Требование по обязательной маркировке обуви действует с 1 июля 2019 года. Закон касается как отечественной, так и импортной продукции — предполагалось, что это поможет избежать махинаций и оборота нелегальных товаров Требование по обязательной маркировке обуви действует с 1 июля 2019 года. Закон касается как отечественной, так и импортной продукции — предполагалось, что это поможет избежать махинаций и оборота нелегальных товаров Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ ЧЕСТНО — ПОЛУЧИТ ТОВАР ДОРОЖЕ!»

Требование по обязательной маркировке обуви действует с 1 июля 2019 года. Закон касается как отечественной, так и импортной продукции — предполагалось, что это поможет избежать махинаций и оборота нелегальных товаров. Процесс перехода на новую систему маркировки и прослеживания «Честный знак» протекал почти год и завершился в сентябре 2020-го. Тогда предприниматели «хлебнули» новой жизни, и, судя по всему, она им не понравилась. Первой слово на круглом столе, собранном в аппарате бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, предоставили сопредседателю молодой ассоциации «Бизнес в опасности» Юлии Смайыловой. Юлия сразу перешла в наступление, зачитав несколько жалоб от предпринимателей, которые касались вопросов к маркировке остатков обуви, не слаженной пока работы партнерской цепочки, и вынесла первое же предложение — отменить проверки предпринимателей по маркировке на два года.

Руководитель общественной приемной бизнес-омбудсмена Филипп Зарубин пояснил сразу: о маркировке было известно заранее, и, если предприниматель к ней не подготовился, это его проблемы.

«Если предприниматель надлежащим образом подготовился заранее и его права нарушаются, то мы встанем на его сторону. Но если известно, что у вас дома воду отключат, а вы ванну не набрали, кто в этом виноват? Чтобы вы не несли ответственности, если кто-то из вашей цепочки не готов к работе с маркировкой, то избегайте этого риска. Сейчас выглядит, Юлия, так, будто предприниматель берет на себя ответственность за всю цепочку», — сказал Зарубин.

 «Я не хочу брать ответственность за других в данной цепочке, но как получать товар, откуда? Все крупные производители маркированного товара переложили свои расходы на малого предпринимателя, то есть на нас. Получается удорожание единицы обуви, создается дефицит товара. Чтобы надлежащим образом работать, нужна отсрочка, поскольку те, кто будет работать честно, станут получать товар значительно дороже. Мы хотим соответствовать букве закона, но сейчас неконкурентоспособны в сравнении с теми, кто работает без документов. Но их обязать не можем, поэтому нам нужна отсрочка», — убеждала Смайылова. Зарубин обещал принять вопрос к рассмотрению.

Филипп Зарубин: «Если предприниматель надлежащим образом подготовился заранее и его права нарушаются, то мы встанем на сторону предпринимателя. Но если известно, что у вас дома воду отключат, а вы ванную не набрали, кто в этом виноват?» Филипп Зарубин: «Если предприниматель надлежащим образом подготовился заранее и его права нарушаются, то мы встанем на его сторону. Но если известно, что у вас дома воду отключат, а вы ванну не набрали, кто в этом виноват?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Досталось от Смайыловой и Роспотребнадзору, который организует проверки. По ее словам, сейчас предпринимателям необходим четкий алгоритм, инструкция, по которой они проходят, чтобы бизнесмен знал, что и как проверяется, видел свои недочеты и мог бы вовремя их исправить.

«Надо не штрафовать ИП, которые зарегистрированы в „Знаке“, а все силы бросить на борьбу с теми, кто вовсе игнорирует правила», — подытожила Смайылова. Зарубин поддержал предложение и вышел со встречной инициативой, предложив представителям омбудсмена пообщаться с бизнесменами на местах и предложить свой порядок или форму подобных проверок, которую в последующем предлагается проработать и утвердить с Роспотребнадзором.

Следом за Смайыловой слово взяла представитель ассоциации отелей Казани и РТ. Неожиданно для самих отельеров вопросы маркировки обуви коснулись их из-за одноразовых тапочек для гостей.

«Для гостиничного бизнеса одноразовые тапочки для гостей — немалая статья расходов, самые простые тапочки стоят около 30 рублей за штуку. Кроме того, согласно положению по классификации средств размещения не все категории номеров и отелей мы обязаны обеспечивать тапочками, однако гостям они могут быть нужны. В данном случае мы можем их продавать. Однако из-за маркировки обуви нам, во-первых, придется подключиться к системе „Честный знак“, но это нецелесообразно, ведь продажа обуви — не наш основной профиль. Во-вторых, цена на такие изделия будет неоправданно завышена. Сейчас, после введения маркировки, закупочная цена на тапочки подросла на 15 процентов. Мы предлагаем или для ОКВЭДа „Гостиничная деятельность“ смягчить указанные требования, или исключить одноразовые тапочки для гостей из обязательных для маркировки и относиться к ним как к любым расходникам (разовые гели и шампуни и так далее)», — выступила представитель ассоциации отельеров.

Зарубин попросил отельеров подсчитать затраты на участие в данной механике до 3 марта, поскольку потерянная таким образом часть средств может уходить из-под налоговой базы.

Предприниматели через Тимирбаева пожаловались на сложности с маркировкой обуви на местах: марки с обуви легко слетают, потому бизнесмены просят надзорные органы через омбудсмена меньше обращать внимание на мелочи вроде этих марок Предприниматели через Тимирбаева пожаловались на сложности с маркировкой обуви на местах: марки с обуви легко слетают, поэтому бизнесмены через омбудсмена просят надзорные органы меньше обращать внимание на мелочи вроде этих марок Фото: «БИЗНЕС Online»

«Недобросовестный покупатель и даже конкурент уже используют методы шантажа»

Индивидуальный предприниматель Марат Тимирбаев подготовил для круглого стола 11 вопросов, но озвучить смог только несколько. Предприниматели через Тимирбаева пожаловались на сложности с маркировкой обуви на местах: марки с обуви легко слетают, поэтому бизнесмены через омбудсмена просят надзорные органы меньше обращать внимание на мелочи вроде этих марок, больше — на общий документооборот и факт регистрации предпринимателя в «Честном знаке». Также выяснилось, что палки в колеса бизнесменам вставляют и сами покупатели.

«Участились жалобы предпринимателей на недобросовестных покупателей: последние сообщают, что товар якобы не промаркирован. На самом деле причина в том, что приложение покупателей не считывает маркировку. Но за минуту формируется жалоба, впоследствии приходит проверка, предпринимателя по мелким нарушениям отправляют в суд. Мы предлагаем сначала выяснить обоснованность жалобы покупателя, рассмотреть возможность решить вопрос на месте. Недобросовестный покупатель и даже конкурент уже используют методы шантажа и вымогательства!» — продолжил Тимирбаев.

Зарубин напомнил предпринимателям телефон горячей линии, по которому они могут задать свои вопросы. «Кроме того, в рамках указанных проверок вы можете позвонить на горячую линию и попросить нас участвовать в проверке, чтобы решилась проблема на месте. Я же правильно понимаю, вопрос в том, чтобы документация была надлежащим образом оформлена, и если нет вашей вины, то есть правовые способы не доводить ситуацию до суда? И если с вас кто-то что-то вымогает — 112. Вам в данном случае помогут только правоохранители, обязательно обращайтесь к ним», — прояснил Зарубин.

Далее Смайылова предложила еще одну инициативу, касающуюся крупнейших оптовых рынков. Там якобы предлагают немаркированную обувь. Отказаться от данных рынков не вариант: у бизнесменов не так много точек, где они могут закупать товары мелким оптом.

«Считаем необходимым написать собственникам указанных рынков обращение от омбудсмена Татарстана о наведении на них порядка. Это основная проблема с маркировкой: промаркированного товара просто нет», — продолжила Смайылова. Чтобы дать делу ход, аппарат Абдулганиева попросил предоставить конкретные факты, подтверждающие проблему.

Следующее предложение прозвучало еще более дерзко: Тимирбаев от лица предпринимателей попросил Роспотребнадзор РТ и ТПП региона «набраться мужества» и обратиться к вышестоящим законодательным и исполнительным органам, чтобы либо отменить маркировку, либо отложить до адекватной ее отладки.

В заключение слово предоставили представителю «Таткассы». Его предложение касалось практической стороны вопроса: компания просит добавить в приложение, которое проверяет маркировку, возможность видеть ИНН владельца кода. «Таким образом, и индивидуальный предприниматель, и сотрудники Роспотребнадзора смогут увидеть, что ИНН владельца кода совпадает с ИНН владельца точки продажи. Это сняло бы 90 процентов всех вопросов. Это сейчас актуально, люди с подобным приходят каждый день», — подытожил представитель «Таткассы».