«Хоть из Красноярска, но пригласим», — так определяет политику кастинг-менеджеров театра им. Джалиля, готовивших составы на 39-й по счету Шаляпинский фестиваль, стартующий в ближайший понедельник, музыкальный критик Кей Бабурина. Вводящиеся с одной репетиции именитые варяги, анилиновая подделка под музейный спектакль Большого театра 1948 года в день рождения Шаляпина и бронебойная вокальная артиллерия из Шагимуратовой и Сулимского в «Травиате» — главное об оперном фесте в столице Татарстана.
«Во время локдауна театр имени Джалиля стал единственным в России, кто не показал ничего»
СКОБОЧКИ ПОСЛЕ ФАМИЛИИ — ЭТО ЖЕ ТАК СОЛИДНО
Во время локдауна, когда все театры, от Австралии до Канады, бомбили инфосферу записями спектаклей и наспех сочиненными Zoom-эфирами, а то и живыми выступлениями в пустых залах, театр им. Джалиля стал единственным в России, кто не показал ничего. Казанская опера, как загадочная восточная красавица в глухой парандже, осталась недосягаемой для взоров. Заглянуть под чадру можно только лично и во плоти — при условии, что вы сможете купить билет. На 39-й Шаляпинский фестиваль, например, их давно уже не осталось.
Фестиваль пройдет с 1 по 27 февраля 2021-го. Календарный месяц вместит в себя 11 событий — такую их плотность театр в прежние годы позволял себе только ради фестиваля, но «коронавирусный» сезон перечеркнул гастрольные планы, и теперь казанцы смогут примерно с такой же частотой видеть родную труппу на сцене и дальше.
«Заглянуть под чадру можно только лично и во плоти — при условии, что вы сможете купить билет. На 39-й Шаляпинский фестиваль, например, их давно уже не осталось»
Фестиваль же — повод увидеть артистов неродных. Собственно, приглашение солистов из Большого – Мариинки и есть то, что позволяет региональным театрам использовать слово «фестиваль» для набора в пять-шесть следующих друг за другом репертуарных спектаклей, в которых ведущие партии будут петь вводящиеся с одной репетиции именитые варяги. Казанская опера даже имеет оправдание для такой стратегии: Шаляпинский фестиваль посвящен великому певцу, поэтому и упор делается на голоса, а не на какую-нибудь там концептуальность. А в год, когда гастрольные графики пострадали у всех, голоса подобрались именитые: Владислав Сулимский, Ахмед Агади, Агунда Кулаева, Татьяна Сержан — нужно постараться, чтобы найти в афише имя из казанской труппы. Хоть из Красноярска, но пригласим: скобочки после фамилии — это же так солидно.
А чтобы голоса не страдали, надо иметь в репертуаре запас спектаклей, в которых приглашенные звезды не будут мучительно учить режиссерский текст. Какое-то время Казанская опера старалась приурочить к фестивалю постановку нового спектакля, но вот уже второй год подряд в качестве премьеры будет подано концертное исполнение оперы, отсутствующей в текущем репертуаре. Причем калибр мельчает: если в 2020-м это была целая «Богема», то фестиваль-2021 откроется 1 февраля одноактными «Паяцами», которые в приличных местах принято доукомплектовывать если не еще одной одноактной оперой или балетом, то концертным отделением. Дозированное количество будет компенсироваться повышенной статусностью: все афишные партии поют приглашенные солисты. Среди них проверенный боевой тенор Агади и двое его коллег по Мариинскому театру — молодые баритоны Роман Бурденко и Владислав Куприянов. Для солидности к Мариинке приписали и сопрано Евгению Муравьеву, которая является там приглашенной солисткой, а карьеру до локдауна активно делала за рубежом. Даже на нетребовательную партию Беппо пригласили по старой дружбе тенора Дамира Закирова, некогда солиста Казанской оперы, ныне работающего в Михайловском театре.
«Второй спектакль Михаила Панджавидзе на фестивале — «Борис Годунов», который традиционно пройдет в день рождения Федора Шаляпина, 13 февраля. Главную роль в очередной раз исполнит Михаил Казаков из Большого же театра»
ПРАКТИЧЕСКИ КРИК О ПОМОЩИ
Еще с прошлого сезона шел разговор о том, что сценическую версию «Паяцев» выпустит Михаил Панджавидзе, плотно оккупировавший Казанский оперный (этот спектакль стал бы 10-й его постановкой в действующем репертуаре). Но с режиссером, по слухам, вступило в конфликт руководство театра. Вот и Шаляпинский фестиваль – 2021 не станет, вопреки ожиданиям, бенефисом Панджавидзе: его спектаклей в программе всего два.
Первый — «Турандот» 7 февраля. Здесь царят местные дивы — Зоя Церерина в заглавной партии и Гульнора Гатина в роли Лиу, зато даже на роль министра Понга позвали тенора Вадима Летунова из Геликон-оперы. Такой кастинг не просто показатель объективно существующего в российской оперной индустрии давнего кризиса теноров; он практически крик о помощи.
Второй спектакль Панджавидзе на фестивале — «Борис Годунов», который традиционно пройдет в день рождения Федора Шаляпина, 13 февраля. Главную роль в очередной раз исполнит Михаил Казаков из Большого же театра. Царя сопроводит десант из других солистов Большого, а также певцов из Мариинского, театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Новой оперы. Варлаама исполнит монополизировавший эту партию Михаил Светлов: он соревнуется под американским флагом, поэтому в этом году отвечает за международную компоненту в названии фестиваля.
Другой режиссер, которого в Казани привечают с той же интенсивностью, что и Панджавидзе, — Юрий Александров. Когда-то экспериментатор и пионер нового репертуара, за 40 лет карьеры он успешно освоил и нишу по обслуживанию запроса региональных театров на дорогие-богатые постановки названий, которые положено иметь в репертуаре. В программу фестиваля вошло целых три его спектакля (вот у кого в этом году бенефис): «Пиковая дама» 4 февраля, «Севильский цирюльник» 18-го и «Сююмбике» 22-го. Все они сделаны в тандеме с художником Виктором Герасименко — постоянным напарником Александрова по окормлению вышеупомянутой ниши.
В «Пиковой» из театра, которым руководит Александров («Санкт-Петербургъ Опера»), в очередной раз приглашена спеть крошечную партию Гувернантки меццо-сопрано Наталья Воробьева. А среди исполнителей основных ролей — молодые и энергичные Мария Лобанова из Большого театра (Лиза) и Куприянов из Мариинского (Томский); жаль, не заявлен Елецкий — вдруг его исполнитель добавил бы что-то еще к богатой географии фестиваля, которая, например, включает Беларусь в лице баса Андрея Валентия (Сурин).
В «Севильском» пытаться смешить почтеннейшую публику будет еще одна сравнительно молодая компания — Алексей Татаринцев из Новой оперы (Альмавива), Антонина Весенина из Мариинки (Розина), Константин Шушаков из Большого (Фигаро); портить жизнь молодежи будет Казаков: он пересядет с трона царей московских в седло бутафорского росинанта, с помощью которого Александров передает привет знаменитому спектаклю Дарио Фо. А обратить особое внимание стоит на московскую меццо Катарину Лукаш в партии Берты.
В «Сююмбике» ожидаемо превалируют казанские солисты. Агади и солистка Красноярской оперы Дарья Рябинко — формально приглашенные, но партии Ивана Грозного и Анастасии для них родные — на них этот спектакль и ставился в 2018 году.
«В «Травиате» на сцену выкатится бронебойная вокальная артиллерия: в заглавной роли Альбина Шагимуратова»
СПЕКТАКЛИ ИНОСТРАННЫХ РЕЖИССЕРОВ С НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫМИ ИМЕНАМИ
Третью большую категорию в репертуаре Казанской оперы (после постановок Панджавидзе и Александрова) составляют спектакли иностранных режиссеров с никому не известными именами — таких периодически заполучают в региональные театры: то ли надеются, что кто-то спутает их с карсенами и селларсами, то ли путают сами. На Шаляпинском фестивале таких спектаклей три: 9 февраля «Травиата» канадки австрийского происхождения Жаннет Астер, которую театр почему-то называет француженкой, а 11-го и 16-го — соответственно «Трубадур» и «Набукко» Ефима Майзеля, ассистента режиссера в Метрополитен, ставящего в основном в американской глубинке.
Зато в «Травиате» на сцену выкатится бронебойная вокальная артиллерия: в заглавной роли Альбина Шагимуратова, а ее роковыми мужчинами станут мариинцы Сергей Семишкур (Альфред) и Сулимский (Жермон). Сулимский останется и на «Трубадура»: Граф ди Луна — одна из лучших его ролей, а бороться с красноярским тенором Михаилом Пироговым (Манрико) он будет за коллегу по петербургской сцене, великолепную Сержан (Леонора). В «Набукко» от кризиса теноров Казань попробует спасти тенор из «Урал Оперы» Сергей Осовин (Измаил).
Одна из самых интересных молодых певиц казанской труппы — Венера Протасова — заявлена на фестивале только в небольших ролях: Маша в «Пиковой», Инес в «Трубадуре», Ксения в «Годунове», Анна в «Набукко».
Среди дирижеров фестивальные спектакли распределились так: давно прописавшийся в Казани итальянец Марко Боэми (третье импортное имя в афише) отвечает за «Паяцев», «Пиковую даму» и «Севильского цирюльника»; Василий Валитов из Новой оперы дирижирует «Трубадуром», «Борисом Годуновым» и «Набукко»; властных женщин «Турандот» и «Сююмбике» будет усмирять главный дирижер Казанской оперы Ренат Салаватов, а ради «Травиаты» приедет постоянный приглашенный дирижер театра петербуржец Андрей Аниханов.
Завершится фестиваль двумя концертами 26 и 27 февраля. В них, помимо солистов Большого (Кулаева), Мариинского (Агади, Ольга Пудова) и Казанского (Шагимуратова, Гатина, Филюс Кагиров) театров, примут участие пианисты — москвич Даниил Крамер и местная восходящая звезда Ван Юйцянь. Дирижерский пульт будут делить Боэми и Салаватов.
Скорее всего, это будет звучать достойно. А на смыслы можно просто накинуть паранджу.
Кей Бабурина
Кей Бабурина — музыкальный критик, выпускник магистерской программы «Музыкальная критика» СПбГУ (2018), заведующий литературно-издательским отделом Самарского академического театра оперы и балета (с 2018-го), член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» сезона 2019/2020.
Публикуется в газете «Музыкальное обозрение», журналах «Театр.», «Музыкальная жизнь», «Большой театр», буклетах к спектаклям Большого театра. Автор статей в сборниках «Как смотреть оперу» и «Самые знаменитые оперные спектакли» под редакцией Алексея Парина и Аи Макаровой (Москва, «Крафт +», 2018 и 2020). Участник международных конференций РАМ и ГИИ «Опера в музыкальном театре» (2017, 2019). Корреспондент электронной газеты фестиваля «Золотая маска» Maskbook (c 2017-го). Сотрудничает с фестивалем «Точка доступа» (2018 — волонтер, 2019 — участник образовательной программы, 2020 — тестировщик онлайн-спектаклей). Автор обзоров Дягилевского фестиваля для газеты «Музыкальное обозрение» с 2017 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.