Дороги Татарстана пора очистить от водителей, которые по медицинским показаниям не должны садиться за руль. К такому выводу пришли в ГИБДД МВД по РТ. Но республиканский минздрав пока не спешит передавать диагнозы пациентов в полицию. В том, кого отлучат от баранки по состоянию здоровья и кто будет ставить «диагноз», разбираемся вместе с экспертами «БИЗНЕС Online», которые разглядели в инициативе дорожных чисток риски слива баз данных.
Татарстан захлестнула волна резонансных ДТП по вине водителей, страдающих от хронических заболеваний
смертельные ДТП с эпилептиками и инфарктниками
Татарстан захлестнула волна резонансных ДТП по вине водителей, страдающих от хронических заболеваний. Одно из самых страшных происшествий случилось в январе 2020 года — у села Кырлай на границе Татарстана с Марий Эл лоб в лоб столкнулись внедорожник Renault и Toyota. От удара оба авто откинуло с дороги в кювет. Аварию спровоцировал водитель внедорожника, у 45-летнего мужчины за рулем случился инфаркт, он потерял управление и вылетел на встречку. Водитель Toyota и два пассажира скончались на месте. Еще двоих пассажиров Toyota и водителя Renault с многочисленными травмами доставили в больницы.
17 июля 2020 произошел инцидент с эпилептиком в Нижнекамске — из-за приступа водитель потерял управление и допустил столкновение с пятью автомобилями. По счастливой случайности никто не пострадал. Другой эпилептический припадок зафиксирован 21 мая в Бугульме — 28-летний водитель под воздействием мышечного спазма уперся ногой в педаль газа, превратив KIA Sportage в смертельное оружие. За считаные секунды автомобиль пролетел перекресток, подпрыгнул на бордюре, снес ограждение и двух пешеходов. Остановилась машина, врезавшись в угол жилого дома. Мужчины 48 и 82 лет попали в Бугульминскую ЦРБ, одному из пострадавших ампутировали стопу ноги.
11 марта 2019 года психически неуравновешенный водитель спровоцировал смертельное ДТП в Казани, на Сибирском тракте. Водитель Fiat вылетел на полосу встречного движения и столкнулся с LADA Priora. 20-летний водитель последней это ДТП не пережил. Двое пассажиров LADA вместе с 26-летним водителем иномарки получили ранения.
Права продлеваются раз в 10 лет, для этого необходимо пройти медосмотр, который остается единственным маркером, выявляющим «неполадки» водителей со здоровьем
Лишение прав по медсправке
Почему водители с такими диагнозами оперативно не лишаются прав? Не все владельцы водительских удостоверений вовремя сообщают в ГИБДД о возникших проблемах со здоровьем, даже когда вождение им противопоказано. Права продлеваются раз в 10 лет, для этого необходимо пройти медосмотр, который остается единственным маркером, выявляющим «неполадки» водителей со здоровьем. Правда, происходит это с явным запозданием, таким автовладельцам надо быстро аннулировать права, сразу при постановке диагноза, убеждены в ГИБДД Татарстана. Но как оперативно получить информацию о потенциально опасном водителе? Этот вопрос рассматривался 24 ноября в республиканской прокуратуре на межведомственном совещании, посвященном «пресечению управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания».
В распоряжение «БИЗНЕС Online» попал протокол совещания, которое прошло под председательством зампрокурора РТ Юлии Наумовой. На нем также присутствовали начальник отдела №5 управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ Владимир Циома, судья Верховного суда РТ Сергей Трошин, начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов, его заместитель Александр Разумнов, начальник управления лечебной и профилактической помощи министерства здравоохранения РТ Гульнара Гайфуллина и руководитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ» Ригель Низамов.
Участники рассмотрели новый регламент реализации постановления правительства РФ №1604, которое содержит перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и ограничений к управлению транспортными средствами. Что изменится? До совещания УГИБДД отправляло через прокуратуру в минздрав полную базу водительских удостоверений, после чего министерство «вычленяло» из данного списка водителей с противопоказаниями. Теперь же протокол совещания предлагает министерству здравоохранения РТ и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» ежемесячно высылать список лиц с показаниями или противопоказаниями в прокуратуру. После этого прокуратура во взаимодействии с ГИБДД будет вычислять из списка владельцев ВУ и обращаться в суд, чтобы аннулировать их права или накладывать на них ограничения.
«Управление с 2016 года работает в части ограничения прав лиц, которые состоят на учете в качестве наркоманов. Начиная с прошлого года через прокуратуру мы наладили взаимодействие и по другим категориям граждан, которые не могут управлять автомобилем в силу медицинских ограничений. По итогам совещания будет заключено межведомственное соглашение, которое позволит вывести эту работу на новый уровень, когда министерство здравоохранения и бюро медико-социальной экспертизы будут напрямую предоставлять данные в ГИБДД. Реализация данного соглашения — вопрос безопасности как самого водителя, так и лиц, передвигающихся в его автомобиле, а также других участников дорожного движения», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замначальника УГИБДД РТ Разумнов. Он добавил, что при обсуждении инициативы у участников совещания возражений не было.
Собеседник издания подчеркнул, что межведомственное взаимодействие не потребует от врачей нарушить клятву Гиппократа. «Мы обсуждали этот нюанс на совещании — нет задачи раскрывать врачебную тайну, мы не просим сам диагноз человека, — подчеркнул Разумнов. — Нам достаточно получить информацию о том, что у водителя есть противопоказания к управлению автомобилем».
«Если водитель, например, уже перенес один или два инфаркта или инсульта и есть риск третьего, стоит ли ему и дальше ездить за рулем, подвергать себя и других участников дорожного движения опасности, ведь приступ может застать его в дороге?»
Кому сейчас запрещено садиться за руль?
Разумнов заметил, что в одних случаях проблемы со здоровьем исключают управление автомобилем, а в других только накладывают определенные ограничения. Постановление №1604 запрещает водителям, лишившимся нескольких пальцев на руках, а также верхней или нижней конечности, управлять машиной с механической коробкой передач, допускается только «автомат». Отсутствие двух фаланг на большом пальце руки накладывает ограничения на управление мотоциклом, а водить машину или грузовик запрещается при слепоте на один глаз. Эпилептикам, шизофреникам и невротикам и вовсе не должны выдаваться водительские удостоверения.
Еще один вопрос, который по итогам совещания нужно урегулировать республиканскому минздраву — расширить перечень болезней, которые накладывают ограничения на управление машиной или лишают права на это. «Минздрав должен определить заболевания, которые оказывают такое влияние на самочувствие человека, что не позволяют ему управлять автомобилем», — говорит Разумнов. Сейчас в постановлении №1604 не указан перенесенный инфаркт или инсульт как повод для лишения прав. «Мы не считаем, что каждого человека, который склонен к инфаркту, надо ограничивать в праве управления ТС, но если водитель, например, уже перенес один или два инфаркта или инсульта и есть риск третьего, стоит ли ему и дальше ездить за рулем, подвергать себя и других участников дорожного движения опасности, ведь приступ может застать его в дороге? А если у него диабет, и приступ может случиться внезапно? Пусть на эти вопросы ответят профессионалы и сформируют объективный список заболеваний».
Водитель может лишиться прав по решению суда — например за вождение в пьяном виде или совершение злостных нарушений, таких как пересечение двойной сплошной. В ряде случаев права инспекторы ГИБДД способны аннулировать самостоятельно
Как и кого лишают прав?
Водитель может лишиться прав по решению суда — например за вождение в пьяном виде или совершение злостных нарушений, таких как пересечение двойной сплошной. В ряде случаев права инспекторы ГИБДД способны аннулировать самостоятельно. Кроме описанных выше медицинских оснований для этого есть еще 7 причин, в их числе изменение данных владельца, износ удостоверения или смерть водителя, а также истечение срока действия ВУ. В последнем случае для продления удостоверения водитель и обязан пройти медкомиссию.
Какое количество человек в Татарстане рискуют лишиться прав при реализации инициативы республиканского ГИБДД? Точных прогнозов нет. Сотрудники прокуратуры совместно с ГИБДД вычисляют водителей, которым не место на дороге. Наркоманов, которые попались за рулем в состоянии наркотического опьянения, лишают прав через суд. В 2020 году в Татарстане ГИБДД аннулировала права или внесла ограничения на управления ТС для 571 водителя по медицинским показаниям, а за 2019-й — для 562.
Алкоголиков и людей с психическими расстройствами прав лишают и через суд. Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев, в 2019 году в суды прокурорами по таким основаниям направлено 597 исковых заявлений, в 2018-м — 570, в 2017-м — 465. В 2020-м в суды направлено 663 иска, 571 из которых уже рассмотрен и удовлетворен. В прокуратуре согласны в ускоренном режиме получать от минздрава информацию о постановке диагнозов, несовместимых с управлением транспортными средствами.
За последние три года в регионах России по итогам прокурорских проверок было установлено более 95,5 тыс. случаев наличия у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению ТС. В результате более 36 тыс. водительских удостоверений аннулировали на основании решений суда. В остальных случаях прекращено право управления отдельными категориями транспорта с выдачей новых водительских удостоверений.
«Отмечается необходимость оперативно осуществлять обмен интересующей информацией между заинтересованными ведомствами, дабы не допустить выезд на дорогу лиц, которые представляют потенциальную опасность для других участников дорожного движения, — подчеркнул Галиев. — Действующее постановление правительства РФ №1604 не учитывает ряд расстройств сердечно-сосудистой системы, которые представляют реальную угрозу безопасности дорожного движения. В последнее время такие заболевания в регионе, к сожалению, приводили к плачевным последствиям, к гибели и травмированию людей. В этой связи минздраву региона предложено с обоснованием сформулировать перечень таких заболеваний для рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в законодательство».
«За 10 лет (с момента получения ВУ — прим. ред.) в жизни человека может многое случиться — травмы на производстве, косоглазие, ухудшение зрения, другие проблемы, — перечислил риски Разумнов. — Потому нам необходимо это межведомственное соглашение. Мы не должны ждать до 9 лет, когда человек обратится к нам за продлением ВУ, стоит уже сейчас принимать меры».
Обязанность передавать данные о диагнозах в ГИБДД законодатель возложил на медицинскую организацию, которая проводит обследования
поправки от МВД РФ
Правоохранители уже не первый год покушаются на медицинские диагнозы водителей. Предлагаемые в Татарстане нововведения обсуждаются в преддверии глобальных перемен в федеральном законодательстве. Еще в 2018 году МВД РФ подготовило проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения», в котором заложен ряд поправок в закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Как он изменит порядок вещей? Представьте, что в больницу попал человек с каким-то заболеванием или травмой, исключающей управление автомобилем. Его диагноз будет занесен в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, ожидается, что к моменту вступления поправок в силу 1 июля 2022 года она окажется создана. Эта система станет взаимодействовать с информационной системой ГИБДД. Поставив диагноз, исключающий вождение, врач должен будет направить пациента на необходимые исследования, лечение, а также проведение внеочередного обязательного медицинского освидетельствования. Если по его итогам диагноз подтвердится или водитель проигнорирует назначенные обследования, его допуск к управлению ТС окажется аннулирован. Информация об этом поступит через единую информационную систему в ГИБДД, а инспекция подготовит материалы для аннулирования водительского удостоверения.
Обязанность передавать данные о диагнозах в ГИБДД законодатель возложил на медицинскую организацию, которая проводит обследования. Правда, санкции за замалчивание опасных для вождения диагнозов в законопроекте не прописаны.
Зато законопроект вводит новые основания для лишения прав — ВУ аннулируется при постановке диагноза о заболевании, несовместимом с управлением транспортным средством. Другими словами, инициатива республиканского ГИБДД в полном объеме совпадает с федеральным законодательством. Правда, если законопроект и вступит в силу, то не раньше, чем через полтора года, а на территории Татарстана предлагается ускорить решение злободневной проблемы.
«Предоставление в ГИБДД медицинских диагнозов — актуальное требование, если МВД не будет обладать этой базой данных, то по нашим дорогам станут разъезжать и наркоманы, и эпилептики»
пойдет ли МИНЗДРАВ на передачу диагнозов?
В министерстве здравоохранения РТ отказались давать комментарии по поводу передачи диагнозов в ГИБДД. Как объяснил нашему корреспонденту источник, знакомый с ситуаций, региональное министерство без отмашки федерального центра не примет участия в реализации соглашения. «Оно затрагивает ряд юридических нюансов, прежде всего врачебную тайну, поэтому минздрав не будет делать поспешных шагов в данном направлении, пока не изменится федеральный закон, — заметил собеседник издания. — Скорее всего, ведомство продолжит отвечать на запросы ГИБДД в индивидуальном порядке по каждому пациенту, а передавать диагнозы пачками не станет. А что, если такая база с персональными данными потом куда-то „уйдет“?»
Соучредителя и управляющего адвокатского бюро «А2К» Рамиля Ахметгалиева удивила инициатива республиканского ГИБДД. «У этого вопроса есть две стороны, с одной, он касается общественной безопасности, поскольку люди с заболеваниями за рулем автомобиля могут представлять опасность, — заметил собеседник. — С другой — это же затрагивает частную жизнь и медицинскую тайну, потому надо искать баланс. Кто в МВД гарантирует сохранность информации о таких диагнозах? Кто будет осуществлять внешний контроль за обменом медицинской информацией? На мой взгляд, не стоит переходить от индивидуальных запросов ГИБДД к потоковому предоставлению диагнозов. Нельзя забывать и о том, что с момента, как был поставлен первый диагноз, до лишения прав состояние здоровья пациента может улучшится, но автоматический конвейер будет уже не остановить».
Другая крайность, которую может породить такой подход, — тайные приемы в частных клиниках, опасается Ахметгалиев. «Это способно привести к анонимным обращениям к частным врачам с тем, чтобы диагноз потом не попал в МВД», — говорит адвокат. Нельзя исключать и появление взяток за скорректированные диагнозы. «Бороться с водителями, у которых есть заболевания, нужно точечно и индивидуально, подобный вопрос очень деликатный, а у республиканского минздрава недостаточно полномочий для пополнения списка заболеваний, перечисленных в постановлении федерального правительства», — убежден собеседник издания. «Может, стоит почаще водителям проходить медкомиссию, например, молодым людям с 18 до 30 лет — раз в три года, а тем, кто постарше, — чаще, — рассуждает Ахметгалиев. — Такой подход и будет соответствовать общественным интересам, и позволит соблюдать медицинскую тайну».
Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков идею ГИБДД РТ поддерживает. «Предоставление в ГИБДД медицинских диагнозов — актуальное требование, если МВД не будут обладать этой базой данных, то по нашим дорогам станут разъезжать и наркоманы, и эпилептики, и водители с другими медицинскими противопоказаниями, которые не имеют права водить транспортные средства, но продолжают это делать», — подчеркнул Лысаков.
По его словам, обмену подобными данными на уровне России долгие годы препятствовало министерство здравоохранения. «Ссылаясь на врачебную тайну, ведомство мешает МВД зачищать ряды автовладельцев от опасных водителей, но, несмотря на это, вероятность прохождения федерального законопроекта я оцениваю очень высоко, практически в 100 процентов. В этом созыве Госдумы данные поправки будут приняты, после чего регионы могут привести местное законодательство в соответствие с изменениями».
Однако и Лысаков рассмотрел в законопроекте две проблемы. «Частные клиники могут не предоставлять информацию о своих клиентах, чтобы не потерять источник дохода, это касается, например, наркоманов, — опасается собеседник издания. — Кроме того, возможно, возникнут проблемы с работой баз и межведомственным информационным обменом. Механизм довольно сложный, могут быть сбои. Нельзя исключать и утечки данных».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.