Сегодня ветераны Афганской войны традиционно отметят день вывода советских войск из измученной боями страны. А вот Валерию Карташеву довелось пожить там в совсем другое время, когда ничто не предвещало дальнейших трагических событий. В беседе с «БИЗНЕС Online» он рассказал о забытой странице казанского вертолетостроения — как королю Афганистана поставили первый в истории завода VIP'овский Ми-8, это была вообще первая экспортная «восьмерка» КВЗ.
Валерий Карташев: «По Кабулу идешь — отовсюду русская речь. Много было наших военных инструкторов и штабистов»
ШУРАВИ
— Валерий Борисович, мы почти ничего не знаем о довоенном Афганистане. Как он выглядел в 1967 году, когда вы туда попали?
— Все там было просоветским, и ни намека на то, как все вскоре коренным образом изменится. По Кабулу идешь — отовсюду русская речь. Много было наших военных инструкторов и штабистов. Сейчас об этом забывают, но мы там много строили, в том числе политехнический институт: сотрудники — из Москвы, Ташкента, а один мой знакомый преподаватель к тому времени уже 10 лет там жил, все на велосипеде на работу ездил. Авиатехника — только наша. Относились к советским отлично. По Кабулу можно было ходить в любое время суток в любом районе. Только один раз что-то такое наметилось. Поехали на пикник за город, и подошли двое, что-то по-афгански начали спрашивать. А я фарси немного владел, говорю: «Мы советские инженеры». «А, шурави (общее именование советских граждан в Афганистане — прим. ред.)…» Это только потом война все испортила.
Наши построили завод ЖБИ, начали лепить панельные пятиэтажки и возвели городок для иностранных специалистов — кроме советских там жили чехи, поляки, немцы, китайцы. Стандартное расселение: трехкомнатная квартира, в каждой комнате по два человека. Этажом ниже обитали геологи. Я там прожил 11 месяцев, так они за это время появлялись только раза три — измотанные до предела: Афганистан пропахали весь. Я их спрашивал, что нашли, но они говорили, что это секретная информация. В городке была столовая, продукты закупались на рынке, из мяса, в основном буйволятина.
Сам Кабул — убогий азиатский город. Я много видел таких в Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, только хуже. Из многоэтажек — наши посольство и торгпредство, а также американское посольство. Поскольку Кабул находится на высоте 1 тысячи метров, то климат там отличный, зимой даже снежок выпадал. Сами афганцы малообразованные, резко отличаются от нас. Я там понял, что мы цивилизация, а они не доросли до нее. Мы больше общались с чехами — с ними чуть ли не каждый вечер в волейбол играли. А что там еще делать?! В получасе ходьбы находилось два кинотеатра, гнали американские фильмы. Я походил-походил и плюнул — примитивные. Воспитание у меня все-таки немного отличалось от такого рода «культуры» — родители были театральными работниками. Кстати, в торгпредстве имелась отличная библиотека.
— Сегодня Афганистан известен как один из главных производителей наркотиков. Тогда там что-то подобное было?
— Нет. Нам, во всяком случае, никто не предлагал. Кстати, тогда и в СССР наркозависимые были. Я мальчишкой в Березниках на Урале жил, и все (в том числе милиция) знали, что вон тот колется. Их на город человек пять было. Но никакого распространения не наблюдалось, среди студентов — абсолютно. Это только с приходом свободы расцвело.
«Сам Кабул — убогий азиатский город. Я много видел таких в Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, только хуже»
ВЕРТОЛЕТ ПО-КОРОЛЕВСКИ
— Для чего вас направили в Афганистан?
— Король купил для себя Ми-8, и меня назначили гарантийщиком. Причем это был вообще первый поставленный за границу Ми-8. Интересно, что примерно тогда же одну из первых «восьмерок» купила Голландия и, не распаковывая, переправила в США: это оказался заказ американцев — хотели посмотреть, что за вертолет.
— Вертолет был в специальном исполнении?
— Да, салон. До этого у короля был салонный Ми-4, но Ми-8, конечно, сильно отличался от «четверки». Интересно, что это вообще был первый Ми-8 с салоном повышенной комфортности — даже в СССР ни у кого таких не имелось. С современной точки зрения удобства простенькие. Отделка панельками, столик, диванчики. В заднем отсеке туалет, но такой, что штаны приходилось в салоне снимать — не повернешься, однако, если приспичит, поможет.
Никаких особых технических требований к вертолету не было. Это уже потом родили бумагу для нашего правительственного отряда с дополнительными требованиями к салонным машинам. Например, выточить вчистую лонжерон лопасти оказалось почти невозможно — всегда какие-то подтирки, заточки. Опыт эксплуатации показал, что это нестрашно, просто на каждую царапину пишется бумага, которую подписывают завод, ОКБ и военпред. А вот для правительственного отряда никаких подтирок, шлифовок не допускается. За год мы с трудом набирали один-два комплекта (по пять штук) таких лопастей. И это при том, что выпускали 1,2 тысячи комплектов в год, то есть 500 лопастей в месяц! Нынешним деятелям такое количество только в страшном сне может присниться. Лопастное производство работало в три смены, и каждая операция под контролем ОТК, чего вообще больше нигде не было — только выборочная проверка.
— Иностранные командировки тогда были делом достаточно нерядовым, и не всякого бы послали. Почему выбрали вас?
— Я пришел на КВЗ в 1961 году — 12 апреля! Помню, влетает один конструктор: «Гагарина запустили!» И все куда-то ломанулись. В тот день так толком и не работали… Меня определили в бригаду фюзеляжа — диплом был по планеру, да и вообще планеризмом занимался. Диплом, кстати, писали в Киеве, в ОКБ Антонова — там с конструкторами наблюдался дефицит, и на КВЗ я приехал со справкой, что у меня вторая категория. Но работа в серийно-конструкторском отделе мне не особо нравилась (СКО в шутку расшифровывали как «скобли кальку осторожно»). А тут я узнал, что на летно-испытательной станции бортача за пьянку выгоняют (у Ми-4 противообледенительная система — 40 литров спирта, пищевого тогда еще), и я перебрался на его место — ведущим инженером по летным испытаниям. Работал как надо. Ничего не просил. Надо — выйду в субботу, воскресенье, в третью смену. Был я до поры до времени неженатым, жил в общаге в Кировском районе, но там почти не появлялся — в основном ночевал в общежитиях 22-го завода, где у меня находилось много знакомых, и у них все время пустые койки обнаруживались, да и на работу ближе. И меня начальство ценило. Когда стало известно о поставке «восьмерки» в Афганистан, шеф меня вызвал: «Сходи в экспортный отдел, я твою фамилию дал для оформления».
Захир-шах (справа)
«ВАШ ВЕРТОЛЕТ НЕ ЗАПУСТИЛСЯ»
— Что входило в ваши обязанности?
— Я сам не должен был что-то делать — только надзор, но технического специалиста так и не прислали, хотя обещали, поэтому занимался и техническими делами. Я же знал машину: на первой серийной «восьмерке» был вторым ведущим инженером по летным испытаниям, на милевскую фирму ездил согласовывать программу наземных и летных испытаний. Как сейчас помню первый полет — 26 октября 1966 года… Мне помогал спец королевского Ил-18, на котором Захир-шах летал в Европу. И потом посмотрел я, как работают местные технари, и сказал: «Никаких регламентов без меня не делать». Их уровень был очень низким, хотя и обучались в СССР. Бардак, в общем. Заодно присматривал за королевским Ми-4, который поставили чуть раньше. «Четверок» там вообще оказалось полно.
Вопросы по Ми-8 возникали. Например, если двигатель горячий, вновь его сразу не запустишь: в камере образуется керосиновый туман, и искра его пробить не может. Надо, чтобы остыл. Мы в Казани придумали для таких случаев хитрый способ запуска. Я сказал летчикам королевского вертолета, что есть такой конструкторский дефект, предупредил: если знаете, что король полетит, а машина горячая, двигатели не выключайте, пусть на малом газе работают, но они отмахнулись. Да еще двигателист из Перми встрял: «Это нарушение инструкции!» Ну и пришлось как-то короля везти, а запустить не могут. Скандал вышел!.. Меня вызвали: «Ваш вертолет не запустился». Да, говорю, конструкторский дефект, я не могу ничего сделать, и вообще претензии по двигателям — к пермякам (у нас такое разделение было). Машину угнали в Баку, там милевцы сделали пару сотен запусков, убедились, что мы в Казани правы, и по нашей рекомендации поставили импульсатор, который при запуске подает топливо впрыском… Летали на границу с Пакистаном — смотрели, как вертолет ведет себя в условиях жары. Нормально.
— Часто ли Захир-шах пользовался Ми-8?
— Редко, больше летал экипаж — чтобы поддерживать технику.
— Вы с ним общались?
— Раза три видел. Как-то стоим с двигателистом возле вертолета, подходит король: «Шурави?» Протягивает руку. Видно было, что мужик он хороший, добродушный. Потому под него и рыли, иначе давно бы передавил конкурентов типа своего двоюродного брата, который потом его сверг.
— Кто пилотировал королевский вертолет?
— Только наши. С Захир-шахом летали москвичи — два летчика и бортинженер из советского правительственного авиаотряда. Им выдали местную форму, в том числе очень красивые и нежнейшей выделки пилотки из каракуля. Экипаж Ил-18 тоже был советским. Я с ним в тренировочные полеты летал. Афганистан по периметру часа за три облетали. Сверху смотришь — одни горы, где живут — непонятно.
— Как платили советским специалистам?
— «Тайная» сумма была большой, но нам от нее платили только 20 процентов, остальное шло «Авиаэкспорту». Чехи и поляки получали раз в 5 больше. Сколько конкретно платили, не вспомню, но намного больше, чем в Союзе, причем зарплата на КВЗ у меня была хорошей — 135 рублей, плюс за каждый полет какие-то проценты… Словом, денег на все хватало, да я особо не шиковал — копил на первый взнос за кооперативную квартиру, поскольку к тому времени женился. А когда у военных получка была, их жены бросались по магазинам — со шмотками там оказалось лучше, чем у нас. Коробками покупали платочки, ленты и потом в отпуске в Союзе продавали раз в 10 дороже.
Ми-17
«КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО НА МИ-8 НЕТ СПРОСА, НЕ ВЕРЬТЕ»
— Сколько вы там пробыли?
— Уезжал в июле 1967 года и предполагал вернуться к Новому году, но торгпредство не отпустило. А у меня в Казани жена беременная, вот-вот рожать, одна в частном доме, который мы сняли в Кировском районе. За водой — с коромыслом, а когда в мороз колонка замерзает, идешь на другую: вот так с работы придешь и полтора часа ищешь два ведра воды… Спасибо, к жене родственники из Уфы приехали помогать, да и друзья мои забегали — дров наколоть и все такое…
В общем, продолжал работать, но, когда в феврале жена родила, сказал: «Раз не хотите меня отправлять домой, объявляю забастовку». Она выражалась в том, что, когда работы на аэродроме не было, я приезжал в торгпредство и там купался в бассейне, загорал. Торгпред говорит: «Карташев, ты что, сдурел — на работу не ходишь?!» «Я же вам говорю — забастовка», — отвечаю. Парторг представительства, с которым мы в волейбол играли, предупредил: «На тебя телегу хотят накатать в Москву». «Так я этого и добиваюсь — чтобы меня отсюда отправили», — говорю. Но все равно до июня 1968-го продержали. В один из дней торгпред высовывается в окошко и кричит мне в бассейн: «Карташов, зайди!» Пришла телеграмма за подписью замминистра авиационной промышленности — отправить меня в СССР. Через два дня улетел. Потом меня 10 лет за рубеж не выпускали, впрочем, мне это было и не нужно — карьера на КВЗ быстро шла: я стал замначальника ЛИСа, потом начальником, замом главного инженера завода, заместителем директора.
— Спустя 45 лет американцы купили у КВЗ для афганцев все те же «восьмерки». Почему не поставили свои вертолеты?
— Потому что афганцы сказали: «Нам американские не нужны — тонкая электроника, бесконечные тестирования». А Ми-8, как говорил мне один английский летчик на Шри-Ланке, который на «восьмерках» летал по островам с туристами, — это как трактор, его можно прямо в поле починить. С английскими и американскими машинами такой номер не пройдет. У французов лопасть нельзя чинить в процессе эксплуатации, а у нас чуть ли не на морозе это можно сделать. Словом, идеальный вариант для Азии и Африки, где об уходе за вертолетом знают только две вещи — куда заливать керосин и масло.
Сколько машин мы туда продали! И когда нынешние руководители говорят, что нет спроса, не верьте — эти люди просто приклеились к креслу в Москве и ждут, когда за вертолетами выстроится очередь. А ее нет. Почему? Мы продавали по цене чуть выше себестоимости, чтобы была минимальная прибыль для текущих нужд: 3,5–4,5 миллиона долларов, 5,5–6 миллионов — единицы с наворотами. А теперь цену вздули в 3 раза. За такие деньги купят американские или французские вертолеты: не потому, что они так сильно нравятся, а потому, что те дадут кредит на 25 лет.
Наш заводской экспортный отдел дома было не найти — шастали по всему миру. В одной стране одну машину продадут, в другой — две. Так набирали на год 50 — как раз, чтобы зарплату получалось платить. Иногда продавали две-три машины в убыток — только бы влезть на рынок, зато другие отдавали дороже и потери компенсировали. И какую политику выдерживали? 50 вертолетов набрали, а если больше, переносили на другой год — чтобы все сразу не сделать и всегда был задел, поток. А нынешний КВЗ в один год сделал 100 штук и пот вытирал — какие герои! А дальше-то что?..
Уверен, «восьмерку» еще лет 20 можно продавать, если цену нормальной сделать и не ждать, что покупатели сами придут.
Карташев Валерий Борисович. Родился 21 января 1937 года. Окончил Казанский авиационный институт (1961). Во время учебы работал в студенческом КБ под руководством Михаила Симонова. По завершении пришел на КВЗ инженером-конструктором второй категории (1961). Работал начальником ЛИСа, заместителем главного инженера. В 1984–2007 годах — заместитель директора по производству. Инициатор разработки «Ансата» и «Актая», один из создателей Ми-8МТВ-5. За освоение производства Ми-8 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Мухаммед Захир-шах. Родился 16 октября 1914 года. Король Афганистана с 8 ноября 1933-го по 17 июля 1973 года. Получил военное образование во Франции. Владел английским, французским и итальянским языками. Считался просвещенным монархом. Старался способствовать европеизации страны. Многие вспоминают его годы правления как «золотой век» Афганистана. Основал первый университет, выступал за отмену ношения женщинами чадры. При нем члены королевской семьи были лишены права занимать должности в правительстве. В стране появились свободная пресса и избираемый парламент. В 1957 году впервые посетил СССР, а потом бывал там с супругой Умайрой постоянно. В 1973-м двоюродный брат и свояк короля, бывший премьер-министр Мохаммад Дауд устроил переворот. Захир-шах в это время находился в Италии, где и остался. Вернулся на родину в 2002 году. Скончался 23 июля 2007-го.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.