Сегодня на сайте ТАСС в рубрике «Мнение» появилась большая статья Дмитрия Медведева под названием «Америка 2.0. После выборов» Сегодня на сайте ТАСС в рубрике «Мнение» появилась большая статья Дмитрия Медведева под названием «Америка 2.0. После выборов» Фото: © Екатерина Штукина, РИА «Новости»

«АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ ДОКАЗЫВАЛА СВОЮ ГИБКОСТЬ. УВЕРЕН, ОНА СПРАВИТСЯ И СЕЙЧАС»

Третий президент РФ Дмитрий Медведев оживил сонное субботнее российское политическое поле, сегодня с утра на сайте ТАСС в рубрике «Мнение» появилась его большая статья под названием «Америка 2.0. После выборов». За несколько дней до инаугурации нового лидера США Джо Байдена заместитель председателя совета безопасности России анализирует ситуацию в самом влиятельном государстве мира, а также влияние на события, происходящие за океаном, на мировую политику и экономику, включая отношения между Штатами и РФ.

Саму статью условно можно разделить на три блока. В первом Медведев анализирует недавно завершившуюся «самую скандальную за всю историю президентскую кампанию» в США, проходится по архаичной американской избирательной системе, приходя к выводу, что она превращается, по сути, в фактор международной нестабильности. Во второй части экс-президент РФ (2008–2012) размышляет о том, чего ждать мировой экономике и политике от возвращения в Белый дом в Вашингтоне администрации демократов. Наконец, в третьем блоке Медведев пишет о том, что из себя сегодня представляют отношения России и США, и прогнозирует, в какую сторону они будут двигаться в ближайшее время.

Любопытно, если критика заокеанской выборной модели у лидера «Единой России» выглядит вполне протрамповски, словно автор пытается вслед за многими наблюдателями и экспертами поставить под сомнение победу Байдена на президентских выборах, то затем Медведев себе позволяет пару шпилек в адрес Дональда Трампа, а затем и вовсе пишет: «Американская политическая система на протяжении веков доказывала свою гибкость. Уверен, она справится и сейчас». Также сдержанная риторика зампредседателя совбеза показывает, что в целом Россия готова к диалогу с новой президентской администрацией США, хотя и не исключает дальнейших заморозков.

«ХОЛОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, ИДУЩАЯ В США НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ, ДОСТИГЛА СВОЕГО АПОГЕЯ»

«Мы привыкли считать, что крупнейшие экономики оказывают масштабное влияние на политическое и социальное развитие других стран, — начинает свою публикацию Медведев. — Кризисы, периодически происходящие в них, воздействуют на мировую экономику, а по цепочке — на региональные и страновые экономики, на политические системы зависимых от этого воздействия государств. Но при этом часто упускают из виду, что и отдельные политические события, например выборы, способны спровоцировать серьезные кризисы в других странах. Особенно если речь идет о государствах, непосредственно влияющих на фундаментальные мировые процессы». В этом контексте автор и отмечает недавнюю президентскую кампанию в Штатах, которая, по мнению бывшего российского лидера, «подтвердила, что проблемы в электоральной системе США носят системный характер».

Да, пишет Медведев, достоинства и издержки избирательной системы — это сугубо внутреннее дело каждой страны, если бы не одно «но»: «Выборы в этой стране, особенно когда власть переходит от одной политической силы к другой, могут стать триггером очень существенных изменений в мировом экономическом развитии, оказать серьезное влияние на сложившиеся институты международного права и глобальную систему безопасности».

Далее автор перечисляет все недостатки системы выборов в США, о некоторых из них всем давно и хорошо было известно, а другие обнаружились в ходе противостояния Байден – Трамп: не прямые выборы, а через коллегию выборщиков, соответственно, может победить кандидат, набравший меньшее число голосов; теоретическая возможность выборщиков проголосовать не за того кандидата, которого они представляют по воле избирателей; отсутствие четких правил регистрации избирателей и оформления бюллетеней; массовое голосование по почте; ограничение в ряде штатов по доступу международных наблюдателей; длительное оспаривание результатов выборов в судах.

Медведев напоминает, что, к примеру, Хиллари Клинтон, четыре года назад проигравшая президентские выборы Трампу, предлагает отказаться от коллегии выборщиков в пользу всенародного голосования. «Страна расколота на два лагеря, а линия разлома пролегает между носителями разных ценностных ориентаций, которая отражается на электоральном выборе в пользу республиканцев либо демократов, — пишет автор статьи „Америка 2.0. После выборов“. — Так, явственно обозначились ценностные противостояния между консервативной Америкой и сторонниками пересмотра традиционалистских установок, между „законопослушной“ Америкой и готовыми на активный уличный протест, между занятыми в высокотехнологичных отраслях и теми, кто остается за бортом технологической революции». По мнению лидера российской партии власти, из словаря политического истеблишмента США практически исчезает слово «консенсус». А описывая недавний штурм Капитолия, он и вовсе использует довольно громкое определение: «Холодная гражданская война, идущая в США на протяжении нескольких месяцев, достигла своего апогея».

Медведев обращает внимание и на еще один вопрос, обострившийся на фоне внутриполитической борьбы в США. «Это беспрецедентная роль социальных сетей и новых медиа, а соответственно, частных IT-компаний, которым принадлежат упомянутые ресурсы, в публичной политике, — указывает экс-президент России. — Обычные американские СМИ, чья деятельность регулируется законами и подпадает под первую поправку, обычно официально занимали позицию того или иного кандидата, но все же полагали необходимым транслировать высказывания его оппонента в ходе предвыборной кампании. Социальные сети же находятся вне специального регулирования и работают на основе пользовательских соглашений. И вот они-то и развязали информационную войну без правил! Причем войну против одного лица». Медведев, сам активный пользователь соцсетей, безусловно, негативно относится к многочисленным блокировкам аккаунтов Трампа и его сторонников в «Твиттере», и не только. «Для Америки, да и для всего мира, подобная корпоративная цензура на таком уровне — явление действительно экстраординарное. Возникает вопрос: кто эти высшие судьи, решившие, что могут по своей воле, по одним только им ведомым правилам, а по сути, из-за своих политических пристрастий лишить возможности президента страны общаться с многомиллионной аудиторией?» — задается вопросом замглавы совбеза России.

При этом, повторяет Медведев, все это невозможно списать на внутреннее дело самих США, поскольку серьезные события в данной стране «напрямую влияют именно на мировое развитие», как экономическое, так и политическое.

«АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАМПА ПЛАНОМЕРНО УСИЛИВАЛА СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВАШИНГТОНА И МОСКВЫ»

В этой связи важен тот курс, по которому пойдет новая администрация Байдена. «По итогам выборов 2016 года пошатнулась вековая традиция преемственности администраций, особенно в вопросах внешней политики», — поэтому каждая смена власти в США теперь — стресс планетарного масштаба. Это Медведев поясняет на следующем примере. «Взять хотя бы такую важнейшую проблему, как борьба с коронавирусом, — пишет автор статьи на ТАСС. — Противоположность взглядов кандидатов в 2020 году на опасность COVID-19 привела к тому, что одним из основных краткосрочных исходов выборов станет расширение охвата и жесткости мер, вводимых США из-за пандемии. От этого зависят не только жизнь и здоровье американцев, но и благополучие граждан в соседних странах, а также в странах-союзниках. Трагикомичной стала даже поляризация на уровне граждан, когда по наличию или отсутствию маски можно с большой долей уверенности сказать, за какую партию голосовал конкретный избиратель». Очевидно, что ковид-диссидентов среди республиканцев и тем более фанатов Трампа значительно больше.

«Подход к решениям по актуальным экономическим вопросам внутри страны, оказывающим прямое влияние на весь мир, также очень различался у двух кандидатов», — продолжает Медведев. Здесь и желание Трампа фактически лишить независимости ФРС, и резкие шаги предыдущей администрации в отношении международных организаций (ВОЗ, ВТО и др.)… Еще более важным является участие США в международных соглашениях по вооружениям, а также в различных интеграционных альянсах, климатических соглашениях и многом другом. Здесь третий президент России делает реверанс в сторону избранного лидера Штатов: «Как и в случае с международными организациями, США пытаются — до определенной меры — восстановить свой имидж надежного стратегического партнера. Весьма оптимистично звучат предвыборные обещания относительно продления договора по СНВ-3 с Россией, который Джо Байден назвал „якорем стратегической стабильности между Соединенными Штатами и Россией“. Избранный президент является сторонником сокращения вооружений, он участвовал в разработке договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности еще со времен СССР. Одной из тем предвыборной кампании была недопустимость выхода США из договора по открытому небу, Всемирной организации здравоохранения и Парижского соглашения по климату — процессы, которые были запущены в последние годы».

Далее Медведев дает прогноз на дальнейшее развитие отношений РФ и США. «Все последние годы траектория отношений Москвы и Вашингтона уверенно идет по нисходящей, кто бы ни находился во главе Белого дома, — заявляет он. — С президентством Д. Трампа действительно были связаны определенные надежды на изменение негативной динамики. Ведь тогда, в 2016 году, казалось, что отношения двух стран хуже, чем при Б. Обаме, быть не могут. Однако последующие годы развеяли эту иллюзию. Администрация Д. Трампа планомерно усиливала системное противостояние Вашингтона и Москвы, продолжала проводить политику санкций в отношении нашей страны, желая в том числе вытеснить ее с энергетических рынков, сводила к минимуму наше дипломатическое взаимодействие. И это на фоне того, что Д. Трамп постоянно говорил о желании „поладить с Россией“. Впрочем, его слова не имели особого значения, так как многочисленные ограничительные меры в Кконгрессе поддерживали и демократы, и республиканцы».

А Байден, указывает зампред совбеза РФ, «пока и вовсе не сказал ничего позитивного в адрес России», а в его команду вошли политики, которые совершенно не заинтересованы в улучшении отношений между Москвой и Вашингтоном. Тем не менее, по словам Медведева, Россия готова к работе с любым президентом США, к восстановлению сотрудничества в различных областях, хотя вряд ли можно ожидать встречных шагов от новой американской администрации. «В ближайшие годы наши отношения, по всей видимости, останутся крайне холодными. И сейчас мы не ждем ничего, кроме продолжения жесткой антироссийской политики. Но, возможно, Джо Байден вернется к тому, что еще оставалось в нашей совместной повестке, например к вопросам контроля над вооружениями», — считает экс-президент России.

«Мы не хотим проблем США, — подчеркивает он. — Причем по практическим причинам: такие проблемы создают общие волны нестабильности, которые захлестывают и нас». А пока мировое сообщество платит слишком большую цену за нежелание США меняться.

«МЕДВЕДЕВ, И ЭТО ОЖИДАЕМО, СОЛИДАРИЗОВАЛСЯ С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ СИЛОВОЙ КОРПОРАЦИИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что критика избирательной системы США — это не главное содержание программной статьи Медведева.

Шамиль Султанов — политолог:

— Думаю, эта статья чисто конъюнктурная для самого Медведева. Все ждут 20-го числа (на 20 января намечена инаугурация президента США Джо Байдена — прим. ред.), ждут каких-то сигналов, все боятся шагов Байдена. И Дмитрий Анатольевич решил в этом потоке отметиться: нейтрально, с одной стороны, с другой — продемонстрировать даже не Кремлю, а американцам, что вот, мол, есть специалист по Соединенным Штатам в виде бывшего президента России. И не думаю, что данный текст имеет особе значение. То, что там избирательная система США устарела и так далее, — не новость. Сами американцы, и очень многие, говорят об этом.

Проблема заключается в другом и для избирательной системы Штатов, и для их законодательства. Каким образом начать эту процедуру, для того чтобы не воздействовать на интересы различных групп, — первая проблема. Потому что американское общество очень сложное в данном плане. Там присутствуют разные интересы. Можно начать эту процедуру, а потом продолжать лет 20–30 и не иметь возможности оттуда вылезти, из такого клубка проблема.

Но есть более фундаментальная проблема, которая заключается в том, что американское законодательство, я имею в виду ключевые моменты, такие как Конституция, базовый билль о правах, имеют такой статус священной коровы. Потому что американцы (политологи, политики, законодатели) знают: достаточно вытащить какой-то камень, и все может начать сыпаться. Это проблема. Так как, с одной стороны, они знают: да, многое устарело, тот же Трамп об этом говорил. Кстати, интересный момент, что статья Медведева появляется после того, как Трамп высказался о том, что избирательную систему надо менять. Поэтому здесь есть две фундаментальные проблемы, которые, не думаю, что в ближайшее время каким-то образом будут решены. И требование Медведева, чтобы американцы поменяли свою избирательную систему, звучит достаточно странно.

И еще один момент. Дело в том, что для американского политического сознания вот такие фундаментальные юридические вещи имеют совершенно другое значение, чем для нас. Для нас нормально, что за последние 100 лет мы 7 или 8 раз поменяли Конституцию. В этом проявляется наша специфика и нашего политического сознания. О ней, кстати, в свое время очень точно высказался Владимир Ильич Ленин. Когда он сказал, что Конституция в России всегда определяется нынешним изменением баланса сил. То есть если баланс сил поменялся в стране, то появляется новая Конституция. У американцев иначе. Они считают, что законы идут от Бога, и в этом смысле даже изменения в балансах сил не имеют особого значения.


Павел Салин — директор центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— С точки зрения анализа проблем Соединенных Штатов, думаю, данная статья особого интереса не представляет. Хотя, конечно, здесь нужно спрашивать профессиональных американистов, но анализ проблем, приведенный в статье, — это скорее гарнир для данного текста, чтобы он выглядел обоснованным, фундаментальным и более-менее программным. Потому что если просто перечислять те месседжи, для которых писалась статья, то можно было их уместить в два-три абзаца, но тогда бы это не выглядело какой-то программной статьей.

А с точки зрения реального содержания, статья интересна по двум параметрам. Во-первых, это то, что Дмитрий Медведев, что ожидаемо, солидаризовался с точкой зрения силовой корпорации, которая с 2014 года доминирует, в том числе при формулировании внешнеполитической повестки. То есть фактически он выступил с тезисом, что «у вас негров линчуют». Но с учетом реалий января 2021-го ничего сенсационного в этом нет. Потому что в конце прошлого года российский истеблишмент надеялся на контакт с новой американской администрацией, и там могла разыгрываться партия с различными точками зрения внутри российской элиты, чтобы предложить американцам наиболее удобную для диалога кандидатуру. Допустим, того же Дмитрия Анатольевича, как это было в конце нулевых, имитировав оттепель. Тогда бы он, может быть, с несколько другими тезисами выступал по отношению к США, с более мягкими. Здесь же демонстрируется, что окружение российского лидера, в том числе и те его представители, которых принято считать либералами, едины в своей консолидации вокруг Владимира Путина. И председатель «Единой России» в этой статье перечисляет те же самые тезисы, претензии, возможно, в более мягкой форме, которые выдвигают говорящие головы российской силовой корпорации.

Во-вторых, что интересно в статье, это то, что озвучиваются ожидания или пожелания опять же всей российской элиты и Владимира Путина лично к Байдену. Мол, ребята, ну вы наконец определитесь с курсом по отношению к России. Мы понимаем, что курс этот будет, по нашему представлению, антироссийским, ничего не поменялось, но хотелось бы знать детали. Подобное отражает то напряжение, которое появилось в российских элитах в последние недели. И опять же это напряжение релевантно ожиданиям Владимира Путина, что курс администрации Байдена будет 100-процентно антироссийским (читай: антипутинским). То есть это будет курс на уничтожение российской политсистемы, но вот с деталями его хотелось бы ознакомиться. Поэтому здесь неважно, что Медведев пишет про американскую избирательную систему. Имеет значение, какие взгляды на российско-американские отношения с российской стороны транслируются через него.

А взгляды такие. Во-первых, ребята, не дождетесь раскола внутри российской элиты, она едина!  Раз уж Медведев, которого принято считать либералом и символом перезагрузки 12-летней давности, выступает с такими тезисами. Во-вторых, определитесь уже с курсом в отношении РФ. Потому что российские власти ждут, как реагировать. Ну и Владимир Путин мог бы определиться с тезисами своего послания, чтобы задать целеполагающий вектор элите на ближайшие месяцы. Он тоже чувствует, что они ждут от него решений, целеполагание по транзиту, по другим моментам, а он не может эти решения опубликовать, так как не понимает, каковы будут основные направления курса администрации Байдена в отношении России.


Никита Данюк — замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты РФ: 

— Медведев в нынешней российской политической конфигурации человек очень значимый и важный. И это прекрасно понимают на Западе. Поэтому, когда он выпускает подобного рода статью, она должна восприниматься как некий политический месседж. В первую очередь, как мне кажется, нашим западным политическим партнерам.

Почему этот месседж будет воспринят достаточно серьезно? Дело в том, что Медведев единственный сейчас человек, который обладал когда-то высшей субъектностью — он находился на посту президента. Кстати, в этот период случился ренессанс российско-американских отношений, они стали более-менее нормальными, было пространство для диалога, взаимное уважение, даже прорывные договоренности.

Сейчас складывается впечатление, что даже сам диалог, сама коммуникация, в принципе связь на дипломатическом уровне, на экспертном, политическом в контексте российско-американских отношений будет восприниматься как необычный успех. И, как мне кажется, Медведев таким образом ретранслирует готовность нашего государства искать определенные точки соприкосновения. Конечно, это вряд ли можно назвать демонстрацией того, что мы готовы забыть обо всех наших разногласиях, сесть за стол переговоров, обо всем договориться — нет, ни в коем случае. Но все-таки это, как мне кажется, свидетельство того, что коммуникация между такими странами, как Россия и США, — сам по себе очень значимый и важный инструмент, с помощью которого данные отношения можно улучшить. Не исключаю, что Дмитрий Анатольевич, имея определенный опыт дипломатический, находясь на таком, условно, посту серого кардинала, занимаясь как раз вопросами внешней политики, решил продемонстрировать готовность разговаривать с новой администрацией.