В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» открылась экспозиция ижевского художника Сергея Орлова «Порталы». На выставке представлены живопись, графика, скульптуры и расписные доски автора. «БИЗНЕС Online» прогулялся по экспозиции и узнал, какие картины написаны тибетской глиной и о чем рассказывает серия «Эрос и Танатос».
-
Сергей Орлов — ижевский художник, профессор кафедры изобразительного искусства института искусств и дизайна Удмуртского государственного института, преподаватель ижевской школы «Сколково». Свой творческий путь он начал с протестного авангардного искусства в арт-группах «Лодка», «Кунсткамера», которая позже переименовалась в «Танатос». Более чем 30-летний творческий путь Орлов работал в таких направлениях, как реализм, авангард, шаман-арт, реликтовый стиль, этнофутуризм, акционизм.
-
Зрителей галереи встречают «Открытый портал – 4» и «Георгий Победоносец». На выставке есть и ранние работы Орлова, конца 90-х – начала 2000-х, и поздние, до 2019 года. «Основная суть искусства — художник делится теми впечатлениями, которые получил в другом измерении. Наш мир — это следствие некоей причины, которая существует в четвертом или пятом измерении. Вернуть искусству сакральный смысл — значит перевести при помощи него божественную энергию на человеческий язык», — считает художник.
-
Почему «Порталы»? Вот как объяснил это название сам художник в интервью «БИЗНЕС Online»: «Это не развлекательная выставка, не экспозиция приятных визуальных ощущений, а выставка для интеллекта и души. Моя задача была именно такой, поэтому выставка получила название „Порталы“. Это как бы ворота, окна в другие измерения и пространства. Когда человек узнает о мире больше, чем видит, рецепторы бытового восприятия мира отключаются и подключается надсознание. Он понимает, что мир не так прост, как мы себе его представляем. Он очень сложный, интересный, грандиозный, самодостаточный и даже сверхдостаточный».
-
«В своих работах я стараюсь показать, что в мире не все так просто и не все можно сказать словом в другом измерении. Я показываю даже не само измерение, а некую грань, за которой и находятся окна в другой мир. И эту грань человеку необходимо почувствовать. На подсознательном уровне должно родиться ощущение сложности, непостижимости с другой стороны», — добавляет Орлов.
-
На выставке можно найти два варианта образов «Вождей Атлантиды». Согласно мифам, законы богов потеряли силу в обществе Атлантиды, ее жители развратились, возгордились и решили подчинить себе весь мир. В ходе войны с афинянами атланты проиграли, и остров поглотила морская пучина. «Вот оно, предупреждение: вождям Атлантиды столько было дано — и чем это кончилось? Мы идем похожим путем», — говорит куратор выставки, искусствовед, арт-директор галереи «БИЗОN» Светлана Кузнецова. Она обратила внимание на воинственные образы противников, которые в пылу схватки слились друг с другом, и резко выделяющийся образ цветка, который цепляет зрителей своим контрастом.
-
Серия «Эрос и Танатос» написана в оригинальной творческой манере — с использованием тибетской глины, которую однажды привезли Орлову в подарок. Художник использует ее не ради создания рельефа картины, а как «вторую кожу», указывает Кузнецова, — благодаря такому материалу картины словно дышат, становятся живыми. «Серия „Эрос и Танатос“ говорит о том, что надо искать смыслы в своей жизни и проживать ее от начала и до конца. Серия начинается с „Ожидания“ — оно философское, глубокое. Жаль, что не удалось привезти две картины — все-таки у нас мусульманская республика, а там были достаточно откровенные сцены. Но как искусствовед я понимаю, где порнография, а где высокое искусство. И у Орлова — искусство», — добавляет куратор.
-
«Эта выставка — действительно портал, сюда тянет людей, — отмечает Кузнецова. — На „Шестую расу“ дети смотрят из-за витрины и тащат маму. Пришел молодой человек 12 лет: „А в сопровождении взрослого к вам можно?“ Его притянуло. Увы, выставка 18 плюс, даже с мамой нельзя. Я очень радуюсь, когда приходит большое количество молодежи. Многие задают вопросы, некоторые медитируют. Будучи беспристрастным и абсолютно честным в своем творчестве, Сергей Орлов обладает талантом психолога, тонко чувствующим и умеющим управлять вибрациями цвета».
-
Особое место в экспозиции занимает серия «Расы». Всего в ней 6 рас, на выставке можно увидеть первую, вторую и шестую. «Меня интересует идея того, что первая раса была аморфной формы — такие желеобразные, огромные существа. Они имели все способности — могли жить в нескольких пространствах, это совершенно другая цивилизация. Вторая раса была больше сформирована визуально и материально. Это раса великанов. Но у них еще имелись две способности, связанные с тем, что они могли управлять временем и пространством», — рассказал Орлов.
-
«Во всей этой теории мне нравится, что во всех расах есть очень мощный потенциал. И в человеке он тоже имеется — в нем сверхспособности заложены в качестве потенциала. Главное, что они есть, не потерялись», — считает художник.
-
Ключевым объектом экспозиции является проект «Шестая раса», где тоже использована глина. «В шестой расе будут в гармонии сверхспособности и логическое мышление. По данной теории, это станет последней расой на Земле. Пятая раса перейдет к шестой эволюционным путем», — говорит Орлов. По его словам, образ шестой расы вынашивался два года, он никак не получался. «И потом в два часа ночи меня посетил инсайт. Я встал и нарисовал этот образ, не отрываясь, как будто писал не я, а кто-то другой. Художник вынашивает картину, как беременная женщина — ребенка», — считает автор.
-
На выставке можно найти и картины маслом — это редкий материал в творчестве Орлова. Работы названы «Фантомы». «В Ижевске вообще искусство магическое и мистическое. Я даже придумал свой термин — „удмурт-мистик“, „удмуртская мистика“. Я хотел в Москве провести такую выставку, взять самых лучших и ярких удмуртских художников и показать это развернуто, мощно. Марат Гельман говорил, что наших авторов можно показывать в любой галерее мира. К сожалению, его выжили из страны и проект не состоялся», — рассказывал художник.
-
На отдельном стенде представлена графика Орлова, среди которой можно найти работы, выполненные в технике этнофутуризма. Художника интересовала древняя финно-угорская культура, связанная с пермским звериным стилем, который он случайно обнаружил в «Эрмитаже». «Стиль крайне мощный, потому что он веками отшлифован. Мне понравилось, что герои на таких украшениях имели лицо человека-зверя-животного-растения, то есть образы зверя, растения и человека соединялись в одно существо и становились едины. Таким искусством они говорили о единстве мира, как все взаимосвязано, все едино. Вот такое понимание единства мира, которое было в язычестве, меня потрясло. Я понял, что они во многом правы, понимали это на глубинном уровне», — отмечал Орлов.
-
Поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем, а также попытаться заглянуть в другое измерение можно до 31 октября. Галерея современного искусства «БИЗОN» расположена в самом центре Казани (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8) и принимает посетителей со среды по воскресенье. Время работы: с 12:00 до 20:00. Всем гостям выдают одноразовые маски и перчатки. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.