"Тот, кто видит обе стороны явления,
одарен светлым умом, а видящий
только одну, блуждает в потемках"
(Мао Цзедун)
Неустанно тиражируемые мировыми СМИ пропагандистские клише – "худшее уже позади", "сделаны все необходимые шаги для преодоления мирового кризиса", "совместные действия финансовых властей остановили кризис" – де-факто, вывели из фокуса экспертного и общественного внимания действия властей Китая по преодолению негативных последствий текущего мирового кризиса. Необходимо признать, что последние знаковые решения китайских властей – это асимметричный ответ мировому кризису.
Текущие проблемы и фундаментальные успехи Китая
Агентство Bloomberg считает, что азиатские финансовые рынки во главе с Китаем, Индией и Малайзией, вероятно, имеют в условиях финансового кризиса преимущество перед другими развивающимися странами, поскольку владеют более существенными накоплениями (06.11.2008). Для подобного утверждения есть все основания. По данным Государственного статистического управления КНР, доля экономики Китая в мировом объеме выросла с 1,8 % в 1978 году до 6 % в 2007 году. В 2007 году ВВП Китая составил $3 трлн. 280,1 млрд., равняясь 23,7% ВВП США, 74,9 % ВВП Японии и 99,5 % ВВП Германии.
Известный эксперт-международник В.Овчинников констатировал: "Китай становится все более активным и весомым участником экономической жизни планеты. За тридцать лет реформ ему удалось стократно увеличить свой внешнеторговый оборот, поднять его с 20 до 2000 миллиардов, то есть до двух триллионов долларов". По показателям масштаба и экспорта продукции отрасли высоких технологий Китай вышел в число мировых лидеров. В 2007 году валовая продукция обрабатывающей промышленности в сфере высоких технологий превысила 5 трлн. юаней (около $735,3 млрд), ее доля в ВВП страны достигла 4,6 %. Объем экспорта высокотехнологичной продукции в 2007 году составил $347,8 млрд. Доля данной продукции в экспорте Китая достигла 30 % (Синьхуа).
Сегодня много говорят и о проблемах Китая. Действительно, экономический рост в Китае упал до 9% в III-м квартале 2008 года, что является самым медленным темпом развития экономики Поднебесной за последние 5 лет. Основной причиной тому стал резкий спад в американской экономике, сократившей спрос на китайский экспорт. Но можно ли признать замедление темпов роста экономики реальной трагедией? Кризисные явления в Китае можно отследить, опираясь на еженедельные обзоры известного российского экономиста С.Егишянца.
Егишянц выделил следующее: "Что до Китая, то ему Daily Telegraph посвятила целую передовицу – в ней говорилось, что эпоха экспортного процветания стремительно близится к концу: за последние пару лет стоимость морской доставки стандартного 40-футового контейнера из Шанхая в Роттердам утроилась – что сделало китайские товары уже не столь дешёвыми, как прежде; к тому же спрос на товары из Поднебесной со стороны США, Канады, Великобритании, Испании, Италии и Франции весьма активно снижается в последнее время – стало быть, вскоре мировому экономическому лидеру придётся что-то делать, приспосабливаясь к новой реальности" (14.07.2008). Вместе с тем, "промышленный и торговый банки Китая выразили желание прикупить себе немножко австралийских банков" (21.07.2008).
Егишянц также отметил, что "сокращение иностранного спроса больно ударило и по китайским производителям – и тамошние власти теперь срочно придумывают, как бы облегчить их положение. Так, на прошлой неделе правительство и центробанк породили совместное решение об изменении валютного регулирования – отменено требование об обязательной продаже всей валютной выручки, облегчены процедура доступа китайцев на внешние рынки: всё это делается, чтобы замедлить укрепление юаня – без сверхдешёвой валюты пресловутое "китайское чудо" быстро исчезает, а вместо него возникает обычный кризис перепроизводства" (11.08.2008). "Экспортные отрасли быстро слабеют – и раздувшийся было за последние годы фондовый рынок стремительно валится: с верхов годичной давности он уже упал почти втрое – и теперь находится гораздо ближе к низам 2005 года" (15.09.2008). Последнее позволяет сделать вывод, что мировой кризис затронул и Китай. Но в какой степени? А главное, насколько эффективными окажутся антикризисные меры китайских властей?
Текущая отчетность из Китая не позволяет утверждать, что Китай охвачен кризисом. Агентство Синьхуа сообщило в октябре 2008 года, что по результатам первых трех кварталов 2008 года отмечен заметный рост чистой прибыли Промышленно-торгового банка Китая (ПТБК), Китайского строительного банка (КСБ) и Банка Китая (БК) - трех крупнейших государственных банков, акции которых котируются на фондовых биржах. По опубликованным данным, общая сумма их прибыли после уплаты налогов в январе-сентябре 2008 года составила 237 млрд. юаней ($34,741 млрд.). В том числе, чистая прибыль ПТБК-- 93,1 млрд. юаней ($13,65 млрд.), прирост составил 45,7 %, КСБ - 84,3 млрд. юаней ($12,35 млрд.), прирост - 47,58 %, БК - 59,9 млрд. юаней ($87,8 млрд.), прирост - 31,82 %.
Знаковые заявления
18 сентября 2008 года о необходимости изменения мировой финансовой системы заявила бывшая заместитель руководителя Центробанка Китая У Сяолин По ее словам, причиной финансового кризиса в США стало введение на рынок новых финансовых инструментов в ущерб экономическим законам. Она призвала Китай учиться на ошибках американских финансовых регуляторов. И это не единственное проявление озабоченности. Глава центрального банка Ли Чао: "Мы будем продолжать тесное взаимодействие со всеми партнерами и международными финансовыми институтами для совместного поддержания стабильности на мировом финансовом рынке" (13.10.2008). Глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань: "В настоящее время финансово-экономическое регулирование в глобальном масштабе является неизбежным результатом окончательного взрыва дисбалансов и противоречий, накопившихся за долгий период, влияние на экономику Китая, не следует недооценивать" (27.10.2008).
В октябре в Китае прошел саммит 43 азиатских и европейских стран. После саммита премьер-министр Китая Вэнь Цзябао заявил: "Мы должны использовать все доступные способы, чтобы не дать финансовому кризису сказаться на росте реальной экономики". Участники саммита договорились выделить около $4 триллионов, чтобы поддержать банки и восстановить работу денежных рынков, а также ввести более жесткие меры по регулированию работы финансового сектора во избежание повторения кризиса. (25.10.2008). Вэнь Цзябао подчеркнул, что приоритетом для Китая является необходимость подстегнуть рост потребления на внутреннем рынке, чтобы сохранить стабильно высокие темпы экономического роста.
Демографические проблемы Китая
Отдельные проблемы Китая не выпадают из фокуса внимания экспертного сообщества. И для этого есть веские основания. Так, на страницах The Economist обсуждалось следующее: "Цена на какой товар в мире важнее всего? Большинство скажет: цена на нефть, процентные ставки в США и доллар. На самом деле, зарплата китайских рабочих имеет гораздо большее значение, чем все вышеперечисленное. 800 млн. рабочих в Китае составляют самую большую рабочую силу в мире, почти в два раза превышая предложение на рынке труда в Америке, Европейском Союзе и Японии вместе взятых. Поэтому если заявления о том, что в Китае заканчивается рабочая сила, окажутся верны, это будет иметь серьезные последствия не только для Поднебесной, но и для остального мира. Запас дешевой рабочей силы, который все считали неиссякаемым, является одним из основных источников быстрого экономического роста Китая. Однако в последние несколько лет владельцы заводов жалуются на нехватку рабочих и быстрый рост зарплат, опасаясь, что "избытку" рабочей силы Китая пришел конец. Политика одного ребенка, принятая в стране в 1979 году, привела к постепенному замедлению роста предложения на рынке труда" (19.09.2008).
В 2007 году Цай Фан, директор Института проблем народонаселения и экономики труда из Академии социальных наук Китая заявил, что Китай достиг "поворотной точки Льюиса". По его прогнозам, к 2009 году будет наблюдаться повсеместная нехватка рабочей силы, что будет способствовать росту зарплат в промышленном секторе. Означает ли это, что китайской модели роста пришел конец? Иной позиции придерживается Всемирный Банк. Эксперты банка считают, что избыток рабочей силы Китая еще не исчерпан. Падение числа молодого населения - это еще не показатель, ведь предложение труда определяется не только демографическими показателями.
Взгляд со стороны
Алекс Пателис, управляющий директор и руководитель департамента мировой экономики банка Merrill Lynch, выделил следующее: "Мы видим проблемы, которые в нынешних условиях создает текущий мировой финансовый порядок, основы которого были заложены еще Бреттон-Вудским соглашением 1944 года, когда не существует площадки для мировых лидеров, где они могли бы собраться и выработать общие антикризисные меры. Текущий финансовый порядок не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Так, страны Бенилюкса обладают большим количеством голосов в Международной валютном фонде, чем Китай, что более характерно для мировой экономики середины прошлого века". Отметим, что в ходе последней реформы МВФ, реализованной в марте-апреле 2008 года, в рамках текущего мирового кризиса "вес голоса" Китая в МВФ был увеличен, в то время, как "вес голоса" России и Саудовской Аравии был уменьшен. Данный факт является существенным в рамках известной западной точки зрения, что эволюционный ход развития человечества в начале ХХI века приносит наибольшую выгоду именно Китаю.
Пателис отметил особенности позиции Китая: "Мы также стали свидетелями того, как Китай на этой неделе сократил процентные ставки одновременно с шестью развитыми странами, но объявил об этом отдельно. Они не хотели быть связанными с тем, что делали страны Запада" (13.10.2008). Это важное замечание, так как именно в рамках данного видения становится очевидной стратегия Китая по преодолению негативных последствий текущего мирового кризиса.
Действительно, в конце октября 2008 года Китай снизил процентную ставку в третий раз подряд за последние 2 месяца в целях стимулирования экономического роста в стране. Таким образом, стоимость годовых кредитов китайского Центробанка снизится на 27 базисных пунктов с прежних 6,93% до 6,66%. Ставка по депозитам будет снижена с 3,87% до 3,6%. Изменения вступили в силу с, 30 октября, говорится в официальном пресс-релизе, размещенном на сайте Народного банка Китая. Падающий спрос на экспорт и слабеющий рынок недвижимости угрожают вызвать резкий экономический спад после того, как рост экономики в минувшем квартале зарегистрировал наибольшее замедление за последние 5 лет (Bloomberg). Правительство Китая приняло налоговые послабления для экспортеров, сократило издержки для своих покупателей и пообещало больше тратить на развитие инфраструктуры с тем, чтобы сохранить рабочие места. Нет сомнений и в том, что рекордные накопления Китая в размере $1,9 трлн. помогут стране успешно бороться против финансового кризиса.
Представляется, что вышеизложенное - это стандартный набор антикризисных мер. А в чем проявляется асимметричный ответ Китая?
Контуры асимметричного ответа
Два основных направления асимметричного ответа Китая – это развитие внутреннего рынка и "экономики знаний". В.Овчинников акцентирует внимание на создание "экономики знаний": "До начала реформ Китай тратил на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) менее одного процента валового внутреннего продукта. В текущей пятилетке (2006-2010) ассигнования на эти цели вырастут с 1,3 до 2 процентов ВВП, а к 2020 году вложения в научно-технический прогресс увеличатся до 2,5 процента валового внутреннего продукта, который к тому времени может составить 6 триллионов долларов. Перспективная программа создания "экономики знаний" ставит целью за пятнадцать лет сократить зависимость Китая от иностранных технологий с 80 до 30 процентов" (30.10.2008). Овчинников отметил, что в Китае уже "действуют 750 таких центров, и по их числу Поднебесная уступает лишь Соединенным Штатам и Великобритании. Известная фирма "Нокиа" сосредоточила 40 процентов всех опытно-конструкторских разработок по сотовым телефонам в своем научно-техническом центре в Пекине. Китайская фирма "Хуавэй" занимает шестое место в мире по производству сотовых телефонов. В минувшем году она продала их на 8,5 миллиарда долларов. Примечательно, что десятую часть этой суммы и почти половину своей рабочей силы корпорация нацелила на научные исследования и опытно-конструкторские разработки".
Развитие внутреннего рынка оформлено в Китае рядом решений. В конце сентября 2008 года руководство КНР одобрило выделение средств в размере 2 трлн. юаней ($292 млрд.) на реконструкцию и развитие железнодорожной сети страны с целью противодействия замедлению экономического роста. При этом, официальные лица в китайском правительстве уже заявили, что общий размер затрат, скорее всего, превысит озвученную цифру. План расходов рассчитан до 2020 года. Результатом должно стать увеличение общей длины железных дорог КНР с нынешних 78 тысяч километров до 120 тысяч.
На K2Kapital отметили, что новая программа вписывается в планы Коммунистической партии Китая по развитию и сближению с центром отдаленных регионов - Тибета и северо-западной части страны. Расширение железнодорожной сети также позволит создать важные для социалистической системы дополнительные рабочие места. В Китае сейчас наблюдается бум железнодорожного строительства - каждый год в строй вводятся сотни километров новых путей. Это вынужденная мера, позволяющая снизить нагрузку, которая возникла вследствие не прекращавшегося высокого роста промышленного производства в стране за последние годы. Основная проблема заключается в том, что количество подвижного состава увеличивается всего на 3,4% в год, в то время как грузооборот железнодорожных линий растет на 9%. В связи с этим руководство Китая и решилось на особые меры по развитию железнодорожного транспорта (27.10.2008).
The Financial Times проинформировало о том, что пока развитые экономики мира направляли миллиарды на спасение банков, Китай объявил о планах инвестирования $100 млрд. в строительство автомобильных дорог, призванных открыть труднодоступную Центральную Азию остальному миру (31.10.2008). Это заставляет вспомнить известное высказывание президент США Клинтона, часто цитируемое известным российским экспертом-международником Анатолием Уткиным: "В чём Россия нуждается, так это в проектах огромных общественных работ… Они находятся в депрессии, и им нужен Франклин Рузвельт". Уткин напомнил, что именно "в годы борьбы с Великой депрессией была создана десятая часть всех новых дорог в Америке, 35 процентов всех новых больниц, 65 процентов зданий городского управления, 70 процентов новых школ". Германия поднялась после Первой мировой войны во многом за счет строительства автобанов. Так что, лидеры Китая в преддверии глобальной рецессии не изобретают ничего нового.
Представляется, что Китай еще не раскрыл все секреты своего ответа текущему мировому кризису. Суммируя вышеизложенное, необходимо признать, что последние знаковые решения китайских властей – это не только адекватный ответ текущему мировому кризису, но и асимметричный ответ Западному проекту в целом.
Минус Европа
В октябре 2008 года вице-премьер правительства РФ А.Жуков заявил, что товарооборот между Россией и Китаем может превысить отметку в $50 млрд. В 2007 году этот показатель составил $40,3 млрд. Если к этому добавить, что искусственное торможение развития эффективного взаимодействия между ЕС и Россией после августовских событий 2008 года принимает системный характер, то вытеснение европейской высокотехнологичной продукции китайской продукцией на внутреннем российском рынке примет, в ближайшей исторической перспективе, необратимый характер.
Отметим и следующее важное событие. В конце октября 2008 года ОАО "Транснефть" и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали соглашение о строительстве и эксплуатации ветки нефтепровода от магистрали Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до границы КНР. Необходимо признать, что это отход от внешнеполитической концепции "не связанных рук" Владимира Путина. Ответвление будет введено в эксплуатацию не ранее 2009 года. Мощность ветки составит 15 млн. тонн нефти в год. Проект ответвления предполагает строительство нефтепровода протяженностью
Целенаправленная антироссийская политика Европарламента и отдельных еврокомиссаров, ставшая очевидной в августе – сентябре 2008 года, скорее всего, призвана скрыть реальный маргинальный статус "брюссельского обкома" в ходе текущего мирового кризиса, Европа, де-факто, подталкивает Россию в объятья Китая, и этот факт в нашей стране могут отрицать лишь наиболее невменяемые российские либералы.
Решение о строительстве "ветки нефтепровода в Китай" неоднократно откладывалось до лучших времен после "дела Ходорковского" 2003 года. Это подробно анализировалось в работе "Пять взглядов на падение добычи нефти в России" - (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/05/oilrussialow/). Решение о строительстве нефтепровода "Сковородино – Мохэй" – это естественный адекватный ответ России на неустанную заботу европейских лидеров о "молодых демократиях" и "всемирно-историческом значении голодомора". Подчеркнем, что это экономический шаг российских властей, а не политический, что является вполне естественным в ходе мирового кризиса.
Отметим, что в сентябре–октябре 2008 года кроме новых договоров с Россией, в сфере поставок в Китай углеводородов, аналогичные договора заключены Китаем и с Казахстаном, и с Туркменистаном. Нет сомнений в том, что Китай будет оказывать финансовую помощь многим странам мира, в рамках двухсторонних договоров, аналогично формату взаимоотношений России и Белоруссии.
Развитие внутреннего рынка, развитие "экономики знаний" и адекватные шаги китайского руководства на международной арене и позволяют утверждать, что мы с вами наблюдаем асимметричный ответ Китая на вызовы текущего мирового кризиса. И последствия данного ответа станут очевидными в ближайшей исторической перспективе.
(polit.nnov.ru, Олег Маслов, 08.11.08)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.