В преддверии 8 Марта одни бьются за букеты в переполненных цветочных магазинах, другие обрывают телефоны, чтобы заказать столик в лучшем ресторане, третьи сметают ювелирные стенды. Но правильно ли делать акцент на конкретном дне? В интервью «БИЗНЕС Online» старший научный сотрудник Психологического института РАО, основательница проекта «Психодемия» и практикующий психолог Мария Данина рассказала об истинном смысле праздника, влиянии на него конфетно-букетной индустрии и глобальной проблеме одиночества.
Мария Данина: «Для многих женщин, да и мужчин, 8 Марта сегодня — все еще праздник нежности, красоты и весны. Это с удовольствием эксплуатирует и поддерживает конфетно-букетная индустрия»
«Все больше людей открыто выражают намерение вернуть 8 Марта его истинный статус»
— Мария, значение праздника 8 Марта все больше подвергается сомнению и переосмыслению. Как вам кажется, изменилось ли отношение к Международному женскому дню в 2021 году?
— Тут сложно говорить вообще. Я наблюдаю только определенный социальный пузырь, в котором нахожусь. И в нем точно происходят изменения последние лет пять. Все больше людей открыто выражают намерение вернуть 8 Марта его истинный статус.
— А именно?
— День борьбы женщин за равноправие. В нашей стране за годы изначальный смысл данного дня сильно изменился. Для многих женщин, да и мужчин, 8 Марта сегодня — все еще праздник нежности, красоты и весны. Это с удовольствием эксплуатирует и поддерживает конфетно-букетная индустрия, стремясь из года в год продать как можно больше. Сейчас же я вижу тенденцию, что люди, которые действительно озабочены положением женщин в мире, стараются воскресить истинный смысл указанного дня. Они пытаются подсветить и переосмыслить те традиции, которые сложились в этот праздник за десятилетия. Например, цветы, поздравления в духе «какие вы сегодня красивые», скидки на косметику. Проводят разного рода мероприятия, напоминающие о возможностях женщин в современном мире. Думаю, подобное и есть главное изменение к 2021 году.
— Помнится, не так давно несколько молодых людей снимали такой пранк. Они приехали к феминисткам 8 марта и дарили им букеты тюльпанов, снимая все на видео. А девушки, как и ожидалось, погнали их обратно теми самыми цветами. Почему такой протест к атрибутике? Что плохого, что тебе дарят букет, говорят, что ты красивая?
— Потому что это все еще проявление патриархальной системы, против которой феминистки и борются. Недавно на глаза попались результаты соцопроса о женщинах и их социальных ролях. Так вот, не менее половины выборки исследования определяли женщин как «украшение коллектива», «хранительниц очага», «муз для своих мужчин». Половина опрошенных мужчин считали, что женщина может зарабатывать только в крайних случаях, если уж совсем не повезло, видимо, найти кого-то, кто станет ее содержать. Поощряется зависимость, несамостоятельность женщин, а каким должен быть тот, кто зависит от нас? Удобным и радующим глаз. Цветы и прочая атрибутика снова подчеркивают подобное отношение, хотя сами по себе такие подарки могут быть, конечно, очень приятными. Получается, что борьба за равные права, благодаря которой изначально данный день отметили красным, все еще идет. Пока подарком остается стандартный цветок и шоколадка, мы не можем считать, что продвинулись в этом вопросе.
— В случае если феминистки одержат победу, останется ли 8 Марта хоть отчасти тем праздником, каким мы привыкли его видеть?
— Я знаю, как его отмечают женщины, разделяющие идеи феминизма. Во-первых, роль мужчины в празднике отходит на второй план. А во-вторых, женщины пытаются признать заслуги каждой: чем хороша та или иная, отметить уникальность.
— То есть профессиональные и личные достижения, а не «девочки, какие вы сегодня красивые»?
— Да, именно. Смысловой посыл такой: «Мы женщины, мы сильные. Это классно. У тебя одна суперсила, а у меня другая. Давайте объединимся и будем друг друга поддерживать. Праздновать наше разнообразие».
— Я знаю, что некоторые крупные компании буквально отказываются от этого праздника, чтобы не побуждать конфликты.
— Мне кажется, если мы говорим о крупных американских или европейских компаниях, то могут быть и другие причины такого избегания. Там все сложно с гендерной идентичностью. Кого поздравлять? Если ты не вписываешься в стандартную схему М/Ж — как с тобой обходиться? Поскольку в этой теме пока все крайне горячо, компании легко спровоцировать негатив со стороны сотрудников, разбирательства.
— Вам не кажется, что чем больше в мире говорят о гендере (не только мужском и женском, их гораздо больше), тем быстрее размываются границы Международного женского дня? Может, нужен новый праздник? Международный день гендера, например.
— Я слышала такую позицию: феминизм — не про женщин, а про неравенство как таковое. Неважно, к какому меньшинству ты относишься, феминизм — это и про тебя. И когда мы признаем «женский» день, то подобное относится ко всем угнетенным группам, которые хотят быть видимыми и признанными. Так что можно смотреть на праздник шире. Международный день общего равенства и взаимного уважения. Мне нравится такая идея.
«Нет ничего плохого в том, чтобы подарить любимой женщине, маме или сестре что-то красивое и приятное. Это может быть и про любовь тоже»
«Освобожденной женщине не требуется подтверждения, что ее признают мужчины»
— Про эту сторону более или менее ясно. Но есть и другая забота на 8 Марта — подарки. В интернете легко найдется с десяток текстов примерно с идентичным заголовком — «Советы опытного психолога, как правильно просить подарки на 8 Марта». Причем упор делается конкретно на ключевые фразы, которые приведут к заветному айфону или кольцу. Действительно можно таким образом воздействовать на психику?
— Обычно потребность людей гуглить такие тексты, искать подобные фразы говорит о том, что между людьми нет нормального (и равного!) диалога. Если нельзя прямо сказать партнеру, что ты от него ожидаешь, хочешь, приходится придумывать изощренные способы манипуляции.
— Может, это кокетство? Хочется сюрприза, но чтобы он сам все понял.
— Всегда можно сказать — я хочу сюрприз. Опять же, когда пара настроена друг на друга, они обсуждают свои потребности не раз в году, знают занятия и хобби каждого. Поэтому, когда приходит праздник, становится понятно, чего не хватает. Для меня это скорее сигнал, что люди не умеют общаться и находить этот контакт. Если нет близости и доверия в отношениях, никакие «психологи» с их манипулятивными чудо-фразами не помогут ее обрести.
— Не кажется ли вам, что соцсети только усугубляют подобное? 8 Марта, как и прошедшее 14 Февраля, становится такой ярмаркой тщеславия: «мой подарил букет», «а мой сводил в ресторан». А если тебе не принесли тюльпаны, то чувствуешь себя бракованной какой-то.
— Поэтому в «Инстаграме» уже арендуют букеты для фоток. Но такое было всегда. У кого лучше побрякушка, у кого выше дом, у кого больше золота на шее. Люди конкурировали за социальный статус испокон веков. И неудовлетворенность подарками тоже звоночек про непобедивший феминизм. Освобожденной женщине не требуется подтверждения, что ее признают мужчины. Речь об этом. То, о чем мы сейчас говорим, обратная ситуация. Мой мужчина такой щедрый и дарит мне подарки, значит, я достаточно привлекательный трофей. Если размер подаренного букета, а не размер личного капитала, например, и есть предмет конкуренции, то, опять же, это плохой показатель для общества в целом.
— Есть ли тогда место любви?
— Она может быть. Нет ничего плохого в том, чтобы подарить любимой женщине, маме или сестре что-то красивое и приятное. Это может быть и про любовь тоже. Но если человеку важно засветить в сетях количество цветов и других подарков, настолько, что он готов их арендовать — подобное уже вызывает большой вопрос.
— Читала, что после 8 Марта учащается число приемов неудовлетворенных собственными ожиданиями женщин. Вы встречались с таким?
— Я никогда не сталкивалась, но вполне могу поверить в это. Если у человека есть четкое представление о том, как устроен мир, все масс-медиа без устали трубят, как правильно просить подарки, у девочек в «Инстаграме» — арендованные букеты, а тебе на праздник подарили что-то не то, конечно, ты будешь чувствовать себя убогой и ненужной. Подобное вызовет возмущение, печаль, сомнение в своей ценности. Но, мне кажется, это петля и замкнутый круг, из которого очень сложно выбраться. Общество поддерживает такие принципы, и женщины реально на данной почве чувствуют себя неважными. Собственно, об этом и говорят феминистки. Давайте разорвем замкнутый круг и перестанем считать, сколько роз нам кто-то подарил, насколько нас одобряют.
— А если представить, что рутина, семья, работа съедают все время, и только подобный праздник становится напоминанием, что можно сменить фартук на платье, надеть туфли и почувствовать себя любимой и красивой?
— Вот в чем и проблема. Сейчас получается, что ты должна дождаться определенного дня, чтобы надеть платье и снять фартук. А до этого? Стой в фартуке и обслуживай? Ладно, сегодня можешь посуду не мыть. Помоешь завтра. Подобное как раз и плохо, что сами женщины делают акцент на определенном дне как на возможности чувствовать себя любимой и свободной. Почему мы не можем получать внимание, заботу, тепло на протяжении всего года? Почему надо ждать только праздника?
— Потому что нас так приучает общество. Еще с детского сада мальчиков поздравляют с 23 Февраля, а девочек — с 8 Марта, потому что этот день отмечен красным в календаре. И зачастую никто не заботится о смысле. Просто обязаловка. Но если, условно, родители напоминают ребенку чистить зубы два раза в день, чтобы избежать проблем в будущем, то сработает ли та же логика с 8 Марта? То есть если хотя бы раз в год говорить женщине, что она красивая и дарить цветы, будет ли она себя такой чувствовать все время?
— Это работает немного по-другому. Есть волшебная сила традиций. От ритуалов, которые люди повторяют из года в год, им стабильнее живется. Традиции могут уменьшать чувство тревоги. Но если тебе спонтанно кто-то сделает что-то приятное, это действительно скажет о важности. Такое очень наполняет. А когда подобное происходит на уровне традиций, то только успокаивает, но не наполняет. Вряд ли тебя сделает счастливым мысль, что партнер подарил цветы, потому что так надо, а не потому, что ему захотелось.
— А если в паре есть гармония и взаимопонимание, нужны ли им такие праздники?
— Думаю, подобные пары будут использовать любой повод, чтобы показать свои чувства. То есть не станут весь год игнорировать друг друга, а в конкретный день внезапно вспоминать. Они могут вовлеченно и активно отмечать все праздники, придумывать свои собственные, потому что им хочется проявлять близость.
«Если люди, которые очень долго мечтают об отношениях, постоянно говорят о них, а когда наконец начинают их, то очень удивляются, что приходится иметь дело с другими людьми, чьи интересы могут не совпадать с твоими»
«Люди чувствуют себя одинокими даже находясь в отношениях»
— Еще одна тема — это 8 Марта в одиночестве. По этому поводу, кстати, тоже полно советов от психологов в интернете. Что думаете?
— Такие же заголовки есть по любому празднику. Но главное другое. Проблема одиночества действительно сейчас очень серьезно звучит.
— С чем это связано?
— Изменение уклада жизни. Людям сложно поддерживать контакты. Очень многое ушло в сеть. Это создает ощущение общения, которым ты наедаешься в течение дня, недели, а потом к удивлению обнаруживаешь, что все друзья не так уж и близки тебе. Подобное очень серьезная проблема. Люди чувствуют себя одинокими даже находясь в отношениях. Или, наоборот, кто-то долгие годы не может найти себе пару. Есть и такие, кому в одиночестве комфортно, но им упорно доказывают, что для 8 Марта тебе обязательно нужна пара. И вопрос «Как пережить?» звучит действительно очень сложно. Для начала надо понять, а как ты себя чувствуешь при этом. Тебе действительно плохо? Если да, то здесь задача не «под праздник», а вообще какая-то важная жизненная цель, с которой нужно работать. Возможно, существуют психологические барьеры, препятствующие сближению с кем-то.
Данная тема — настоящий ящик Пандоры. Если люди, которые очень долго мечтают об отношениях, постоянно говорят о них, а когда наконец начинают их, то очень удивляются, что приходится иметь дело с другими людьми, чьи интересы могут не совпадать с твоими. И они отстраняются. И им проще оставаться в одиночестве, но потребность в отношениях при этом не закрывается. Они оказываются между миров. Тогда точно надо идти к психологу и разбираться.
— Не кажется ли вам, что такие международные или чисто российские праздники как часть традиции, нацелены не на выстраивание адекватных отношений между людьми, а на сохранении видимости того, что все счастливы?
— Да, это исключительно фасадная история. Она давно себя изжила и поэтому против нее идет такая борьба. Важна не оболочка, а наполнение. Если конкретной женщине нравятся конкретные цветы, то любящему ее мужчине захочется их ей подарить. И это прекрасно. Если женщина любит поесть, то ухаживающий за ней мужчина станет водить ее по ресторанам. А если ей ничего из подобного не надо и все, что хочется, — это лежать в кровати и смотреть сериалы с пиццей, то такое и будет лучшей формой близости.
Мне кажется, мы должны уходить от универсальных ритуалов ухаживания, персонализировать их. Но! И об этом тоже говорят феминистки. Надо всегда спрашивать — кому выгодно поддерживать текущее положение вещей? Ни одной крупной компании, которая занимается цветами, ювелирными украшениями, косметикой, не выгодна эта персонализация. Пицца с сериалами ей, видите ли, нравится! А ювелирку кто купит тогда?
Вот перешли мы благодаря Coca Cola к красно-белой цветовой гамме в преддверии Рождества, и все — ты точно знаешь, как должны выглядеть товары для новогоднего настроения. Но если все будут прислушиваться к себе, то как продавать? Поэтому мы еще очень далеки от такой свободы.
— А хотят ли ее люди?
— Думаю, так всем было бы лучше. Потому что когда единственное, о чем ты думаешь, — как не быть хуже других, это очень мало имеет отношения к счастью. Не наполняет, не создает ощущения значимости, а дает кратковременную дозу социального одобрения. Действия от страха, а не от любви.
Проблема еще связана с темной стороной общества потребления. Мы действительно ждем, что наше счастье напрямую зависит от того, чем мы обладаем, а не с тем, что мы из себя представляем, о чем мечтаем, делаем ли что-то осмысленное в жизни. Данная гонка кажется неизменной частью социальной динамики. Поэтому я не верю, что что-то может поменяться в ближайшие лет 50. Слишком легко наполнять себя покупками, социальным одобрением. Это очень глубоко сидит внутри общества.
— В конце давайте попробуем дать совет, необязательно общий для всех, как провести 8 Марта.
— Задайте себе несколько вопросов: а что я хочу на самом деле от этого дня? Что важно для меня и моего партнера? И готовы ли вы, что честный ответ перейдет в честный разговор? Поменьше масок и шаблонов и побольше искренности и понимания личных потребностей. Признавайте право другого человека не делать то, о чем вы его просите. Объясняйте, почему для вас так важно, чтобы другой человек сделал что-то для вас. В любом случае говорите. Если не с кем — берите управление в свои руки и сделайте праздник для себя сами. Это лучше, чем прятаться за социальными масками и чувствовать себя несчастной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.