы лепятся бездельничающими дизайнерами, у которых под рукой есть листок формата А4 и черный фломастер. И вот они так лепятся. Ну или делать им просто нечего, и балуются шрифтами и прочим. Тут нет никакой работы…

Нигде эта разработка не может быть использована, нигде. Если честно, тут даже нет никакого повода для обсуждения. А почему подобное вообще вызывает какой-то информационный повод, интерес? Оттого, что это контора Лебедева, что ли? Ну и что? Вообще никак (меня такое не трогает — прим. ред.). Ни шрифт, ни буква К.

Тут нечего обсуждать. Это почеркушка, которую дают на задание студентам второго курса факультета дизайна отделения «Графический дизайн», чтобы они что-то подобное нарисовали. Вот для них такое еще нормально. Но это не повод, чтобы обсуждать данный логотип как какую-то серьезную разработку.

Павел Тиняев — архитектор:

— Меня не впечатлило. Честно говоря, я не понял, о чем это, для чего логотип в виде буквы К? Потому что на нее начинается название города? И что? Что в букве К такого, чем бы она олицетворяла Казань? То ли это халтура, то ли… Лебедев, конечно, молодец, известный дизайнер, но, чтобы понимать, о чем подобное, нужно более глубоко проникнуть. И почему он? Почему не казанский дизайнер, кто может действительно чувствовать специфику, понимать, что это близко жителям, гостям, которые увидят столицу РТ и скажут: «Да, логотип отвечает ощущению города». Как графический символ — может быть, но не как смысловой знак. 

На пакетах сувенирных, конечно, могут использовать. Если бы, может, придумали специальный шрифт, где есть оригинальная буква К... У Казани был логотип советских лет, видимо, существовала мысль уйти от старого. Но это неправильно, могла бы быть новая трактовка, новые символы. Почему не дракон, не Зилант, как использовано в гербе, как вариант. В старом логотипе был цирк и башня Сююмбике, мне он нравился. Какой-то символ городу нужен, чтобы можно было его идентифицировать… Можно привнести в этот логотип Кременчуг или Кривой Рог и сказать: «Вот ваш логотип, видите букву К?!»