Услуга аэроэкспресса нужна не только Набережным Челнам и Нижнекамску, но и всем районам, у которых есть выход к Куйбышевской железной дороге Услуга аэроэкспресса нужна не только Набережным Челнам и Нижнекамску, но и всем районам, у которых есть выход к Куйбышевской железной дороге Фото: «БИЗНЕС Online»

Было два варианта: тупиковый и транзитный

Связать Челны и аэропорт Бегишево железной дорогой, по которой пустят аэроэкспресс, — такие идеи вынашивают в исполкоме Тукаевского района. О них рассказал глава района Фаил Камаев. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сейчас проектом занимается филиал РЖД — Куйбышевская железная дорога. Экспертам предстоит подготовить технико-экономическое обоснование, после чего по результатам проектирования специалисты назовут примерную стоимость будущих работ.

По нашим данным, впервые вопрос строительства ж/д путей в аэропорт обсуждался в январе этого года во время совещания с участием министра транспорта РТ в челнинском IT-парке. В ходе конференции представители РЖД выслушали пожелания всех глав муниципальных образований Закамья, которые просили, чтобы от их населенных пунктов ходил железнодорожный транспорт до аэропорта. Отдельное пожелание было озвучено со стороны дачного общества «Дубрава», расположенного как раз неподалеку от воздушной гавани. Владельцы участков жаловались, что им не на чем добираться до своих огородов. Удовлетворяя желания дачников, в плановую ж/д ветку даже внесли два остановочных пункта перед конечной точкой.

Источники нашего издания утверждают, что изначально существовал так называемый «тупиковый» вариант, по которому ветка к аэропорту шла бы от челнинского вокзала до станции «Никашновка» по уже существующим путям, проложенным вдоль трассы на Альметьевск через поселок Круглое Поле. Никашновка находится менее чем в километре от взлетно-посадочной полосы. Безусловно, это было бы выгоднее с экономической стороны — оставалось бы проложить совсем небольшой путь до самого аэропорта. Однако от такой идеи вскоре отказались, так как услуга аэроэкспресса нужна не только Набережным Челнам и Нижнекамску, но и всем районам, у которых есть выход к Куйбышевской железной дороге.

Еще одним фактором, из-за которого было решено исключить работу с уже имеющимися путями, стала их загруженность. По железной дороге регулярно ходят грузовые составы, что могло бы привести к проблемам в движении пассажирской электрички. Поэтому сейчас рассматривается вариант транзитного проезда через аэропорт Бегишево. Новый путь, скорее всего, также пройдет вдоль трассы Набережные Челны – Альметьевск, с ж/д станции Челнов, но направится напрямую к аэропорту, минуя Круглое Поле, через уже упомянутую «Дубраву». Расстояние от вокзала до аэропорта по трассе составляет 17 километров. В будущем этот вариант движения аэроэкспресса даст возможность соединить и другие муниципалитеты — Агрыз, Бугульму, Альметьевск, Заинск, Елабугу, Менделеевск и Ижевск.

Что касается прокладывания путей, то сейчас проектировщики РЖД учитывают все нюансы, в том числе и уже проложенные нефтепроводы. Как заверили нас в пресс-службе Тукаевского района, вопросов по земле возникнуть не должно. 

Если говорить о частных участках, то дорога может пройти по землям фермера Равиля Миннехузина. В беседе с «БИЗНЕС Online» он признался, что пока к нему с таким вопросом никто не обращался. При этом бизнесмен дал понять, что если поступит запрос от властей, то препятствовать прокладке ж/д ветки он не станет.

Со стороны аэропорта было передано пожелание, чтобы расписание прибытия электричек составлялось с учетом времени вылетов регулярных рейсов Со стороны аэропорта было передано пожелание, чтобы расписание прибытия электричек составлялось с учетом времени вылетов регулярных рейсов Фото: Олег Спиридонов

Почему ижевчане ближе к аэропорту, чем челнинцы

Сейчас на участке от аэропорта Бегишево до городов татарстанского Закамья транспорта, кроме такси, нет. Автобусные рейсы требуют обкатки и регулярного наполнения, чтобы быть рентабельными. Предпринималось несколько попыток открытия автобусного маршрута различными перевозчиками в Набережных Челнах и других городах, но они провалились.

Некоторое время из Челнов ходил автобус компании «Альтекс», проезд стоил 100 рублей. Также Нижнекамск находился в числе первоочередных по решению вопроса доставки пассажиров. Но возникали определенные сложности с точки зрения классификации таких маршрутов. Не удавалось их заявить как пригородные, потому что речь идет о двух разных муниципальных районах, соответственно, невозможно было получать субсидии на маршрут. Для стабильного сообщения из Нижнекамска требовалось выполнять как минимум 6 рейсов в день, каждый стоил порядка 2,5–3 тыс. рублей по ценам трехгодичной давности.

С соседней Удмуртией при этом ситуация оказалась несколько иной. Опросы пассажиров показывали, что цена билета в 500 рублей для маршрута Ижевск – Бегишево вполне приемлемая. И получался парадокс, что на дальние расстояния перевозки до Бегишево организовать было проще, чем на ближние. Два года назад авиакомпания «Победа» даже создала интермодальный рейс Москва – Бегишево с трансфером до ижевского вокзала. Но сейчас такого рейса нет. И по факту в аэропорт и обратно пассажиров теперь возит частная компания «Ижтрансфер». Это единственный перевозчик, который работает с воздушной гаванью.

Сейчас аэропорт не принимает международные рейсы, что напрямую сказывается на потоке пассажиров и доходах предприятияФото: Олег Спиридонов

«Не так много желающих для поездок на автобусах. Основные пассажиры уезжают на личном транспорте либо на такси. Для командировочных это, как правило, не проблема — им даже так удобнее. Тем не менее просьбы об открытии маршрутов общественного транспорта до аэропорта к нам поступают регулярно, и мы их направляем в органы, в чьей компетенции это находится», — описал ситуацию гендиректор аэропорта Бегишево Андрей Парфененко.

При этом руководитель воздушной гавани Закамья считает, что классическим аэроэкспрессом, к которому, например, привыкли жители Москвы, будущую идею назвать нельзя. «Вернее, это электричка, которая транзитом станет проходить через аэропорт, — объясняет Парфененко. — Запускать ее только для пассажиров аэропорта окажется нерентабельно. Машиной все-таки приехать будет быстрее, удобнее, комфортнее. Особенно при наличии большой бесплатной парковки. Думаю, что вряд ли это приведет к большому росту пассажиропотока. Скорее, это социальный проект, дополнительный сервис для удобства жителей региона, расширение транспортной доступности аэропорта».

Время прибытия электричек установят РЖД, которые учитывают свои внутренние нюансы, например чередуя грузовые и пассажирские составы. Со стороны аэропорта было передано пожелание, чтобы расписание прибытия электричек составлялось с учетом времени вылетов регулярных рейсов.

Парфененко объяснил, что в Бегишево, как и в других аэропортах, есть исторические слоты — время вылета определенных рейсов, которые авиакомпании годами не меняют. Например, утренние рейсы в Москву вылетают в районе 5–6 часов. Вечерние — в 17:00–18:00. Люди уже привыкли к этим рейсам, и, скорее всего, железнодорожникам нужно будет подстраиваться под такое время.

В Бегишево планировали к 2033-му выйти на обслуживание 1 млн 719 тыс. пассажиров в год. Но коронавирус внес свои коррективыФото: Олег Спиридонов

Экспресс до нового терминала не доедет

Когда именно будет реализован проект, пока непонятно. В Бегишево планировали к 2033-му выйти на обслуживание 1 млн 719 тыс. пассажиров в год. Но коронавирус внес свои коррективы. Сейчас аэропорт не принимает международные рейсы, что напрямую сказывается на потоке пассажиров и доходах предприятия. Если в 2019 году воздушная гавань приняла 785 тыс. пассажиров, то в 2020-м — 429 тысяч. Иными словами, пассажиропоток упал почти на 50%. Запускать электрички при таких показателях будет нерентабельно. «Линия восходящего тренда прервалась. Соответственно, нам надо начинать все поднимать с уровня, который у нас имелся в районе 2015–2016 годов», — говорит Парфененко. Поэтому не исключено, что реализация проекта может быть отложена на неопределенный срок.

Несмотря на трудности, в Бегишево продолжается строительство второго терминала, предназначенного для обслуживания пассажиров международных воздушных линий.

При этом, по словам Парфененко, новое здание не будет задействовано при прокладке железнодорожных путей. «Интегрировать остановочный пункт аэроэкспресса со вторым терминалом не получится, потому что проект терминала разрабатывался без учета возможности пристраивания к нему дополнительных входов, — говорит руководитель аэропорта. — Где-то в непосредственной близости [разместить] возможно».

Аэропорт планирует завершить возведение нового терминала в начале 2022 года. Также на 2021-й намечено строительство бесплатной парковки на 750 машин. В будущем предполагается создание еще одной платной парковочной зоны длительного размещения, чтобы разгрузить площадь перед аэровокзалом. За счет бюджета республики в настоящее время производятся проектно-изыскательские работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы.

Будущее Бегишево
Планируется удлинение полосы на 400 метров, а также расширение с 42 до 45 метров. Это необходимо сделать для расширения линейки принимаемых типов воздушных судов.
Андрей Парфененко гендиректор аэропорта «Бегишево»
Андрей Парфененко гендиректор аэропорта «Бегишево»

«Рентабельно ли строить железную дорогу, если даже на автобусе до аэропорта ездили единицы?»

Тахир Давлетшин — автор проекта «Обходная железная дорога Казани»:

— Это ненужный проект. Стоимость километра железной дороги начинается от полумиллиарда, а пассажиропоток у Бегишево небольшой. Можно было бы наладить хорошее автобусное сообщение из Челнов, Нижнекамска и Заинска. Этого оказалось бы достаточно, если бы через каждый час автобус ходил.

Когда обсуждался проект скоростных электричек до аэропорта Казани, я его критиковал, потому что не нужен там скоростной поезд. Подойдет самый обычный, потому что разницы особой нет, за 20 минут добираться или за 35. Сейчас туда электричка через каждые два часа ходит. Но если уж в Казани человек 10 в одном поезде едут, то в Челнах ситуация еще хуже будет.

Сейчас из Казани до аэропорта еще ходит 197-й автобус, небольшой, вроде «ПАЗика». Но дело в том, что пассажиры самолетов относительно богатые люди, которые покупают билеты за 5–10 тысяч рублей. Что им стоит заплатить 300–500 рублей за такси? Потому они и в автобусы не садятся, и электрички пустуют. Нашими электричками пользуются в основном те, кто живет в поселках, а не пассажиры аэропорта.

Ильдар Фахразиев — совладелец ООО ГК «Альтекс»:

— Рентабельно ли строить железную дорогу, если даже на автобусе до аэропорта ездили единицы? Да, была необходимость организовать перевозки с точки зрения репутации аэропорта. Он получил статус международного. Но автобусы ездили пустыми. Наша компания этот проект поддерживала в течение 5 лет. Мы несли убытки, поднимали вопрос об их возмещении на всех уровнях. Предлагали заинтересовать пассажиров через турфирмы, сделать бонусы или акции для тех, кто постоянно летает, для командировочных. Но ничего не сработало. Люди просто игнорировали такую мотивацию и продолжали ездить на такси или личном транспорте. С приходом пандемии пассажиропоток значительно упал, и по согласованию с аэропортом мы этот автобусный маршрут закрыли.

Народ привык уже к тому, чтобы ездить с комфортом в аэропорт и обратно. Это связано с багажом. Неудобно его таскать в общественном транспорте. Представьте, вам сначала надо добраться до остановки, потом до аэроэкспресса, который будет от вокзала отходить, а потом от него до аэропорта. Поэтому опять приучать людей к общественному транспорту будет сложно. Люди связывают авиаперевозки с повышенным комфортом и, уже выходя из дома, хотят сразу его получить.

Сергей Майоров — председатель правления машиностроительного кластера РТ:

— Это хорошо, когда в республике реализуются инвестиционные проекты. Любое инфраструктурное развитие, особенно скоростное, — всегда в плюс. Если еще и скоростной поезд Москва – Казань – Челны – Уфа появится, будет замечательно. Но нужно внимательно просчитать экономическую рентабельность. Может быть, с учетом развития аэропорта Бегишево пассажиропоток возрастет. Но это недешево. И обязательно расчет проекта следует согласовать с аэропортом. Бегишево должно достигнуть загрузки аэропорта Казани. Это в принципе возможно, потому что развиваются ОЭЗ «Алабуга», Нижнекамск, Челны. Но и сам аэроэкспресс может подтянуть развитие аэропорта. Раз аэроэкспресс будет недозагружен, потребуется развивать аэропорт.

Я бы сам не пользовался услугами аэроэкспресса. Человеческим прогрессом движет лень. Очень удобно — вышел из самолета, положил чемоданы в багажник и доехал до места назначения. А тут из аэроэкспресса придется багаж тащить до другого транспорта. Логистика не очень удобная. Хотя если мы двигаемся в сторону Москвы, то у нас в будущем такие же пробки возникнут. И спрогнозировать свой путь до минуты в таком случае можно, только воспользовавшись аэроэкспрессом и метро.