Уникальное для Татарстана дело расследует СКР: в развратных действиях в отношении несовершеннолетней подозревается бывший первый замглавы минпромторга РТ Владимир Соловьев. Сначала экономическая полиция заинтересовалось предполагаемой коррупцией в возглавляемом Соловьевым институте расходометрии, а потом в его телефоне нашли переписку с 15-летней девушкой, после чего чиновника поставили на прослушку. Подробности скандального дела — в материале «БИЗНЕС Online».
В субботу, 19 декабря, в Ново-Савиновский суд Казани доставили бывшего первого замглавы минпромторга РТ Владимира Соловьева, который подозревается в развратных действиях в отношении несовершеннолетней
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С компании сына директора института
Бывший глава Кировского района Казани и первый заместитель министра промышленности РТ Владимир Соловьев в 2010 году ушел из республиканского правительства и возглавил Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии. ВНИИР — это казанский филиал федерального исследовательского института метрологии им. Менделеева. Таких институтов в стране всего лишь 7, все они входят в систему Росстандарта.
Через год, после того, как Соловьев возглавил ВНИИР, в Казани появилась частная фирма — ООО «ПТЦ Внедрение», — которая занялась торговлей измерительными приборами для промышленности. Возглавил фирму Илья Владимирович Соловьев, сын руководителя института. Скоро молодая фирма запатентовала собственную разработку — прибор для измерения плотности жидкостей в трубе, который, например, широко используется в нефтедобывающей промышленности и позволяет оценивать плотность горючей жидкости, а также ее температуру. Прибор назвали «Плотномер-МД». Сейчас на сайте компании представлена единственная модель с порядковым номером 02. Цена «Плотномера» не указана, однако, по данным отраслевых источников, прибор можно купить примерно за 2,5 млн рублей.
За 8 лет «ПТЦ Внедрение» продало «Плотномеров» на 42 млн рублей. В 2020 году силовики, проверяя ВНИИР, обнаружили, что прибор, вероятно, является разработкой института, которая по неизвестной причине оказалась в частных руках. «В „ПТЦ Внедрение“ были трудоустроены несколько научных сотрудников ВНИИР, чьи работы из института и оказались использованы при создании „Плотномера“», — передает выводы силовиков один из наших источников, близких к следствию.
Соловьева вызвали для дачи объяснений и изъяли мобильный телефон. В одном из мессенджеров якобы обнаружили откровенную переписку мужчины с девушкой. Оказалось, что это несовершеннолетняя дочь его близкой знакомой
компромат нашли в изъятом телефоне
Во ВНИИР прошли обыски, Соловьева вызвали для дачи объяснений и изъяли мобильный телефон. Девайс передали специалистам управления «К» МВД (по борьбе с киберпреступностью). Те взломали смартфон и изучили его содержимое. В одном из мессенджеров (наш источник не указывает, в каком именно) якобы обнаружили откровенную переписку Соловьева с девушкой. Силовики «пробили» номер собеседницы директора ВНИИР. И оказалось, что это несовершеннолетняя дочь его близкой знакомой. «Девушке всего 15 лет», — утверждает наш собеседник.
После этого телефон Соловьеву вернули, а оперативники поставили чиновника на прослушку. Оказалось, что со своей 15-летней собеседницей он созванивается довольно-таки часто. «Общались несколько раз в неделю. Бывало, по 30–40 минут. Разговоры были очень интересные, мягко говоря», — рассказывает наш собеседник. Прослушка продолжалась не менее месяца. 14 декабря силовики приняли решение задержать чиновника. За несколько недель до задержания Соловьев — вероятно, под прессом антикоррупционной проверки — покинул должность директора ВНИИР.
Утром 15 декабря подозреваемого доставили на улицу Короленко, где расположен 3-й отдел следственного управления СКР по РТ по расследованию особо важных дел. После допроса теперь уже экс-директора института задержали — в отношении него возбудили уголовное дело по статье «Развратные действия в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста» (ч. 1 ст. 135 УК РФ). После 48-часовой отсидки в изоляторе временного содержания Соловьев дал признательные показания.
Однако на свободу он тут же не вышел. В отношении бывшего чиновника возбудили еще одно дело — о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Соловьев также дал показания и по нему.
По данным наших источников в силовых структурах, расследование взял на контроль центральный аппарат следственного комитета России. Как известно, с особым трепетом к защите прав несовершеннолетних относится председатель СКР Александр Бастрыкин.
«Пожилой пенсионер, который ни на что влиять не может»
В субботу, 19 декабря, Соловьева доставили в Ново-Савиновский райсуд Казани. Судебное заседание проходило в закрытом режиме, УПК не позволяет слушателям присутствовать на процессах по преступлениям против половой неприкосновенности и против несовершеннолетних.
Несмотря на это, нам стали известны детали заседания, допустимую законом часть которых мы публикуем. В суде представитель СКР заявил, что Соловьев признал вину в развратных действиях в отношении несовершеннолетней. В рамках расследования дела у него дома в Лаишевском районе, где обвиняемый проживает с супругой, провели обыски.
Следствие просило заключить бывшего директора ВНИИР под домашний арест. Почему не СИЗО? Вероятно, сыграло роль признание вины и невысокая тяжесть преступления — по ч. 1 ст. 135 УК РФ ему грозит не более 3 лет лишения свободы.
Сам Соловьев был не против домашнего ареста: мол, если других мер пресечения нет, то подойдет и эта. Адвокат, в свою очередь, просила учесть, что ее клиент — помимо того, что сам пенсионер, — ухаживает за больной матерью, и добавила: сейчас экс-замглавы ведомства уже не работает во ВНИИР, доступа на территорию не имеет, а значит, на свидетелей дела о злоупотреблении должностными полномочиями давить не сможет, поэтому ограничивать его в свободе бессмысленно. «Для него это неординарный случай, — сказала адвокат и предположила, что в таком случае можно ограничиться подпиской о невыезде. — Пожилой пенсионер, который ни на что влиять не может».
Суд согласился с ходатайством следствия и отправил Соловьева под домашний арест, где он пробудет как минимум до 15 февраля (если решение не будет обжаловано и изменено). Участники процесса еще долгое время не покидали зал суда, ждали, пока подъедет машина УФСИН, чтобы доставить бывшего директора ВНИИР домой. Адвокат комментировать дело и ход процесса в суде отказалась. Сам обвиняемый также предпочел отмолчаться, а увидев камеру, повернулся к ней спиной.
Владимир Соловьев свою карьеру начал на «Радиоприборе» и дорос до высокой должности в минпромторге РТ
Who is mr. Соловьев: от инженера до главы Кировского района и первого зама в минпромторге РТ
Соловьев родился в Казани, в 1977 году окончил Казанский авиационный институт. Свою карьеру стал строить на производственном объединении «Радиоприбор», которое в те времена считалось одним из крупнейших предприятий в своей отрасли. Там наш герой начинал обычным инженером и за два года дорос до начальника одного из проектных бюро предприятия. «Радиоприбору» Соловьев отдал четыре года, после чего подался в политику. В 1985 году стал инструктором Приволжского райкома КПСС Казани, спустя несколько месяцев — инструктором казанского горкома партии. Через два года пошел на повышение — получил место второго секретаря Кировского райкома.
Чиновничью карьеру Соловьев продолжил уже в должности главы администрации Кировского района Казани, которую занял в 1989 году. Изначально она называлась «председатель исполкома Кировского райсовета Казани», а переименование произошло как раз во времена управления районом Соловьева. Помимо того, что он был последним председателем исполкома района, проработал на данной должности почти 10 лет. Кстати, в Кировский район руководитель администрации пришел в команде нового в то время градоначальника Казани — в 1989 году столицу на тот момент ТАССР возглавил Камиль Исхаков.
Работа главы районной администрации традиционно считается хорошим карьерным трамплином. Однако после почти 10 лет во главе района Соловьев неожиданно оставляет карьеру чиновника и уходит в бизнес: он становится гендиректором ОАО «Сафьян» (кожевенная фабрика). К слову, предприятие находится на территории все того же Кировского района. В этот же период, по данным базы «Контур.Фокус», Соловьев был соучредителем предприятия «Кожгалантерейная фабрика» в Малых Клыках. Фирма просуществовала всего два года, при этом одним из партнеров по бизнесу являлся Дмитрий Нагуманов, бывший министр финансов РТ, в то время занимавший пост предправления Татагромпромбанка. Позже отец действующего мэра Альметьевска Тимура Нагуманова возглавит Татфондбанк — в 2006–2007 годах. Кстати, в начале нулевых Соловьев и Нагуманов-старший также были соучредителями некоего ООО «Аяз».
В 2005 году Соловьев несколько месяцев занимался рекламным бизнесом во главе компании «AdS-Сервис». Через несколько месяцев вернулся на госслужбу, на этот раз — уже в качестве члена кабмина РТ, на должность заместителя министра экономики и промышленности РТ (ныне минэкономики). Работал он под началом Бориса Павлова — министра и первого вице-премьера Татарстана.
В 2007 году, когда руководитель ушел из минэкономики, Соловьев тоже покинул ведомство и получил еще более высокую должность, но уже в минпромторге РТ, став первым заместителем министра. Ведомство тогда возглавлял Александр Когогин, которого Соловьев заменял на время отпусков и командировок. В минпромторге наш герой проводил встречи с иностранными послами, участвовал в открытии новых производств и брифингах для журналистов. В то же время Соловьев как представитель правительства РТ входил в совет директоров альметьевской компании «Алнас», которая считается одним из крупнейших предприятий страны по производству погружного оборудования для добычи нефти.
В 2009 году в минпромторге сменилось руководство — главой ведомства стал Равиль Зарипов. В 2010-м министерство покинул Соловьев. Сообщалось, что такое решение принял он сам, подав рапорт об увольнении по собственному желанию.
ООО «Кожгалантерейная фабрика» — это единственная из всех фирм Соловьева, существующая по сей день, находится она в Казани, на улице Гладилова. Занимается производством чемоданов, дамских сумок и других изделий из кожи
насколько успешен бизнес сына
В 2010 году, одновременно с приходом во ВНИИР, Соловьев вернулся в бизнес, следует из данных базы «Контур.Фокус», в частности, приобрел долю в ООО «Экспериментальное предприятие „Кожгалантерейная фирма“» и торговом доме с одноименным названием в Шемордане опять же вместе со своим бизнес-партнером Дмитрием Нагумановым. В 2012–2013 годах предприятия были ликвидированы. Тогда появилась еще одна компания с идентичным названием — ООО «Кожгалантерейная фабрика». Это единственная из всех фирм Соловьева, существующая по сей день, находится она в Казани, на улице Гладилова, занимается производством чемоданов, дамских сумок и других изделий из кожи. Нагуманов-старший по-прежнему значится в ней соучредителем, однако его партнер продал свою долю (когда — неизвестно). Фирма — активный участник госзакупок и неоднократно выигрывала аукционы на поставку сумок в рамках гособоронзаказа в различные подразделения Росгвардии, а также в войсковые части.
Одним из учредителей кожгалантерейной фабрики также числился Илья Соловьев — уже упомянутый сын нашего героя. Помимо данной фирмы, он был учредителем еще нескольких, например ООО «Центр экспертизы» (деятельность в сфере технического регулирования и стандартизации), ООО «Прибор» (производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации) и других, ныне не действующих компаний.
В 2011 году Соловьев-младший стал соучредителем того самого ООО «ПТЦ Внедрение», которое фигурирует в материалах уголовного дела. Его партнерами были Иосиф Фишман и Анатолий Сладковский. Судя по открытым данным, первый — советник Соловьева-старшего во ВНИИР. В 2018 году еще одним соучредителем стала Наталья Соловьева (очевидно, родственница нашего героя). Однако официально все вышеперечисленные вышли из числа учредителей, сейчас 50-процентная доля в компании принадлежит некой Наргизе Валиахметовой, другая часть — самому ООО. Юридический адрес фирмы — Гладилова, 21 — там же, где и вышеупомянутая кожгалантерейная фабрика.
На «ПТЦ Внедрение» зарегистрировано два Mercedes-Benz GLC 250d 4Matic. С 2015 года (более ранних данных нет) фирма показывает хоть и небольшую, но стабильную прибыль: в 2015-м она составляла 108 тыс. рублей (при выручке 2,2 млн рублей), в 2017-м — 4,5 млн (при выручке в 16,5 млн), на конец 2019-го прибыль компании стала 516 тыс. рублей при выручке в 6,3 миллиона. За весь период своего существования, судя по данным базы «Контур.Фокус», компания трижды участвовала в госзакупках. В 2017 году она выиграла право поставки плотномера для ООО «Газпром переработка», а до этого, в 2014-м, с ней было заключено два контракта на поставку плотномера для ВНИИ расходометрии, который возглавлял Владимир Соловьев. В обоих случаях сумма контракта составляла 944 тыс. рублей, а закупка осуществлялась у единственного поставщика, коим и являлось «ПТЦ Внедрение».
Предъявлены ли обвинения сыну бывшего директора ВНИИР? «Нет, — утверждает наш источник и тут же добавляет: — Пока».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 365
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.