Опрос: Надо ли блокировать «нецензурщину» в соцсетях?
С 1 февраля в России действует запрет на мат в соцсетях — сами площадки должны удалять нецензурные высказывания, в случае отказа им грозит штраф. Нужно ли бороться с бранной лексикой в сети? Можно ли назвать мат нашей духовной скрепой? И какое место он занимает в вашей жизни? «БИЗНЕС Online» отвечают Марина Королева, Виктор Ерофеев, Виталий Милонов, Виктор Коклюшкин, Фатих Сибагатуллин и другие.
Марина Королева филолог, профессор НИУ ВШЭ, экс-ведущая программы «Говорим по-русски» на волне «Эхо Москвы»— Я не специалист по духовным скрепам, моя специализация — нормативный русский язык. Но если уж говорить о скрепах, то русский язык сам по себе, во всем его многообразии, от высокого литературного стиля до мата, — это и есть та самая скрепа, которую все ищут десятилетиями, да все никак не найдут. Я не оговорилась: от высокого литературного до мата. Потому что знать нужно все возможности языка (а они у него огромные) и уметь пользоваться ими всеми. А дальше вступают в силу законы коммуникации, и главный из них — уместность. Где, когда, с кем, кому, при каких обстоятельствах. Выигрывает тот, у кого больше таких вот «тонких настроек». Если же человек разговаривает матом и думает, что это весь язык и есть, — какая же это скрепа… Это от бедности, уж простите. Бедности во всех смыслах слова. (Фото: vk.com)
Виктор Ерофеев писатель— Да нет, ну какая скрепа? Это проклятие и отчаяние. Потому что мы сами себе его придумали. Есть слова, определяющие верх и низ, слова, определяющие конкретные сексуальные действия. И во всем мире эти слова не имеют никакого матерного значения, кроме как у нас. Мы сами себя загнали в угол как крысы и шипим оттуда. И чем больше бороться с нецензурными выражениями, тем больше люди будут материться. Какое место мат занимает в моей жизни? Никакого.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»— Конечно, согласен. Мат — это не только духовная скрепа, но и эмоциональный выплеск. Это замена ненайденным выражениям. Если на ногу упадет кирпич или вы, будучи босиком, ударитесь о порожек, то вы не скажете: «Порожек, ты не прав!» Но есть совершенно другой вопрос, который заключается в том, что человек отличается от животного, кроме всего, чувством сдержанности. Поэтому, конечно, в присутствии детей, дам, находясь в публичных местах, материться не принято. Но как рассказать анекдот без матерных слов? Как читать Луку Мудищева без матерных слов? А великое стихотворение Иртеньева «Нас ***, а мы крепчаем, и того не замечаем» — как?
Мне, конечно, и самому приходилось в жизни, когда я управлял коллективами, где не все были кандидатами наук и не у всех было высшее гуманитарное образование, применять в качестве аргументов вот такие слова, на что мне говорили: «Начальник, а что ты сразу так не сказал?» Или очень трудно в мужской компании, в мужском споре не употребить в качестве усиливающего аргумента крепкое словцо, понятное всем. Сейчас на работе, где 90 процентов женского пола, разумеется, было бы странно, если б я при них произносил те же слова, которые говорил пьяным слесарям.
Кстати, до сих помню, как в армии вызывали нашего комбата капитана Рогозина, как он нас строил со словами «слушай утреннюю мессу», потому что его ночью вызывало руководство из-за пьянок в нашей казарме и в самых ярких выражениях объясняло, почему так делать не надо. И это было более понятно, чем, например, фраза «не будете ли вы столь любезны не пить по ночам в казарме». Да глупости это все и ханжество. Думаю, те люди, которые вот эти законы придумывают, выделываясь друг перед другом, если им кирпич на ногу упадет, вряд ли ограничатся фразами «ух ты», «вот тебе на». Таково мое отношение.
Виталий Милонов депутат Госдумы РФ— Я так не считаю. Безусловно, мат стал частью какого-то обихода в России, но это не лучшая его часть. И если мат в последнее время, особенно с помощью отдельных деятелей, так сказать, культуры, стал широко применяться, это не значит, что мы должны с ним мириться и что нам это должно нравиться. Нам не нравится! Мат — это то, что делает нашу культуру беднее. Это попытка примитивизировать, упростить те или иные эмоции и привести их к девиантному поведению. Поэтому, конечно, с точки зрения русского языка мат — это такой «Макдоналдс» высокой кухни русской культуры.
Я считаю, что данный закон должен предписывать интернет-площадкам вычищение ненормативную лексику, что можно сделать очень просто — алгоритмы социальных сетей позволяют. А за неоднократное нарушение, соответственно, следует банить аккаунты людей, нарушивших правила, чтобы они вычеркивались из виртуальной жизни, где они считают себя вправе материться направо и налево. (Автор: duma.gov.ru, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org)
Мансур Джалялетдин имам-хатыйб мечети Аль-Марджани— Слава Аллаху, что наконец-то на законодательном уровне начал действовать запрет. Ислам запрещает сквернословить, материться. Например, в хадисах говорится, что, если во время поста ты воздерживаешься от еды и питья, а сам сквернословишь, то ураза тебе может не засчитаться. А сейчас, к сожалению, мат стал модным: мы слышим его в кино, театрах, видим в соцсетях. Его даже слишком много! Раньше попробуй дома сказать матерное слово — сразу по губам получал. А сейчас, когда молодой человек произносит бранные слова и хочет себя показать крутым, на самом деле выглядит некрасиво. Мне самому бывает очень неудобно, когда идешь по улице с женой и ребенком, а там молодежь ведет себя очень непристойно, в общественных местах матерится так, что хоть уши затыкай. Делаешь им замечание, а они воспринимают его как оскорбление. Так что бороться необходимо. Ведь бывают даже в мессенджерах рассылки, в которых якобы ради смеха маленький ребенок матерится. Это воспринимают как нечто смешное, но на самом деле это плохо. А в моей жизни мат был. В молодости, в армии, как там без этого? Но сейчас в моей семье он просто недопустим! У нас даже в мыслях нет использовать его.
Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ— Пусть сказки не говорят! Здесь ведь речь идет не о разговорах мужчин между собой, а о мате в эфире и в соцсетях. Здесь вообще не должно быть мата. Поэтому бороться с ним в сетях нужно. А то что это такое?! То нецензурщина, то голые женщины — просто позор! А в моей жизни нет мата. Впрочем, когда я работал с механизаторами, со строителями, с мужчинами, иногда допускал словечко в шутку. Но мне говорили, что, даже когда я матерюсь, получается очень красиво.
Виктор Коклюшкин писатель-сатирик— Я не согласен. Русский мат — это эмоциональное выражение внутреннего состояния человека. Когда, например, ногой ударится человек обо что-то, споткнется или ему на голову упадет что-нибудь… Что-то сказать в этот момент — это эмоциональное выражение. А если вдуматься в то, что человек произносит, то это не соответствует его чувству. Поэтому не надо так уж на этом русском мате замыкаться. Тем более что наши классики — и Лев Толстой, и Достоевский, и Тургенев, и Чехов — слышали этого мата не меньше, чем мы, но обходились как-то без него. Давайте и мы последуем их примеру! Если уж невмоготу, то, конечно, вырвется словечко, чего уж там говорить. Но не стоит акцентировать внимания. И бороться с матом не надо. Человек сам по себе должен понимать, что это совсем не обязательное проявление истинных чувств. (Фото: facebook.com)
Фирдус Тямаев певец, заслуженный артист РТ— По моим наблюдениям, сейчас в социальных сетях действительно много мата и, например, мой 6-летний сын смотрит каких-то видеоблогеров, причем тоже юных, у которых в речи мат на мате. Это все же неправильно. Или когда смотришь Comedy Club: вроде бы и смешно, но уж слишком много бранятся. Так что, да, из социальных сетей стоит убрать мат. Хотя, конечно, есть вопросы к употребляемым словам, к их изначальному значению, а некоторые даже изначально считаются литературными. И в литературных произведениях они употребляются. Вот как тут быть?..
Ильдар Ягафаров председатель союза кинематографистов РТ— Конечно, мат — это плохо, нельзя ругаться. Но сейчас в сети так ситуация накалена, особенно на фоне протестов, люди негодуют, ругают множественные запреты в России. Хотя, честно говоря, и в интернете ругаться матом нельзя, ведь дети все видят, читают. А в основном они в сети и сидят. Более того, сейчас пошла некая мода, что, если ты хочешь быть крутым, надо ругаться матом. Много передач, где используется брань, — например, на том же ТНТ, где мат-перемат звучит уже как обычное слово. Стендаперы ругаются так, как не знаю кто. Да, ограничения надо вводить, но, с другой стороны, человек так устроен: вместо мата придумает что-то другое. Вообще, если бы ситуация была спокойнее, не надо было б ничего запрещать. Все-таки есть воспитание родителей, общий фон, и от этого никуда не денешься.
И другая сторона — кино. Порой крепкое слово там просто необходимо. Скажем, оно должно быть ключевым в какой-то кульминационный момент. Но мы, киношники, этим пользоваться не можем. Что касается моей жизни, то мат в ней присутствует, я ругаюсь. Случаются ситуации, что крепкое словцо нужно сказать, мои знакомые знают. Но ругаться в эфире или перед детьми — нет.
Михаил Скоблионок президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Я вообще считаю, что русский мат — это не скрепа, а лексикон русского языка. И не только для меня это так. Иногда человеку 100 раз объясняешь, он понять не может, а один раз ему нормально по-русски скажешь — и он сразу все понимает. Когда одного офицера в армии спросили, сколько языков он знает, тот ответил, что три: русский, командирский и матерный. А ему объяснили: «Вы только два языка знаете, командирский — это и есть матерный».
Конечно, если в сети будет один сплошной мат, это плохо. Нельзя. А если человек применяет одно слово, без которого половина России его не поймет, то можно. Что касается моей жизни, то мат занимает в ней, наверное, процентов 50. Это потому, что у меня много подчиненных. Бывает, проводишь собрание, смотришь — ну невдомек! А потом как объяснишь «нормальным» языком, все понимать начинают.
Расул Тавдиряков мусульманский блогер— Я не считаю русский мат духовной скрепой, потому что духовной может быть только высокодуховная вещь. А мат таковой не является. Вообще, такие слова происходят от названия органов, которые находятся ниже пояса, — ну а как они могут быть скрепой? Так что это единственный принятый закон за последнее время, который я поддерживаю. Но бороться в сети с матом не стоит, нужно проводить агитацию. А то у нас сама борьба выражается в непонятных формах. Вечно в какие-то крайности впадают, а это чревато, потом возбуждается куча уголовных дел. Если бы у нас умели точечно и аккуратно все делать…
А вот агитировать, объяснять — нужно, что мат — это не совсем тот механизм, который помогает донести до читателя свои эмоции. Путину, кстати, задавали такой вопрос, он ответил, что русский язык такой богатый, что можно обойтись синонимами. Мусульмане же не матерятся. У нас и без того есть в лексиконе слова, которые точно передают мысли. Просто люди привыкли к общению в такой форме. Что касается меня, то в моей жизни мат занимает самое последнее место. Да, бывает, могу обронить слово, когда сильно доведут, но в здравом рассудке я никогда нецензурной речи не использую.
Фото на анонсе: pixabay.com
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.