Скончался 84-летний режиссер Роман Виктюк, народный артист России и Украины, художественный руководитель театра собственного имени, расположенного в столице РФ Скончался 84-летний режиссер Роман Виктюк, народный артист России и Украины, художественный руководитель театра собственного имени, расположенного в столице РФ Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / www.globallookpress.com

«ЭТИ ВЕЛИКИЕ «СЛУЖАНКИ»

Отечественная культура продолжает нести потери в этот черный 2020 год. Едва Москва успела проститься с Арменом Джигарханяном, как стало известно, что скончался ранее госпитализированный из-за коронавируса 84-летний режиссер Роман Виктюк, народный артист России и Украины, художественный руководитель московского театра собственного имени. Пожалуй, людей, которые знали о существовании Виктюка, было гораздо больше, чем тех, кто видел его спектакли. В свое время он часто мелькал на ТВ в не привычных для экс-советских людей ярких нарядах, кроме того, его называли одним из немногих отечественных художников, особо не скрывавших своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Родившийся незадолго до начала Второй мировой войны в еще польском Львове Виктюк рано проявил актерский талант, а по окончании в 1957 году ГИТИСа он начинает работать в театрах, в том числе как режиссер. С середины 1970-х, после того как постановщик обратил на себя внимание в театрах различных союзных республик, он начинает регулярно ставить в Москве — во МХАТе, в театре им. Моссовета и др. Но слава приходит к Виктюку только в 1988 году, когда в столичном «Сатириконе» появляется его спектакль «Служанки» по пьесе Жана Жене. Сам драматург писал: «Я считаю, что в „Служанках“ играть должны мужчины. Да, именно мужчины». И следование этому завету автора сделало Виктюка знаменитым: та работа стала по настоящему революционной, ничего подобного советский драматический театр еще не видел.

Сюжет пьесы довольно прост. Две сестры, Клер и Соланж, — служанки в доме Мадам — составили тайный донос в полицию на Мсье, после чего того арестовали. Во время отсутствия хозяйки Служанки разыгрывают между собой сцены убийства Мадам, облачаются в ее наряды и пародируют ее манеру говорить… Обнаженные по пояс актеры-мужчины в женских ролях, откровенный эротизм и очень необычная эстетика спектакля — сложно даже представить, как на это могли реагировать зрители в 1988 году. Даже сегодня (спектакль не сходит со сцены уже более 30 лет, а сейчас идет в третьей редакции) он шокирует провинциальную публику. При этом та первая, еще советская, редакция считается непревзойденной, а тот актерский квартет — Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин — классическим. Спектакль показали во многих странах мира и всюду — неравнодушные отзывы прессы. Многие считают, что «Служанки» — вершина творчества Виктюка, а все дальнейшие его работы — своего рода реминисценции на темы главного спектакля в карьере режиссера, который в 1990-е возглавил свой Театр Романа Виктюка, который вскоре стал государственным.

Кстати, кто еще из отечественных театральных режиссеров удостоился собственного номера в КВН?! Причем это было еще в конце 1990-х, когда «Клуб веселых и находчивых» являлся законодателем мод по части телевизионного юмора. Наверняка многие помнят этот шедевральный  номер сборной Санкт-Петербурга — сказку «Колобок» в духе Виктюка.

Похоронят Виктюка в родном Львове: последняя воля режиссера — покоиться рядом с родителями.

Нияз Игламов: «Я не застал расцвета творчества Виктюка, он, конечно, был очень знаковый персонаж в советское время. Мне не близко его творчество, но я считаю, что любое искусство имеет право на существование» Нияз Игламов: «Я не застал расцвета творчества Виктюка, он, конечно, был очень знаковым персонажем в советское время. Мне не близко его творчество, но считаю, что любое искусство имеет право на существование» Фото: © Pravda Komsomolskaya / Russian Look / www.globallookpress.com

«ЭТО БОЛЬШАЯ ФИГУРА, ПРОСТО НЕМНОЖКО НЕ МОЯ»

Театр Виктюка часто приезжал в Казань, облюбовав площадку ТАГТОиБ им. Джалиля. Как правило, привозили фирменных «Служанок» (некоторые местные фанатки не пропускали ни одного показа), но публика видела и «Саломею», и «Нездешний сад», и др.

«Виктюк, конечно, очень знаковый персонаж, но мне его творчество не близко: это не связано с гомоэротической эстетикой — просто он поднимает не мои темы, не мой режиссер», — рассказал «БИЗНЕС Online» театральный критик Нияз Игламов. При этом он полагает, что Виктюка воспринимают очень однобоко: «Все, кто с ним общался, говорят, что это человек с потрясающей харизмой, своеобразными, характерными манерами и очень обаятельный». Наш собеседник говорит, что видел его «Служанок» уже без Райкина: «И по большому счету то, что он делал в последние 10 лет, было повторением пройденного. Я, когда стал членом экспертного совета „Золотой маски“, ходил в его театр на спектакли, это являлось моей обязанностью. Но у самого такого желания никогда не возникало, пусть легенды остаются легендами, а так ходишь, смотришь, и они разрушаются. Ну, конечно, это большая фигура, просто немножко не моя».

«Роман был профессиональным и талантливым человеком, а ориентация — его личное дело, кто-то его агрессивно не принимал, — рассказывает художественный руководитель театра им. Качалова Александр Славутский. — Мне подобное диковато, я больше люблю женщин, но это был талантливый, профессиональный человек в своей области, в эстетике своего театра. Виктюк действительно отдавал всю жизнь искусству, создал целый театр, причем спектакли ставил не только там». Славутский говорит, что был знаком с Виктюком, но «мы не являлись друзьями». «Я видел его спектакли, у него вся эстетика, связанная с его ориентацией, была пропитана подобным, но это его позиция, эстетическая, человеческая, — продолжает наш эксперт. — Поэтому… все может быть сегодня, не надо никому ничего навязывать, ни его театр нам, ни наш театр ему, он какой был — такой был. Конечно, это не театр Туминаса, Женовача, Андрея Гончарова — моего учителя. Они для меня ближе и интереснее, а вот он делал другой театр и, слава тебе господи, находились зрители, кому было это интересно».

Александр Славутский: «Роман был профессиональный и талантливый человек. А  ориентация — это его личное дело, кто-то его агрессивно не принимал. Мне это лично диковато, я больше люблю женщин» Александр Славутский: «Роман был профессиональным и талантливым человеком. А ориентация — это его личное дело, кто-то его агрессивно не принимал. Мне подобное лично диковато, я больше люблю женщин» Фото: © Pravda Komsomolskaya / Russian Look / www.globallookpress.com

«Я его как режиссера знаю, конечно, пару спектаклей смотрел, — рассказал „БИЗНЕС Online“ лауреат „Золотой маски“, актер театра им. Камала Ринат Тазетдинов. — Безусловно, Виктюк — хороший режиссер, но у него все построено на вкус нетрадиционного направления. Да, он делал талантливые вещи, но все они были не в моем вкусе».

«Среди цветов есть самый яркий — это Виктюк, в театральном мире среди ярких режиссеров он один из самых своеобразных людей, — уверен художественный руководитель Буинского драматического театра Раиль Садриев. — Есть театры такие, есть сякие, а есть Виктюк, он единственный, такого больше не будет. Он сам породил его и сам забрал с собой». Садриев говорит, что интересовался  искусством ушедшего режиссера: «Он в театральном мире был человеком, работавшим, как говорят в цирке, в оригинальном жанре, каждое его произведение особенное. Таких людей мало, можно по пальцам пересчитать. 90-е годы, период расцвета либерализма, были его временем».